Научная статья на тему 'Формирование имиджа современного руководителя'

Формирование имиджа современного руководителя Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
7476
1065
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / IMAGE / ВНУТРЕННИЙ ИМИДЖ / INTERNAL IMAGE / ВНЕШНИЙ ИМИДЖ / EXTERNAL IMAGE / ПРОЦЕСС ПОСТРОЕНИЯ ИМИДЖА / IMAGE CREATION PROCESS / СТРУКТУРА ИМИДЖА / IMAGE STRUCTURE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Горчакова Рената Рафаэлевна

В статье рассматривается понятие имиджа, представлена структура имиджа руководителя, рассмотрены основные виды имиджа и процесс его формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Modern Manager Image

The notion of the image is considered in the article; the manager image structure is presented; main types of the image and the process of its formation are treated.

Текст научной работы на тему «Формирование имиджа современного руководителя»

Р. Р. ГОРЧАКОВА

ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА СОВРЕМЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Ключевые слова: имидж, внутренний имидж, внешний имидж, процесс построения имиджа, структура имиджа

Key words: image, internal image, external image, image creation process, image structure

На эффективность работы организаций оказывают влияние множество факторов, среди которых, на наш взгляд, наибольшую роль играет имидж. В связи с этим проблема формирования имиджа весьма актуальна и своевременна. Имидж должны формировать как организации, так и руководители. В настоящее время менеджеру важно уделять внимание своему имиджу в силу ряда обстоятельств: во-первых, правильно сформированный имидж позволит руководителю быть успешным в делах; во-вторых, правильно построенный имидж помогает менеджеру улучшить отношения с персоналом (если это требуется), общественностью; в-третьих, имидж первого лица организации — один из ключевых факторов формирования корпоративного имиджа.

От того, насколько удачен имидж руководителя, во многом зависит и то, как организацию будут воспринимать сотрудники, СМИ, инвесторы и другие заинтересованные лица.

В литературе существует множество подходов к определению понятия «имидж», с которым большинство из нас встречались не раз. Толковый словарь С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой определяет его как представление о чьем-нибудь внутреннем облике, образе1. А. Ю. Панасюк считает, что имидж (от англ. image — «образ», «изображение») — это мнение о менеджере. У людей формируется образ человека, возникший вследствие прямого их контакта с ним или полученной об этом человеке информации от других людей2.

ГОРЧАКОВА Рената Рафаэлевна, аспирант кафедры менеджмента Мордовского государственного университета.

По мнению О. В. Лысиковой и Н. П. Лысиковой, имидж — это определенный образ, который личность, его «Я» представляет окружающим; своего рода форма самопрезентации, при которой подчеркиваются сильные стороны и скрываются недостатки3. И. Сохина считает, что имидж (подражание) — это какая-то картинка или «рисунок» внешности, созданный под определенную задачу4. По мнению С. Ф. Алиповой, имидж — это публичное «Я» человека, это то, чем и кем кажется человек в своем окружении, это символическое преломление его «Я» в сознании окружающих5. Л. Стил считает, что имидж — специально формируемый образ, который психологически и эмоционально воздействует на окружающих. Он позволяет достичь определенного эффекта в общении с другими людьми, помогает окружающим создать определенное впечатление о менеджере6.

На наш взгляд, имидж — это образ, который формирует и развивает руководитель. Он должен соответствовать нормам, ценностям и требованиям, предъявляемым к менеджеру. Структура имиджа руководителя представлена на рис. 1, из которого видно, что имидж руководителя включает различные компоненты. Кроме того, этот перечень может быть продолжен.

Рис. 1. Структура имиджа руководителя

Важно, чтобы руководитель умел ставить четкие цели, тогда менеджер будет понимать, что он хочет.

Важно также иметь план достижения целей. Тогда он будет четко знать, что он должен делать. Следует выделить персональные (характер, речевые и физические особенности

и др.), а также социальные (здесь необходимо учитывать не только занимаемую должность, но и происхождение, личное состояние и др.) характеристики. Важной составляющей имиджа руководителя является система построения взаимоотношений с персоналом, включающая в себя приемы и методы, которые менеджер использует при воздействии на персонал. Этими составляющими перечень имиджа руководителя не ограничивается и может быть продолжен.

Имидж руководителя можно разделить на «внутренний» и «внешний». «Внутренний» имидж характеризуется восприятием руководителя в глазах персонала организации, «внешний» — восприятием руководителя внешней средой (общество, СМИ и др.). Иногда «внутренний» имидж руководителя отличается от «внешнего». Многие качества руководителя известны только сотрудникам. Если организация небольшая, то в ней можно легко создать «внутренний» имидж путем непосредственного взаимодействия с членами коллектива. Труднее это сделать, если организация крупная. Обычно, если фирма большая, то руководитель не имеет возможности общаться со всеми сотрудниками. Как показывает практика, руководитель общается лишь с менеджерами, которые и помогают ему формировать имидж в низших звеньях. Следует отметить, что «внутренний» имидж оказывает прямое воздействие на формирование «внешнего». Например, сотрудники организации могут высказать свое мнение о руководителе СМИ коллегам и знакомым7.

