Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 6 (297). История. Вып. 54. С. 25-30.
С. С. Воропаева
ФОРМИРОВАНИЕ И СОСТАВ ПЕРЕПИСНЫХ КОМИССИЙ ТОБОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПЕРВОЙ ВСЕОБЩЕЙ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 1897 ГОДА
Исследование поддержано НО «Благотворительным фондом культурных инициатив (Фонд Михаила Прохорова)» (грант АМ - 80/12)
Проводится анализ способов формирования переписных комиссий Тобольской губернии, временно образованных для проведения Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г.
Ключевые слова: Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г., переписная комиссия, состав переписных комиссий.
Первая всеобщая перепись населения Российской империи, осуществлённая русским правительством 28 января 1897 г., является одним из исторических событий конца XIX в. Главной целью данного мероприятия было решение политических, экономических и общественных задач. На основании «Положения о Первой всеобщей переписи населения Российской империи», утверждённого
5 июня 1895 г. (далее по тексту Положение), были организованы специальные комиссии1. Их деятельность регламентировалась едиными нормативно-правовыми актами2. Однако для некоторых губерний и областей, например, расположенных на территории Сибири, существовали отступления от общих правил: во-первых, в способах подготовки и проведения переписи; во-вторых, при формировании состава комиссий; в-третьих, в методах сбора информации о населении и т. д.
Полученный опыт представлял большой интерес для науки. Первыми появились труды авторов, которые принимали непосредственное участие в переписи. В своих работах они рассматривали эффективность методов опроса населения и применяемых технологий по организации переписи в Российской империи3. Последующие исследования проводились уже с учетом итоговых результатов4. Вопрос о составе образованных переписных комиссий затронут в каждой работе, но чаще всего в форме обзора статей Положения. Анализируя действовавший состав, авторы выделяли следующие его недостатки: бюрократический характер сформированных комиссий, некомпетентность её участников в вопросах статистики, неподготовленность населения и
другие. Отметим, что в имеющейся литературе не раскрываются причины, которыми руководствовались, разрабатывая Положение, и условия, при которых дополнительно корректировались списки губернских (областных) и уездных (окружных) комиссий.
Перепись проводилась под руководством Министра внутренних дел. Один из разделов Положения «Учреждения и лица, заведующих переписью» устанавливал основной порядок формирования руководящих органов, определял роль других министерств в подготовке и проведении переписи, а также закреплял характерные особенности временных переписных комиссий: их должностной состав и функциональные обязанности. На территории Российской империи были образованы:
- главная переписная комиссия (в Санкт-Петербурге) - самостоятельное учреждение, управляющее организационными и распорядительными вопросами по переписи;
- губернские (областные) переписные комиссии (в губерниях (областях));
- уездные (окружные) переписные комиссии (в уездах (округах));
- особые переписные комиссии (в Санкт-Петербурге, Москве, Варшаве, Николаеве, Кронштадте, Одессе, Севастополе и Керчи). На основании циркуляра № 187 от 12 марта
1896 г. в некоторых городах, особо крупных посадах, заводских и фабричных поселениях, имеющих большую численность населения, особые городские комиссии могли быть образованы дополнительно5.
На заседании Статистического совета № 2 от 28 февраля 1894 г. проводилось обсужде-
ние одного из разделов проекта Положения о составе переписных комиссий. Было определено, что «кроме Вице-губернатора и сословных представителей (губернского предводителя дворянства и председателя губернской земской управы), ввести в состав комиссий только тех членов, которым придется принять участие в переписи в качестве непосредственных руководителей <...> К таким лицам относятся помощник председателя и секретарь губернского статистического комитета и представитель военного ведомства, как специальный руководитель переписи в войсках». Дополнительно предлагали включить в число членов губернских переписных комиссий управляющего казенною палатою, «так как он близко стоит к статистическому делу губернии», и непременного члена губернского или губернского по крестьянским делам присутствия «для решения <...> возникающих жалоб на низшие переписные инстанции»6. Следовательно, должностной состав комиссий был утвержден, согласно общим требованиям.
Комиссии Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. были созданы временно. В их состав вошли представители административных ведомств, утверждённые высшей государственной властью (Собранием Государственного совета). Процесс формирования на местах проходил под руководством Главной переписной комиссии, которая рассматривала и утверждала «полные поименные списки», поступающие из губерний7.
Источников по изучению численного и должностного состава по Тобольской губернии сохранилось достаточное количество, что позволяет нам провести обзор губернской и уездных (окружных) переписных комиссий. Основными из них являются следующие:
- положение о Первой всеобщей переписи населения Российской империи (Ст. 11, 12, 15);
- циркуляры Главной переписной комиссии;
- журнал Тобольского статистического комитета;
- журналы заседаний губернских и уездных комиссий Тобольской губернии;
- отчеты уездных переписных комиссий Тобольской губернии;
- сведения из переписки Главной переписной комиссии «об образовании и составе
переписных комиссий по губерниям и областям Сибири»8.
