Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ «УМНОГО ГОРОДА»'

ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ «УМНОГО ГОРОДА» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«умный город» / инновационные технологии / комфортная городская среда / цифровые решения / " smart city" / innovative technologies / comfortable urban environment / digital solutions

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Басканова Диана Хафизовна, Шубцова Людмила Владимировна

Статья посвящена вопросам формирования и реализации технологий «умного города». Определены основные перспективы и возможности для развития городов в сфере инновационных технологий, и их дальнейшее эффективное использование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the formation and implementation of ";smart city" technologies. The main prospects and opportunities for the development of innovative technologies are identified. Special attention is paid to the potential of cities in generating huge amounts of data and their further effective use.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ «УМНОГО ГОРОДА»»

УДК 352

ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ «УМНОГО ГОРОДА»

Басканова Диана Хафизовна, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва

E-mail: dbaskanova@yandex.ru

Научный руководитель: Шубцова Людмила Владимировна, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва

E-mail: ayana1988@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования и реализации технологий «умного города». Определены основные перспективы и возможности для развития городов в сфере инновационных технологий, и их дальнейшее эффективное использование.

Abstract. The article is devoted to the formation and implementation of "smart city" technologies. The main prospects and opportunities for the development of innovative technologies are identified. Special attention is paid to the potential of cities in generating huge amounts of data and their further effective use.

Ключевые слова: «умный город», инновационные технологии, комфортная городская среда, цифровые решения.

Key words: "smart city", innovative technologies, comfortable urban environment, digital solutions.

Введение. На сегодняшний день успешное формирование и реализация технологий «умного города» является важной социально-экономической задачей для развития городского пространства. В первую очередь это связано с тем, что именно в этой сфере происходит создание цифровых решений, которые оказывают непосредственное влияние на создание комфортных условий для жизни населения и эффективного развития муниципалитета.

Прежде всего, «умный город» - это концепция цифрового развития города, которая внедряет комплекс организационных мероприятий, способствующих его ускоренному темпу развития. Основными инструментами по формированию «умного города» являются цифровые и инженерные решения в сфере коммунального и городского хозяйства, которые будут охватывать все сферы жизнедеятельности города.

Актуальность. Перспектива создания «умных городов» в России заключается в ускоренных темпах внедрения и обнародования инновационных технологий, привлечения ресурсов для своевременной модернизации и эффективного использования возможностей городов. Стратегия развития в рамках данной концепции включает в себя несколько направлений, основными из которых являются создание «умного ЖКХ», цифровизация транспортной

отрасли, развитие сетевых структур, обеспечение общественной и экологической безопасности и другие. Реализация данной концепции, в первую очередь, проводится в городах-миллионниках, таких как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Уфа и Казань и других.

В современном контексте стратегического развития государственной политики особое внимание уделяется прогрессивному развитию региональной инфраструктуры и усовершенствованию городского планирования, что становится ключевым приоритетом на данном этапе развития общества. По данным исследования [11], сегодня в городах проживает 54% населения мира, и ожидается, что это число будет расти до 70% к 2050 году. Города продолжают сталкиваться с растущими экологическими проблемами, инфраструктурной необеспеченностью и неразвитостью, большим притоком населения в крупные города и, в связи с этим, уплотнением постоянного населения города. Горожане, в свою очередь, хотят жить в развитом, комфортном, многофункциональном городе со всеми удобствами и быстротой оказания услуг.

