THE FORMATION AND SELECTION OF INNOVATIVE STRATEGIES FOR OIL AND GAS INDUSTRY
Kononenko Alexandra Andreevna, Student, Faculty of Economics and Finance E-mail: [email protected]
Senyugina Irina Alekseevna, PhD of Economics, Associate Professor,
Chair of Economics and Management North-Caucasian Federal University, Stavropol
The article focuses on the formation and selection of innovative strategies for oil and gas industry through the adoption of innovative management solutions.
Keywords: innovation; innovation strategy; innovative development.
УДК330.3 ФОРМИРОВАНИЕ И ВЫБОР ИННОВАЦИОННОЙ
СТРАТЕГИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ НЕФТЕГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
© Кононенко А.А, 2012 © Сенюгина И.А., 2012
66
КОНОНЕНКО
Александра
Андреевна,
студентка, факультет Экономики и финансов [email protected]
СЕНЮГИНА Ирина Алексеевна,
кандидат
экономических наук, доцент, кафедра Экономики и управления
Северо-Кавказский
федеральный
университет,
Ставрополь
Статья посвящена формированию и выбору инновационной стратегии на предприятиях нефтегазовой промышленности, путем принятия инновационных управленческих решений.
Ключевые слова: инновация; инновационная стратегия; инновационное развитие.
Современную экономическую обстановку, в которой осуществляют свою деятельность нефтяные компании, можно охарактеризовать как нестабильную и неопределенную. Устойчивое развитие предприятий зависит от их способности прогнозировать и гибко реагировать на изменяющиеся условия внешнего окружения, удерживать и приобретать новые конкурентные преимущества в борьбе на рынках.
Одним из источников конкурентных преимуществ могут стать инновации, создаваемые в результате научно-технической деятельности подразделений НИОКР. Под инновациями следует понимать нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, в самых разных направлениях и сферах деятельности.
Для эффективного функционирования российского нефтяного комплекса крайне важным является создание заинтересованности в соединении усилий предприятий по добыче нефти, ее переработке и сбыту в целях экономии на издержках производства на базе внедрения новыхтехнологий. [10]
Сфера научно-исследовательских работ и разработок является реальным потенциалом, который компании могут использовать для удержания и создания новых конкурентных преимуществ. Инновационная деятельность компании включает создание, внедрение и распространение инноваций.
В содержании инновационной деятельности выделяются два периода:
- инкубационный период, охватывающий время с момента рождения научной идеи до установления ее технической осуществимости;
- рыночно-разработочный период, охватывающий время между установлением рыночной пригодности нового изделия или услуги и появлением его(ее) на рынке. В течение инкубационного периода проводятся маркетинговые исследования, обеспечивающие формирование технических идей, предварительную оценку и проверку концепции идей, осуществляется стратегическое планирование. [6]
Научно-технический комплекс нефтяной компании должен ориентироваться в своей деятельности на потребности компании в технологическом развитии для решения ее текущих и перспективных проблем. Важнейшим условием при этом является разработка и реализация специальных инновационных стратегий компании и
осуществление научно-технического менеджмента. Крупные нефтегазовые компании вместе с корпоративными стратегиями развития используют и специальные инновационные стратегии.
Инновационная стратегия - это план нововведений, который относится ко всей продолжительности инновационнойдеятельности от поиска новых научно-технических решений через производство и сбыт до использования объекта новой техники, также - это основные пункты контроля и вмешательства по результатам проведения маркетинговых исследований, Также инновационная стратегия определяет темпы обновления производства и способ нахождения необходимых для этого продуктов интеллектуального труда.
Реализуя инновационные стратегии, отечественные нефтегазовые компании могут в перспективе конкурировать с аналогичными зарубежными компаниями не только за счет наличия богатейших запасов нефти и газа и дешевой рабочей силы (т.е. природными, сырьевыми качествами, что, несомненно, является большим плюсом и резервом), но и своими развитыми качествами, полученными в результате реализации собственных оригинальных управленческих решений и подходов, знаний и идей.
Для того чтобы разработать инновационную стратегию, используют три основных информационных подхода: прогнозы факторов окружающей обстановки; анализ внутреннего потенциала компании; ее корпоративную стратегию.
