Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ И УЧЁТ ПРИБЫЛИ (УБЫТКА) ОТ ПРОДАЖ В ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ'

ФОРМИРОВАНИЕ И УЧЁТ ПРИБЫЛИ (УБЫТКА) ОТ ПРОДАЖ В ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
108
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / ПРИБЫЛЬ / УБЫТОК / ТОРГОВЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гибадуллина Н.А.

Данная статья посвящена исследованию бухгалтерского учета в торговых организациях. Рассмотрены примеры отражения хозяйственных операции при розничной, оптовой и комиссионной торговле. Рассмотрены факторы влияющие на прибыль и формирование финансового результата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND ACCOUNT OF PROFITS (LOSS) FROM SALES IN TRADE ORGANIZATIONS

This article is devoted to the study of accounting in trade organizations. Examples of the reflection of economic transactions in retail, wholesale and commission trade are considered. Factors affecting profit and formation of financial result are considered.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ И УЧЁТ ПРИБЫЛИ (УБЫТКА) ОТ ПРОДАЖ В ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

УДК 657

Гибадуллина Н.А. студент 2 курса факультет «Учет, анализ и аудит» Финансово-экономический институт Тюменский Государственный Университет научный руководитель: Зылева Н. В., к.э.н.

доцент Россия, г. Тюмень ФОРМИРОВАНИЕ И УЧЁТ ПРИБЫЛИ (УБЫТКА) ОТ ПРОДАЖ В ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Аннотация: Данная статья посвящена исследованию бухгалтерского учета в торговых организациях. Рассмотрены примеры отражения хозяйственных операции при розничной, оптовой и комиссионной торговле. Рассмотрены факторы влияющие на прибыль и формирование финансового результата.

Ключевые слова: Бухгалтерский учет, прибыль, убыток, торговля

Gibadullina N.A.

student

2 course, faculty "Accounting, analysis and audit" Financial and Economic Institute Tyumen State University Russia, Tyumen Scientific adviser: Zyleva N. V., candidate of economic sciences, associate professor FORMATION AND ACCOUNT OF PROFITS (LOSS) FROM SALES

IN TRADE ORGANIZATIONS Abstract: This article is devoted to the study of accounting in trade organizations. Examples of the reflection of economic transactions in retail, wholesale and commission trade are considered. Factors affecting profit and formation of financial result are considered.

Keywords: Accounting, profit, loss, trade

Одной из основных либо опорных категорий концепции хозяйствования рыночного вида выступает прибыль предпринимательской компании. Бесспорно, у работодателя и сотрудника есть личные финансовые интересы, которые реализуются в специальных формах: доход, процент и дивиденд на капитал, заработная плата и т.д. Однако основное присвоение отображает, прежде всего, прибыль либо конечный финансовый результат от хозяйственных операций экономических субъектов.

Н.Н. Селезнева прибыль определяет как чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, представляющий собой разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе

осуществления хозяйственной деятельности [11, с. 90].

Прибыль - один из важнейших показателей оценки, характеризующий результат хозяйственной деятельности экономических субъектов. Исследователи применяют различные показатели прибыли, такие как: валовая прибыль, прибыль (убыток) от продажи продукции; прибыль как разница между прочими доходами и расходами, налогооблагаемая прибыль; чистая прибыль.

Вместе с категорией «прибыль» часто рассматривают такие понятия как «доход» и «финансовые результаты», зачастую отождествляя их.

Доход - это результат хозяйственной работы, основа общественно-финансового благополучия хозяйствующего субъекта [12, с. 6]. Прибыль есть финансовый эквивалент произведенной и реализованной продукции, изначальная модель реализации собственности, финансовой ответственности бизнесмена перед «экономической средой».

Финансовый результат деятельности экономического субъекта за отчетный период определяется как разность между доходами, относящимися к данному отчетному периоду, и расходами, относящимися к этому же отчетному периоду [8, с. 67].

