Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ СРЕДСТВАМИ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ СРЕДСТВАМИ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
241
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ / УМЕРЕННАЯ УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Столярова Олеся Валерьевна, Агаева Индира Бабаевна

В статье представлены сравнительные характеристики сформированности импрессивной речи у старших дошкольников с умеренной умственной отсталостью средствами альтернативной коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Столярова Олеся Валерьевна, Агаева Индира Бабаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF IMPRESSIONISTIC SPEECH IN OLDER PRESCHOOLERS WITH MODERATE MENTAL RETARDATION BY MEANS OF ALTERNATIVE COMMUNICATION

This article presents the comparative characteristics of the formation of impromptu speech in senior preschool children with moderate mental retardation by means of alternative communication

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ СРЕДСТВАМИ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ»

The Newman In Foreign Policy № 63 (107) Vol. 6, ноябрь - декабрь 2021 г.

41

П С И Х О Л О ГИ Я

И ПЕДАГОГИКА

УДК 376.1

ФОРМИРОВАНИЕ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ СРЕДСТВАМИ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ

© Столярова Олеся Валерьевна1 © Агаева Индира Бабаевна2

1 магистрант Института социально-гуманитарных технологий КГПУ им. В.П. Астафьева

2 кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики КГПУ им. В.П. Астафьева

В статье представлены сравнительные характеристики сформированности

импрессивной речи у старших дошкольников с умеренной умственной отсталостью средствами альтернативной коммуникации.

Ключевые слова: импрессивная речь, умеренная умственная отсталость, альтернативная коммуникация.

Важным составляющим звеном в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста является логопедическая работа по развитию импрессивной речи. Импрессивная речь - это процесс понимания речевых высказываний, как устных, так и письменных [2; 5]. Данный процесс начинается с восприятия потока чужой речи, затем идет декодирование воспринятого потока до речевой схемы, выделение через внутреннюю речь общей мысли высказывания и понимания его мотива.

В дошкольных образовательных организациях вся деятельность по развитию импрессивной речи должна быть построена с учетом того, что становление речи умственно отсталых детей протекает по тем же законам развития, что и в норме. Формирование речи осуществляется в тесной связи с деятельностью детей, на основе расширения их представлений об окружающем мире и в процессе общения со взрослыми [3].

Проведённый констатирующий

эксперимент с целью изучения особенностей развития импрессивной речи у детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью позволил выявить количественные и качественные характеристики.

В исследовании приняли участие 10 дошкольников с умеренной умственной отсталостью, в возрасте 5-6 лет.

Для реализации поставленной цели исследования мы определили комплекс диагностических методик, предложенных И.Б. Агаевой, Г.В. Чиркиной, Н.С. Жуковой, Т.Б. Филичевой, Л.Ф. Спировой, А.В. Ястребовой, Л.В. Лопатиной, адаптированных к исследуемой группе дошкольников [1; 6; 7].

Комплекс методик для исследования ведущих компонентов языковой системы был нами структурирован и представлен в виде 2 блоков. I блок - исследование состояния сформированности импрессивной речи, в котором изучалось понимание слов, целого и частей предмета, умение обобщать предметы по заданному признаку, а также понимание предложений и инструкций. II блок -исследование состояния сформированности альтернативной коммуникации с

использованием средств символических изображений, а именно, понимания пиктограммы, выбор пиктограмм с заданным признаком и выбор пиктограмм, относящихся к одной тематической группе [4].

Анализ результатов выполнения первого блока заданий выявил следующие особенности сформированности импрессивной речи у старших дошкольников с умеренной умственной отсталостью:

- ограничение объёма пассивного словаря в связи с низким уровнем знаний об окружающем;

- трудность понимания целого и частей, в словах которые произносим не часто и не связанные с бытовыми характеристиками слов;

- трудности в определении обобщающих понятий, что говорит о недостаточной сформированности языковой функции;

- трудность понимания изменений существительных и глаголов по числам, особенно существительных среднего рода, это говорит о позднем появлении таких возможностей в онтогенезе.

- трудности понимания предлогов, которые выражают пространственные представления.

The Newman In Foreign Policy № 63 (107) Vol. 6, ноябрь - декабрь 2021 г.

- нарушение при дифференцировании уменьшительно-ласкательных суффиксов: дети понимали только основное значение предмета.

- трудности в понимании приставочных глаголов, дети не могли выделить признак действия и значение приставок.

- нарушенное понимание простых предложений, передающих объективные отношения, но часто выполняющие и простые просьбы сохранны.

Таким образом, вследствие органического поражения головного мозга и маленького жизненного опыта ребёнка не позволило ему опереться на предметную и языковую систему знаний, это свидетельствует о ошибках в восприятии речи. Также мы видим затруднения в понимании части слов и предложений из-за ограниченного объёма пассивного словаря. В целом можно сказать, что состояние импрессивной речи у старших дошкольников с умеренной умственной отсталостью находится на среднем и низком уровне.

