Научная статья на тему 'Формирование имиджа женщины-политика в современном политическом пространстве'

Формирование имиджа женщины-политика в современном политическом пространстве Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1645
309
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
имидж / политика / женщина / лидер / современность / президент / политическая система / имиджелогия / кинетика / габитарный / руководитель / Image / politics / woman / leader / modernity / President / political system / imageology / kinetics / gabitril / manager

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Селентьева Дарья Олеговна

Феномен политического имиджа в современных условиях становится настолько важным фактором, что его сложность и вариативность порождают достаточно много дискуссий в обществе. По мнению политических и общественных деятелей, участие женщин в общественно-политической жизни страны признак зрелости общества. В статье анализируется имидж с точки зрения гендерного аспекта в политике. Рассматриваются основные типы имиджей женщин-руководителей, в контексте формирования имиджа современного и успешного политика в мировом политическом пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The phenomenon of political image in modern conditions becomes so important factor that its complexity and variability generate quite a lot of discussion in the society. According to political and public figures, the participation of women in public and political life of the country as a sign of maturity of the society. The paper examines the image from the perspective of gender in politics. Versatile discusses the different types of images of women leaders, in the context of formation of image of a modern and successful policy in the global political space.

Текст научной работы на тему «Формирование имиджа женщины-политика в современном политическом пространстве»

162

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

типа, включая сверхтяжёлые Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрия», стал крупнейшим многоцелевым авианосцем, ядром боевой ударной группы «Черноморский флот».

Посмотрим, что могло бы последовать за приобретением морского порта военными США в Севастополе. Возникала бы возможность обойти Конвенцию Монтре, которая значительно ограничивает общий тоннаж военных кораблей не причерноморских государств в пропуске кораблей через проливы Дарданеллы и Босфор, а также их присутствие в Чёрном море. Кроме того, эти корабли получили бы возможность захода в Азовское море, в территориальные воды Украины. Очевидно, что, имея за спиной значительное количество военных кораблей США, и.о. руководства Украины осмелело бы настолько, что-либо полностью закрыло, либо подняло до небес оплату за проход по фарватеру Тузлы для военных кораблей России. Такой прецедент уже был, когда Виктору Ющенко подсказали способ «из воздуха» получить на личный карман миллионы долларов.

Очевидно, что одним портом присутствие военных США не ограничилось бы. Потому как размещение в Крыму ракет «Томагавк» с дальностью поражения цели на расстоянии в 2500 км, поставило бы не только под удар Москву и Санкт-Петербург, но и промышленный Урал, сердце военно-оборонного комплекса, и даже Архангельск с Мурманском попадали под прямой удар. В том числе и ядерный.

Россия, в случае такого развития событий, вообще утрачивала какие-либо стратегические преимущества как в восточной части Средиземного моря, так и в Европе, на Украине и даже на всей европейской части своей территории.

Возвращением Крыма и Севастополя в свой состав, Россия обеспечила значительное преимущество и даже превосходство в защите своих стратегических интересов в восточной части Средиземного Моря, восточной Европе. Крым вновь стал форпостом Русского мира.

Крым сакральный - территория, на которой «вызовы истории» качественно меняли Русский мир, мировой

порядок, представление о мировом устройстве, о месте России в мире. Исходом из Крыма в 1920 году Русский мир разделился. В 2014 с возвращением Крыма в Россию он вновь стал единым, каким был до февраля 1918 года. Единый Русский мир разрушил ключевую геополитическую парадигму конца прошлого века. Мир - не шахматной доска, на которой можно произвольно передвигать фигуры, менять или вовсе убирать не угодные.

Список литературы

1. Иванов А. В. Сакральные территории как хранительницы традиционных ценностей евразийских народов (на примере плоскогорья Укок на Алтае и долины Эрдэнэбурэн в Западной Монголии) [Электронный ресурс] / Иванов А. В. - Режим доступа: http ://www.tuva.asia/joumal/issue_ 12/4194-ivanov.html

2. Крылов В.С. Синергетика Крыма - территория геополитических бифуркаций / Крылов В.С. - Science and Education a New Dimension. Humanities and Social Sciences, II(5), Issue: 31, 2014, p. 84 -87

3. Крылов В.С. Крым сакральный: территория геополитических бифуркаций. / Крылов В.С. - Международный сборник научных трудов Выпуск №20, Часть 2 Казань, 2014 с.167 - 183

4. Послание Президента Федеральному Собранию [Элетронный ресурс]/ Президент России - Режим доступа:

http ://kremlin.rn/events/president/news/47173

5. Путеводитель по Крыму [Электронный ресурс]/ Путеводитель по Крыму - Режим доступа: http://vkrumy.com/

6. Тойнби А. Дж. Исследование истории: Цивилизация во времени и пространстве / Тойнби А. Дж. -М.:АСТ, 2009 — 863с.

