ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) Федорова Р.А.
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), Москва, Российская Федерация.
Аннотация. В статье представлены итоги контент-анализа средств массовой информации в сети Интернет и социологического опроса, проведенного с целью выявления представлений населения Республики Саха (Якутия) об её имидже. Образ региона, представление о нем в общественном сознании являются важным фактором его привлекательности для инвесторов, туристов, представителей и иных важных целевых аудиторий. Позитивный имидж республики также способствует развитию малого и среднего бизнеса, включенности в межрегиональное и международное экономическое и гуманитарное сотрудничество, способствуя тем самым повышению качества жизни населения. В данной статье имидж территории рассмотрен на примере самого крупного и успешного субъекта Российской Федерации - Республики Саха (Якутия).
Ключевые слова: имидж, региональный имидж, имидж субъекта Российской Федерации, имидж Республики Саха (Якутия), имидж Якутии.
Для цитирования: Федорова Р.А. Формирование имиджа республики Саха (Якутия)// Коммуникология: электронный научный журнал. 2019. Том 4. №1. С.58
Сведения об авторе: Федорова Раиса Анатольевна, Специалист по PR исторического парка "Россия - Моя история" в Республике Саха (Якутия). 677007. Россия. Якутск ул. Уткина 5, 2-й этаж. E-mail: rafedorova@yandex .ru.
Статья поступила в редакцию: 27.02. 2019. Принята к печати: 23.03.2019. Развитие имиджа территорий
Одним из перспективных и актуальных направлений РR-деятельности в современной России является формирование имиджа территории (страны, регионов, городов) или территориального имиджа. Привлекательность имиджа страны, региона все чаще становится залогом процветания, сюда интенсивнее идут инвестиции, растет поток туристов, повышается интенсивность деловых и культурных связей. Все это, по мнению специалистов, создает необходимые условия для успешного развития [Маркина].
Как показывает изучение, имидж территории - это набор убеждений и ощущений людей, которые возникают по поводу природно-климатических, исторических, этнографических, социально-экономических, политических, морально-психологических особенностей данной территории. При этом, как подчеркивают специалисты, субъективное представление о территории может формироваться
вследствие непосредственного личного опыта (например, в результате проживания на данной территории) или опосредованно (например, со слов очевидцев, из материалов СМИ и т. д.) [Назаров].
Республика Саха (Якутия), являясь неотъемлемой частью Российской Федерации, входит в состав Дальневосточного федерального округа. Её уникальность обусловлена геополитическим положением в составе регионов России, наличием огромных природных богатств, современного промышленного и экономического потенциала и богатой историей многочисленных народов, населяющих республику, что придаёт ей особый статус [Концепция имиджевой политики РС(Я)]. К числу важнейших приоритетных направлений национальной политики Республики Саха (Якутия) закономерно относится дальнейшее укрепление единства и духовной общности многонационального народа России (российской нации) преимущественно к населению республики [Олонхо -шедевр мирового наследия].
Изучение имиджа Республики Саха (Якутия)
В целях уточнения складывающейся ситуации с дальнейшим развитием имиджа Республики Саха (Якутия), автором были проведены контент-анализ СМИ и социологический опрос среди населения республики. В частности, весьма полезными стали результаты, полученные в ходе проведения контент-анализа СМИ, направленного на выявление особенностей формирования имиджа Республики Саха (Якутия) в средствах массовой информации с целью выявления особенностей формирования имиджа Республики Саха (Якутия) в средствах массовой информации был проведен контент-анализ в сети Интернет, в ходе которого был проанализирован значительный объём контента в поисковой системе «Яндекс». В частности, по запросу «Имидж Республики Саха (Якутия)» было выявлено около 40 млн. ответов, из них картинок - 2000, видео - 1124.
Исходя из результатов проведенного автором анализа, установлено, что данный контент носит в основном информационный характер. Большинство из его сведений - это официальные государственные страницы республики, информация о самом регионе, а также различные научные, просветительские и исследовательские работы на тему Якутии.
Анализ результатов выявленных отзывов в сети Интернет показал, что комментарии на новостных сайтах различного характера в основном положительные. К ним относятся: благоустройство городов, открытие новых спортивных площадок, зданий, встреча государственных деятелей с горожанами, получение якутянами наград республиканского, российского и международного уровней.
Проведенный автором социологический опрос жителей Республики Саха (Якутия) был направлен на выявление особенностей формирования
внутреннего имиджа региона. Для выявления особенностей формирования внутреннего имиджа Республики Саха (Якутия) был разработан соответствующий инструментарий, разработана анкета для проведения опроса жителей республики.
