Научная статья на тему 'Формирование и выбор инновационной стратегии на предприятиях нефтегазовой промышленности'

Формирование и выбор инновационной стратегии на предприятиях нефтегазовой промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
879
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATION / INNOVATION STRATEGY / INNOVATIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кононенко Александра Андреевна, Сенюгина Ирина Алексеевна

Статья посвящена формированию и выбору инновационной стратегии на предприятиях нефтегазовой промышленности, путем принятия инновационных управленческих решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кононенко Александра Андреевна, Сенюгина Ирина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation and selection of innovative strategies for oil and gas industry

The article focuses on the formation and selection of innovative strategies for oil and gas industry through the adoption of innovative management solutions.

Текст научной работы на тему «Формирование и выбор инновационной стратегии на предприятиях нефтегазовой промышленности»

THE FORMATION AND SELECTION OF INNOVATIVE STRATEGIES FOR OIL AND GAS INDUSTRY

Kononenko Alexandra Andreevna, Student, Faculty of Economics and Finance E-mail: [email protected]

Senyugina Irina Alekseevna, PhD of Economics, Associate Professor,

Chair of Economics and Management North-Caucasian Federal University, Stavropol

The article focuses on the formation and selection of innovative strategies for oil and gas industry through the adoption of innovative management solutions.

Keywords: innovation; innovation strategy; innovative development.

УДК330.3 ФОРМИРОВАНИЕ И ВЫБОР ИННОВАЦИОННОЙ

СТРАТЕГИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ НЕФТЕГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

© Кононенко А.А, 2012 © Сенюгина И.А., 2012

66

КОНОНЕНКО

Александра

Андреевна,

студентка, факультет Экономики и финансов [email protected]

СЕНЮГИНА Ирина Алексеевна,

кандидат

экономических наук, доцент, кафедра Экономики и управления

Северо-Кавказский

федеральный

университет,

Ставрополь

Статья посвящена формированию и выбору инновационной стратегии на предприятиях нефтегазовой промышленности, путем принятия инновационных управленческих решений.

Ключевые слова: инновация; инновационная стратегия; инновационное развитие.

Современную экономическую обстановку, в которой осуществляют свою деятельность нефтяные компании, можно охарактеризовать как нестабильную и неопределенную. Устойчивое развитие предприятий зависит от их способности прогнозировать и гибко реагировать на изменяющиеся условия внешнего окружения, удерживать и приобретать новые конкурентные преимущества в борьбе на рынках.

Одним из источников конкурентных преимуществ могут стать инновации, создаваемые в результате научно-технической деятельности подразделений НИОКР. Под инновациями следует понимать нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, в самых разных направлениях и сферах деятельности.

Для эффективного функционирования российского нефтяного комплекса крайне важным является создание заинтересованности в соединении усилий предприятий по добыче нефти, ее переработке и сбыту в целях экономии на издержках производства на базе внедрения новыхтехнологий. [10]

Сфера научно-исследовательских работ и разработок является реальным потенциалом, который компании могут использовать для удержания и создания новых конкурентных преимуществ. Инновационная деятельность компании включает создание, внедрение и распространение инноваций.

В содержании инновационной деятельности выделяются два периода:

- инкубационный период, охватывающий время с момента рождения научной идеи до установления ее технической осуществимости;

- рыночно-разработочный период, охватывающий время между установлением рыночной пригодности нового изделия или услуги и появлением его(ее) на рынке. В течение инкубационного периода проводятся маркетинговые исследования, обеспечивающие формирование технических идей, предварительную оценку и проверку концепции идей, осуществляется стратегическое планирование. [6]

Научно-технический комплекс нефтяной компании должен ориентироваться в своей деятельности на потребности компании в технологическом развитии для решения ее текущих и перспективных проблем. Важнейшим условием при этом является разработка и реализация специальных инновационных стратегий компании и

осуществление научно-технического менеджмента. Крупные нефтегазовые компании вместе с корпоративными стратегиями развития используют и специальные инновационные стратегии.

Инновационная стратегия - это план нововведений, который относится ко всей продолжительности инновационнойдеятельности от поиска новых научно-технических решений через производство и сбыт до использования объекта новой техники, также - это основные пункты контроля и вмешательства по результатам проведения маркетинговых исследований, Также инновационная стратегия определяет темпы обновления производства и способ нахождения необходимых для этого продуктов интеллектуального труда.