7. Crimea and sacred history The uses of holiness [Электронный ресурс]/ The Economist - Режим доступа: http://www.economist.com/node/21635688/print

ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА ЖЕНЩИНЫ-ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННОМ

ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Селентьева Дарья Олеговна

Канд. филос. наук, доцент кафедры «Глобалистика и геополитика» БГТУ «Военмех» им. Д.Ф. Устинова

г. Санкт-Петербург

АННОТАЦИЯ

Феномен политического имиджа в современных условиях становится настолько важным фактором, что его сложность и вариативность порождают достаточно много дискуссий в обществе. По мнению политических и общественных деятелей, участие женщин в общественно-политической жизни страны признак зрелости общества. В статье анализируется имидж с точки зрения гендерного аспекта в политике. Рассматриваются основные типы имиджей женщин-руководителей, в контексте формирования имиджа современного и успешного политика в мировом политическом пространстве.

ABSTRACT

The phenomenon ofpolitical image in modern conditions becomes so important factor that its complexity and variability generate quite a lot of discussion in the society. According to political and public figures, the participation of women in public and political life of the country as a sign of maturity of the society. The paper examines the image from the perspective of gender in politics. Versatile discusses the different types of images of women leaders, in the context offormation of image of a modern and successful policy in the global political space.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: имидж, политика, женщина, лидер, современность, президент, политическая система, имиджелогия, кинетика, габитарный, руководитель

KEYWORDS: Image, politics, woman, leader, modernity, President, political system, imageology, kinetics, gabitril, manager

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

163

В современном мире роль имиджа политического лидера играет важную роль. Политический лидер ответственен за правильное восприятие своего внешнего вида, своих слов и поступков в качестве представителя страны на международной арене, и в качестве главного представителя власти для её населения. От его поведения, соответствующего выбранному политическому образу, зависит степень успешности, проводимой как внешней, так и внутренней политики. Поэтому процессу создания и поддержания положительного имиджа политического лидера, в настоящее время, уделяется особое внимание. Одну из ключевых ролей в построении имиджа и проведении PR мероприятий играет выбранный канал коммуникации и контент передаваемых сообщений. Именно эти факторы оказывают решающее влияние на впечатление, производимое политиком на население, которое в итоге формируется в целостное мнение о лидере и соответствующее отношение к нему. Тщательный подбор видов СМИ в качестве каналов передаваемых информационных сообщений, анализ содержания этих сообщений, а также способ их подачи - это основные задачи, которые стоят перед имиджмейкерами современных политических деятелей. Однако, все вышеперечисленные аспекты деятельности по созданию политического имиджа имеет единую отправную точку, а именно, индивидуальные психологические, интеллектуальные и другие характеристики, достоинства и недостатки политика. То есть, для выработки оптимальной стратегии создания и, в дальнейшем, поддержания политического имиджа лидера, необходимо, прежде всего проанализировать исходные данные, базу, на которой и будет строиться имиджмейкинг - непосредственно личность самого политического деятеля и её особенности.

Однако, в качестве объекта политического имидж-мейкинга женщина оказывается гораздо реже мужчины. Этот факт, несомненно, наводит на мысль, что подобное положение дел в мире политического лидерства обусловлено рядом определенных причин, подлежащих выявлению и анализу. В формировании имиджа политика по гендерному типу особую роль играет внешний вид, по которому воспринимают политика. Требования к внешнему виду отличны у женщин и мужчин. К примеру, лысина для мужчины, равно как и пожилой возраст не только приемлемы, но желательны, так как повышают доверие электората, для женщины же пожилой возраст сыграет наоборот неблагоприятную роль. Так же важную роль играет семейный статус политического лидера. У мужчины-политика роль семьянина приветствуется, но не является определяющим фактором в создании имиджа, тогда как у женщины-политика, это играет одну из главных ролей. Электорат, как правило, не доверяет одинокой женщине-политику, аргументируя это тем стереотипом, что главной целью в жизни любой женщины - это создание семьи. «Успешна в семье - успешна в жизни». Неутешительным является и тот вывод, что вся деятельность женщин-поли-тиков до сих пор просматривается через призму стереотипов и гендерного неравенства. В ряде стран участие женщин в политической жизни государства невозможно до сих пор, по причине ограничения прав и возможностей, а также религиозной принадлежности. Ввиду быстрого развития современного общества, женщины наряду с мужчинами занимают высокие должности, однако к успехам женщин относятся предвзято, не веря в их способности в различных областях политики, науки, бизнесе.

