Науч. рук.: к.э.н., доц. Тирацуян В. Х.
ФОРМИРОВАНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФАЙЛИНГА КАК ЭЛЕМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ НА АВИАПРЕДПРИЯТИЯХ
Аннотация: В статье рассматриваются особенности внедрения системы профайлинга на авиапредприятиях, а также ключевая роль человека в формировании системы безопасности.
Ключевые слова: профайлинг, авиационная безопасность, авиакомпании, терроризм, аэропорт Домодедово, профайлинговая служба Израиля, профайлеры.
Очень часто люди, которые достаточно редко пользуются услугами авиационного транспорта, беспокоятся за свою безопасность. Но не только они подвержены подобным страхам, но также и те, кто регулярно совершают полеты. Почему же? Причиной этого является мировой терроризм.
Напряженная общественно-политическая обстановка способствует тому, что Службы Авиационной Безопасности (САБ) внедряют в свою работу новые методики и разработки, способные повысить уровень
323
безопасности граждан.
Современные средства защиты ориентированы на обнаружение опасных предметов и веществ, но они не позволяют выявить противоправные намерения. Сейчас осуществляются попытки создания технологий, позволяющих определить противоправные намерения, используя анализ психофизиологических реакций человека.
323 Понеделков А.В., Старостин А.М., Старостина А.А «Национальная безопасность современной России в контексте проблем национально-государственной идентичности» Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 3. с. 123-129.
На сегодняшний день только человек с определенной долей вероятности способен определять особенности поведения других людей, а также оперативно принимать соответствующие управленческие решения. Исходя из этого, можно говорить о профайлинге как об инновационной технологии выявления потенциально опасных людей. Профайлинг осуществляют специально обученные люди — профайлеры. Данная технология применяется в аэропортах, на железнодорожных станциях и
324
автовокзалах, в метро и торговых центрах.
Самой эффективной считается профайлинговая служба Израиля, где профайлинг появился в 70-х годах 20-го века в израильской авиакомпании «Эль-Аль». Охрана аэропорта им. бен Гуриона, строится по принципу нескольких кругов защиты.
Внешний круг включает в себя работу спецслужб, которые добывают информацию о готовящихся терактах и стараются сами предотвратить угрозу. Основной круг защиты — периметр охраняемой территории. Внутренний круг включает в себя службу безопасности аэропорта, никто не может официально войти на территорию без разрешения. Сплошной досмотр в аэропорте не практикуется. Перед тем как попасть в терминал, посетитель попадает под прицел не менее десяти пар глаз наблюдателей, с ним разговаривают и, если необходимо, осматривают.
В США сотрудники Администрации транспортной безопасности применяют поведенческую программу обнаружения, целью которой является ненавязчивое наблюдение и анализ поведения. Администрация насчитывает 3 тыс. сотрудников, занимающихся поведенческим обнаружением, они работают в 161 из 450 пассажирских аэропортов США.
324 Ярошенко Г.В. «Проблема терроризма в контексте обеспечения национальной безопасности современного государства» Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2016. №1. С. 167-172.
Авиационный профайлинг - одно из направлений, целью которого является выявление по невербальным признакам пассажиров, имеющих намерение совершить противоправное действие на борту воздушного судна или в здании аэропорта. Авиационный профайлинг носит оперативный характер: он реализуется за максимально короткий промежуток времени по
325
причине постоянного пассажиропотока.
Как правило, данный вид профайлинга сводится к отнесению того или иного пассажира к определенной группе: потенциально неопасные пассажиры или потенциально опасные пассажиры. Последние подразделяются на две подгруппы: подозрительные и критически подозрительные.
В первую очередь сотрудники САБ при наблюдении за пассажирами должны постоянно задавать себе вопрос - намерен ли этот человек совершить правонарушение?
Существуют основные критические признаки, которые могут выдать человека, задумавшего совершить противоправное действие: перекос одежды; выпуклость одежды в местах, где человек может прятать оружие; хождение по помещению и тщательное осматривание его. Также террориста может выдать нервная система, а именно неестественно бледный цвет лица или состояние транса.
Несоответствие может проявляться как в одежде, так и в данных паспорта, билета и визы. Также может наблюдаться ситуация, когда человек не может сообщить конкретную информацию о людях, с которыми он отправляется в поездку. Или сомнение может вызвать подозрительный маршрут, не соответствующий логике.
325 Репинская О.В. «Международные террористические угрозы и сотрудничество России на постсоветском пространстве» Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2012. № 3. с. 141149.
Методику профилирования в аэропортах можно представить в виде следующих этапов:
1. Наблюдение за пассажиропотоком;
2. Выявление лиц, относящихся к потенциально опасным пассажирам;
3. Проверка личных документов;
4. Проведение общей опросной беседы;
5. Проведение опросной беседы;
6. Заключительная оценка.
Наиболее эффективно методику профайлинга применять на таких секторах аэропорта, как пункты досмотра при входе в аэропорт, стойка регистрации и зона таможенного контроля.
Самым сложным этапом профайлинга является проведение опросной беседы. При использовании этого метода анализируются показатели истинности-ложности ответов опрашиваемого пассажира. На данном этапе необходимо обращать внимание как на обобщенные ответы, так и на уход от ответа.326
Таким образом, эффективное применение методики профайлинга на практике, позволит снизить вероятность совершения террористических актов в аэропортах.
Впервые о создании профессиональной профайлинговой службы в системе безопасности российских аэропортов заговорили в 2004 году, после взрывов самолетов, летевших из Домодедово. После взрыва в 2011 году в зале прилета того же Домодедово опять стали обсуждать, что профайлеры должны работать на всех транспортных узлах.
В России пассажиры различных транспортных средств не всегда готовы адекватно воспринимать работу профайлера. К примеру, в аэропортах
326 Аминов И.И. Профайлинг. Технологии предотвращения противоправных действий: учебное пособие / И.И. Аминов, Ю.М. Волынский-Басманов, В.Ю. Волынский, М.Е. Каменева, Н.Д. Эриашвили. - М.: ЮНИТИ - ДАНА: Закон и право, 2010.
Израиля пассажиры спокойно реагируют, если к ним подходит сотрудник службы безопасности и задаёт вопросы. Российских пассажиров такая ситуация часто возмущает.
Уровень квалификации профайлеров в России пока не очень высокий. Профессия профайлера в нашей стране находится в самом начале становления. Развитию профайлинга мешает отсутствие законодательной базы, которая бы определяла полномочия специалистов. Данной профессии нет в реестре профессий, нет системы общего координационного центра.
В приказе Минтранса от 25.07. 2007 г. № 104 говорится, что в рамках мероприятий по предполетному досмотру «рекомендуется проводить
327
психологическое тестирование пассажиров». Заметим, что
психологическое тестирование - только часть процедур профайлинга, но даже сама постановка вопроса говорит о необходимости разработки и внедрения соответствующего комплекса мер по данному направлению. Нет информации по предотвращению терактов, так как она является секретной, но эта работа приносит большую пользу. В том, что касается системы безопасности, ни одно техническое оснащение не может быть так эффективно, как профессиональный человек.
И в заключении хотелось бы сказать, что в целях обеспечения эффективности управления безопасностью на авиапредприятиях, обучение профайлингу заставляет более вдумчиво и внимательно наблюдать за обстановкой, находить причинно-следственные связи между явлениями. Из этого можно сделать вывод, что внедрение профайлинга носит существенный вклад в борьбе с терроризмом.
327 Об утверждении Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров: Приказ Минтранса России от 25.07.2007 N 104 (ред. от 16.04.2012) // Российская газета. - 2012. - 25 апр.