Реализуя инновационные стратегии, отечественные нефтегазовые компании могут в перспективе конкурировать с аналогичными зарубежными компаниями не только за счет наличия богатейших запасов нефти и газа и дешевой рабочей силы (т.е. природными, сырьевыми качествами, что, несомненно, является большим плюсом и резервом), но и своими развитыми качествами, полученными в результате реализации собственных оригинальных управленческих решений и подходов, знаний и идей.

Для того чтобы разработать инновационную стратегию, используют три основных информационных подхода: прогнозы факторов окружающей обстановки; анализ внутреннего потенциала компании; ее корпоративную стратегию.

Прогноз факторов окружающей обстановки включает в себя формулирование инновационной стратегии, где важно проанализировать состояние и определить возможные пути развития научно-технического потенциала компа-ний-конкурентов (как отечественных, так и зарубежных), независимых отраслевых научно-исследовательских организаций, выявить их сильные и слабые стороны, оценить возможности появления на рынке научно-технических услуг для нефтяной отрасли потенциальных конкурентов из других отраслей. Также к внешним факторам относят "социальные ожидания" к которым относятся политика государства, общественное мнение, социальная значимость. [7]

Выявление факторов окружающей обстановки позволяет спрогнозировать анализ будущих угроз и благоприятных возможностей для компании, значительно сократить возможность появления различного рода неожиданностей, выявить новые конкурирующие технологии в бизнес-среде.

Оценка внутреннего потенциала подразумевает способность нормально реагировать на изменяющиеся условия внешнего воздействия, которая зависит от индивидуальных особенностей каждого предприятия, которые определяют их позиции на рынке. Эти особенности выявляются в результате оценки внут-

реннего потенциала компании, то есть выявления слабых и сильных сторон в ее деятельности и научно-техническом потенциале.

На начальном этапе такой оценки осуществляется анализ существующего положения в компании на фиксированный момент времени. Для определения позиции компании на рынке в рассмотрение включаются такие показатели как объемы производства и сбыта основных продуктов, финансовое состояние, присутствие на международных и региональных рынках, характеристика используемого оборудования и технологий и т.п. Оценивается состояние организации и управления производством. Осуществляется оценка собственного научно-технического потенциала, в том числе наличие новшеств, открытий и изобретений, позволяющих говорить о технологическом отрыве от конкурентов, сроков действия ключевых патентов, наличия ноу-хау, кадрового потенциала, состояния материальнотехнической базы научно-технической сферы и т. д. [3]

Возможность получения реалистичной оценки внутреннего потенциала зависит от качества управления научно-техническим развитием, поэтому целесообразно оценить и инновационный менеджмент в компании.

Для проведения прогнозно-аналитических исследований могут быть использованы различные специальные методики, разработанные зарубежными и российскими специалистами.

Выбор инновационной стратегии осуществляется путем сопоставления существующего технологического состояния компании и установленных целей, определяющего разрыв между желаемым и достигнутым, который должен быть преодолен за счет технологического развития. Существуют несколько путей достижения поставленных целей. Задача работников научно-технической сферы - выбрать из них один как наиболее эффективный. Для этого необходимо сосредоточить внимание на решении наиболее важных проблем технологического развития. Анализ технологического потенциала компании и прогноз его развития позволяет выявить научно-технические проблемы ("узкие места"), которые существуют или могут возникнуть в перспективе. [5]

Продуктивные идеи, лежащие в основе инноваций, могут быть получены не только в рамках выполнения собственных исследований и разработок. Инновационный менеджер должен их искать и в результатах НИОКР, выполненных в других научно-инженерных организациях - в различных изобретениях, патентах и лицензиях.

Прогнозно-аналитические проработки позволяют осуществить выбор того или иного типа инновационной стратегии для достижения поставленных целей. В идеальном случае стратегии формулируются по каждому продукту, реализуемому компанией. Выделяют несколько типов стратегий, которым может следовать ком-

ГЧ

О

ГЧ

О

«Л

гч

■ QII

V

”-Г sr^/^

67

68

пания: наступательная, защитная, лицензирование, привлечение специалистов, приобретение других компаний и т.д. Однако, как правило, крупные корпорации избирают некую комбинацию из различных типов стратегий.