Основная часть. В наши дни наблюдается значительная активность в разработке разнообразных программ, направленных на создание оптимальных условий для жизни граждан, включая реализацию многочисленных проектов в разных секторах социума, ориентированных на применение инновационных методов и практик для повышения качества жизни населения. Концепция "Умный город", в свою очередь, фокусируется на применении информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в аспектах городского управления и на увеличении эффективности городской инфраструктуры. Стратегический процесс городской трансформации требует сотрудничества заинтересованных сторон на разных уровнях, поддержки со стороны развитой ИКТ и частного сектора (бизнеса), обеспечения соблюдения социальных и экологических мер. Исследования показывают, что инновационное развитие происходит более быстрыми темпами в городах с высокой квалификацией специалистов [2]. Движущей силой, при этом, являются предприниматели, которые все больше делают акцент на высококвалифицированной рабочей силе, тем самым, задавая ускоренный вектор развития и заботясь о внедрении инноваций и наиболее усовершенствованных современных технологий в различные отрасли и продукты с целью дальнейшего ускоренного развития. Технологически продвинутые решения позволят решить не только проблему устойчивости городов и их безопасность, но и сократить негативное экологическое воздействие.

На сегодняшний день города обладают огромным потенциалом генерации огромных объемов данных в реальном времени. Благодаря этой возможности, все больше сообществ могут принять участие в решении различных вопросов и процессах, касающихся их деятельности. Люди обмениваются данными об их сферах деятельности в городе и, тем самым, помогают создать городу объединенную цифровую среду города, а гражданам - продвигать развитие цифровой культуры. Когда эти данные собраны в одном месте и систематически организованы, их можно хранить, распространять, внедрять для развития других технологических решений, например приложений по предоставлению различных услуг в рамках одного учреждения, муниципального образования, субъекта и т.д. Эта возможность организации и автоматизации сбора данных с помощью «умных» датчиков и других интеллектуальных устройств позволяют упростить и ускорить процесс работы с данными, выделить основные,

необходимые для использования в дальнейшем в соответствии с целями стратегического развития города.

В этом контексте, концепция "Умного города" или "Smart City" выступает как передовая модель, интегрирующая информационные и коммуникационные технологии в управление городскими активами. Основная цель такого подхода заключается в повышении качества жизни жителей города через применение технологий городской информатики, что способствует более эффективному предоставлению услуг и удовлетворению потребностей горожан на основе трех основополагающих сетевых структур: связи, Интернета и "Интернета вещей" (IoT). На рисунке 1 представлены перспективы и возможности развития технологий «умного города».

Рис. 1 Перспективы и возможности развития технологий «умного города» Составлено автором на основании источника [7]

В связи с этим возникла тенденция к повышению доступности данных о развитии городов и страны в целом в различных сферах деятельности -«открытые данные», к продвижению открытости решений правительства. Таким образом, развитие технологий «умного города» - это комплексный подход к повышению эффективности городской инфраструктуры, качества жизни горожан, развитию ИКТ, экономики и предпринимательства.

Первопроходцами в разработке «умных» городских технологий стали Барселона и Амстердам, откуда такие инновации быстро распространились на другие мировые метрополии, включая Копенгаген, Дубай, Сингапур, Гамбург и Париж, а также на американские города, такие как Сан-Франциско, Чикаго, Нью-Йорк, Майами и Сан-Антонио. В секторе коммерческих разработок и поддержки

•Увеннчненне производительности труда н многофункциональности за счет возможностей НКТ;

•"Бережливое" производство;

-Цифровая экономика;

-Разв1гтие предпринимательства.

• Гибкость рынка труда;

-Важность информационного права;

-Росттребовашш к профессиональным компетенциям, универсальность эксперта;

- Разв1пие краудсорсинговых технологий.

- Цифровое Прашгтельство:

• Градостроительство и ЖКХ:

• Изменение облика комфортноП городской среды;

• Геоннформзшюнные технолог™ н связь; -Информационное моделирование здании

и сооружений, -"Умные" сети;

- Значимость "сервисных" услуг.

• Облачные сервисы. -'Открытые данные"

• Рост числа приложений на основе открытых данных;

• Технологии! дополненной реальности и визуализации данных:

• Интернет вещей.

умных технологий успешно функционируют такие компании, как Cisco, IBM, Intel, СильверСпринг, Build.io, GE Lighting и Siemens, что свидетельствует о значительном потенциале и широких перспективах данного направления в технологической индустрии.

