Научная статья на тему 'Формирование индикаторов достижения профессиональных компетенций'

Формирование индикаторов достижения профессиональных компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1285
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Компетентность
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИН / ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ ПРОФЕССИЙ / КОМПЕТЕНЦИИ / ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / PROFESSIONAL STANDARDS / WORK PROGRAMS OF DISCIPLINES / LABOR FUNCTIONS OF PROFESSIONS / COMPETENCIES / REQUIREMENTS OF STANDARDS / EDUCATIONAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аристова Е.П., Аристов В.М., Харитонов А.О.

Рассматривается актуальная тематика, связанная с разработкой методики определения индикаторов достижения компетенций на основе трудовых функций, которые должны быть включены в рабочие программы дисциплин. Предложенная методика отвечает требованиям образовательных стандартов поколения 3++. УДК 378

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аристова Е.П., Аристов В.М., Харитонов А.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the Professional Competencies Achievement Indicators

We studies the issue of developing a methodology for forming indicators of the achievement of competencies, to represent them in the work programs of disciplines in the form of the triad know, be able, to own. The labor functions of professional standards are the basis for determining the content of these indicators. We have proposed as a basis to take the labor functions of professional standards, corresponding to the areas of training and included in the annex to the educational standards of the generation 3 ++.We suggest choosing indicators from professional standards. We believe that the choice of indicators should be carried out on the basis of restrictive selection, providing theoretical and practical training of students.Also, we believe that the proposed methodology for determining indicators of the achievement of professional competencies based on work functions can be offered to teachers for use in practical work.

Текст научной работы на тему «Формирование индикаторов достижения профессиональных компетенций»

22 ОБУЧЕНИЕ

Компетентность / Competency (Russia) 3/2019

Формирование индикаторов достижения профессиональных компетенций

Рассматривается актуальная тематика, связанная с разработкой методики определения индикаторов достижения компетенций на основе трудовых функций, которые должны быть включены в рабочие программы дисциплин. Предложенная методика отвечает требованиям образовательных стандартов поколения 3++. УДК 378

Е.П. Аристова1

Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева (РХТУ им. Д.И. Менделеева), канд. техн. наук, доцент

В.М. Аристов2

РХТУ им. Д.И. Менделеева, д-р физ.-мат. наук

А.О. Харитонов3

РХТУ им. Д.И. Менделеева, д-р техн. наук, aharitonov@muctr.ru

1 доцент кафедры механики факультета инженерной химии, Москва, Россия

2 заведующий кафедрой технологии переработки пластмасс факультета нефтегазохимии и полимерных материалов, Москва, Россия

3 профессор кафедры стандартизации и инженерно-компьютерной графики факультета инженерной химии, Москва, Россия

Для цитирования: Аристова Е.П., Аристов В.М., Харитонов А.О. Формирование индикаторов достижения профессиональных компетенций // Компетентность / Competency (Russia). — 2019. — № 3

ключевые слова

профессиональные стандарты, рабочие программы дисциплин, трудовые функции профессий, компетенции, требования стандартов, образовательная программа

аявленные в учебном плане компетенции по каждой из дисциплин отрабатываются набором дидактических и методических материалов соответствующих рабочих программ дисциплин. Возросшая профессиональная направленность ФГОС поколения 3++ обуславливает необходимость нового подхода к разработке индикаторов достижения компетенций в форме триады «знать, уметь, владеть». В статье предлагается формировать указанные индикаторы с учетом трудовых функций профессий, включенных в перечень профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, из приложений к образовательным стандартам поколения 3++.

При реализации данного предложения возникают некоторые методические вопросы, ответы на которые составляют существо данной работы. К числу первых из них следует отнести достаточно обширный перечень указанных профессиональных стандартов, требованиям которых должен соответствовать выпускник высшей школы. Так, например, в приложении к образовательному стандарту поколения 3++ перечень профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата по направлению 040301 «Химия», содержит 30 документов. Выбор из этого числа профессий, на которые будет сориентирована основная образовательная программа и ее учебный план, может быть выполнен посредством ограничительного отбора, подобно тому, как это было предложено в работе [1] для определения компетенций.

