ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕЙ НЕНАСИЛИЯ В ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МЫСЛИ Баранов А. Ю.
Баранов Алексей Юрьевич / Батапоу Л1ек..еу Уипеугск — аспирант, кафедра философии, факультет истории и права, Мордовский государственный педагогический институт, г. Саранск
Аннотация: в статье описано формирование идей ненасилия в истории зарубежной образовательной мысли. Анализируются точки зрения различных авторов. Автором были затронуты идеи античных мыслителей, средневековых философов, знаменитых педагогов, современных ученых. Сделан вывод о том, что идеи ненасильственного воспитания возникли вместе с формированием самой системы образования и со временем лишь совершенствовались. Многие философы и педагоги сходятся в том, что непосредственное физическое наказание вредит развитию ребёнка. Отмечена важность уважения к личности ребёнка и закладывания в нем высоких нравственных качеств.
Ключевые слова: насилие, ненасилие, образование, история зарубежной образовательной мысли.
Разнообразные акты насилия между людьми совершались и совершаются постоянно на протяжении все истории человечества. Выдающиеся ученые всего мира пытаются ограничить проявление насилия. Одним из решений этой сложной задачи является применение идей ненасилия в образовании. Рассмотрим развитие идей ненасилия в истории зарубежной образовательной мысли. Интерес к идеи ненасилия в зарубежной образовательной мысли имеет глубокие корни. Образовательные теории с античных времен до XX - XXI вв. мы находим у всех известных философов и педагогов. Так формировалась парадигма ненасильственного образовательного процесса.
Уже в античные времена возникал вопрос о насильственном или ненасильственном стремлении в воспитании - образовании. В трактате «Политика» Аристотель писал, что «доселе не выяснено ... собственно ли в развитии мышления должно состоять воспитание, или в развитии нравственности» [1, с. 187]. Плутарх в сочинении «О воспитании детей» писал: «...надо воспитывать в детях добрые убеждения словами, но никак не ударами или дурным обращением» [1, с. 203].
Образование в Средневековье было подчинено церкви, которая обращала внимание на задачи духовного воспитания. Однако кроме монастырского образования существовала и рыцарская система воспитания, основным идеалом которой был «благородный человек».
М. Монтень (1553-1592) в «Опытах» требует, чтобы образование считалось с физическими возможностями и здоровьем учащихся, не проявляя физиологического насилия. Монтень с особым негодованием писал о физических наказаниях: «Наши школы напоминают скорее тюрьмы для детей, отбывающих наказание. Там только слышны крики наказываемых детей и голоса разгневанных учителей. Таков недостойный способ воспитания; он может иметь на детей губительное влияние» [3, с. 93].
Особый интерес для исследования развития ненасильственной образовательной концепции представляют работы Д.Локка (1632 - 1704), в частности, «Опыт о человеческом разуме» [4, с. 28]. Протестуя против зубрежки и догматики, Локк разработал философию обучения, названную им «мягкими методами», ориентированными на естественные интересы личности. Он писал: «Обычный метод воздействия наказанием и розгой, ...этот единственный метод поддержания дисциплины, который широко признан и доступен пониманию воспитателей, является наименее пригодным из всех мыслимых приемов воспитания...» [6, с. 72].
Крупнейшим философом эпохи Просвещения, внесшим значительный вклад в концепцию философии ненасильственного образования, был Ж. Ж. Руссо. Главная задача образования и воспитания, считал он, создать человека. Для мыслителя воспитание было искусством развития подлинной свободы человека. Выступая против наказания, Руссо утверждает, что наказание, вместе с тем, является важнейшим элементом образовательных систем. Но Руссо предлагает превратить в наказание «естественные последствия неверных поступков» [5, с. 39].
Следует отметить, что с античности до конца XVIII века был накоплена теория философского осмысления опыта образования и воспитания. Эпоха XIX века дала мировой
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 1 (12). 2017 | 44 |
культуре образования имена, ставшие классиками философии образования: И. Г. Песталоцци, Ф. В. Фребель, И. Ф. Гербарт, и др. Их философские идеи послужили источниками многих теорий, определив вектор развития образовательной мысли XIX - XX вв.
Дж. Дьюи (1859 - 1952 гг.) свои идеи он изложил в работах «Школа и общество», «Школы будущего», «Введение в философию воспитания», «Школа и ребенок» и другие. «Школа, -считал философ, - это полноценная жизнь ребенка. Ребенок должен стать тем солнцем, около которого вращаются все образовательные средства» [2, с. 23].
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что идеи ненасильственного воспитания возникли вместе с формированием самой системы образования и со временем лишь совершенствовались, отмечая важность уважения к личности ребёнка и закладывания в нем высоких нравственных качеств. Многие философы и педагоги сходиться в том, что непосредственное физическое наказание вредит развитию ребёнка. В воспитании не должно быть место насилию. Главным двигателем мотивации ребёнка к учению должна быть заинтересованность. В тоже время отмечается важность не только непосредственно научных знаний, но и воспитания личности в ребёнке сознательной и ответственной перед обществом. В целом же существует глубокая взаимозависимость особенностей развития социума и ненасильственной образовательной деятельности.
Литература
1. Духавнева А. В., Столяренко Л. Д. История зарубежной педагогики и философии образования. Ростов н /Д.: Феникс, 2000. 302 с.
2. Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире. М.. Владос, 1999. 317 с.
3. Ильин И. А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 8. М.: Русская книга, 1998. 410 с.
4. История педагогики в России: Хрестоматия: Для студ. гуманит.фак. высш. уч. завед. / Сост. С. Ф. Егоров. 2-е изд., стереотип. М.: Изд. Центр «Академия», 2000. 400 с.
5. Кантор В. К Насилие как провокация цивилизационных срывов в России // Вопросы философии, 1995. № 5. С. 39.
6. Палоусов А. А. Историко-педагогические аспекты телесных наказаний // Обучение с целью уменьшения насилия, С. -Петербург, 2002. 283 с.
7. Баранов А. Ю. Роль информации в реализации насилия в контексте современного общества. Наука, техника и образование, 2016. № 9 (27). С. 67-69.
| 45 | НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 1 (12). 2017