Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ БИЗНЕСА'

ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
356
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / БИЗНЕС / СТРАТЕГИЯ / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / DIGITAL ECONOMY / DIGITAL TRANSFORMATION / BUSINESS / STRATEGY / BUSINESS-PROCESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимиргалеева Рена Ринатовна, Гришин Игорь Юрьевич

В статье обоснована необходимость разработки стратегии цифровой трансформации бизнеса. Проведен анализ ее составляющих. Раскрыто содержание механизма формирования стратегии цифровой трансформации бизнеса. Обоснована необходимость определения уровня цифровой трансформации бизнеса на основе оценки коэффициента цифровизации. Отмечается, что сама по себе цифровизация существующих процессов не решит проблемы цифровой трансформации бизнеса. Необходима, прежде всего, постановка принципиально новых задач, решение которых невозможно без новейших технологий сбора, хранения, обработки и передачи больших объемов неструктурированных данных и выработки эффективных решений в режиме реального времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND IMPLEMENTATION OF THE STRATEGY OF DIGITAL TRANSFORMATION OF BUSINESS

In the article substantiates the necessity to develop a strategy of digital business transformation. It analyzed its components. It disclosed the content of the mechanism for forming the strategy of digital business transformation. It substantiates the necessity of determining the level of digital business transformation based on the assessment of the coefficient of digitalization. It is noted that the digitization of existing processes by itself will not solve the problems of digital business transformation. First of all, it is necessary to set fundamentally new tasks, the solution of which is impossible without the latest technologies for collecting, storing, processing and transmitting large amounts of unstructured data and developing effective solutions in real time.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ БИЗНЕСА»

20. Список городов России по населению. [Электронный ресурс]. URL: https://all-populations.com/ru/ru/list-of-cities-in-russia-by-population.html (дата обращения: 27.03.2019)

21. Проблемы управления качеством в туристических компаниях. [Электронный ресурс]. URL: https://studbooks.net/741732/turizm/problemy _upravleniya_kachestvom_turisticheskih_kompaniyah (дата обращения: 27.03.2019)

References and Sources

1. Platezhnyj balans, ehksport uslug, vizy, statistika, kadry - malo ne pokazhetsya. [EHlektronnyj resurs] URL: http://www.ratanews.ru/news/news _310120194.stm (data obrashcheniya: 26.03.2019)

2. Pochemu turizmu nuzhno men'she ehmocij i bol'she tekhnokratizma. [EHlektronnyj resurs] URL: http://ratanews.ru/news/news_150220193.stm (data obrashcheniya: 27.03.2019)

3. Ukaz Prezidenta Rossii ot 7 maya 2018 goda № 204 «O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda»

4. Maksim Oreshkin: Turizm mozhet stat' drajverom ehkonomiki na predstoyashchie shest' let. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://economy. gov.ru/minec/press/news/20189112 (data obrashcheniya: 26.03.2019)

5. Oreshkin nazval mery dlya proryvnogo razvitiya turizma v Rossii. [EHlektronnyj resurs]. URL: https://www.vedomosti.ru/ business/articles/2018/ 11/09/786001-oreshkin-nazval-prorivnogo-razvitiya-turizma-rossii (data obrashcheniya: 27.03.2019)

6. SHarafutdinov V.N., Onishchenko E.V., Nakonechnyj A.I. Turistskie tekhnologicheskie platformy kak instrument obespecheniya konkurentosposobnosti regional'nyh turproduktov // Region: ehkonomika i sociologiya. 2019. N° 1 (101). S. 114-132

7. CHislo turistskih firm na konec goda. [EHlektronnyj resurs]. URL: https://yandex.ru/images/search? (data obrashcheniya: 27.03.2019)

8. Sovremennoe sostoyanie turisticheskogo rynka v Rossii. [EHlektronnyj resurs]. URL: https://vuzlit.ru/385939/sovremennoe_sostoyanie _turisticheskogorynka_rossii (data obrashcheniya: 22.03.2019)

9. Itogi Vnutrennego i Vyezdnogo Turizma v 2016 godu. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://turstat.com/travelrussia2016 (data obrashcheniya: 27.03.2019)

10. Samye Turisticheskie Regiony Rossii 2017 Goda. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://turstat.com/travelrussia2017 (data obrashcheniya 27.03.2019)

11. Rosstat ocenil rost VVP RF v 2018 godu v 2,3%. [EHlektronnyj resurs]. URL: https://www.interfax.ru/business/649097 (data obrashcheniya 5 aprelya 2019 g.)