Уровни сформированное™ импрессивной речи

60%

20%

низким ниже средним

среднего

выше высокии

среднего

Рисунок 1. Уровни сформированности импрессивной речи

Из диаграммы мы видим, что 40% дошкольников с умеренной умственной отсталостью показали низкий уровень сформированности импрессивной речи, большая часть 60% показали уровень ниже среднего.

Задания II блока были направлены на исследование состояния сформированности альтернативной коммуникации средствами символических изображений. Сравнительные результаты возможности понимания изображений показали:

- Обучающимся с умеренной умственной отсталостью легче выделить

по изучению графических

пиктограмму и части пиктограмм, обозначающих слова, которые были в их активном словаре. А вот в словах не связанных с бытовыми действиями детей это сделать было гораздо труднее.

- Трудность выделения названной пиктограммы вызванные отвлекаемостью детей и сложностью удержания внимания.

- Распознавание и пропуски пиктограмм которые относятся к одной тематической группе (к овощам фрукты и наоборот).

- Трудность усвоения алгоритма выбора пиктограмм, которые обозначают единственное и множественное число существительных и глаголов.

- Трудности

сопоставления

значений предлогов и приставочных глаголов, что объясняется несформированностью языкового чувства и не понимание графического выражения.

- Трудность удержания названной логопедом фразы и попытки угадать фразу с помощью графических символов.

Рисунок 2. Уровни сформированности альтернативной коммуникации

Из диаграммы мы видим, что 20% дошкольников с умеренной умственной отсталостью показали низкий уровень сформированности импрессивной речи, большая часть 70% показали уровень ниже среднего. Таким образом, диагностика детей с умеренной умственной отсталостью показала доступность использования средств альтернативной коммуникации с помощью пиктограмм.

После проведения эксперимента, полученные результаты импрессивной речи и средств альтернативной коммуникации показывают затруднения у старших

The Newman In Foreign Policy № 63 (1Q7) Vol. б, ноябрь - декабрь 2Q21 г.

43

дошкольников с умеренной умственной отсталостью в состоянии относительной сохранности пассивного словаря и понимание средств альтернативной коммуникации. Обучающиеся при выполнении заданий воспринимали и использовали

пиктографические изображения.

Следовательно, возможность

использования средств альтернативной коммуникации со старшими дошкольниками с умеренной умственной отсталостью можно использовать для формирования импрессивной речи.

Таким образом, полученные результаты констатирующего этапа исследования определяют необходимость разработки содержания коррекционно-логопедической работы по формированию импрессивной речи у старших дошкольников с умеренной умственной отсталостью средствами альтернативной коммуникации.

Список источников и литературы:

1. Агаева, И.Б. Формирование речи у обучающихся с умеренной интеллектуальной

недостаточностью средствами альтернативной коммуникации: практико-ориентированная монография; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [Текст]. / И.Б. Агаева - Красноярск, 2017. -148 с.

2. Ананьева, И.Н. Средства поддерживающей коммуникации в системе работы логопеда: метод, пособие для работы с неговорящими дошкольниками [Текст] / И.Н. Ананьева; под рсд. Е.А. Соколовой.

3. Бабкина, О.С. Альтернативные средства коммуникации в работе с детьми со сложными и множественными нарушениями развития [Текст] / О.С. Бабкина, А.С. Будникова // В сборнике: Будущее науки-2020. Сборник научных статей 8-й Международной молодежной научной конференции. В 5-ти томах. 2020. С. 13-16.

4. Баряева, Л.Б. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

[Текст] / под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н. Яковлевой. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011. - 480 с.

5. Жукова, Н.С. Если Ваш ребенок отстает в развитии [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова. - М. : Просвещение, 2017. - 110 с.

6. Филичева Т.Б. Основы логопедии / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. М. : Просвещение, 1989. -221 с.

7. Чиркина, Г.В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений [Текст] / Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 240

FORMATION OF IMPRESSIONISTIC SPEECH IN OLDER PRESCHOOLERS WITH MODERATE MENTAL RETARDATION BY MEANS OF ALTERNATIVE COMMUNICATION

Stolyarova O.V. Agaeva I.B.

master student of the Institute of Social and Humanitarian Technologies of KSPU named after V.P.Astafyev

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Correctional Pedagogy Department at KSPU named after V.P. Astafyev

Abstract. This article presents the comparative characteristics of the formation of impromptu speech in senior preschool children with moderate mental retardation by means of alternative communication. Key words: impromptu speech, moderate mental retardation, alternative communication.

Рукопись поступила: 8 июля 2021 г. Submitted: 8 July 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.