Всего в анкетном опросе приняло участие более 100 человек. Из них женщин - 58%, мужчин - 42%. Среди опрошенных были представлены все категории населения: 34% - студентов, 39% - работающих, 4% -неработающих, 8% - пенсионеров, 15% - школьников. В основном это молодые люди от 19 до 35 лет, т.е. тот контингент, который призван сыграть важную роль в формировании общественного мнения и становлении Республики Саха (Якутия) на современном этапе развития общества, так как на эту возрастную группу возлагается роль активной части общественности региона, которая заинтересована во всех государственных и общественных изменениях.
Так, самыми популярными ответами на вопрос об ассоциациях с Республикой Саха (Якутия) стали: вечная мерзлота (38%), мамонты (35%), город Якутск (26%), алмазы (бриллианты) (21%), р. Лена (19%), Ысыах (17%), Ленские столбы (14%), Олонхо (13%), якуты (саха) (11%). Именно с этими словами чаще всего ассоциируются особенности природы и общества, связанные с уникальностью региона. Например, набравшие большее количество повторов, слово «вечная мерзлота», «мамонт», являются «брендом» всех городских музеев, а резная мамонтовая кость в качестве сувениров является прекрасным подарком для гостей республики. А такие ассоциации, как «алмазы (бриллианты)», героический эпос якутов «Олонхо» [Информационный портал РС(Я)], река Лена и Ленские столбы первое, с чем ассоциируется «Якутия». Национальный праздник лета и обновления Ысыах с танцем «Осуохай» уже вошел в Книгу рекордов Гиннесса за самое большое количество участников.
На вопрос о транспортной инфраструктуре, которая не устраивает многих жителей данного региона, респонденты ответили о том, что это основная проблема региона, связанная с большой территорией региона, непроходимыми лесами, тайгой, большими расстояниями между населенными пунктами, высокой ценой на авиационные перелёты и сложной транспортной инфраструктурой. При этом, отмечается, что самая обсуждаемая тема на сегодняшний день - это строительство моста на реке Лене, которая сможет разрешить проблемы транспортной доступности.
Говоря об экологической обстановке в Якутии, можно констатировать, что большинство опрошенных оценивает её как «среднюю», так как большая территория остается нетронутой, неизведанной и дикой. Природный ландшафт и обширная территория лесистой местности являются национальной гордостью республики.
Итоги опроса образовательных учреждений Якутии
Результаты опроса, касательно системы образования в Якутии показали, что респонденты оценили её удовлетворительной. Данный вопрос, сложно оцениваемое корректно, ведь образование - это люди, которые учатся, преподают, их культура и опыт, и то, как они оценивают его состояние. Опрошенные респонденты отметили, что в Республике уделяется большое внимание этой сфере, ведется активная поддержка высшего профессионального образования. Гордость Якутии - это СевероВосточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, один из крупнейших вузов на Дальнем Востоке. Среди положительных моментов выделяются такие показатели как то, что стипендия учащихся здесь намного выше, чем в других регионах России; хороший уровень межвузовской программы «учебы по обмену» (почти все факультеты имеют возможность отправить своего студента обучаться заграницу); развита система поощрения студентов «хорошистов» и «отличников», осуществляется финансовая поддержка студентов из числа коренных малочисленных народов Якутии.
На вопрос «Через какие каналы получают информацию о работе местных СМИ?» респонденты, в качестве основного источника получения информации выделяют: интернет (52%), родственники/знакомые (21%), СМИ (15%), «сарафанное радио» (10%), наружная реклама (8%).
На вопрос касательно внешнего облика столицы Республики Саха (Якутия) - города Якутска, респондентами было отмечено, что Якутск традиционно является лицом региона и местом встреч большинства гостей республики. Его облик важен также тем, что данный город создает первое впечатление об имидже региона в целом. По оценкам респондентов, многим (62%) в целом нравится внешний облик города Якутска. При этом, отмечается, что на этом нельзя останавливаться, что является мотивацией для дальнейшего благоустройства столицы. В то же время 38% респондентов отрицательно оценили внешнее состояние Якутска.
На вопрос о наиболее распространённых стереотипах о республике, респонденты выделили три постоянных стереотипа, которые являются самыми распространенными: холод (86%), традиционный образ жизни (25%), все ездят на оленях (24%), алмазы «валяются» на улицах города (16%), огромная пустынная территория (12%).
