Заключение
В условиях рыночной экономики действует четкий механизм эффективности функционирования производственных затрат, которые определяются взаимодействием между ценой и уровнем затрат. Для сельского хозяйства и в частности, отрасли молочного скотоводства, следует отметить, что действие рыночного механизма функционирования производственных затрат имеет свои особенности, так как не всегда цена на продукцию превышает понесенные производственные затраты.
Формирования производственных затрат, как и любой экономический процесс, подчинен действию объективных экономических законов: как общих, фундаментальных, так и специфических, отвечающих определенной степени развития экономики предприятия. Механизм управления производственными затратами, а именно планирования технологии производства, регулирования затрат ресурсов с целью их минимизации способствует эффективности хозяйствования.
Стратегией развития молочной отрасли Украины должны стать: повышение уровня специализации, концентрации, интеграции и интенсификации производства; обеспечение роста поголовья и продуктивности молочного стада на основе улучшения племенной работы через широкий охват всех предприятий селекционно-племенным делом, создания полноценной кормовой базы; создание условий для развития комбикормовой промышленности и производства кормов для сбалансированного обеспечения полноценными комбикормами; осуществление государственной поддержки товаропроизводителей в приобретении машин и оборудования для молочных ферм через механизмы удешевления за счет бюджетных дотаций; усовершенствование инфраструктуры рынков молока и молокопро-дуктов и внедрение эффективных методов их регулирования; согласование уровней нормативных затрат, цен и доходов всех участников рынка молокопродуктов.
Сочетание указанных направлений развития молочного скотоводства способствует обеспечению роста производства молока путем повышения продуктивности скота и улучшению качества молочного сырья, что в свою очередь даст возможность уменьшить производственные расходы, себестоимость продукции и обеспечить конкурентоспособность молочной отрасли.
ЛИТЕРАТУРА
1. Азiзов, С. П. Оргатзащя аграрного виробництва i бiзнесу: тдручник / С. П.Азiзов, П. Т. Саблук. - К., 2006. - 790 с.
2. Андршчук, В. К. Ефективтсть дшльносп аграрних тдприемств: теорш, методика, анатз / В. Г. Андшйчук. - Киев: КНЕУ, 2005. - 290 с.
3. Березiвський, П. С. Оргатзащя виробництва в аграрних формуваннях: навчальний поибник / П. С.Берез1вський, Н. I. Михайлюк. - К.: Центр навчально! лггератури, 2005. - 560 с.
4. Бурик, А. Ф. Ефектившсть функцюнування та перспективи розвитку сшьськогосподарських тдприемств на регю-нальному рiвнi: монографiя / А. Ф. Бурик, А. О. Харенко. - Умань: СПД Сочшський, 2009. - 265 с.
5. Дем'янченко, С. I. Менеджмент виробничих витрат у сшьському господарствг тдручник / С. I. Дем'янченко. -К., 1998. - 264 с.
6. Лаюшик, О. В. Стан i перспективи експорту молока та молокопродукпв / О. В. Лакшик // Економжа АПК. - 2008. - № 3 . - С. 136-141.
7. Фабричнов, А. М. Издержки производства и себестоимость в сельськом хозяйстве (методологический аспект) / А. М. Фабричнов // Экономика. - 1979. - № 2. - С. 11.
8. Державний комтет статистики Украши. Офщшний сайт. [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://www.ukrstat.gov.ua. - Дата доступу: 18.04.2014.
УДК 338.43.01
А. И. БОДАК
ФОРМИРОВАНИЕ И УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ, ПРОИЗВЕДЕННОЙ НА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
(Поступила в редакцию 04.06.14)
В статье освещенные результаты исследования относительно теоретических и практических принципов функционирования и регулирования инфраструктуры аграрного рынка. Проанализированы наиболее распространенные каналы реализации сельскохозяйственной продукции. Разработаны пути и рекомендации совершенствования данной системы. Большое внимание уделяется созданию и функционированию оптовых рынков.