Итак, имидж политика - это конструируемый образ, который должен содержать в себе целый ряд компонентов: 1. Внешность, манеры, жесты, ораторское мастерство.

Большую роль играет одежда и уместность ее выбора в каждом конкретном случае, стиль политика. 2. Программа кандидата, его заявления, лозунги, варианты решения злободневных проблем. 3. Поведение политика. Оно должно демонстрировать лидерские качества, компетентность, а также другие черты, вызывающие симпатию у людей. 4. Биография: происхождение, образование, профессия, партийность, семья, религиозная принадлежность и т.д.

Изначально формируется первичный имидж кандидата на основе социальной экспектации, он чрезвычайно важен, так как отражает основные черты идеального имиджа. В дальнейшем первичный имидж преобразовывается, к нему добавляются компоненты, необходимые в реалиях конкретной избирательной кампании - это так называемый вторичный имидж [1, с.34]. Образ, создаваемый имиджмейкерами и специалистами, называется моделируемым. Разрабатывая имидж кандидата, PR-специалисты и политтехнологи исходят не из того, что нужно менять человека, а из того, что нужно создать или поменять представление о нем. При создании имиджа политика идет работа с массовым сознанием, стереотипами и эмоциями.

Главная цель любой имиджевой стратегии заключается в формировании и продвижении в массовое сознание наиболее благоприятного представления о политическом «объекте». Выработка имиджевой стратегии сводится к определению основных факторов, обусловливающих действенность имиджа политика, и отбору инструментов воздействия на них. Действенность зависит от того, насколько удачно формируемый имидж выполняет основные функции, тем самым оправдывая ожидания электората, это значит, что он должен: 1) удовлетворять информационные потребности избирателей; 2) выполнять оценочную функцию - имидж политика предлагает электорату систему ценностей; 3) осуществлять познавательную функцию - задавать некую «картину мира»; 4) в сложных ситуациях решать психотерапевтические задачи -содействовать снятию страхов и минимизации тревожности, создавая возможности экстернализации внутренних конфликтов, проецируемых на имидж политика. Именно за счет этих функций имидж мотивирует социально-политическое поведение и, в частности, определяет электоральный выбор. В зависимости от особенностей культуры и политической системы удачный политический имидж наполняется конкретным специфическим содержанием. По данным исследования, проведенного Центром политического консультирования «Никколо М», позитивный стратегический имидж политика в России содержит четыре основные кластера.

Первый кластер включает «моральные качества» (честность, порядочность, справедливость, принципиальность) и «надежность» (добросовестность, ответственность, умение держать свое слово). Пример моделирования нужных моральных качеств - слоган депутата Государственной Думы ряда созывов В. Лысенко. «Честность - лучшая политика!» Пример моделирования надежности - классический слоган: «Спокойная энергия».

Второй кластер - «деловые качества»: ум, образование, профессионализм, деловая хватка. Пример моделирования - имидж лидера партии «Яблоко» Г. Явлинского.

Третий кластер получил образное определение «лидер-мать». Он включает те «материнские» качества, в которых подсознательно нуждается почти любой человек: гарантия защиты, заботы, тепла. «Лидер-мать» - это политик, имидж которого включает внимание к отдельному человеку и его проблемам, сопереживание житейским трудностям, готовность выслушать и помочь. В России в одной

164

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

из предвыборных кампаний 1993 года такой имидж моделировался в слогане: «Я приму на себя ваши заботы!» [2, с.134]

Четвертый кластер получил название «лидер-отец». Он включает те «отцовские» качества, в которых так же неосознанно нуждается значительная часть населения: указание пути; выработка ориентиров - норм, ценностей и образцов поведения; защита от внешних врагов; наказание за неправильное поведение. «Лидер-отец» - это политик, имидж которого включает смелость, волю, жесткость, уверенность, властность. В несколько иной терминологии, это - «военный вождь». Примеры конструирования такого имиджа - предвыборная кампания В. Путина в 1999-2000 годах с новой чеченской кампанией, полетами на истребителе, погружениями на подводной лодке и т. д. Как известно, на выборах 2004 года усовершенствованный вариант этой «конструкции» также был использован предвыборным штабом В. Путина.