12. Naselenie Rossii 2018. Kuda dvizhemsya, chego ozhidat'? [EHlektronnyj resurs]. URL:https://bankstoday.net/last-articles/naselenie-rossii-2018-kuda-dvizhemsya-chego-ozhidat (data obrashcheniya 5 aprelya 2019 g.)

13. Vyborochnaya statisticheskaya informaciya, rasschitannaya v sootvetstvii s Oficial'noj statisticheskoj metodologiej ocenki chisla v"ezdnyh i vyezdnyh turistskih poezdok. [EHlektronnyj resurs]. URL: https://www. russiatourism.ru/content/8/section/82/detail/4508/ (data obrashcheniya 5 aprelya 2019 g.)

14. Itogi V"ezdnogo Turizma V Rossii v 2018. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://turchegi.ru/novosti-turizm/itogi-vezdnogo-turizma-v-rossii-v-2018/ (data obrashcheniya 5 aprelya 2019 g.)

15. Statistika vyezda rossijskih grazhdan za rubezh v 2018 godu. [EHlektronnyj resurs] URL: http://www.atorus.ru/news/press-entre/new/46068.html(data obrashcheniya: 27.03.2019)

16. Vklad turizma v VVP Rossii v 2017 godu sostavil 4,4 trln. rublej. [EHlektronnyj resurs]. URL:https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/48046/

17. Vklad turizma v mirovoj VVP v 2017 godu sostavil bolee 10%. [EHlektronnyj resurs]. URL: https://www.interfax.ru/business/605743 (data obrashcheniya 8 aprelya 2019 g.)

18. Baza dannyh pokazatelej municipal'nyh obrazovanij. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/bd_munst /munst.htm

(data obrashcheniya: 25.03.2019)

19. Federal'nyj zakon ot 24.11.1996 № 132-FZ (red. ot 04.06.2018) «Ob osnovah turistskoj deyatel'nosti v Rossijskoj Federacii» (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2019)

20. Spisok gorodov Rossii po naseleniyu. [EHlektronnyj resurs]. URL: https://all-populations.com/ru/ru/list-of-cities-in-russia-by-population.html (data obrashcheniya: 27.03.2019)

21. Problemy upravleniya kachestvom v turisticheskih kompaniyah. [EHlektronnyj resurs]. URL: https://studbooks.net/741732/turizm/problemy _upravleniya_kachestvom_turisticheskih_kompaniyah (data obrashcheniya: 27.03.2019)

САРЯН АКОП А., кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Сочинского научно-исследовательского центра РАН.

SARYAN, AKOP A. - Ph.D. in Economics, Leading Researcher, Sochi Research Center of the Russian Academy of Sciences.

УДК 336.7

ТИМИРГАЛЕЕВА Р.Р., ГРИШИН И.Ю. ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ БИЗНЕСА1

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровая трансформация, бизнес, стратегия, бизнес-процессы.

В статье обоснована необходимость разработки стратегии цифровой трансформации бизнеса. Проведен анализ ее составляющих. Раскрыто содержание механизма формирования стратегии цифровой трансформации бизнеса. Обоснована необходимость определения уровня цифровой трансформации бизнеса на основе оценки коэффициента цифровизации. Отмечается, что сама по себе цифровизация существующих процессов не решит проблемы цифровой трансформации бизнеса. Необходима, прежде всего, постановка принципиально новых задач, решение которых невозможно без новейших технологий сбора, хранения, обработки и передачи больших объемов неструктурированных данных и выработки эффективных решений в режиме реального времени.