На основании Положения председателем губернской переписной комиссии назначался губернатор. В состав членов входили: губернский предводитель дворянства; вице губернатор; управляющий казённой палатой; член от военного ведомства (по назначению командующего войсками подлежащего военного округа); председатель губернской земской управы; один из гласных губернского земского собрания (по выбору этого собрания); непременный член губернского или уездного по крестьянским делам присутствия; помощник председателя статистического комитета и секретарь9. К делу переписи дополнительно могли привлекаться представители и других ведомств по рекомендации членов губернских статистических комитетов10. В переписи принимали участие Министерство народного просвещения, Министерство военных и сухопутных сил, Министерство земледелия и государственных имуществ, Ведомства православного исповедания и др.11 Анализируя архивные материалы, можно понять причины, которые повлияли на пополнение списков: дефицит образованных людей, особенно среди кочующего инородческого населения; отсутствие предводителей уездного дворянства; сложность управления и контроля в отдалённых местах и т. д.
В табл. 1 представлен действовавший состав Тобольской губернской переписной комиссии в соотношении с одной из губерний Европейской России12.
Анализ 15 журналов заседаний Тобольской губернской переписной комиссии за период с 24 сентября 1896 г. по 18 декабря
1897 г. позволяет сделать вывод о том, что не все её члены присутствовали на заседаниях. На начальном этапе подготовки к переписи населения состав был полный, а на этапе проведения переписи основными участниками были председатель комиссии и делопроизводитель. Например, не принимали участие: директор училища Тобольской губернии, от ведомства православного исповедания про-тоирей и иногда председатель губернского суда статный советник. Так же участниками заседаний были уполномоченный и его помощник, назначенные «для объединения действий местных переписных учреждений и разъяснения возникающих недоразумений»13.
В августе 1896 г. из Тобольской канцелярии за подписью Л. М. Князева по уездам были отправлены циркуляры, на основании которых назначали дату открытия уездных (окружных) переписных комиссий, формировали общий состав и определяли ответственного за делопроизводство14. Председателями уездных переписных комиссий назначали уездного предводителя дворянства, членами
- уездного исправника, уездного воинского начальника, податного инспектора, председателя уездной земской управы и одного из гласных уездного земского собрания, по выбору сего собрания, городского головы или городского старосты. В городах, где существуют отдельные городские полицейские управления, в состав уездной переписной комиссии входили, сверх уездного исправника, также полицмейстер. В табл. 2 приведен пример действовавшего состава четырех уездных переписных комиссий Тобольской губернии.
Из табл. 1 и 2 видно, что численный состав комиссий определялся уже на местах, напри-
мер, «по выбору гласного уездного земского собрания», «с разрешения губернатора» или по соглашению с председателем окружной комиссии. Дела в местных переписных комиссиях разрешались большинством голосов, но если председатель был не согласен с мнением большинства, то он мог направить возникший вопрос в высшую инстанцию. Председатели уездных земских управ не вошли в состав комиссий.
С октября 1896 по июль 1897 г. регулярно проводились заседания уездных переписных комиссий, на которых могли присутствовать не только утвержденные члены комиссии во главе с председателем, но и заведующие переписных участков15. С разрешения губернатора приглашались представители специальных ведомств и частные лица, которые помогали решать некоторые вопросы подготовки и проведения переписи населения16.
Практиковалось совмещение обязанностей: члены комиссии могли заведовать переписным участком. Назначение проводилось
Таблица 1
Действовавший состав губернской переписной комиссии
Основа- ние Занимаемая должность в ведомстве министерств Состав губернской переписной комиссии
Тобольская Ярославская
Положение о Первой всеобщей переписи населения Российской империи. Ст. И Губернатор + +
Губернский предводитель дворянства +
Вице-губернатор + +
Управляющий казённой палатой + +
Член от военного ведомства + +
Председатель губернской земской управы +
Один из гласных губернского земского собрания +
Непременный член губернского или уездного по кре- + +
стьянским делам присутствия +
Помощник председателя статистического комитета
Секретарь статистического комитета + +
Рекомендованы от губернии Член от управления государственными имуществами + +
Член от духовного ведомства + +
Председатель Губернского Суда +
Директор училища губернии +
Итого 11 11
Источник: ГБУТО. Государственный архив в г. Тобольске. Ф. 477. Оп. 1. Д. 3. Л. 4-5. Журнал заседания Тобольской Губернской переписной комиссии от 24 сентября 1896 г. № 1; Там же. Л. 1-3. Журнал заседания Тобольского Губернского статистического комитета от 2 июля 1896 г. № 2; Там же. Л. 6-8. Ходатайство Тобольского статистического комитета № 808 от 28 сентября 1896 г. в Главную переписную комиссию. Список лиц о пополнении состава Губернской Переписной комиссии; Российский государственный исторический архив. Ф. 1290. Оп. 10. Д. 63. Л. 158. Переписка с губернаторами и циркулярные распоряжения губернаторов по вопросу организации переписи.