Прогноз факторов окружающей обстановки включает в себя формулирование инновационной стратегии, где важно проанализировать состояние и определить возможные пути развития научно-технического потенциала компа-ний-конкурентов (как отечественных, так и зарубежных), независимых отраслевых научно-исследовательских организаций, выявить их сильные и слабые стороны, оценить возможности появления на рынке научно-технических услуг для нефтяной отрасли потенциальных конкурентов из других отраслей. Также к внешним факторам относят "социальные ожидания" к которым относятся политика государства, общественное мнение, социальная значимость. [7]
Выявление факторов окружающей обстановки позволяет спрогнозировать анализ будущих угроз и благоприятных возможностей для компании, значительно сократить возможность появления различного рода неожиданностей, выявить новые конкурирующие технологии в бизнес-среде.
Оценка внутреннего потенциала подразумевает способность нормально реагировать на изменяющиеся условия внешнего воздействия, которая зависит от индивидуальных особенностей каждого предприятия, которые определяют их позиции на рынке. Эти особенности выявляются в результате оценки внут-
реннего потенциала компании, то есть выявления слабых и сильных сторон в ее деятельности и научно-техническом потенциале.
На начальном этапе такой оценки осуществляется анализ существующего положения в компании на фиксированный момент времени. Для определения позиции компании на рынке в рассмотрение включаются такие показатели как объемы производства и сбыта основных продуктов, финансовое состояние, присутствие на международных и региональных рынках, характеристика используемого оборудования и технологий и т.п. Оценивается состояние организации и управления производством. Осуществляется оценка собственного научно-технического потенциала, в том числе наличие новшеств, открытий и изобретений, позволяющих говорить о технологическом отрыве от конкурентов, сроков действия ключевых патентов, наличия ноу-хау, кадрового потенциала, состояния материальнотехнической базы научно-технической сферы и т. д. [3]
Возможность получения реалистичной оценки внутреннего потенциала зависит от качества управления научно-техническим развитием, поэтому целесообразно оценить и инновационный менеджмент в компании.
Для проведения прогнозно-аналитических исследований могут быть использованы различные специальные методики, разработанные зарубежными и российскими специалистами.
Выбор инновационной стратегии осуществляется путем сопоставления существующего технологического состояния компании и установленных целей, определяющего разрыв между желаемым и достигнутым, который должен быть преодолен за счет технологического развития. Существуют несколько путей достижения поставленных целей. Задача работников научно-технической сферы - выбрать из них один как наиболее эффективный. Для этого необходимо сосредоточить внимание на решении наиболее важных проблем технологического развития. Анализ технологического потенциала компании и прогноз его развития позволяет выявить научно-технические проблемы ("узкие места"), которые существуют или могут возникнуть в перспективе. [5]
Продуктивные идеи, лежащие в основе инноваций, могут быть получены не только в рамках выполнения собственных исследований и разработок. Инновационный менеджер должен их искать и в результатах НИОКР, выполненных в других научно-инженерных организациях - в различных изобретениях, патентах и лицензиях.
Прогнозно-аналитические проработки позволяют осуществить выбор того или иного типа инновационной стратегии для достижения поставленных целей. В идеальном случае стратегии формулируются по каждому продукту, реализуемому компанией. Выделяют несколько типов стратегий, которым может следовать ком-
ГЧ
О
ГЧ
О
□
«Л
гч
■ QII
V
”-Г sr^/^
■
67
68
пания: наступательная, защитная, лицензирование, привлечение специалистов, приобретение других компаний и т.д. Однако, как правило, крупные корпорации избирают некую комбинацию из различных типов стратегий.
На основе детальных проработок определяется состав ключевыхтехнико-технологических комплексов, которые должны быть реализованы в заданные сроки, оцениваются потенциальная технологическая результативность и экономическая эффективность новыхтехнологий.
