СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ФОРМИРОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Тишабаева Л.А.
Тишабаева Лола Арифовна - старший преподаватель, кафедра истории Узбекистана, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы и перспективы гражданского воспитания студенческой молодежи. А также поднимается вопрос воспитательной работы со студенчеством высших учебных заведений, ставящим цель формирования гражданина свободного, демократического государства, который обеспечен всеми правами и наделён всей полнотой обязанностей, позволяющими ему свободно развиваться на пространстве гражданского общества. Говорится о поиске новых подходов к воспитанию, пониманию его роли и функций в изменившихся условиях общественного развития.
Ключевые слова: гражданское воспитание, молодежь, студенческая среда, жизненная перспектива, духовность, формирование личности.
Развивающемуся гражданскому обществу нужны образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, прогнозируя их возможные последствия, люди, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны [2]. В этой связи в стране уделяется огромное внимание проблеме воспитания студенческой молодежи, преобразованию воспитательной системы высшего образования, которое является одним из важных условий позитивных перемен в общественной жизни. Представляя собой крупнейшую социально-демографическую группу, молодежь соотносится с обществом как часть с целым. Она является самой динамичной частью общества и занимает в нем особое положение благодаря своей основной социально значимой функции. Это развитие выделяет из огромного числа изменений такие, которые связаны с обновлением не только общества как макросистемы, но и самой молодежи как ее относительно самостоятельной подсистемы. В условиях значительно возросшей динамики преобразований общества такой аспект изучения молодежи представляется наиболее актуальным. В студенческой среде достаточно четко выражено понимание своей значимости в делах общества. Стремление большинства молодых людей самостоятельно решать свои вопросы и строить жизненную перспективу отразилось на ее возросшей тяге к образованию, освоению престижных профессий. Ценность образования, занимает одно из главных мест среди приоритетных жизненных ценностей молодого поколения. На современном этапе ведется поиск новых подходов к воспитанию, пониманию его роли и функций в изменившихся условиях общественного развития. И хотя, как это видится, молодежь призвана использовать предоставленные ей возможности для самостоятельного самоопределения и выбора своего пути, на практике, в условиях нашей отнюдь не совершенной действительности, в этой связи возникает во многом неразрешимая проблема. Современный молодой человек далеко не всегда может подняться над условиями, обстоятельствами, в которых он оказался не по своей, а нередко и вопреки своей воле, и преодолеть трудности на пути к желаемой цели. Необходимость преодоления обозначенных противоречий приводит к активному поиску в области воспитания студентов, что также тесно связано с повышением роли
общечеловеческих ценностей. Соответственно, возникает необходимость формирования человека, занимающего активную гражданскую позицию, обладающего высоким профессионализмом и духовностью, инициативой, самостоятельностью, коммуникабельностью, гуманистически ориентированного и способного к саморазвитию. В настоящее время ведутся разработки новых систем и технологий воспитательного процесса. Они опираются на идеи системности, целостности и единства, позволяющие, с одной стороны, учесть прошлый позитивный опыт, а с другой - открыть дорогу новому, инновационному, отказаться от сложившихся стереотипов. Это, выступает основой, фундаментом в создании и развитии воспитательной системы высшего учебного заведения. Ее отличительной характеристикой, по нашему мнению, является педагогическая парадигма, которая позволяет теоретически и практически утверждать уникальность каждого человека, самоценность его индивидуальности; ориентирует на развитие ценностно-смыслового равенства преподавателя вуза и студента [1]. В целом сегодня активно восстанавливается и создается воспитательная система вузов, которая, на наш взгляд, станет важнейшей стратегической линией развития образования в ближайшем будущем. Поэтому уже сейчас представляются чрезвычайно актуальными изучение и применение различных моделей воспитательной работы со студентами вузов с точки зрения возможностей формирования гражданской позиции и развития творческого потенциала студентов в конкретных образовательных учреждениях. В отличие от других групп молодежи, студенчество представляет собой отдельную социокультурную группу. Это связано с тем, что молодое поколение является наиболее динамичной и трудоспособной частью социума. Студенчество как потенциальная, интеллектуальная элита общества может стать эффективным средством процесса интеграции в обществе, обозначив стремление к его целостности. Более того, студенчество - это центральный период становления человеческой личности в целом, проявления самых разнообразных интересов. Таким образом, интегрирующая роль студенчества как особой социальной группы прослеживается, исходя из внешних (наиболее организованная группа) и внутренних (центральный период социализации) предпосылок. Сегодня целью воспитательной работы со студенчеством высших учебных заведений должно являться формирование гражданина свободного, демократического государства, который обеспечен всеми правами и наделён всей полнотой обязанностей, позволяющими ему свободно развиваться на пространстве гражданского общества. Соответственно основной задачей воспитания становится формирование личности с активной гражданской позицией, способной воспользоваться своими неотъемлемыми правами, стремящейся к этому и готовой взять на себя всю полноту ответственности за свои действия. Воспитывая личность с четко выраженной гражданской позицией, необходимо помнить, что она будет жить и действовать в определенном государстве и обществе, что от ее поступков, ее позиции зависит каким, по своей сути, будут и это государство, и это общество. Становление современной государственности напрямую ставит задачи формирования гражданского общества. Построение же гражданского общества нереально без участия в данном процессе молодых людей - студентов вузов, которые должны стать настоящими гражданами своей страны, т.е. самодеятельными, самостоятельными людьми, реализующимися в гражданской позиции.
Список литературы
1. Вавилина Н.Д., Виноградов С.Б., Вольский А.Н., Добровольский А.В. Социальный мир молодежи. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1999. 208 с.
2. Аманбаева Л.И. Теоретические основы гражданского воспитания. М. Якутск, 2001. 310 с.