Мировой опыт демонстрирует разнообразие путей внедрения «умных» технологий в городскую инфраструктуру. Например, Барселона выделяется своим вниманием к охране окружающей среды, в то время как Копенгаген акцентирует внимание на снижении энергопотребления через различные инициативы с активным участием граждан. Ванкувер стал эпицентром разработки чистых технологий, а Монреаль внедрил унифицированную систему для использования общественного транспорта, сходную с московской. Вена известна как один из самых безопасных городов мира, а Брисбен активно развивает программы по использованию велосипедов в качестве основного транспортного средства. Города, такие как Лос-Анджелес и Нью-Йорк, внедряют широкий спектр «умных» технологий, от светодиодного уличного освещения до интеллектуальных счетчиков, «зеленой» энергетики, электромобилей, инновационных парковочных и транспортных решений, включая MaaS (Mobility as a Service) и коммуникационные технологии V2X (Vehicle-to-Everything), а также системы умного сбора мусора и экстренной связи.

Термин «умный город», на сегодняшний день, обретает размытые контуры, поскольку маркетологи часто используют его без чётких рамок, внося путаницу в понимание его сущности, что приводит к отсутствию унифицированной идеологии и создаёт тенденцию наделять статусом «умной» любую городскую технологию, чаще всего сводящуюся к концепции «Безопасного города».

В России на сегодняшний день единой трактовки понятия «умный город» не существует. Широкий интерес к рассматриваемой тематике со стороны исследователей предопределил множество подходов к его определению. Различие в этих трактовках во многом зависит от того, какие именно элементы признаются ключевыми в каждом отдельном определении. Например, по мнению В.В. Меркулова и Т.Ю. Шемякиной, которые сосредотачивают внимание на применении интеллектуальных систем обработки информации как основе для создания эффективной взаимосвязи между человеком и информационной средой, акцентируя на значимости информационно-коммуникационных технологий в городском управлении [8]. С другой стороны, например, Н.С. Данакин подходит к пониманию «умного города» с акцентом на «умный» человеческий капитал, выделяя три ключевых аспекта: умное управление, умная среда и умное поведение [5]. Этот взгляд особенно значим, поскольку он подчеркивает взаимосвязь между технологическими инновациями и социальной сферой, что является критически важным для всестороннего понимания и реализации концепции «умного города». Таким образом, «умный город», представляет собой комплексную инициативу по цифровизации городского хозяйства, призванную кардинально трансформировать управление городскими ресурсами и повысить качество жизни граждан.

Наличие благоприятной регуляторной среды в сфере развития «умных городов» является также неотъемлемым фактором для стимулирования развития рассматриваемой концепции. Согласимся с позицией авторов, отмечающих, что нормативно-правовая база есть «один из основных и первоочередных моментов в части реализации мероприятий в области цифровизации в муниципальных

образованиях» [9]. Действительно, разработка и совершенствование правовых основ, формирование управленческого механизма в данной области имеют важное значение.

В качестве ключевого регулятора и организатора этого проекта выступает Министерство строительства и ЖКХ России (Минстрой), которое 31 октября 2018 года утвердило важный ведомственный проект по цифровизации городского хозяйства, рассчитанный до 2024 года. В данном проекте участвуют такие значимые организации, как Минкомсвязь России, ПАО «Ростелеком», ГК «Ростех» и ГК «Росатом», что подчеркивает масштабность и межотраслевую значимость данной инициативы. Основная цель проекта «Умный город» заключается в повышении конкурентоспособности российских городов на мировой арене, оптимизации управления городскими агломерациями, усилении безопасности и создании более комфортных условий для жизни граждан, что, в свою очередь, предполагает реализацию трех ключевых этапов: разработку и внедрение институциональных механизмов для ускорения и повышения эффективности цифровой трансформации в сфере городского хозяйства, включая адаптацию законодательства и проведение комплекса организационных, методических и технологических мероприятий на федеральном уровне; запуск пилотных проектов для тестирования и апробации инновационных цифровых и инженерных решений, что должно способствовать повышению общей эффективности и устойчивости городского хозяйства в России.