На вопрос, связанный с историей региона, историческими личностями Якутии, респонденты довольно часто отмечали самых упоминаемых в СМИ кандидатов, особенно на пост главы республики. Достойно отмечали и легендарных личностей, являющихся представителями первой интеллигенции республики. При этом, следует отметить, что большую популярность набрали именно имена государственных деятелей региона.
Среди них: Сардана Владимировна Авксентьева - глава городского округа «Город Якутск» с 17 сентября 2018 года, российский политик, государственный и общественный деятель, первая женщина - мэр.
Айсен Сергеевич Николаев - российский политик, глава Республики Саха (Якутия) с 27 сентября 2018 года, глава администрации муниципального образования «Городской округ «Город Якутск» (20122018).
Михаил Ефимович Николаев - российский государственный и политический деятель, первый Президент Республики Саха (Якутия) (1991-2002), заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (2002—2010), депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VI созыва (20112016), Государственный советник Республики Саха (Якутия) (с 2016).
Егор Афанасьевич Борисов - российский государственный и политический деятель, глава Республики Саха (Якутия) (2010-2018), Председатель Правительства Республики Саха (Якутия) (2003-2010).
Максим Кирович Аммосов - советский государственный и партийный деятель, активный участник борьбы за установление Советской власти в Сибири.
Исходя из анализа результатов проведенного исследования, следует вывод, что для эффективной координации и повышения результативности информационных кампаний, целесообразно обеспечить комплексное задействование всех имеющихся каналов коммуникации, включая рекламу, развитие общественных связей, проведение форумов и конференций, выставочную деятельность, знаковые мероприятия в сфере спорта, культуры. Наиболее эффективными являются Интернет -коммуникации, электронные и традиционные средства массовой информации, которые следует более эффективно использовать на практике.
Выводы
Как показало авторское исследование, имидж региона представляет собой комплекс свойств, создаваемый заинтересованными субъектами с целью конструирования определённого представления о регионе, в результате деятельности которых образуется комплекс ассоциативных представлений о конкретном регионе.
Кроме того, имидж региона выступает и как реальный управленческий ресурс, который предопределяет успешность его политических, экономических и социальных позиций. Полагаем, что очень важно, чтобы в каждом субъекте России существовала целенаправленная программа формирования позитивного имиджа региона [Уколова].
Действующая ныне в стране Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)» [Федеральная целевая программа] способна содействовать формированию положительного имиджа Российской Федерации за рубежом как демократического государства, гарантирующего удовлетворение этнокультурных потребностей граждан на основе многовековых российских традиций гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений. Важное значение в этом вопросе играет взаимодействие с международными и неправительственными организациями в целях обеспечения прав и защиты национальных меньшинств, недопущения дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности [Чувакова].
Для эффективной координации и повышения результативности информационных кампаний, в том числе связанных с проведением в республике событий международного масштаба, должно быть обеспечено комплексное использование всех каналов коммуникации (реклама, развитие общественных связей, проведение форумов и конференций, выставочная деятельность, мероприятия в сфере культуры, Интернет -коммуникации, электронные и традиционные средства массовой информации и другое). Необходима эффективная координация деятельности федеральных и республиканских органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, а также заинтересованных бизнес-структур и институтов гражданского общества [Шарков].
Анализ результатов исследования позволил автору выйти на разработку PR-проекта, направленного на улучшение и продвижение положительного имиджа Якутии, актуальность PR-проекта, которого состоит в том, что сами жители, проживающие на территории республики порой недооценивают возможности и перспективы своего региона. Ими зачастую не осознаются и не ощущаются масштабы территории Якутии, её возможности и потенциал.
Эта проблема была всегда, но с появлением сети Интернет её актуальность возросла. Контент, который подают никак не улучшает, а только усугубляет отношение к Якутии как самих якутян, так и за её пределами.
Данный PR-проект находится в разработке с профильными организациями и специалистами, которые занимаются имиджевой политикой Якутии. Реализация данного PR-проекта планируется в 2019 году.
На наш взгляд, представленные предложения на сегодня весьма актуальны и востребованы, так как именно работа со СМИ играет важную роль в современных условиях. Таким образом, СМИ передают тот образ, имидж, который транслируется в общественном мнении и экономить на
таких мероприятиях нецелесообразно, т.к. качество распространяемого контента во многом зависит и от затраченных средств.
Источники
Концепция имиджевой политики Республики Саха (Якутия) на 2012-2020 годы. [Электронный ресурс] http://docs.cntd.ru/document/445032941 (05.11.2018).