Прибыль от продаж - это разница между валовым доходом и расходами на производство и реализацию продукции [7, с. 6]. Прибыль от продаж - результирующий показатель хозяйственной деятельности организации по основной деятельности [11, с. 38].

Согласно структуре отчета о финансовых результатов, прибыль от продаж состоит из разности выручки от реализации (доходов по обычным видам деятельности) и суммы себестоимости, коммерческих и управленческих расходов (расходов по обычным видам деятельности).

Показатель «Прибыль от продаж» играет о важную роль в системе оценки результативности. По словам Е.В. Пак «Сущность прибыли от продаж состоит в том, что она, будучи конечным финансовым результатом, в рыночных условиях выступает основным источником финансирования» [10, с. 62]. В прибыли от продаж аккумулируются все доходы, расходы, обобщаются результаты основной деятельности предприятия.

Размер прибыли от продаж в организации зависит от многих составляющих:

- количества товара или услуг, которые были проданы;

- разнообразия оказываемых услуг или предлагаемых товаров;

- затрат, осуществляемых в связи с приобретением или производством;

- стоимости, по которой продукция реализуется.

Торговля (торговая деятельность) - это вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-Ф3) [2].

В торговой организации прибыль от продаж формируется как разница доходов, полученных от торговой деятельности, и соответствующих расходов.

Рассмотрим особенности бухгалтерского учета прибыли от продаж в торговой деятельности.

По общему правилу доходы и расходы признаются в учете торговых организации методом начисления, кассовый метод вправе использовать только субъекты малого предпринимательства, не являющиеся эмитентами публично размещаемых ценных бумаг, а также социально ориентированные некоммерческие организации.

Учет бухгалтерских доходов ведется в соответствии с ПБУ 9/99 [3], а расходов - в соответствии с ПБУ 10/99 [4]. При этом указанные стандарты делят доходы и расходы экономических субъектов на две категории, а именно на доходы (расходы) по обычным видам деятельности и на прочие доходы (расходы). В силу чего общий финансовый результат деятельности экономического субъекта складывается из двух составляющих - из финансового результата, формирующегося по основной деятельности торговой организации (то есть от продажи товаров) и финансового результата, формирующегося в части прочих доходов и расходов.

Для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности экономических субъектов, а также для определения финансового результата по ним предназначен счет 90 «Продажи», на котором торговые организации отражают выручку и себестоимость по реализации товаров [5].

К счету 90 могут быть открыты субсчета 90-1 «Выручка», 90-2 «Себестоимость продаж», 90-3 «Налог на добавленную стоимость», 90-4 «Акцизы», 90-9 «Прибыль / убыток от продаж» [5].

При этом на субсчете 90-1 учитывают поступления активов, признаваемые выручкой. На субсчете 90-2 учитывают себестоимость продаж, по которым на субсчете 90-1 признана выручка. На субсчете 90-3 учитывают суммы НДС, причитающиеся к получению от покупателя (заказчика). На субсчете 90-4 учитывают суммы акцизов, включенных в цену проданной продукции (товаров).

Организации - плательщики акциз и экспортных пошлин могут открывать к счету 90 субсчет 90-4 «Акцизы, 90-5 «Экспортные пошлины» для учета сумм экспортных пошлин. Кроме этого к счету 90 могут быть открыты субсчета закрытия затратных счетов 26 «Общехозяйственные расходы» и 44 «Расходы на продажу», если учетной политикой экономического субъекта предусмотрен подобный порядок закрытия счетов [9, с. 204].

Субсчет 90-9 предназначен для выявления финансового результата (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц.

Записи по субсчетам 90-1, 90-2, 90-3, 90-4 производят накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-2, 90-3, 90-4 и кредитового оборота по субсчету 90-1 определяют финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц. Этот финансовый результат ежемесячно

(заключительными оборотами) списывают с субсчета 90-9 на счет 99. Таким образом, синтетический счет 90 сальдо на отчетную дату не имеет.