Несколько иначе выглядят факторы, влияющие на имидж женщины-политика. Исторически сложилось так, что роли мужчины и женщины в семейной, социальной и политической отраслях существенно различаются. Во все времена мужчины занимались тяжелым физическим трудом, заработком, политикой. Женщины брали на себя воспитание детей, домашние хлопоты, обустройство быта. Образ мужчины как добытчика и образ женщины как хранительницы домашнего очага, проходят красной нитью через всю мировую историю. Первое упоминание мировой истории о женщине в политике, которое дошло до наших дней, относится к далекому пятнадцатому столетию до нашей эры. Первой женщиной политиком была египетская царица Хатшепсут [3, с.10]. Период правления царицы характеризуется небывалым экономическим, социальным и культурным подъемом. Хатшепсут воздвигла множество памятников, на территории всей страны активно велось строительство, восстанавливались разрушенные завоевателями храмы. Согласно древней египетской религии, правитель - это небесный Бог, снизошедший на землю. Египетский народ воспринимал только мужчину в качестве правителя государством. Из-за этого Хатшепсут приходилось одеваться только в мужские одеяния. Эта хрупкая женщина сыграла важную роль в политике государства, но ради этого ей пришлось пожертвовать личной жизнью. Позднее, женщины во главе государств, встречаются все чаще - царицы, императрицы, королевы, княгини. Женщина двадцать первого века, в отличие от древних правительниц, не нужно прилагать столько усилий ради участия в управлении государством. Если в древние времена царице Хатшепсут приходилось скрывать свой пол, то в современном обществе нередко встречаются женщины депутаты, мэры, премьер министры и даже президенты. Несмотря на демократию и борьбу за равенство в правах с мужчинами, современным женщинам политикам приходится нелегко. У многих людей женщины в политике вызывают недоверие. Поэтому представительницам прекрасного пола нужно прикладывать много усилий, чтобы доказать свои возможности и свою компетенцию.

Первой женщиной, которой удалось добиться поста премьер-министра была Сиримаво Бандаранаике. Одержав победу на выборах в 1960 году на острове Шри-Ланка, Сиримаво получила поддержку и признание у многих женщин. За годы правления Бандаранаике в стране были проведены значительные социально-экономические реформы. Эта женщина политик приходила ко власти несколько раз и окончательно ушла в отставку в 2000 году в

возрасте 84 лет. Первая женщина, занявшая пост президента - Эстела Мартинес де Перрон, победила на выборах в 1974 году в Аргентине. Эта победа Эстела стала своеобразным «зеленым светом» для многих женщин, которые хотели участвовать в политической жизни своей страны. Следом за ней в 1980 президентское кресло заняла Вигдис Финнбогадоттир, набравшая решающее количество голосов на выборах в Исландии. С тех пор во многих государствах была проведена политическая реформа, и теперь женщины занимают не менее 10% мест в государственном аппарате в большинстве современных стран. Самые известные женщины политики нашего времени - это Маргарет Тэтчер, Хиллари Клинтон, Индира Ганди, Ангела Меркель, Кондолиза Райс.

Современные женщины-политики в большинстве случаев придерживаются имиджа «железной леди». Они не выставляют напоказ свою женственность и привлекательность, а стремятся привлечь внимание к своим аналитическим способностям, др., что делает женщину по-своему психотипу больше похожей на мужчин[4, с.54].

Если женщина выбрала для себя этот род деятельности, то она должна быть готовой и к неприятию, и к недоверию со стороны коллег-мужчин.

Женщина обладает большей контактностью и практичностью мышления. Считается, что мужчина склонен строить долгосрочные планы, рассчитывать на долгосрочную перспективу, а женщина предпочитает конкретно гарантированный результат, «здесь и сейчас». Но бывает и наоборот. Женщина лучше мужчины контролирует свои и чужие ошибки; она, как правило, лучше формулирует свои мысли и выражает идеи. Замечено, что она меньше, чем мужчина реагирует на ухаживания и сексуальные притязания в деловых отношениях. Она четко различает дело и развлечения. Создание делового имиджа необходимо рассматривать как целостную систему, включающую в себя различные аспекты разносторонних областей знания - психологию, социологию, философию, этикет и т.д. Умелое сочетание женственности и деловых качеств леди и политика только закрепит ее позиции как личности и как специалиста в группе. Женщина-руководитель в определенной степени занимает конкретную социальную нишу, в которой имеет свои социальные роли: домашняя, где доминирует институт брака, семьи, матери, жены, дочери и так далее. Общественная, где главный критерий не «женское начало», а пространственное мышление, где женщина, внутренне не принимая эту роль, внешне ее принимает, что называется, по соглашению сторон [5, с.56].