На текущем этапе развития концепции «умных городов» в России, Министерство строительства и ЖКХ сформировало комплекс методических указаний, призванных способствовать реализации проектов в этой сфере, что уже находит своё применение в отдельных регионах страны, как это видно, например, из региональных проектов «Умный город», интегрированных в программы цифровизации экономики субъектов РФ. Эти методические рекомендации синхронизированы с ключевыми положениями федеральной программы и разработаны в соответствии с президентским Указом от 7 мая 2018 года № 204, который определяет национальные цели и стратегические задачи развития Российской Федерации до 2024 года.

В контексте правовой основы развития «умных городов» в России мы видим агломерацию разнообразных ведомственных документов, направленных на поддержку создания «умных городов», однако актуальной остаётся потребность в совершенствовании нормативно-правовой базы, так как в настоящее время не существует единого определения понятия «умный город», а также отсутствуют чётко прописанные механизмы реализации этой концепции, схемы финансирования и комплексный сценарий для трансформации российских городов в соответствии с принципами интеллектуализации, и в большей степени действующая правовая политика в этой сфере носит скорее декларативный, чем практический характер.

В текущем контексте программы, нацеленной на обеспечение доступа граждан и организаций к услугам через информационно-коммуникационные технологии, Минстрой России инициировал серию основных мероприятий, включая реализацию как федеральных, так и региональных проектов, однако спецификации развития «умных городов» в рамках этой программы не получили ясного выражения. По нашему мнению, отсутствие разработанной и адаптированной правовой среды на региональном и муниципальном уровнях серьезно затрудняет стимуляцию и реализацию столь масштабных проектов,

повлёкшая за собой ряд проблем организационного характера, включая неопределенности в формировании концептуальной архитектуры «умных городов», определение связанных с ними видов деятельности, урегулирование процессов сбора и обработки данных, вопросы финансирования, а также создание условий для обеспечения доверия и защиты прав граждан. В этом контексте мы полагаем, что необходимы специализированные нормативно-правовые изменения, направленные на развитие «умных городов», что поможет устранить существующую неопределенность в понимании концепции среди населения, преодолеть имеющиеся барьеры и активизировать реализацию программных мер на текущем этапе. Такой подход требует всесторонней проработки и организации обширного диалога в профессиональных и экспертных кругах.

В 2020 году Минстрой России совместно с МГУ разработали ^-городов, который позволяет оценить эффективность внедрения «умных» решений в каждом городе и степень цифровизации городского хозяйства, тем самым ежегодно анализировать темпы развития городов. Данный индекс включает в себя 47 показателей и рассчитывается по 10 направлениям развития города. Кроме того, для качественной оценки развития каждого города была разработана методика для расчета показателей, согласно которой города условно разделяются на 4 группы по численности населения: крупнейшие (от 1 миллиона чел.), крупные (250 тыс. чел. - 1 млн. чел.), большие (100-150 тыс. чел.) и административные центры (менее 100 тыс. чел.).

К 2023 году в реализации проекта «Умный город» участвуют более 230 городов, среди которых лидирующие позиции занимают: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород (крупнейшие); Тюмень, Рязань, Сургут (крупные); Ханты-Мансийск, Реутов, Королев (большие); Саров, Железноводск, Наро-Фоминск (административные центры). Среднее значение индекса по всем городам выросло на 39,78% по сравнению с 2018 годом и составляет 55 баллов из 120 имеющихся в методике [12]. Целями проекта являются продолжать увеличивать среднее значение индекса и степень вовлеченности жителей города в процессе принятия решений. Для отслеживания результатов развития городов по годам была разработана платформа «Умный город», на которой представлена интерактивная карта с индексом ^-городов, банк решений с лучшими разработанными и реализованными проектами в различных сферах жизни города, актуальные новости и нормативно-правовые документы по данной тематике. Это позволяет получать и отслеживать имеющиеся возможности городов в рамках одного портала, что помогает структурировать получаемые данные и отмечать векторы дальнейшего развития, как и на региональном, так и на федеральном уровне.

