22 ОБУЧЕНИЕ
Компетентность / Competency (Russia) 3/2019
Формирование индикаторов достижения профессиональных компетенций
Рассматривается актуальная тематика, связанная с разработкой методики определения индикаторов достижения компетенций на основе трудовых функций, которые должны быть включены в рабочие программы дисциплин. Предложенная методика отвечает требованиям образовательных стандартов поколения 3++. УДК 378
Е.П. Аристова1
Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева (РХТУ им. Д.И. Менделеева), канд. техн. наук, доцент
В.М. Аристов2
РХТУ им. Д.И. Менделеева, д-р физ.-мат. наук
А.О. Харитонов3
РХТУ им. Д.И. Менделеева, д-р техн. наук, aharitonov@muctr.ru
1 доцент кафедры механики факультета инженерной химии, Москва, Россия
2 заведующий кафедрой технологии переработки пластмасс факультета нефтегазохимии и полимерных материалов, Москва, Россия
3 профессор кафедры стандартизации и инженерно-компьютерной графики факультета инженерной химии, Москва, Россия
Для цитирования: Аристова Е.П., Аристов В.М., Харитонов А.О. Формирование индикаторов достижения профессиональных компетенций // Компетентность / Competency (Russia). — 2019. — № 3
ключевые слова
профессиональные стандарты, рабочие программы дисциплин, трудовые функции профессий, компетенции, требования стандартов, образовательная программа
аявленные в учебном плане компетенции по каждой из дисциплин отрабатываются набором дидактических и методических материалов соответствующих рабочих программ дисциплин. Возросшая профессиональная направленность ФГОС поколения 3++ обуславливает необходимость нового подхода к разработке индикаторов достижения компетенций в форме триады «знать, уметь, владеть». В статье предлагается формировать указанные индикаторы с учетом трудовых функций профессий, включенных в перечень профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, из приложений к образовательным стандартам поколения 3++.
При реализации данного предложения возникают некоторые методические вопросы, ответы на которые составляют существо данной работы. К числу первых из них следует отнести достаточно обширный перечень указанных профессиональных стандартов, требованиям которых должен соответствовать выпускник высшей школы. Так, например, в приложении к образовательному стандарту поколения 3++ перечень профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата по направлению 040301 «Химия», содержит 30 документов. Выбор из этого числа профессий, на которые будет сориентирована основная образовательная программа и ее учебный план, может быть выполнен посредством ограничительного отбора, подобно тому, как это было предложено в работе [1] для определения компетенций.
Профиль подготовки, заложенный в составе дисциплин учебного плана, позволяет сузить этот выбор из предложенного перечня. При этом следует
отметить, что компетенции по каждому конкретному направлению подготовки должны быть уже определены по методике, изложенной в той же работе [1].
Заявленная в основной образовательной программе направленность подготовки также способствует уменьшению числа рассматриваемых профессий. После того как круг профессий очерчен, можно переходить к формированию индикаторов достижения компетенций.
В профессиональных стандартах каждой обобщенной трудовой функции, являющейся основой для ком-петентностного формирования учебного плана, соответствует несколько трудовых функций. Их содержание раскрывается в трудовых действиях, необходимых знаниях и умениях, аналогичных ранее указанным триадам рабочих программ дисциплин. Прямое заимствование этих характеристик из профессиональных стандартов для рабочих программ дисциплин невозможно из-за значительного превышения их суммарного числа над количеством дисциплин вариативной части учебного плана, для которых устанавливаются профессиональные компетенции.
Так, например, в профессиональном стандарте 40.012 «Специалист по метрологии» только для седьмого уровня квалификации, которому соответствует выпускник по направлению магистратуры 27.04.01 «Стандартизация и метрология», прописаны пять трудовых функций.
В профессиональном стандарте 40.060 «Специалист по сертификации продукции» для того же уровня квалификации определены две трудовые функции.
Профессиональный стандарт 40.062 «Специалист по качеству продукции»
Компетентность / Competency (Russia) 3/2019
ОБУЧЕНИЕ 23
содержит 12 трудовых функций, к исполнению которых должен быть готов выпускник магистратуры. Не продолжая перечисление профессиональных стандартов, к которым должна иметь непосредственное отношение указанная образовательная программа, отметим только, что количество трудовых функций может исчисляться не одним десятком. При этом при понижении уровня квалификации содержание трудовых функций упрощается с одновременным увеличением их числа. Последнее характерно для всех профессиональных стандартов.
Каждая трудовая функция в профессиональном стандарте характеризуется несколькими трудовыми действиями, необходимыми знаниями и умениями. Принимая эти показатели за индикаторы достижения компетенций и с учетом нескольких профессиональных стандартов, включенных в приложение к образовательным стандартам 3++, разработчику программы дисциплины учебного плана необходимо предварительно выбрать из всего числа этих показателей те, которые имеют непосредственное отношение к самой дисциплине.
Образовательные стандарты высшего образования поколения 3++ в качестве требований к результатам освоения программы бакалавриата регламентируют универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Для примера реализации предложенной методики выбора индикаторов достижения профессиональных компетенций рассмотрим одну из дисциплин учебного плана по направлению 27.04.01 «Стандартизация и метрология» магистерской программы «Стандартизация и сертификация в химической промышленности», а именно «Информационную поддержку жизненного цикла изделий химической продукции». В качестве профессиональных компетенций были приняты аналоги обобщенных трудовых функций двух ранее упоминавшихся профессиональных стандартов 40.060 «Специалист по сертификации продукции» и 40.062 «Специалист по каче-
Количество трудовых функций может исчисляться не одним десятком. При этом при понижении уровня квалификации содержание трудовых функций упрощается с одновременным увеличением их числа. Последнее характерно для всех профессиональных стандартов
ству продукции»: организация работ по подтверждению соответствия конкурентоспособных продукции и услуг и системы управления качеством и организация проведения работ по управлению качеством продукции (услуг). Наиболее близкими по содержанию рассматриваемой дисциплине являются трудовые функции:
► организация подтверждения соответствия системы управления качеством компании (профессиональный стандарт 40.060 «Специалист по сертификации продукции»);
► организация анализа и оптимизация процессов управления качеством жизненного цикла изделий и услуг компании (профессиональный стандарт 40.062 «Специалист по качеству продукции»).
Специальность «Стандартизация и метрология» [Specialty Standardization and metrology]