Научная статья на тему 'Формирование имущества, права на его использование'

Формирование имущества, права на его использование Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
517
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ИМУЩЕСТВА / ВЕЩНОЕ ПРАВО / ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРАВА НА ИМУЩЕСТВО / РАСПОРЯЖЕНИЕ ИМУЩЕСТВОМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Семенихин В. В.

Имущество автономного учреждения принадлежит ему на основе вещного права права оперативного управления. Это порождает определенные ограничения в распоряжении имуществом. Но некоторым имуществом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно с соблюдением установленных требований. В статье рассмотрен порядок формирования имущества, права автономного учреждения на его использование и распоряжение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование имущества, права на его использование»

ФОРМИРОВАНИЕ ИМУЩЕСТВА, ПРАВА НА ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

В. В. СЕМЕНИХИН, руководитель «Экспертбюро Семенихина»

Как известно, имущество автономного учреждения не является его собственностью. Оно принадлежит автономному учреждению на основе вещного права—права оперативного управления. Это порождает определенные ограничения в распоряжении имуществом. В то же время некоторым имуществом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, но с соблюдением установленных требований. В статье рассмотрен порядок формирования имущества, права на его использование и распоряжение автономным учреждением.

Автономное учреждение может быть создано на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта РФ или муниципальной собственности. Федеральной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ.

К собственности субъекта РФ согласно п. 1 ст.214 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) относится имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам.

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, на основании п. 1 ст. 215 ГК РФ является муниципальной собственностью.

Согласно ст. 294,296 ГК РФ государственное и муниципальное имущество закрепляется соответственно за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

В свою очередь, Федеральный закон от

03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон № 174-ФЗ) рассматривает два способа управления, владения, пользования имуществом — самостоятельное и с согласия собственника. При этом способ владения будет зависеть от источника, за счет которого приобретается имущество.

Имущество, приобретенное учреждением за счет доходов, полученных от осуществляемой в соответствии с уставом деятельности, поступает в его самостоятельное распоряжение, за исключением передачи его в уставный капитал других юридических лиц.

Если же автономное учреждение получает имущество от своего учредителя или приобретает на средства, выделенные им, то оно не имеет права распоряжаться им без согласия собственника. Автономные учреждения в соответствии с п. 1 ст. 3 Закона № 174-ФЗ наделяются имуществом на правах оперативного управления в соответствии с ГК РФ.

На основании п. 1 ст. 120 ГК РФ права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со ст. 296 «Право оперативного управления» ГК РФ. При этом собственником имущества является учредитель — РФ, субъект РФ, муниципальное образование, в зависимости оттого, на базе какого имущества создано автономное учреждение.

Право оперативного управления согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ предполагает управление, владение, пользование и распоряжение имуществом в пределах, установленных законом, и в соответствии с целями деятельности учреждения либо с заданиями собственника имущества и его назначением.

Право оперативного управления на основании ст. 216 ГК РФ относится к вещным правам, для которых характерны следующие свойства:

• они предоставляют субъектам гражданских правоотношений полномочия по владению и пользованию имуществом, но ограничивают право распоряжения им;

• могут принадлежать лицам, не являющимся собственниками этого имущества;

• их защита от нарушений осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 305 ГК РФ, а именно, субъекты права оперативного управления могут истребовать имущество из чужого

незаконного владения и требовать устранения нарушений правомочий пользования переданным имуществом, в том числе от его собственника.

С точки зрения правового режима имущества следует отметить наличие у автономного учреждения различных возможностей (правомочий) в рамках единого права оперативного управления:

• в отношении денежных средств, полученных от собственника (из бюджета) действует обычный для учреждения режим, предусмотренный главным образом нормами бюджетного законодательства;

• в отношении недвижимого и особо ценного движимого имущества, полученного от собственника или приобретенного за счет его средств, действует режим права оперативного управления, близкий к традиционному праву оперативного управления, хотя и несколько расширенный за счет возможности распоряжаться этим имуществом с согласия собственника (п. 1 ст. 298 ГК РФ в принципе исключает возможность учреждения распоряжаться любым переданным ему собственником имуществом даже с согласия последнего). С некоторым допущением его можно рассматривать как особую разновидность права оперативного управления;

• в отношении малоценного движимого имущества, полученного от собственника или приобретенного за его счет, а также доходов и имущества, полученных автономным учреждением в результате осуществления «внебюджетной деятельности», действует режим права самостоятельного распоряжения (п. 2 ст. 3 Закона № 174-ФЗ, п. 2ст. 298 ГК РФ) как разновидности права оперативного управления, однако с некоторыми ограничениями: на внесение этого имущества в уставный капитал других юридических лиц (включая приобретение акций и облигаций) требуется согласие собственника, а на совершение с ним крупных сделок и сделок с заинтересованностью — согласие наблюдательного совета.

Таким образом, имущество автономного учреждения, принадлежащее ему на едином праве оперативного управления, имеет, по крайней мере, три разновидности такого права в зависимости от категории имущества. Однако правом оперативного управления имущественные права учреждения не исчерпываются.

Следует отметить, что в действительности автономное учреждение располагает безналичными денежными средствами на обязательственном

праве требования (а не на вещном праве оперативного управления, ибо объектом вещного права в силу общепризнанного классического «принципа специализации» могут быть только индивидуально определенные вещи).