The article examines results of research into theoretical and practical principles of functioning and regulation of infrastructure of agricultural market. We have analyzed the most common channels of realization of agricultural produce. Much attention was given to the creation and functioning of wholesale markets. We have suggested ways and recommendations for agricultural produce realization system improvement.
Введение
Одно из важнейших условий функционирования продовольственного рынка - формирование и развитие каналов реализации аграрной продукции, которые объединяют между собой товаропроизводителей и потребителей, обеспечивают взаимодействие спроса и предложения. Современная инфраструктура рынка оказалась неплатежеспособной для обеспечения эффективного функционирования аграрного рынка, поскольку находится на стадии формирования и недостаточно изучена. Государственная система заготовок сельскохозяйственной продукции почти прекратила свое существование, рыночные условия нуждаются в качественно новых подходах к развитию и усовершенствованию инфраструктуры. Такая ситуация становится причиной низкой прибыльности товаропроизводителей. Исходя из этого, актуальным является усовершенствования формирования системы реализации продукции.
Анализ источников
Исследованию проблемы формирования и совершенствования системы реализации произведенной продукции сельского хозяйства и поиска путей ее решения посвятили свои работы такие ученые, как В. Г. Андрийчук, Л. А. Евчук, М. В. Зубец, И. В. Кушнир, П. Т. Саблук, А. Н. Шпичак, С. М. Кваши, А. А. Красноруцкий, М. Г. Лобас, А. Т. Опри, А. Н. Онищенко, А. В. Ульянченко, Л. М. Худолей, Ф. В. Горбонос, В. С. Циков и др. Однако данный вопрос еще недостаточно освещен, требует дальнейшего изучения и новых разработок, что и обусловило выбор темы данной статьи.
Методы исследования
Основными методами выполненного исследования явились общенаучные методы анализа и синтеза, обобщения, приемы аналогий, индукция и дедукция, методы эмпирического анализа, графический метод, приемы статистического анализа. В качестве информационной базы послужили данные государственных органов статистики страны.
Основная часть
В современных условиях сельскохозяйственным предприятиям трудно адаптироваться в рыночной среде, поскольку усиливается конкурентная борьба, а потребители, имея перед собой большой выбор каналов реализации, значительно увеличивают свои требования относительно качества товаров. Это формирует объективные предпосылки развития эффективной системы сбыта, которая обеспечит быстрое движение продукции от производителя к потребителю. В деятельности любого товаропроизводителя реализация продукции является завершающей стадией, потому от правильной организации сбыта зависят финансовые результаты предприятия.
Аграрный сектор Украины имеет значительный потенциал, но из-за отсутствия соответствующей инфраструктуры не может его использовать. По мнению экспертов немецкой консультативной группы при Правительстве Украины, в результате работы системы сбыта сельскохозяйственных производителей в Украине получают около 40 % дохода конечной (экспортной) цены, тогда как немецкие фермеры - около 70 % [3, с. 107]. Из-за этого значительное число ученых считает, что рентабельность сельского хозяйства может быть вдвое выше, если инфраструктура украинского рынка будет соответствовать европейским стандартам.
Часть валовой продукции, которую производят аграрные предприятия, реализуется по разным каналам: государству, населению, пайщикам в счет арендной платы, на рынке, перерабатывающим предприятиям, оптовым магазинам, предприятиям общественного питания, товарным биржам, закупочным пунктам, потребительской кооперации т. п. Большинство предприятий реализовывают свою продукцию в период сезона и в том регионе, где они находятся. Четвертую часть от всех производителей составляют те, которые продают продукцию вне сезона, когда цены стремительно растут. Есть и небольшое количество таких предприятий, которые отправляют продукцию на экспорт. На данное время перед товаропроизводителями появляется свободный выбор каналов реализации произведенной продукции, что порождает ряд проблем: несовершенство информационного обеспечения каналов сбыта, низкие реализационные цены и спрос потребителей, конкурентоспособность на рынке, несовершенство в хранении, транспортировке, упаковке и других услугах по продукции [2, с. 89-96].