На основе детальных проработок определяется состав ключевыхтехнико-технологических комплексов, которые должны быть реализованы в заданные сроки, оцениваются потенциальная технологическая результативность и экономическая эффективность новыхтехнологий.

В случае отказа от проведения собственных НИОКР затраты на приобретение техники итех-нологий учитываются в инвестиционной программе компании (осуществляется итерация в формулировании общекорпоративной стратегии). [4]

Если в результате проведенного анализа выявляются возможность или необходимость проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ силами собственных научно-технических подразделений компании, на основе партнерства или приобретения ноу-хау и патентов, то такие исследования и разработки включаются в стратегические планы НИОКР [2]

Инновационные стратегии реализуются в планах НИОКР и в инвестиционных планах компании. Управление исследованиями и разработками должно осуществляться на основе программно-целевого метода планирования. На базе долгосрочных планов, сформированных в результате формулирования инновационных стратегий, разрабатываются среднесрочные и краткосрочные программы НИОКР Это требует новых подходов к формированию годовых планов НИОКР Исследования и разработки, включаемые в план, должны решать приоритетные научно-технические проблемы, стоящие перед компанией сегодня и в перспективе в соответствии с инновационной стратегией, а также разработки, имеющие высокую коммерческую значимость.

План НИОКР формируется с учетом ограничений ресурсов, выделенных на проведение НИОКР Распределение ресурсов на НИОКР осуществляется по следующим направлениям: работы, перешедшие из плана предыдущего года, необходимость выполнения которых ежегодно подтверждается; разработки, позволяющие в ближайшее время достичь коммерческого результата; исследования, направленные на решение перспективных научно-технических проблем в соответствии со стратегическими целями компании; научно-исследовательские работы, необходимость выполнения которых обусловлена требованиями хозяйственной деятельности (стандарты, нормативные и методические разработки в области экологической и промышленной безопасности, разработка нормативной базы потребления ресурсов, прогнозно-аналитические исследования

и т.п.); инициативные исследования, то есть исследования, не связанные с планами компании.

Тематический план НИОКР по разработкам формируется на основе приоритетов инновационной стратегии и ранжирования по эффективности предлагаемых решений, при этом необходимо соблюдать условие комплексности проводимых работ. Расчетный эффект от реализации этих разработок может быть учтен в краткосрочных и среднесрочных планах компании. Отбор тематики НИОКР, включающей научно-исследовательские работы, может осуществляться на основе оценки специалистов-экспертов.[3]

Очень важным для формирования и реализации инновационной стратегии в компании является наличие соответствующего научно-технического менеджмента.

Для успешной реализации научно-техничес-кихдостижений в компании необходимо создать систему стимулирования протекания инновационных процессов по всему его циклу: от идеи до коммерческой реализации. При этом наряду с методами стимулирования, используемыми государством, могут применяться и специальные корпоративные методы поощрения инновационной активности организаций, творческих коллективов и отдельных специалистов. [8]

Необходимым условием эффективного управления инновационной деятельностью является осуществление функции контроля за выполнением каждого этапа инновационного процесса. Особенно это касается стадий внедрения и распространения инноваций, на которых определяется фактическая эффективность инновационного мероприятия. Использование необходимых форм отчетности по внедрению инноваций позволит достоверно учитывать их эффективность в плановых нормативах и интегральных показателях деятельности компании. Нефтяные компании при реализации долгосрочных целей устойчивого развития должны четко определять глобальную перспективу бизнеса, ориентируясь на новые технологии и партнерство с другими хозяйствующими субъектами с целью увеличения стоимости компании. [9]

Крупнейшие предприятия нефтегазового комплекса постоянно находятся в поисках путей повышения эффективности, в том числе за счет применения инновационных стратегий в поиске, разведке и добыче нефти. В таких условиях конкурентоспособность данных компаний определяется эффективностью их инновационной деятельности.

Таким образом, определяющим фактором инновационного развития любого предприятия является умение разрабатывать и эффективно использовать инновационные стратегии.

Литература:

1. Андреев А.Ф., Брилон А.В., Комзолов А.А. Статистический метод оценки риска инвестиционных проектов в нефтяной и газовой про-

мышленности // Экономика и управление нефтегазовой промышленностью. - 2007. - № 11-12. - С. 14-17.