на основании циркуляра Главной переписной комиссии, где оговаривалось следующее требование: «лица, входящие в состав местных комиссий, могли в случае необходимости принимать на себя заведывание переписными участками», при условии, что численный состав участников заседаний не будет меньше
17
трех человек17.
Губернская комиссия не могла проводить непосредственного и постоянного надзора за деятельностью комиссий на местах в связи с отсутствием дополнительных денежных средств, которые выделялись только на рассылку переписного материала по губернии. Поэтому контроль осуществлялся на основании донесений, полученных от уездных комиссий. В большинстве случаев в период проведения переписи об истинном положении дел на местах комиссия не знала.
Задаваясь вопросом эффективности данного состава, стоит обозначить точку зрения некоторых исследователей и участников пе-
реписи населения 1897 г. Например, уполномоченный Я. А. Плющевский-Плющик в отчете по итогам переписи выделял одну из отрицательных сторон: удаленное проживание председателя и членов комиссий от города, где периодически проводились заседания и происходили основные события организации переписи18. Вл. Пландовский и А. Котельников в своих исследованиях отмечали слишком бюрократический характер данного состава, что в свою очередь отрицательно сказалось на результате общего дела19.
Однако в отчетах председателей комиссий, наоборот, подобранный состав оценивался положительно: «Так как 1-я всеобщая перепись касалась всех сословий государства. то подобный состав Комиссии как нельзя более соответствовал своему назначению. Это можно подтвердить <.. .> такими примерами: является в Комиссии какое-либо затруднение по переписи в городе, затруднение это легко и, главное, без изменений переписки, иногда
Таблица 2
Состав Тюменской, Ялуторовской, Ишимской, Тарской уездных (окружные) переписных комиссий Тобольской губернии
Уезд Председатель Члены комиссии Итого в составе
Тюменский Чиновник по крестьянским делам 1-го участка Тюменского округа - Окружный исправник - Уездный воинский начальник - Податной инспектор - Городской голова 5
Ялуторов- ский Чиновник по крестьянским делам 1-го участка Ялуторовского округа - Окружной исправник - Уездный воинский начальник - Податной инспектор - Городской староста - Чиновник по крестьянским делам 2-го, 3-го, 4-го участков Ялуторовского округа 8
Ишимский Чиновник по крестьянским делам 1-го участка Ишимского округа - Окружной исправник - Управляющий воинский начальник - Податной инспектор - Городской голова 5
Тарский Чиновник по крестьянским делам 1-го участка Тарского округа - Окружной исправник - Уездный воинский начальник - Податной инспектор - Городской голова - Благочинный протоиерей - Чиновник по крестьянским делам 7
Источник: ГБУТО ГАТО. Ф. И-232. Оп. 1. Д. 4. Л. 1. Журнал Тюменской окружной переписной комиссии. Заседание № 1 от 10 октября 1896 г.; Там же. Д. 2. Л. 1. Отчет Тюменской окружной переписной комиссии; Там же. Ф. И-233. Оп. 1. Д. 5. Л. 9. Журнал Ялуторовской окружной переписной комиссии. Заседание № 1 от 9 октября 1896 г.; Там же. Ф. И-234. Оп. 1. Д. 19. Л. 3-5. Наряд о личном составе Ишимской окружной переписной комиссии.
в самом заседании, разрешается при содействии члена комиссии Городского Головы; если Комиссия встречала затруднения по округу, то там ей помогали Чиновник по крестьянским делам и Окружной исправник»20.
Подводя итоги, можно сказать, что имелись стереотипы, которыми руководствовались, утверждая разделы Положения о составе комиссий. Возможность дополнять и корректировать списки членов комиссий позволила решить существующие проблемы, связанные с местными условиями отдельных губерний. Но не стоит забывать, что губернские (областные) и уездные (окружные) переписные комиссии оставались исполнительными органами, следовательно, определяющим фактором было итоговое решение Министра внутренних дел. Сохранившиеся источники в комплексе представляют достаточно емкую информацию и потому позволяют детально изучить вопрос формирования переписных комиссий по Тобольской губернии.
Примечания
1 Положение о Первой всеобщей переписи населения Российской империи, утверждённое 5 июня 1895 года // Полное собрание законов Российской империи (далее - ПСЗРИ). 3-е собр. Т. 15. СПб., 1899. С. 397-403.