1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ и администрацией Краснодарского края научного проекта 18-410230024 р_а «Теоретико-методологические основы моделирования информационно-управляющей инфраструктуры развития региональной экономики на основе применения отечественных результатов космической деятельности».

TIMIRGALEEVA, R.R., GRISHIN, I.YU.

FORMATION AND IMPLEMENTATION OF THE STRATEGY OF DIGITAL TRANSFORMATION OF BUSINESS

Keywords: digital economy, digital transformation, business, strategy, business-processes.

In the article substantiates the necessity to develop a strategy of digital business transformation. It analyzed its components. It disclosed the content of the mechanism for forming the strategy of digital business transformation. It substantiates the necessity of determining the level of digital business transformation based on the assessment of the coefficient of digitalization. It is noted that the digitization of existing processes by itself will not solve the problems of digital business transformation. First of all, it is necessary to set fundamentally new tasks, the solution of which is impossible without the latest technologies for collecting, storing, processing and transmitting large amounts of unstructured data and developing effective solutions in real time.

В мире активно происходят процессы цифровой трансформации экономических отношений, представляющие собой суть 4-й технологической революции (Industry 4.0), при этом в России подобные процессы (цифровая экономика) носят более глубокий и комплексный характер, основанный на конвергенции инновационных технологий экономики, сферы информационно-коммуникационных технологий, гуманитарных, политико-правовых и образовательных технологий. Когда речь идет о цифровом бизнесе, то для него характерным является перенос бизнес-процессов в онлайн, что позволяет обеспечить управление, контроль и анализ, согласование договоров, бухгалтерский учет, логистические процессы, регистрацию сделок, закупки, обучение персонала, мониторинг взаимоотношений с партнерами и клиентами, техническую поддержку и многое другое. Кроме информационных систем необходимо внедрить соответствующую культуру в компании. И это в комплексе делает ее бизнес «цифровым», обеспечивает эффективность, продуктивность и потенциал роста, что является сегодня основным конкурентным преимуществом. Процесс цифровой трансформации требует усилий как со стороны государства, так и со стороны бизнеса. При этом важно понимать, что цифровая трансформация не является просто автоматизацией. Данный процесс предполагает, прежде всего, изменения в бизнес-модели и стратегии.

В ряде работ [1-5] отмечено, что Industry 4.0 характеризуется передовой цифровизацией и интеграцией процессов промышленного производства и логистики, а также использованием Интернета и «умных» объектов (машин и продуктов) и слиянием физического и виртуального миров путем внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), что способствует созданию новых человеческих и производственных организационных систем и новых организационных бизнес-моделей, влияющих на общую цепочку создания стоимости, общество и окружающую среду.

Современные исследования посвящены различным аспектам цифровой трансформации финансово-кредитных учреждений, регионального хозяйственного комплекса. Отдельное внимание уделяется освещению актуальных вопросов развития логистических систем в условиях реализации Национальной программы цифровой экономики России, а также институциональным аспектам развития цифровой инфраструктуры. Проводится анализ проблем цифровой экономики на региональном уровне, особенностей и перспектив ее развития в регионах страны. Рассматриваются роль и место технологий цифровой экономики в организации бизнес-процессов, разрабатываются целевые модели развития цифровой экосистемы региона. Актуально проведение исследований возможности применения новых технологий, мобильных устройств, беспроводной связи поколения 5G в цифровых системах управления различного уровня, перспектив применения интернета вещей в отраслях промышленности.

Рост конкуренции приводит к изменению методов ведения бизнеса. В этой связи возникает необходимость в оперативном получении информации, необходимой для принятия управленческих решений. Именно новые инструменты, технологии, методы, механизмы, связанные с развитием цифровой экономики, способствуют необходимости замены традиционных технологий и механизмов управления субъектами хозяйствования и существенного пересмотра особенностей ее структуры. Информационные потоки,

циркулирующие на современных предприятиях, с одной стороны, являются системой, проникающей во все сферы деятельности и поддерживающей мгновенную обработку бизнес-процессов, а, с другой - эта система оперативно реагирует на персонифицированные запросы потребителей [6]. В широком смысле цифровая экономика выступает как инновационная экономика, основная часть экономики знаний, поскольку только знание может быть основой для формирования потребности и воплощения в жизнь нововведений, как информационная и глобальная сетевая экономика, где знания, воплощенные в информации, являются главным фактором производства [7].