2. Андреев А.Ф., Дунаев В.Ф., Зубарева В.Д., ИваникВ.В., ИвановА.В., Кудинов Ю.С., Пономарев В.А., Саркисов А.С. Основы проектного анализа в нефтяной и газовой промышленности. - М., 2007. - 341 с.

3. Андронова И.В. Формирование информационной базы для прогнозирования результатов деятельности нефтегазодобывающих структур // В кн.: Нефть и газ: проблемы недропользования, добычи и транспортировки. - М., 2008.

4. Бахитов Р.Р., Коробейников Н.Ю. Принятие решения о выборе инвестиционного проекта // Нефтяное хозяйство. - 2008. - №1. -С. 34-35.

5. Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента / пер. с англ. - СПб.: Питер, 2009.- 816 с.

6. Бушуев В.В., Соловьянов А.А., Журавлев В.Г., Чернегов Ю.А. Мониторинг и проектирование эффективных технологий топливно-энергетического комплекса. - М.: ВНИИОЭНГ, 2007. - 60 с.

7. Гольдштейн Г А Инновационный менеджмент.-Таганрог: ТЭТУ, 2008.

8. Грайфер В.И., Галустянц В.А., Винницкий М.М. Методология и практика управления инновационной деятельностью (на примере нефтедобывающей промышленности). - М.: Нефть и газ, РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2009.

9. Грайфер В.И., Галустянц В.А., Винницкий М.М. Роль инновацион- |_ ных процессов в стабилизации нефтяной промышленности России // Нефть, газ и бизнес. - 2008. - № 2.

10. Донцова Ш. Инновационная деятельность: состояние, необходимость государственной поддержки, налоговое стимулирование // Менеджмент в России и за рубежом. - 2008. - № 3.

INNOVATIVE TECHNOLOGIY IN WELL DRILLING OF JSC SURGUTNEFTEGAZ Pashchenko Ekaterina Nikolaevna, Student, Faculty of Economics and Finance E-mail: [email protected]

Senyugina Irina Alekseevna, PhD of Economics, Associate Professor,

Chair of Economics and Management

North-Caucasian Federal University, Stavropol

LO

ГЧ

O"

I--------

The article is devoted to raising oil production in old fields and increase oil recovery from reservoirs, back-up oil wells, which could not be returned to the operating fund of other methods by sidetracking wells. ~

Keywords: sidetracking; return on oil production; the whipstock; round-podeinye operation.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БУРЕНИИ УДК330.3 СКВАЖИН ОАО ”СУРГУТНЕФТЕГАЗп

69

Статья посвящена вопросам повышения уровня добычи нефти на старых месторождениях и увеличения коэффициента извлечения нефти из пластов, вернуть в эксплуатацию нефтяные скважины, которые не могли быть возвращены в действующий фонд другими методами путем зарезки боковых стволов скважин.

Ключевые слова: зарезка боковых стволов; рентабельность добычи нефти; клин-отклонитель; спуско-подъемные операции.

© Пащенко Е.Н., 2012 © Сенюгина И.А., 2012

Часто, после извлечения нефтяныхзапасов из залежи, ее консервируют, и в большинстве случаев больше не используют. А это не верно. В залежи остается довольно много нефти. Это стало настоящей проблемой в наше время. Поэтому и начали применять различные технологии по извлечению нефти из уже использованных месторождений. О них и пойдет речь.

Зарезка боковых стволов - это одна из наиболее эффективных технологий, которая позволяет добиться повышения уровня добычи нефти на старых месторождениях и увеличения коэффициента извлечения нефти из пластов, вернуть в эксплуатацию нефтяные скважины, которые не могли быть возвращены в действующий фонд другими методами. Путем бурения боковых стволов в разработку вводятся ранее не задействованные участки пласта, а также трудноизвлекаемые запасы нефти, добыча которых ранее не представлялась возможной. Технико-экономические расчеты подтверждают высокую эффективность эксплуатации боковых стволов для всех типов залежей. Себестоимость дополнительно добытой нефти из вторых стволов как правило ниже её среднего значения по месторождениям, а затраты на их строительство окупаются в течение двух лет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При зарезке вторыхстволов используется как отечественное, так и импортное оборудование. Управление по зарезке боковых стволов

ПАЩЕНКО

Екатерина

Николаевна,

студентка,

факультет

Экономики и финансов,

Северо-Кавказский

федеральный

университет,

Ставрополь

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.