В случае отказа от проведения собственных НИОКР затраты на приобретение техники итех-нологий учитываются в инвестиционной программе компании (осуществляется итерация в формулировании общекорпоративной стратегии). [4]
Если в результате проведенного анализа выявляются возможность или необходимость проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ силами собственных научно-технических подразделений компании, на основе партнерства или приобретения ноу-хау и патентов, то такие исследования и разработки включаются в стратегические планы НИОКР [2]
Инновационные стратегии реализуются в планах НИОКР и в инвестиционных планах компании. Управление исследованиями и разработками должно осуществляться на основе программно-целевого метода планирования. На базе долгосрочных планов, сформированных в результате формулирования инновационных стратегий, разрабатываются среднесрочные и краткосрочные программы НИОКР Это требует новых подходов к формированию годовых планов НИОКР Исследования и разработки, включаемые в план, должны решать приоритетные научно-технические проблемы, стоящие перед компанией сегодня и в перспективе в соответствии с инновационной стратегией, а также разработки, имеющие высокую коммерческую значимость.
План НИОКР формируется с учетом ограничений ресурсов, выделенных на проведение НИОКР Распределение ресурсов на НИОКР осуществляется по следующим направлениям: работы, перешедшие из плана предыдущего года, необходимость выполнения которых ежегодно подтверждается; разработки, позволяющие в ближайшее время достичь коммерческого результата; исследования, направленные на решение перспективных научно-технических проблем в соответствии со стратегическими целями компании; научно-исследовательские работы, необходимость выполнения которых обусловлена требованиями хозяйственной деятельности (стандарты, нормативные и методические разработки в области экологической и промышленной безопасности, разработка нормативной базы потребления ресурсов, прогнозно-аналитические исследования
и т.п.); инициативные исследования, то есть исследования, не связанные с планами компании.
Тематический план НИОКР по разработкам формируется на основе приоритетов инновационной стратегии и ранжирования по эффективности предлагаемых решений, при этом необходимо соблюдать условие комплексности проводимых работ. Расчетный эффект от реализации этих разработок может быть учтен в краткосрочных и среднесрочных планах компании. Отбор тематики НИОКР, включающей научно-исследовательские работы, может осуществляться на основе оценки специалистов-экспертов.[3]
Очень важным для формирования и реализации инновационной стратегии в компании является наличие соответствующего научно-технического менеджмента.
Для успешной реализации научно-техничес-кихдостижений в компании необходимо создать систему стимулирования протекания инновационных процессов по всему его циклу: от идеи до коммерческой реализации. При этом наряду с методами стимулирования, используемыми государством, могут применяться и специальные корпоративные методы поощрения инновационной активности организаций, творческих коллективов и отдельных специалистов. [8]
Необходимым условием эффективного управления инновационной деятельностью является осуществление функции контроля за выполнением каждого этапа инновационного процесса. Особенно это касается стадий внедрения и распространения инноваций, на которых определяется фактическая эффективность инновационного мероприятия. Использование необходимых форм отчетности по внедрению инноваций позволит достоверно учитывать их эффективность в плановых нормативах и интегральных показателях деятельности компании. Нефтяные компании при реализации долгосрочных целей устойчивого развития должны четко определять глобальную перспективу бизнеса, ориентируясь на новые технологии и партнерство с другими хозяйствующими субъектами с целью увеличения стоимости компании. [9]
Крупнейшие предприятия нефтегазового комплекса постоянно находятся в поисках путей повышения эффективности, в том числе за счет применения инновационных стратегий в поиске, разведке и добыче нефти. В таких условиях конкурентоспособность данных компаний определяется эффективностью их инновационной деятельности.
Таким образом, определяющим фактором инновационного развития любого предприятия является умение разрабатывать и эффективно использовать инновационные стратегии.
Литература:
1. Андреев А.Ф., Брилон А.В., Комзолов А.А. Статистический метод оценки риска инвестиционных проектов в нефтяной и газовой про-
мышленности // Экономика и управление нефтегазовой промышленностью. - 2007. - № 11-12. - С. 14-17.
2. Андреев А.Ф., Дунаев В.Ф., Зубарева В.Д., ИваникВ.В., ИвановА.В., Кудинов Ю.С., Пономарев В.А., Саркисов А.С. Основы проектного анализа в нефтяной и газовой промышленности. - М., 2007. - 341 с.