Для того чтобы правильно построить свой имидж, руководитель должен владеть инструментами и методами его формирования (самооценка, матрица Эйзенхауэра, принцип Парето, карточка ежедневного учета времени А. Гастева, инструменты планирования рабочего дня). При этом не существует универсального инструмента построения имиджа. Ни один из них не может охватить все аспекты его формирования. Поэтому современные руководители должны изучать и использовать множество методов. Они индивидуальны и зависят от предпочтения менеджера8.

Процесс построения и развития имиджа представлен на рис. 2. На входе имеет место первоначальный имидж, на выходе — усовершенствованный. На процесс формирования имиджа оказывать влияние могут руководитель, руководитель + специалисты по созданию имиджа, руководи-

тель + специалисты по созданию имиджа + персонал. Идеальной схемой представляется руководитель + специалисты по созданию имиджа + персонал, потому что сам менеджер может знать не все нюансы построения и развития имиджа, в этом ему могут помочь специалисты. Кроме того, важно чтобы к этому процессу привлекался персонал.

Рис. 2. Схема процесса построения и развития имиджа

Для определения ответственности исполнения и контроля предлагается функциональная матрица процесса формирования имиджа (рис. 3).

Функция Ответственный Исполнитель Контроль

Постановка целей Р* Р Р

Оценка существующего положения Р / Р+С** Р / Р+С Р

Создание плана Р / Р+С Р / Р+С Р / Р+С

Исполнение плана Р Р / Р+С Р / Р+С

Оценка сформулированного имиджа Р / Р+С Р/Р+С / Р+С+П*** Р / Р+С

*Р — руководитель, **С — специалист, ***П — персонал.

Рис. 3. Функциональная матрица формирования имиджа

Для создания благоприятного имиджа руководителю важно иметь хорошие отношения с персоналом. Проблема взаимоотношений руководителей и подчиненных является актуальной для современной науки и практики. В центре внимания находятся вопросы эффективности управления, стиля руководства, авторитета руководителя, оптимизации социально-психологического климата в коллективе и т. д.9 В создании благоприятного климата в коллективе большую

роль играет руководитель: очень многое зависит от его умения и желания создать хорошую трудовую атмосферу. Прямые человеческие связи между руководителем и подчиненным сплачивают коллектив, повышают готовность сотрудников работать10.

Руководитель должен стараться сплотить свой коллектив. Существенно способствует этому совместные праздники (корпоративы), дни здоровья, на которых работники демонстрируют свои спортивные предпочтения. Это в итоге ведет к повышению слаженности работы персонала, ответственности сотрудников и взаимопомощи в процессе труда. Важны также индивидуальные беседы руководителя с подчиненными. Прежде всего менеджер должен готовиться к беседе, уделяя внимание особенностям будущего собеседника. Важно, чтобы руководитель уважительно относился ко всем членам коллектива, внимательно рассматривал их предложения. Руководитель может не соглашаться с мнением коллектива, но он должен это делать аргументированно. Мы предлагаем модель формирования имиджа современного руководителя (рис. 4).

□ И □ □ и и

Оценка

Постановка сущест- —► Создание Реализация > Оценка

цели вующего плана плана имиджа

положения

1 — вход — первоначальный имидж; 2 — дерево целей;

3 — систематизированные данные о существующем имидже;

4 — план для создания; 5 — измененный имидж;

6 — выход — сформулированный имидж; 7 — если наблюдается несоответствие с целями возвращение на вход и повторение этапов

Рис. 4. Модель формирования имиджа современного руководителя

Таким образом, имидж играет важную роль для менеджера. Каждый руководитель должен заботиться о своем имидже, использовать различные методы и инструменты его построения. Это поможет менеджеру наладить процесс эффективной работы.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Рос. акад. наук. Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова. 4-е изд., допол. М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003. С. 245.

2 См.: Ушакова Н.В., Стрижова А.Ф. Имеджеология: учеб. пособие. М.: Издат.-торг. корпорация «Дашков и К», 2009. С. 5.

3 См.: Лысикова О.В., Лысикова Н.П. Имиджеология и паблик рилейшинз в социокультурной сфере. М.: Флинта: МПСИ, 2006. С. 5.

4 См.: Женский клуб. URL: http://www.womenclub.ru/style/661.htm (дата обращения: 14.10.2010).

5 Алипова С.Ф. Имидж и образ лидера: воздействующее поведение // Бизнес-образование. 2008. № 2. С. 77.

6 См.: Стил Л. 365 имиджей на каждый день. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. С. 7.

7 См.: Деревлева М., Ульянова М. Формирование имиджа руководителя. URL: http://www.uprav.biz/materials/lich/view/4449.html?next=1 (дата обращения: 15.04.2011).

8 См.: Халан И.С. Управление временем / пер. с англ. СПб.: «Издательство „Диля"», 2006. 96 с.

9 См.: http://website-seo.ru/05800101152.html (дата обращения: 15.04.2011).

10 См.: Конспект экономиста homo-economikus. URL: http://konspekts.ru/ category/delovoj-etiket/page/4 (дата обращения: 15.04.2011).

Поступила 17.05.11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.