В 90-х гг. такие вопросы производителей не касались, поскольку закупка продукции и установление цены на нее осуществлялись централизованно государственными органами. С переходом Украины на рыночные отношения распалась государственная централизованная система оптовой торговли продовольственными товарами, оптовые и розничные предприятия приватизировали, централизованная система распределения сельскохозяйственной продукции была ликвидирована, разрушена произ-
водственная и социальная инфраструктура села. Это стало причиной разрушения системы продвижения продовольственных товаров к потребителям. Вот почему усовершенствование сферы сбыта сельскохозяйственной продукции - важная задача, которая стоит перед производителями продукции. Бывшая система почти разрушена, а нынешняя инфраструктура аграрного рынка еще не сориентирована на быстрое продвижение продукции к потребителям, потому инфраструктурное обеспечение сбыта сельскохозяйственной продукции остается одним из ключевых вопросов в решении проблемы реализации продукции и выведения сельского хозяйства из кризиса. Во Львовской области основными видами продукции сельского хозяйства, которые производятся товаропроизводителями, являются: зерновые культуры в растениеводстве, мясо и молоко в животноводстве.
Таблица 1. Реализация продукции сельского хозяйства предприятиями Львовской области, тыс. тонн
Вид продукции 2005 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2012 г. к % к 2005 г.
Зерновые культуры 175,5 244,4 356,3 509,7 290,4
Масличные культуры 7,9 98,7 89,4 141 1784,8
Сахарная свекла 121,3 402,6 550 498,9 411,2
Картофель 1,4 34,1 40,1 42,6 3042,8
Овощи 5,6 13,1 14,2 14,7 262,5
Плоды и ягоды 5,4 0,6 0,6 0,6 11,1
Скот и птица (в живом весе) 12,5 68,6 72,5 77,8 622,4
Молоко и молочные продукты 23 18,9 19,3 21,9 95,2
Яйца (млн. штук) 114,2 133,3 102,7 62,6 54,8
Источник: рассчитано по данным Главного управления статистики Львовской области.
В течение исследуемого периода выражена четкая тенденция к росту реализации продукции растениеводства. В 2012 г. по сравнению с 2005 г. наибольший удельный вес в реализации наблюдается у масличных культур и картофеля, исключением является реализация плодов и ягод, где в последние годы прослеживается тенденция к уменьшению. Относительно реализации продукции животноводства наблюдается тенденция к росту реализации скота и птицы. Уменьшились объемы реализации молока. Относительно реализации яиц также прослеживается четкая тенденция к уменьшению. Проведенный анализ показал, что количество продукции, которую реализовывают товаропроизводители, постепенно увеличивается. Это свидетельствует о том, что объемы производства наращиваются и происходят позитивные изменения в экономическом состоянии производителя.
Можно отметить, что для эффективности предприятий не столь важно: какое количество продукции произвели, а как, кому и когда реализовали. Поэтому своевременная и выгодная реализация является одним из важнейших факторов влияния на развитие предприятия (рис. 1). Каналы реализации продукции сельского хозяйства можно разделить на прямые и непрямые. В прямых продукция попадает к потребителям через торговые точки напрямую, в непрямых появляется посредник. Производители имеют возможность реализовывать продукцию за границу, государству или свободно через другие точки. Свободная реализация шире всего распустила свою «корневую систему». Кроме того, значительная часть продукции прежде чем попасть к потребителю, проходит через звено оптовой торговли, поскольку это облегчает работу производителю. Оптовые рынки играют важную роль в реализации продукции, системе хозяйственных связей и проведении разных коммерческих операций (рис. 2). Развитие инфраструктуры аграрного рынка является одной из предпосылок качественных изменений в сельском хозяйстве страны. Ведь именно современные многофункциональные объекты, которыми являются оптовые рынки сельскохозяйственной продукции, становятся основными логистическими узлами, которые обеспечивают необходимые условия хранения и сбыта выработанной аграриями продукции [1, с. 111-117]. Хотя во Львовской области и функционирует оптовый рынок, есть проблемы с реализацией и хранением продукции. Например, природно-климатические условия и плодородные земли нашего региона способствуют выращиванию зерновых культур и позволяют получать высококачественное продовольственное зерно, но существует ряд проблем относительно развития инфраструктуры для эффективного хранения урожая. Мест в зернохранилищах и на элеваторах не хватает. Большинство из имеющихся находятся в неудовлетворительном состоянии, требуют инвестиций на реконструкцию и модернизацию.