Феномен политического имиджа в современных условиях становится настолько важным фактором, что его сложность и вариативность порождают достаточно много дискуссий в обществе. По мнению политических и общественных деятелей, участие женщин в общественно-политической жизни страны признак зрелости общества.

Характер политического лидерства вообще, и женского в частности, формируется под влиянием многих факторов, сочетание которых дает нам конкретные стили политического имиджа. На данный момент выделяют три основных собирательных образа имиджа женщины-политика, среди них женщины - «мужчины» (М. Тэтчер) - тотально консервативный имидж, обладательница которого отличается высоким профессионализмом, жесткостью в решении политических вопросов и отрицанием своей женской сущности при выполнении должностных обязанностей в сочетании с ярким внешним имиджем; женщины -«серые мышки» (А. Меркель, Т. Халонен) - представительницы неяркого внешнего имиджа, их политические

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

165

методы непредсказуемы и не связаны с обдумыванием последствий. Такие женщины по своей психологической природе медлительны и в глазах общественности порой предстают в слишком «домашнем» образе; женщины -«сексуальные символы» (И. Сталкер, В. Вике-Фрейберга) - внешность таких женщин зачастую играет гораздо большую роль, чем их качества в решении политических вопросов. Такие женщины нередко легкомысленны и неграмотны в политической сфере, но компромиссны и привлекательны, за что и получают общественные почести в виде государственных должностей. Под влиянием сложившегося общественного мнения и стереотипов относительно женщин в политике, перед имиджмейкерами стоит очень сложная задача по построению схемы, способной привести женщину к власти. Необходимо отметить, что существуют стандартные составляющие имиджа, которые применяются при построении образа политика.

Во-первых, это персональные характеристики политика. К ним относятся его физические, психофизиологические особенности, его характер, тип личности, индивидуальный стиль принятия решений и т.д. Во-вторых, это социальные характеристики, под которыми мы чаще всего понимаем статус политика. И, наконец, образ лидера несет большую символическую нагрузку. В отношении женщин имидж обязательно имеет четвертую составляющую - гендерную, наличие которой свидетельствует о малой разработанности проблематики имиджа женщины-политика.

Удачный имидж политика, независимо от его пола, должен базироваться на следующих принципах:

1. Самовоспитание и самосовершенствование, т.е. самооценка профессиональных качеств и существующего имиджа;

2. Гармония визуального образа;

3. Коммуникативное и речевое воздействие на электорат;

4. Саморегуляция, т.е. способность политика оставаться внутренне и внешне спокойным, и рациональным.

Таким образом, женщина-политик обладает более сложным имиджем, чем мужчина-политик. В своем облике она должна иметь и мужские черты, и чисто женские. В итоге получается пульсирующий имидж, не дающий привыкнуть к конкретному образу. Только аудитория начинает воспринимать женщину-политика в ее одной ипостаси, как начинает действовать другая. В результате не возникает необходимого уровня привыкания и предсказуемости.

Проблема гендерного неравенства получила свое последовательное развитие на протяжении уже нескольких веков. Вплоть до XX в. женщины как социальная группа были практически исключены из сферы «большой политики», т.е. государственных дел, а политическая деятельность являлась занятием мужчин. В результате борьбы, женщины во всем мире и, прежде всего, в европейских и скандинавских странах, получили политические, социальные права, создали свои объединения, движения, стали играть активную роль в международных отношениях. И женщины доказали, что могут быть политиками не хуже мужчин, а иногда лучше. Поэтому женщинам - лидерам необходимо более тщательно, в отличии от лидеров - мужчин следить за созданием и продвижением своего положительного имиджа.

Список литературы

1. Горчакова В.Г. Имиджелогия. Теория и практика. Москва,ЮНИТИ-ДАНА, 2012.-250 с.

2. Гринберг Т.Э, Политические технологии: ПР и реклама., уч.пособие, 2-е изд.,испр.-М.,Аспект Пресс,2012, 89 с.

3. Басовская Н.А. Хатшепсут, Нефертити, Клеопатра - царицы Древнего Египта, Litres, 2015, 170 с.

4. Кузнецова Э.Г., Паблик рилейшнз, М., Юниверсум, 2010, 278 с.

5. Бернхаген П., Харпфер К., Вельцель К., Инглхарт Р. Демократизация. Издательский дом НИУ ВШЕ, 2015, 201 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.