Основными субъектами, которые активно внедряют и развивают цифровые технологии, сегодня являются медиа и отрасли, связанные с хранением, передачей и продвижением информации. Активно занимаются развитием цифровых технологий такие сферы как банки, страхование, розница. Большинство представителей данных отраслей прекращают постепенно свое физическое присутствие на рынке и уходят в виртуальное пространство. Такая политика субъектов хозяйствования приводит к оптимизации расходов, что, в свою очередь, увеличивает капитализацию бизнеса с помощью новых инструментов. Проявляют активный интерес к полномасштабному внедрению цифровых технологий логистика и транспорт в части навигации. Сегодня все больше говорится о таких технологиях, как беспилотники и убер-грузоперевозки, внедрение которых также способствует развитию цифровой экономики. Что касается реального сектора экономики, то здесь еще многое нужно сделать, т.к. трансформация производства происходит намного сложнее, чем сфера услуг [8].

Одним из направлений развития финансово-кредитных учреждений является создание современного банка за счет масштабной технологической трансформации. Развитие технологий в банковском секторе включает развитие мобильного и интернет банкинга, облачных технологий и т.д. В рамках программ развития финансово-кредитных учреждений, предлагается использовать технологию блокчейн для адаптации под банковский бизнес [9].

Для цифровой трансформации бизнеса необходима реализация новых подходов, ориентированных на комплексные решения, учитывающие как экономические, так и технические требования, основанные на методах теории систем и системного анализа. Одним из таких подходов для субъектов хозяйствования должна стать разработка и реализация стратегии цифровой трансформации бизнеса. Такая стратегия должна, в первую очередь, опираться на: конкурентность, развитие и предвидение. Что касается конкурентности, то здесь речь идет об успешной текущей работе на рынках. Развитие должно проявляться в выходе на новые рынки, в открытии радикально новых рынков и работе с экосистемой. Для реализации такого аспекта как предвидение, необходимо опираться на результаты экспериментов, на тренды и на стратегические знания.

Составляющими успеха цифрового бизнеса являются: операционная работа, клиенты, персонал. Успешность/эффективность операционной работы зависит от ряда факторов, среди которых отметим наиболее актуальные: глубокое понимание сути работы, оптимизация затрат, неограниченное масштабирование, высокая производительность, низкие граничные затраты, безопасность, автоматизация. Совершенно очевидно, что цифровые технологии позволяют существенно повысить производительность и оптимизировать затраты компании за счет автоматизации рутинной работы и снижения влияния человеческого фактора.

Кроме того, современные технологии позволяют производить высоко персонализированную продукцию с низкими затратами на единицу продукции. Речь идет о полной автоматизации и цифровизации всех процессов - от отдела продаж до доставки клиенту, когда от начала и до конца всю цепочку прогнозирует и ведет искусственный интеллект. В данном процессе человек лишь контролирует процесс, что позволяет оперативно оптимизировать производственный цикл стандартной продукции под множественные индивидуальные заказы. Данные технологии обеспечивают максимально энергоэффективный режим работы оборудования, когда на основе прогнозов спроса просчитывается оптимальная его загрузка, а также снижаются риски выхода оборудования из строя за счет прогнозного обслуживания,

которое также осуществляется путем сопоставления данных, полученных онлайн с историческими данными работы оборудования.

Как видим, существующие сегодня аналитические системы позволяют контролировать и управлять отдельными элементами бизнеса. Все это требует, кроме полной автоматизации процессов, сбора данных с ключевых узлов производственных мощностей, а также наличия алгоритмов искусственного интеллекта, обрабатывающего полученную информацию. Опыт ведущих компаний, активно внедряющих стратегию цифровой трансформации бизнеса, показал, что системы цифрового делопроизводства существенно снижают время принятия управленческих решений, а также повышают релевантность рабочих действий сотрудников.