Продвижение продукции сельского хозяйства 1 К
Каналы реализации продукции
Перерабатывающим предприятиям
Рис. 1. Каналы реализации продукции сельского хозяйства
Реализация сельскохозяйственной продукции оптовым рынкам
-XX-33:-33- -О"
«Столичный» г. Киев
«Господар» г. Донецк
«Шувар» г. Львов
«Азовский» г. Мариуполь
Эффективно работают
Предоставлен статус оптового рынка. Деятельность в перспективе
«Сичовый» г. Запорожье «Гектар» г. Одесса «Шелен» г. Ровно
«Азовский» г. Херсон «Азовский» г. Николаев «Азовский» г. Луганск
«Лелека» г. Харьков
Р и с . 2 . Реализация сельскохозяйственной продукции оптовым рынкам
Из табл. 2 видно, что в Украине не хватает мощностей для хранения зерна. Львовская область не является исключением. Наш регион считается зернопотребляющим, поскольку обеспечивает собственное производство меньше, чем на 50 %, однако проблема в хранении и реализации все-таки существует [6, с. 30-35]. Украина соответственно Программе «Зерно Украины - 2015» планирует увеличить объемы производства зерновых до 80 млн. тонн, поэтому следует в ближайшие 2-3 года создать инвестиционные привлекательные условия для развития элеваторной инфраструктуры [9, с. 7073]. Поскольку зерновых складов не хватает, проблему в наших предприятиях можно решить другим путем, а именно: хранить зерно, как практикуют аргентинские аграрии, в пластиковых мешках на полях, не применяя элеваторов [5, с. 32-33]. Это значительно экономит ресурсы и энергию, поскольку нет необходимости транспортировать зерно, отсутствует заниженная оценка элеваторами качества зерна. В развитых странах 80 % урожая хранится в собственных хранилищах, что значительно уменьшает расходы. Кроме того, при большой отдаленности от элеваторов можно хранить зерно в
«мешках-рукавах». Следовательно, усовершенствование инфраструктуры зернового рынка является одной из главных предпосылок его эффективного развития.
Таблица 2. Обеспеченность производства зерновых культур зерновыми складами в 2012 г.
Область Общая вместимость зерновых складов, тыс. тонн Производство зерновых в 2012 г., тыс. тонн Недостаток мощностей зерновых складов, тыс. тонн
АР Крым 1122,0 908,3 213,7
Винницкая 1393,5 3624,7 -2231,2
Волынская 190,6 869,3 -678,7
Днепропетровская 2530,5 1554,3 976,2
Донецкая 1178,1 1642,6 -464,5
Житомирская 587,6 1694,9 -1107,3
Закарпатская 57,0 322,1 -265,1
Запорожская 1736,5 1196,3 540,2
Ивано-Франковская 119,4 615,5 -496,1
Киевская 1154,7 3190,0 -2035,3
Кировоградская 2084,7 2339,5 -254,8
Луганская 993,5 1293,8 -300,3
Львовская 233,9 1065,7 -831,8
Николаевская 1400,0 1278,3 121,7
Одесская 2887,9 1880,4 1007,5
Полтавская 2147,0 3644,7 -1497,7
Ровенская 329,4 918,4 -589
Сумская 1284,2 2667,8 -1383,6
Тернопольская 512,9 2163,8 -1650,9
Харьковская 2178,7 2716,5 -537,8
Херсонская 1471,6 1055,2 416,4
Хмельницкая 1108,2 2712,6 -1604,4
Черкасская 1443,0 3310,6 -1867,6
Черновицкая 137,0 611,9 -474,9
Черниговская 1098,5 2939,0 -1840,5
В целом по Украине 41923,3 46216,2 -4292,9
Источник: разработано на основе данных [7, с. 239.], [4].