3. Андронова И.В. Формирование информационной базы для прогнозирования результатов деятельности нефтегазодобывающих структур // В кн.: Нефть и газ: проблемы недропользования, добычи и транспортировки. - М., 2008.
4. Бахитов Р.Р., Коробейников Н.Ю. Принятие решения о выборе инвестиционного проекта // Нефтяное хозяйство. - 2008. - №1. -С. 34-35.
5. Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента / пер. с англ. - СПб.: Питер, 2009.- 816 с.
6. Бушуев В.В., Соловьянов А.А., Журавлев В.Г., Чернегов Ю.А. Мониторинг и проектирование эффективных технологий топливно-энергетического комплекса. - М.: ВНИИОЭНГ, 2007. - 60 с.
7. Гольдштейн Г А Инновационный менеджмент.-Таганрог: ТЭТУ, 2008.
8. Грайфер В.И., Галустянц В.А., Винницкий М.М. Методология и практика управления инновационной деятельностью (на примере нефтедобывающей промышленности). - М.: Нефть и газ, РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2009.
9. Грайфер В.И., Галустянц В.А., Винницкий М.М. Роль инновацион- |_ ных процессов в стабилизации нефтяной промышленности России // Нефть, газ и бизнес. - 2008. - № 2.
10. Донцова Ш. Инновационная деятельность: состояние, необходимость государственной поддержки, налоговое стимулирование // Менеджмент в России и за рубежом. - 2008. - № 3.
INNOVATIVE TECHNOLOGIY IN WELL DRILLING OF JSC SURGUTNEFTEGAZ Pashchenko Ekaterina Nikolaevna, Student, Faculty of Economics and Finance E-mail: [email protected]
Senyugina Irina Alekseevna, PhD of Economics, Associate Professor,
Chair of Economics and Management
North-Caucasian Federal University, Stavropol
LO
ГЧ
O"
I--------
The article is devoted to raising oil production in old fields and increase oil recovery from reservoirs, back-up oil wells, which could not be returned to the operating fund of other methods by sidetracking wells. ~
Keywords: sidetracking; return on oil production; the whipstock; round-podeinye operation.
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БУРЕНИИ УДК330.3 СКВАЖИН ОАО ”СУРГУТНЕФТЕГАЗп
■
69
Статья посвящена вопросам повышения уровня добычи нефти на старых месторождениях и увеличения коэффициента извлечения нефти из пластов, вернуть в эксплуатацию нефтяные скважины, которые не могли быть возвращены в действующий фонд другими методами путем зарезки боковых стволов скважин.
Ключевые слова: зарезка боковых стволов; рентабельность добычи нефти; клин-отклонитель; спуско-подъемные операции.
© Пащенко Е.Н., 2012 © Сенюгина И.А., 2012
Часто, после извлечения нефтяныхзапасов из залежи, ее консервируют, и в большинстве случаев больше не используют. А это не верно. В залежи остается довольно много нефти. Это стало настоящей проблемой в наше время. Поэтому и начали применять различные технологии по извлечению нефти из уже использованных месторождений. О них и пойдет речь.
Зарезка боковых стволов - это одна из наиболее эффективных технологий, которая позволяет добиться повышения уровня добычи нефти на старых месторождениях и увеличения коэффициента извлечения нефти из пластов, вернуть в эксплуатацию нефтяные скважины, которые не могли быть возвращены в действующий фонд другими методами. Путем бурения боковых стволов в разработку вводятся ранее не задействованные участки пласта, а также трудноизвлекаемые запасы нефти, добыча которых ранее не представлялась возможной. Технико-экономические расчеты подтверждают высокую эффективность эксплуатации боковых стволов для всех типов залежей. Себестоимость дополнительно добытой нефти из вторых стволов как правило ниже её среднего значения по месторождениям, а затраты на их строительство окупаются в течение двух лет.
При зарезке вторыхстволов используется как отечественное, так и импортное оборудование. Управление по зарезке боковых стволов
ПАЩЕНКО
Екатерина
Николаевна,
студентка,
факультет
Экономики и финансов,
Северо-Кавказский
федеральный
университет,
Ставрополь