2 Именной Высочайший указ, данный Сенату от 19 декабря 1896 года «О производстве Первой всеобщей переписи населения Российской империи» // ПСЗРИ. 3-е собр. Т. 16. СПб., 1896. С. 779-780; Положение о Первой всеобщей переписи населения Российской империи, утверждённое 5 июня 1895 года // ПСЗРИ. 3-е собр. Т. 15. СПб., 1899. С. 397403; Инструкция уездным и городским переписным комиссиям // Государственный архив Тюменской области (далее - ГБУТО). Ф. И-232. Оп. 1. Д. 1. Л. 7-8; Наставления сельским счётчикам // Там же. Л. 17-31; Наставления городским счётчикам // Там же. Л. 32-44; Конечные сроки, установленные положением, инструкциями и др. правилами для действий местных учреждений // Там же. Ф. И-234. Оп. 1. Д. 22. Л. 53-54 и т. д.
3 Плющевский-Плющик, Я. А. Временник ЦСК МВД № 45. Отчет уполномоченного по высочайшему повелению для объединения действий местных учреждений по Первой всеобщей переписи населения 28 января 1897 г. ЦСК
МВД. СПб., 1898. С. 9-20; Пландовский, Вл. Народная перепись. СПб., 1898. С. 328-331.
4 Котельников, А. История производства и разработки всеобщей переписи населения 28 января 1897 г. СПб., 1909. С. 21-59; Го-зулов, А. И. Переписи населения СССР и капиталистических стран : (Опыт историко-методологической характеристики производства переписей населения). М., 1936. С. 189-194 и т. д.; Рашин, А. Г. Население России за 100 лет (1811-1913) : стат. очерк. М., 1956 и т. д.
5 Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1290. Оп. 10. Д. 37. Л. 190.
6 РГИА. Ф. 1290. Оп. 10. Д. 5. Л. 84. Журнал заседания Статистического совета № 2 от 28 февраля 1894 г. «По рассмотрению проекта положения о всеобщей переписи населения».
7 ГБУТО. Государственный архив в г. Тобольске. Ф. 477. Оп. 1. Д. 2. Л. 1-2. Циркуляр Главной переписной комиссии от 31 августа 1896 г. № 697. П. 2.
8 РГИА. Ф. 1290. Оп. 10. Д. 37. Л. 176-177. Список лиц о пополнении коими состава Губернской и Окружных переписных комиссий возбуждается ходатайство Тобольским губернским статистическим комитетом.
9 Положение о Первой всеобщей переписи населения Российской империи, утверждённое 5 июня 1895 года // ПСЗРИ. 3-собр. Т. 15. СПб., 1899. Ст. 11. С. 399.
10 РГИА. Ф. 1290. Оп. 10. Д. 37. Л. 181, 196196 об. Об образовании и составе переписных комиссий по губерниям и областям Сибири и Средне-Азиатских владений. Ч. 5-я.
11 ГБУТО. Государственный архив в г. Тобольске. Ф. 477. Оп. 1. Д. 2. Переписка о действиях Тобольской губернской Переписной комиссии по производству в губернии Первой всеобщей переписи населения.
12 Ярославская губерния была выделена автором для проведения анализа численного и должностного состава.
13 Положение о Первой всеобщей переписи населения Российской империи, утверждённое 5 июня 1895 года // ПСЗРИ. 3-е собр. Т. 15. СПб., 1899. С. 398.
14 ГБУТО ГАТО. Ф. И-232. Оп. 1. Д. 1. Л. 1. Циркуляр Главной переписной комиссии Тобольской губернии от 31 августа 1896 г. № 697 «Об устройстве дела всеобщей народной переписи»; Ф. И-233. Оп. 1. Д. 1. Л. 1. Циркуляр Главной переписной комиссии Тобольской губернии от 28 сентября 1896 г.
№ 809 «Об устройстве дела всеобщей народной переписи» и т. д.
15 Положение о Первой всеобщей переписи населения Российской империи, утверждённое 5 июня 1895 года. Ст. 12. С. 399.
16 ГБУТО ГАТО. Ф. И-232. Оп. 1. Д. 1. Л. 7-8. Инструкция уездным и городским переписным комиссиям. П. 22.
17 ГБУТО. Государственный архив в г. Тобольске. Ф. 477. Оп. 1. Д. 2. Л. 83. Циркуляр Главной переписной комиссии от 5 декабря 1896 года № 4147.
18 Плющевский-Плющик, Я. А. Временник ЦСК МВД № 45. С. 12-13.
19 Пландовский, Вл. Народная перепись. СПб., 1898. С. 328-329; Котельников, А. История производства и разработки всеобщей переписи населения 28 января 1897 года. СПб., 1909. С. 124.
20 См.: ГБУТО ГАТО. Ф. И-232. Оп. 1. Д. 2. Л. 1-2. Отчет Тюменской окружной переписной комиссии. Июнь 1897 г.