Дальше следует отметить то, что инфраструктура аграрного рынка также недостаточно развита и нуждается в модернизации. Поэтому для создания и формирования эффективных каналов сбыта, кроме вышеприведенных предложений, необходимо провести еще ряд мероприятий:
- кроме оптовой торговли, необходимо значительное внимание уделять розничной. Большинство потребителей отдают преимущество качественному товару с минимальной ценой, стремятся видеть перед собой большой ассортимент, который расширяет их кругозор и право выбора. Именно поэтому торговля в розницу удовлетворяет их потребности. Однако такое продвижение товара производителю будет выгодно в населенных пунктах с большим количеством жителей и периодическим их пребыванием. Предприятия, не имея возможности реализовывать продукцию в розницу, вынуждены отдавать преимущество оптовой торговле;
- ликвидировать мелкостихийную торговлю. Хотя розничная торговля пользуется спросом среди потребителей, производителям не всегда выгодно сбывать продукцию в слишком мелкие пункты, которые нарушают нормы торговой деятельности. Необходимо осуществить реконструкцию и сочетание действующих киосков, пунктов продажи в переходах или просто продажи продукции «на руках» собственного производства крестьянина. Можно создать так называемый мини торгово-рыночный комплекс в соответствующем месте расположения с требованием норм и правил торговли;
- усовершенствовать собственную транспортную инфраструктуру. Через сезонность сельскохозяйственного производства возникает потребность мощностей и складов хранения, ведь в час пик создаются перегрузки. Имея в своем распоряжении достаточное количество транспорта и собственных элеваторов, производитель займет ключевую позицию на рынке, вовремя и за короткий срок реализует свою продукцию с минимальным риском;
- обеспечить соответствующий доступ к сети интернет, если центр производства продукции сосредоточен в сельской местности и отдален от места продажи. Размещать информацию в сети, рекламируя товар;
- создать отдел маркетинга с высококвалифицированными специалистами по реализации товара, цель которого заключается в том, чтобы координировать производственную и сбытовую деятельность, контролировать движение товарооборота и его структуру, изучать информацию об оптовой и розничной торговле, организовать рекламу и техническое обслуживание, реализовывать товар с наибольшей выгодой для предприятия;
- реализовывать не сырье, а конечные продукты из его переработки. Необходимо открывать цеха из переработки сырья. Таким образом, реализация конечного продукта увеличит прибыль предприятия. Опыт развитых стран из-за границы показал, что такая деятельность и реализация самая оптимальная;
- учесть контролируемые биологические факторы (срок хранения сельскохозяйственной продукции), неконтролируемые (влияние погодных условий). Соблюдение этих факторов даст возможность сохранить количественные и качественные характеристики продукции и вовремя доставить к соответствующим каналам реализации;
-создать службу сертификации и контроля качества. На сегодняшний день в торговых отношениях очень важно иметь документ, удостоверяющий высокий уровень его качества, соответствие требованиям международных стандартов КО 9000. Это дает возможность выхода продукции к сети супермаркетов и открывается путь экспорта на рынки других стран, где сертификация очень важна. Не сертифицированы продукты реализуются в несколько раз дешевле;
- проводить выставки и ярмарки. Таким образом, производитель повышает свой авторитет, налаживает деловые контакты, презентует новые образцы товара, демонстрирует его ассортимент, активизирует рекламно-информационную деятельность, увеличивает выпуск высококачественной продукции с учетом вкусов потребителей, регулирует движение товаров, осуществляет межрегиональные и международные товарообменные операции;
- усовершенствовать сбытовую логистику, которая обеспечивает организацию и процесс управления реализацией продукции и охватывает маркетинг, транспортировку, комплектование, упаковку, хранение, обрабатывание заказов, организацию отгрузки, контроль над выполнением операций. Такие концепции дают возможность обеспечить физическое продвижение товара от производителя к потребителю, удовлетворяя его потребности и интересы в максимальных целях;