Это же относится и к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) и культурным ценностям, а также к природным ресурсам, ограниченным в обороте или даже изъятым из оборота (п. 8 ст. 3 Закона № 174-ФЗ). Эти объекты обычно используются автономными учреждениями также на обязательственном праве, чаще всего — аренды (например, на основе охранно-арендных договоров) или безвозмездного пользования (ссуды).

В отношении земельных участков, закрепленных за автономным учреждением, применяется режим права постоянного (бессрочного) пользования (п. 7ст. 3 Закона № 174-ФЗ, п. 1, 4 ст. 20 Земельного кодекса РФ, ст. 268—269 ГК РФ). При этом не исключается и получение автономным учреждением дополнительно земельных участков на обязательственном по своей природе праве аренды (помимо тех участков, которыми согласно п. 7 ст. 3 Закона № 174-ФЗ каждое автономное учреждение должно быть наделено для выполнения своих уставных задач).

В отношении объектов «интеллектуальной собственности» (главным образом, служебных, то есть созданных их работниками в порядке выполнения служебного задания, либо средств индивидуализации, например, коммерческих обозначений в соответствии с п. 1ст. 1538 ГК РФ) автономные учреждения могут приобретать только исключительные (интеллектуальные), но не вещные права (ст. 1226, 1229 ГК РФ).

Кроме того, в качестве участников или учредителей других юридических лиц они могут также приобрести соответствующие корпоративные права (например, как акционеры или участники обществ с ограниченной ответственностью).

Согласно п. 2 ст. 3 Закона № 174-ФЗ автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.

Под особо ценным движимым имуществом понимается имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Виды такого имущества определяются в порядке, установленном Правительством РФ. Решение об отнесении

имущества к категории особо ценного движимого имущества принимается учредителем при принятии решений о закреплении указанного имущества за автономным учреждением либо о выделении средств на его приобретение.

Остальным имуществом, в том числе недвижимым, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено п. бет. 3 Закона № 174-ФЗ. Однако вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника автономное учреждение может только с согласия своего учредителя.

Первый шаг на пути к получению согласия учредителя в любом случае делает руководитель автономного учреждения. Он выносит на рассмотрение наблюдательного совета предложение о совершении сделки по распоряжению имуществом, которым автономное учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно.

Для рассмотрения предложения руководителя автономного учреждения должно быть созвано заседание наблюдательного совета, которое проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Причем если сделку нужно заключить срочно, руководитель автономного учреждения вправе потребовать, чтобы председатель наблюдательного совета пригласил его членов для проведения заседания.

Заседание наблюдательного совета считается правомочным, если все члены совета были извещены о времени и месте проведения заседания, а на самом заседании присутствовало более половины членов.

Количество членов наблюдательного совета варьируется от 5 до 11. При этом представители работников могут также входить в состав членов наблюдательного совета, но их количество не должно превышать одну треть от общего числа членов.

При голосовании каждый член имеет один голос, передача которого другому лицу не допускается. Если в результате голосования голоса разделятся поровну, решающим является голос председателя наблюдательного совета автономного учреждения.

В отношении предложения руководителя автономного учреждения наблюдательный совет дает рекомендации. Такие рекомендации должны быть даны большинством голосов от общего числа голосов членов наблюдательного совета автономного учреждения (п. бет. 11 Закона№ 174-ФЗ).

И только после рассмотрения рекомендаций наблюдательного совета автономного учреждения

учредитель принимает соответствующее решение о возможности заключения сделки в отношении имущества, которым автономное учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно.

В соответствии с п. 2ст. 120 ГК РФ, п. 4ст. 2 Закона№ 174-ФЗ автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения.

Порядок определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения утвержден постановлением Правительства РФ от

31.05.2007 № 337 «О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения» (далее — Постановление № 337).

В Постановлении № 337 сказано, что виды особо ценного движимого имущества федеральных автономных учреждений определяются совместным решением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта и федеральным комитетом по управлению имуществом.

Порядок определения видов особо ценного движимого имущества автономных учреждений, созданных на базе имущества субъектов РФ и на базе имущества муниципальной собственности, устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления с учетом требований Постановления № 337 в части определения видов особо ценного движимого имущества федеральных автономных учреждений.

Согласно указанному порядку подлежит включению в состав особо ценного движимого имущества:

• движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает 500тыс. руб.;

• иное движимое имущество, балансовая стоимость которого составляет менее 500 тыс. руб., без которого осуществление федеральным автономным учреждением своей основной деятельности будет существенно затруднено;

• имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативно-правовыми актами РФ, в том числе музейные коллекции

и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, библиотечные фонды, отнесенные в установленном порядке к памятникам истории и культуры, документы Архивного фонда РФ. Недвижимое имущество, закрепленное за автономным учреждением или приобретенное им за счет средств учредителя, а также находящееся у него особо ценное движимое имущество подлежит обособленному учету.

К особо ценному движимому имуществу не может быть отнесено имущество, которое не предназначено для осуществления основной деятельности федерального автономного учреждения, а также имущество, приобретенное федеральным автономным учреждением за счет доходов, полученных от осуществляемой в соответствии с уставом деятельности.

Таким образом, все имущество принадлежит автономному учреждению исключительно на вещном праве — праве оперативного управления. Поэтому распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом автономное учреждение может только с согласия собственника — учредителя.

Список литературы

1. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

2. Земельный кодекс РФ: Федеральный закон от25.10.2001 № 136-ФЭ.

3. Об автономных учреждениях: Федеральный закон от03.11.2006№ 174-ФЗ.

4. О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения: постановление Правительства РФ от 31.05.2007 № 337.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.