Профиль подготовки, заложенный в составе дисциплин учебного плана, позволяет сузить этот выбор из предложенного перечня. При этом следует

отметить, что компетенции по каждому конкретному направлению подготовки должны быть уже определены по методике, изложенной в той же работе [1].

Заявленная в основной образовательной программе направленность подготовки также способствует уменьшению числа рассматриваемых профессий. После того как круг профессий очерчен, можно переходить к формированию индикаторов достижения компетенций.

В профессиональных стандартах каждой обобщенной трудовой функции, являющейся основой для ком-петентностного формирования учебного плана, соответствует несколько трудовых функций. Их содержание раскрывается в трудовых действиях, необходимых знаниях и умениях, аналогичных ранее указанным триадам рабочих программ дисциплин. Прямое заимствование этих характеристик из профессиональных стандартов для рабочих программ дисциплин невозможно из-за значительного превышения их суммарного числа над количеством дисциплин вариативной части учебного плана, для которых устанавливаются профессиональные компетенции.

Так, например, в профессиональном стандарте 40.012 «Специалист по метрологии» только для седьмого уровня квалификации, которому соответствует выпускник по направлению магистратуры 27.04.01 «Стандартизация и метрология», прописаны пять трудовых функций.

В профессиональном стандарте 40.060 «Специалист по сертификации продукции» для того же уровня квалификации определены две трудовые функции.

Профессиональный стандарт 40.062 «Специалист по качеству продукции»

Компетентность / Competency (Russia) 3/2019

ОБУЧЕНИЕ 23

содержит 12 трудовых функций, к исполнению которых должен быть готов выпускник магистратуры. Не продолжая перечисление профессиональных стандартов, к которым должна иметь непосредственное отношение указанная образовательная программа, отметим только, что количество трудовых функций может исчисляться не одним десятком. При этом при понижении уровня квалификации содержание трудовых функций упрощается с одновременным увеличением их числа. Последнее характерно для всех профессиональных стандартов.

Каждая трудовая функция в профессиональном стандарте характеризуется несколькими трудовыми действиями, необходимыми знаниями и умениями. Принимая эти показатели за индикаторы достижения компетенций и с учетом нескольких профессиональных стандартов, включенных в приложение к образовательным стандартам 3++, разработчику программы дисциплины учебного плана необходимо предварительно выбрать из всего числа этих показателей те, которые имеют непосредственное отношение к самой дисциплине.

Образовательные стандарты высшего образования поколения 3++ в качестве требований к результатам освоения программы бакалавриата регламентируют универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Для примера реализации предложенной методики выбора индикаторов достижения профессиональных компетенций рассмотрим одну из дисциплин учебного плана по направлению 27.04.01 «Стандартизация и метрология» магистерской программы «Стандартизация и сертификация в химической промышленности», а именно «Информационную поддержку жизненного цикла изделий химической продукции». В качестве профессиональных компетенций были приняты аналоги обобщенных трудовых функций двух ранее упоминавшихся профессиональных стандартов 40.060 «Специалист по сертификации продукции» и 40.062 «Специалист по каче-

Количество трудовых функций может исчисляться не одним десятком. При этом при понижении уровня квалификации содержание трудовых функций упрощается с одновременным увеличением их числа. Последнее характерно для всех профессиональных стандартов

ству продукции»: организация работ по подтверждению соответствия конкурентоспособных продукции и услуг и системы управления качеством и организация проведения работ по управлению качеством продукции (услуг). Наиболее близкими по содержанию рассматриваемой дисциплине являются трудовые функции:

► организация подтверждения соответствия системы управления качеством компании (профессиональный стандарт 40.060 «Специалист по сертификации продукции»);

► организация анализа и оптимизация процессов управления качеством жизненного цикла изделий и услуг компании (профессиональный стандарт 40.062 «Специалист по качеству продукции»).

Специальность «Стандартизация и метрология» [Specialty Standardization and metrology]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.