- усовершенствовать коммуникационную и информационную политики, которые включают компьютерную, телевизионную и радиотелефонную системы. Этот комплекс мероприятий предприятие использует для информирования потребителей, конкурентов, посредников, поставщиков о качественных характеристиках товара и своем авторитете;
- устанавливать цену на продукцию таким образом, чтобы она соответствовала качеству товара в необходимом количестве для удовлетворения потребности потребителей. Кроме того, производитель должен уметь управлять ценой своего товара в соответствии со спросом на рынке так, чтобы завоевать его определенную часть, получить наиболее возможную прибыль, обеспечить устойчивый и стабильный сбыт;
- активизировать биржевую торговлю. Сотрудничая с биржами, производитель теряет определенную сумму прибыли, однако спектр услуг, которые они предоставляют достаточно широкий и это ускоряет реализацию товаров. Биржи упорядочивают товарооборот, проводят аукционы по продаже продукции и товарные операции, оказывают юридические услуги относительно экспортно-импортных операций, производителям предоставляют информацию о ценах на национальной бирже, на мировых и других рынках, обеспечивают высокую концентрацию спроса и предложения, регулируют оптовый товарооборот, ускоряют расчетные операции, предоставляют маркетингу, консультативные, информационные, рекламные и другие услуги;
- создать торгово-сбытовые кооперативы. Небольшие сельскохозяйственные товаропроизводители имеют возможность объединиться. Этот шаг станет облегчением в реализации небольших объемов выработанной продукции. Кооперативы выполняют заготовительную, производственную, организаторскую и контролирующую функции. Они уменьшают расходы на приобретение средств производства, расширяют доступ производителей к агросервисным услугам, укрепляют позиции на рынке, получают дополнительный доход от реализации продукции, которую закупили у населения, могут создать собственную сеть сбыта (собственные магазины или торговые маркеты).
Заключение
Обобщая полученные результаты исследования, можно констатировать следующее: инфраструктура аграрного рынка еще недостаточно усовершенствована, нуждается в постоянных изменениях, всестороннем развитии и улучшении, ведь она обслуживает движение продукции от производителя к потребителю, выполняет функции выявления рыночных цен, спроса и предложения, является систематизированным элементом рыночной экономической системы аграрного комплекса. Поскольку сельское хозяйство - рискованная отрасль с сезонным производством, где переплетаются экономический и естественный процессы, выпуск и реализация продукции является ключевым фактором влияния на финансовые результаты. Поэтому внедрение вышеприведенных предложенных мероприятий будет способствовать повышению эффективности каналов реализации сельскохозяйственной продукции, а это в свою очередь увеличит доходы предприятия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Развитие инфраструктуры регионального аграрного рынка / Ф. В. Горбонос [и др.] // Вестник аграрной науки Причерноморья. - 2010. - № 3(42). - С. 111-116.
2. Дудочник, Т. Г.Организационно-экономические принципы формирования и развития системы агромаркетинга / Т. Г. Дудочник // Экономика АПК. -2005. - № 10. - С. 89 - 96.
3. Зубец, М. В. Научные основы агропромышленного производства в зоне Лесостепи Украины / М. В. Зубец. - К.: Логос, 2009. - 775 с.
4. Ниценко, В. С. Зерновые элеваторы: состояние и инвестиционные горизонты / В. С. Ниценко [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://archive.nbuv.gov.ua/portal/Chem_Biol/Vkhnau_ekon/2012_10/pdl716.pdf. - Дата доступа: 17.09.2013.
5. Паничев, Р. Агросектор / Р. Паничев // Журнал современного сельского хозяйства. - 2011. -№3(34).- С. 32-33.
6. Старостенко, А. Развитие внутреннего рынка зерна: потребление и прогноз на ближайшие годы. Зерновой баланс страны /А. Старостенко // Зерновые продукты и комбикорма. -2006. - № 1.
7. Сельское хозяйство Украины за 2012 г.: стат. сб. / Под. ред. Н. С. Власенко. - Киев, 2013. - 402 с.