Выводы. Концепция «умный город» является трендом для развития как крупных, так и малых городов в России и способствует эффективному внедрению цифровых технологий, модернизации городских пространств, повышению качества, доступности и комфорта городов для его жителей. Продолжается усиленная работа над развитием проекта и усовершенствованием правовых норм на трех уровнях власти, следуя к достижению поставленных целей и внедряя лучшие практики. Продолжает расти роль использования информационных технологий в городском пространстве, цифровизация и автоматизация процессов, потенциал генерации больших объемов данных в реальном времени и тенденция на формирование единой цифровой среды.

Список использованных источников:

1. Бобрышева О.В., Борисов В.Н. Единые цифровые платформы для «умного города» // Развитие территорий. - 2023. - № 1 (31). - С. 28-34.

2. Гильтман М.А. Лучшие города - лучшие работники? Теоретические модели и эмпирические подтверждения // Мир России. Социология. Этнология. - 2021. - № 3.

3. Гильтман М.А., Пить В.В., Батырева М.В., Сумик Е.А. В каких городах нам нравится жить? Эмпирический анализ отношения занятых к городам // Журнал Новой экономической ассоциации. - 2020. - № 1 (45). - С. 111-130.

4. Гимпельсон В.Е. Нужен ли российской экономике человеческий капитал? Десять сомнений // Вопросы экономики. - 2016. - № 10. - С. 129-143.

5. Данакин Н.С. Концептуальная модель "умного города" // Управление городом: теория и практика. - 2012. - № 1. - С. 19-27.

6. Иванова Е.Г. «Умная» трансформация городов: возможности и риски учебник / Е.А. Иванова. - Москва: Просвещение, 2015 - 36 с. - С. 3.

7. Макаренко К.В., Логиновская В.О. «Умный город»: стандарты, проблемы, перспективы развития // Вестник ЮУрГУ. Серия «Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника». - 2019. - Т. 19. - № 3. - С. 165-171.

8. Меркулов В.В., Шемякина Т.Ю. Стратегии создания и развития "умных городов" // Вестник ГУУ - 2018. - № 4. - С. 39-42.

9. Мкртчян Н., Флоринская Ю. Социально-экономические эффекты трудовой миграции из малых городов // Вопросы экономики. - 2016. - № 4. - С. 103-123.

10. Куприяновский В.П., Синягов С.А, Добрынин А.П. BIM - Цифровая экономика. Как достигли успеха? Практический подход к теоретической концепции. Часть 1. Подходы и основные преимущества BIM // International Journal of Open Information Technologies. - 2016. - Т. 4. - № 3. - С. 1-8.

11. Вызовы-2050: ускоренная урбанизация, сплошная цифровизация, миграция. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://megatrends.su/%D0% B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3/challenges-2050-accelerated-urbanization-completely/ (дата обращения: 05.12.2023).

12. Desouza K.C.; Hunter M.; Jacob B.; Yigitcanlar T. Pathways to the making of prosperous smart cities: An exploratory study on the best practice. J. Urban Tech.

13. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». - 2020. - С. 3-32.

14. Минстрой России: «Подведены итоги расчета индекса IQ городов по итогам 2022 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// minstroyrf.gov.ru/press/podvedeny-itogi-rascheta-indeksa-iq-gorodov-po-itogam-2022 -goda/ (дата обращения: 05.12.2023).

15. Цифровая платформа «Умный город» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://russiasmartcity.ru/ (дата обращения: 05.12.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.