По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 (кроме субсчета 90-9), закрываются внутренними записями на субсчет 90-9 [5].

Аналитический учет по счету 90 ведется по каждому виду проданных товаров, продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг и другое, а при необходимости и по другим направлениям (по регионам продаж и тому подобное).

В основе торговой деятельности лежит процесс приобретения и продажа товаров.

Учет товаров в розничной и оптовой торговле имеет ряд особенностей. В бухгалтерском учете в розничной торговле и бухгалтерском учете в оптовой торговле применяется счет 41 «Товары». При этом необходимо учитывать, что, в отличие от собственных товаров, товары, принятые на ответственное хранение, учитываются за балансом на счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение», а товары, принятые на комиссию, - также за балансом на счете 004 «Товары, принятые на комиссию».

К счету 41 «Товары» могут быть открыты, в частности, следующие субсчета:

- 41-1 «Товары на складах»;

- 41-2 «Товары в розничной торговле»;

- 41-3 «Тара под товаром и порожняя»;

- 41-4 «Покупные изделия» и др.

Товары, которые организация передает для переработки другим организациям, со счета 41 не списываются, а учитываются на нем обособленно.

Аналитический учет на счете 41 нужно вести по ответственным лицам, наименованиям (сортам, партиям, кипам), а в необходимых случаях также и по местам хранения товаров.

Сумму выручки от продажи товаров отражают по кредиту счета 90 субсчет «Выручка» и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Одновременно себестоимость проданных товаров списывают с кредита счета 41 «Товары» [5].

Приведем основные записи по бухгалтерскому учету в торговых организациях. Операции в торговле покажем при ведении оптовых продаж (таблица 1).

Таблица 1 - Хозяйственные операции при реализации товаров в опт

Наименование хозяйственной операции Дебет Кредит

Приобретены товары 41 60

Отражен НДС по приобретенным товарам 19 60

Отражены посреднические услуги по приобретению товаров, расходы по доставке, таможенные пошлины 41 60, 76

Отражена выручка от продажи товаров 62 90-1

Начислен НДС с проданных товаров 90-3 68

Списана себестоимость проданных товаров 90-2 41

Отражены расходы, связанные с продажей товаров 44 60, 10, 70, 69 и др.

Списаны расходы, связанные с продажей товаров 90-х 44

Получена оплата от покупателей за проданный товар 51, 52 и др. 62

Выявлена прибыль от продажи товаров по итогам месяца 90-9 99

Если организация, занимающаяся розничной торговлей, учитывает товары по продажным ценам, для обобщения информации о торговых наценках (скидках, накидках) на товары используется счет 42 «Торговая наценка». Проводки в розничной торговле по формированию наценки состоят из записи по дебету счета 41 и кредиту счета 42.

Аналитический учет на счете 42 предполагает раздельное отражение наценок, относящихся к товарам в организациях, ведущих розничную торговлю, и к товарам отгруженным.

При рознице операции реализации будут следующими (таблица 2).

Таблица 2 - Хозяйственные операции при реализации товаров в розницу_

Наименование хозяйственной операции Дебет Кредит

Приобретены товары 41 60

Отражен НДС по приобретенным товарам 19 60

Отражены посреднические услуги по приобретению товаров, 41 60, 76

расходы по доставке, таможенные пошлины

Отражена торговая наценка по принятым к учету товарам 41 42

Отражена выручка от продажи товаров в розницу 50, 57, 62 90-1

Начислен НДС с проданных товаров 90-3 68

Списана себестоимость проданных товаров 90-2 41

СТОРНО: Торговая наценка, относящаяся к проданным товарам (со знаком «-») 90-2 42

Отражены расходы, связанные с продажей товаров 44 60, 10, 70, 69 и др.