8. Сельское хозяйство Львовской области за 2012 г.: стат. сб. / Под. ред. Л. Р. Шалай.- Львов, 2013.-172 с.
9. Шкорупеев, Д. Программа «Зерно Украины - 2015». Элеватор для агрохолдинга / Д. Шкорупеев. - К.: ТОВ «АГП Медиа», 2012. -№ 5. - С. 70-73.
УДК 631.16.636.085
А. В. ГРИБОВ
АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ВЫРАЩИВАНИЯ И ОТКОРМА КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РЕСПУБЛИКИ
(Поступила в редакцию 04.06.14)
В данной статье проведен анализ развития выращивания The article analyzes cattle development, growing and fatten-
и откорма КРС в сельскохозяйственных организациях рес- ing in agricultural organizations of the republic during 2011
публики за 2011 и 2012 гг. В качестве критериев оценки вы- and 2012. The criteria of estimation were such indicators as
делены такие показатели, как прибыль (убыток) на 1 голову profit (loss) per 1 head and average daily weight gain of cattle.
и среднесуточный прирост КРС. Выделены основные причи- We have established the main reasons for insufficient use of the
ны недоиспользования имеющегося потенциала в мясном existing potential in beef cattle breeding and examined indica-
скотоводстве и рассмотрены показатели технической, эко- tors of technical, economic and technical-economic efficiency of
номической и технико-экономической эффективности. beef cattle breeding.
Введение
Происходящее в отечественном АПК углубление специализации и интенсификации молочного скотоводства создает предпосылки для сокращения поголовья коров, следствием которого может стать уменьшение объемов производства говядины. Необходимость предотвращения спада поставок продукции выращивания и откорма КРС обусловлена ее значительной долей в структуре питания жителей страны. В Беларуси научно обоснованная норма потребления мяса и продуктов из него составляет 80-82 кг в год на душу населения. В 2008 г., 2010 г. и 2012 г. фактическое среднедушевое потребление рассматриваемых товаров равнялось соответственно 76 кг, 84 кг и 88 кг. Фактическое потребление мяса и мясопродуктов не соответствует рациональному по видовому составу, т. е. неуклонно растет удельный вес мяса птицы при снижении потребления говядины и свинины.
Анализ источников
Аспектам развития и функционирования мясного скотоводства посвящено множество трудов отечественных и зарубежных ученых и практиков. В. Г. Гусаков, П. В. Лещиловский уделяют особое внимание эффективности производства продукции выращивания и откорма КРС, вопросам интеграции и кооперации, материально-технического обеспечения; З. М. Ильина, Н. Н. Котковец, Г. И. Га-нуш акцентируют внимание на проблемах формирования рынка мяса и мясной продукции; Н. М. Костомахин, А. М. Лапотко технологии производства говядины и формированию мясного скотоводства в хозяйствах молочной специализации; М. В. Шалак, М. С. Шашков в своих работах уделяют внимание технологии переработки продукции [3, 4, 6].
Методы исследования
В ходе исследований использовались методы: монографический, абстрактно-логический, системного подхода, сравнительного анализа, статистический метод, экспертных оценок, метод группировок.
Основная часть
Максимальная продуктивность крупного рогатого скота мясного направления и экономическая эффективность его выращивания обеспечиваются на специализированных животноводческих комплексах. В Беларуси функционируют около 80-ти таких предприятий, которые содержат не более 1520 % откормочного поголовья, производя при этом 35-40 % мяса КРС.
Численность скота на отечественных животноводческих комплексах по выращиванию и откорму КРС колеблется от 1000 до 10000 голов. Размеры этих предприятий зависят от местных природно-климатических условий, состояния кормовой базы, плотности населения, условий комплектования откормочным поголовьем, а также технологий выращивания и заключительного откорма крупного рогатого скота. Наибольшей концентрацией производства отличаются предприятия с замкнутым циклом, располагающие производственными мощностями на 10000 скотомест. На протяжении года каждое из них может обеспечить прирост живой массы в размере 4000-4500 т [2, 3].