Маркина Ю.М. (2010). Влияние имиджа региона на формирование устойчивого регионального сообщества / Ю.М. Маркина // Власть и управление на Востоке России. №2. С. 148-152.
Назаров А.Д. Республика Саха (Якутия) в координатах социальной политики: уроки, проблемы, перспективы / А.Д. Назаров // Москва, Культурно-информационный центр Постоянного представительства Республики Саха (Якутия) при Президенте Российской Федерации. 2012.
Олонхо - шедевр мирового наследия. [Электронный ресурс] http://www. 1sn.ru/3081 .html. (05.11.2018).
Официальный информационный портал Республики Саха (Якутия). [Электронный ресурс] https://sakha.gov.ru (05.11.2018).
Уколова Л.Е. (2014). Проблемы развития коммуникации в современной культуре и связей с общественностью. // Коммуникология. Т.4, номер 2. С. 91-98.
Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)». Утверждена Постановлением Правительства РФ от 20 августа 2013 г. N 718. М., 2013.
Чувакова, С.Г. (2011). Имидж региона и теоретические подходы к его классификации / С.Г. Чувакова, М.В. Сбусина // Региональная экономика: теория и практика№17. С. 43-47.
Шарков Ф.И. (2018.). Гражданское единство, этнокультурное и конфессиональное многообразие как ценностные основания и факторы консолидации российского общества. Ростов/Д: ЮРИУ РАНХиГС. C. 10-76.
THE FORMATION OF THE IMAGE OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)
Raisa A. Fedorova
FEDOROVA Raisa A., graduate student of Department of Public Relations and Media Policy, Institute of Public Administration and Civil Service of The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. Address: 119571, Moscow, Vernadsky av., 84. E-mail: [email protected]
Abstract. The article presents the results of media's content analysis based on the Inte met and a sociological survey conducted to identify the views of the population in the Republic of Sakha (Yakutia) concerning its image. The image of the region, its idea in the public consciousness is an important factor of its attractiveness for investors, touris ts, representatives and other important target audiences. The positive image of the Republic also contributes to the small and medium sized businesses development, involvement in interregional and international economic and humanitarian cooperation, thereby improving the life quality. In this article, the image of the
territory is considered based on the example of the largest and most successful region of the Russian Federation - the Republic of Sakha (Yakutia).
Key words: Image, regional image, region's image of the Russian Federation, image o f the Republic of Sakha (Yakutia), image of Yakutia.
For citation: Fedorova R. A. Formation of the image of the Republic of Sakha (Yakutia). In: Communicology: electronic scientific journal. 2019. Volume 4. No. 1. P. 58
Inf. about the author: Raisa Anatolevna Fedorova, PR Specialist of the historical Park "Russia - My history" in the Republic of Sakha (Yakutia). 677007. Russia. Yakutsk street Utkina 5, 2nd floor. E-mail: rafedorova@yandex .ru
Received: 27.02. 2019. Accepted: 23.03.2009. References
The concept of image policy of the Republic of Sakha (Yakutia) for 2012-2020. [Electronic resource] http://docs.cntd.ru/document/445032941 (05.11.2018).
The Influence of the image of the region on the formation of a sustainable regional community / Yu. M. Markina // Power and governance in the East of Russia. 2010. No. 2. P. 148-152.
Nazarov A. D. (2012). Republic of Sakha (Yakutia) in the coordinates of social policy: lessons, problems, prospects / A. D. Nazarov // Moscow, Cultural and information center of the Permanent mission of the Republic of Sakha (Yakutia) under the President of the Russian Federation.
Olonkho is a masterpiece of world heritage. [Electronic resource] http://www.1sn.ru/3081.html ahhh! (05.11.2018).
Official information portal of the Republic of Sakha (Yakutia). [Electronic resource] https://sakha.gov.ru (05.11.2018).
Ukolova L. E. (2014). Problems of communication development in modern culture and public relations. // Communicology. Vol. 4, number 2. P. 91-98.
The Federal target program "Strengthening of unity of the Russian nation and ethno-cultural development of the people of Russia (2014-2020)" - is Approved by the Order of the Government of the Russian Federation of August 20, 2013. N 718. M., 2013.
Chumakova, S. G. (2011). The image of the region and theoretical approaches to its classification / S. G. Chumakova, M. V. Susina // Regional economy: theory and practice. No. 17. P. 43-47.
Sharkov F. I. (2018). Civil unity, ethno-cultural and confessional diversity as value bases and factors of consolidation of the Russian society. Rostov/D: URI Ranepa. P. 10-76.