Списаны расходы, связанные с продажей товаров 90-х 44

Выявлена прибыль от продажи товаров по итогам месяца 90-9 99

При розничной торговле хозяйственные операции в организациях, ведущих учет товаров без использования счета 42, в целом будет аналогичен учету оптовых продаж (с учетом специфики расчетов - наличными средствами и с использованием пластиковых карт).

Важно учитывать, что бухгалтерские записи в торговле зависят также от того, владеет ли продавец правом собственности на товар. Ведь в комиссионной торговле проводки у комиссионера будут другие (таблица 3).

Комиссионная торговля - вид коммерческой деятельности, когда комитент передает товар на реализацию комиссионеру. Комиссионер продает товар покупателю и отчитывается перед поставщиком, отдает ему

выручку за товар и получает вознаграждение по договору комиссии.

Согласно п. 1 ст. 990 ГК РФ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. При этом комитент обязан уплатить комиссионеру вознаграждение в размере и в порядке, установленных в договоре комиссии (ст. 991 ГК РФ).

Таблица 3 - Хозяйственные операции при реализации товаров в комиссионной торговле___

Наименование хозяйственной операции Дебет Кредит

Приняты товары на комиссию 004

Проданы товары на комиссии 50, 57, 62 76,

Списаны проданные комиссионные товары 004

Отражены расходы, связанные с продажей комиссионных 44 60, 10, 70,

товаров, не возмещаемые комитентом 69 и др.

Отражены расходы на продажу комиссионных товаров, 76

возмещаемые комитентом

Отражено комиссионное вознаграждение 76 90-1

Начислен НДС с выручки по договору комиссии 90-3 68

Списаны расходы, связанные с продажей товаров на комиссии 90-х 44

Выявлена прибыль от продажи товаров по итогам месяца 90-9 99

Перечислена выручка от продажи товаров комитенту (за минусом 76 51

вознаграждения комиссионера и возмещаемых расходов)

Таким образом, алгоритм действий бухгалтера при определении прибыли от продаж торговой организации таков:

1. Вначале рассчитывается размер выручки вместе с НДС и аналогичными аналогами и отдельной операцией учитывается сумма НДС и аналогичные налоги.

2. Списывается себестоимость реализованных товаров и расходы на продажу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Полученное сальдо по счету 90 «Продажи» списывается на счет 99 «Прибыль и убытки» и определяется размер прибыли и убытка, который организация понесла в текущем периоде.

Если к концу квартала или года торговая организация потерпела убытки, это значит, что она расходует свои ресурсы неэкономно, а управленческие решения, принимаемые ее руководством, неверны. Нужно искать выход из сложившейся ситуации: менять менеджерский состав, сокращать производство, трансформировать бизнес-процессы и т.д.

Использованные источники:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // СПС «Консультант плюс».

2. Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016) // СПС «Консультант плюс».

3. Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 № 32н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) (ред. от 06.04.2015) // СПС «Консультант плюс».

4. Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) (ред. от 06.04.2015) // СПС «Консультант плюс».

5. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 г. №94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению» (ред. от 08.11.2010) // СПС «Консультант плюс».

6. Приказ Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) (ред. от 28.04.2017) // СПС «Консультант плюс».

7. Демчук О.В., Арефьева С.Г. Прибыль и рентабельность предприятия: сущность, показатели и пути повышения // Проблемы экономики и менеджмента. - 2015. - №8 (48). - С. 6-9.

8. Жамьянова С.Ц. Планирование прибыли на предприятии // Инновационная наука. - 2016. - №5-1 (17). - С.67-75.

9. Лытнева Н.А. Бухгалтерский учет и анализ / Лытнева Н.А., Парушина Н.В., Кыштымова Е.А. Ростов н/Д: Феникс, 2017. - 604 с.

10. Пак Е.В. Анализ влияния факторов на изменение показателя прибыли от продаж // Интерактивная наука. - 2017. - № 6 (16). - С. 62-65.

11. Селезнева Н.Н. Анализ финансовой отчетности организации: учеб. пособ. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 583 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.