Успешность бизнеса в большой степени зависит от стратегии работы с клиентами. И здесь следует отметить такие ее аспекты, как фокус на клиентский опыт, многоканальные коммуникации, индивидуализация, быстрая реакция на потребности, наличие бренда компании. Цифровые технологии в виде цифровых каналов для коммуникаций, продвижения, обратной связи позволяют компаниям сократить путь к своим клиентам, а также строить эффективные личные отношения с ними, что приводит к более быстрому завоеванию рыночных позиций и формированию более эффективной структуры затрат.

Так как основой любой компании являются люди, работа с персоналом представляет собой важный аспект цифровой трансформации бизнеса, где ключевыми являются такие факторы, как активное привлечение нового поколения, внедрение новых методов работы, постоянное культурное и интеллектуальное обновление сотрудников, обеспечение технологической грамотности старшего поколения сотрудников, а также бренд работодателя. При реализации стратегии цифровой трансформации бизнеса в отношении персонала компании необходимо учесть отличие младшего поколения от старшего тем, что их цифровая культура формировалась под влиянием цифровых технологий с раннего детства. Эффективно работать с таким поколением персонала можно лишь находясь в одном цифровом поле, используя привычные им инструменты и модели работы. И здесь большую помощь могут оказать HRtech-решения. Что же касается старшего поколения сотрудников, то для них очень важно своевременно овладеть цифровыми технологиями, использование которых существенно повышает производительность труда каждого сотрудника. Говоря о таком важном элементе цифровой трансформации бизнеса, как персонал, следует отметить необходимость привлечения сотрудников к инновационной деятельности и работе с цифровыми решениями, что позволит, с одной стороны, интеллектуально обновить сотрудников, а, с другой, направить их усилия на создание новых рабочих идей.

Безусловно, основой реализации успешного цифрового бизнеса являются: облачные технологии, большие данные и аналитика, интернет вещей, связь, искусственный интеллект, цифровые каналы, дополненная и виртуальная реальность. Так, облачные решения позволяют реализовать неограниченное масштабирование и обеспечивают удаленную работу. Со своей стороны, аналитика данных и интернет вещей позволяют создать компании имидж высокоэффективных и автономных субъектов. А искусственный интеллект, основанный на облачных технологиях, позволяет решать самые сложные проблемы бизнеса и найти больше закономерностей между ними. Развитие цифровых каналов коммуникации, дополненной и виртуальной реальности также создают новые возможности привлечения как сотрудников, так и клиентов.

Как видим, вышеперечисленные элементы цифровой стратегии бизнеса являются частью его цифровой трансформации. При этом стратегия бизнеса должна опираться на: текущий бизнес, который учитывает конкуренцию с существующими на рынке субъектами; новые сегменты рынка, что позволит устранить существующие границы между отдельными индустриями; радикально новые рынки, работа на которых позволит бизнесу осуществить радикальные, прорывные изменения.

Внедряя стратегии цифрового бизнеса, компании добиваются успеха за счет новых технологий в цепях поставок. Своевременное - с использованием цифровых технологий -отслеживание современных трендов, с учетом требований целевой аудитории, приводит к тому, что бизнес в кратчайшие сроки выводит на рынок новые конкурентоспособные товары. Выход

234

компаний на радикально новые рынки в эпоху цифровой экономики становится более прозрачным, так как опирается на совершенно новый подход - открытые инновации и использование экосистем партнеров. Также необходимо внедрение новых бизнес-моделей, что невозможно без цифровой трансформации бизнеса.

Важным элементом поддержки цифровой трансформации бизнеса является предвидение, которое реализуется на основе анализа основных трендов в бизнес-среде, понимание их влияния на каждом этапе реализации стратегии, а также передача знаний про инновации и цифровые тренды вовнутрь компании, проведение экспериментов.

Отметим, что развитие современных цифровых технологий позволяет осуществлять доступ ко всем необходимым ресурсам (специалисты, технологии, вычислительные ресурсы, онлайн производство, цифровые заготовки, финансы) при разработке, производстве и продаже продуктов и услуг на новых принципах. Происходит это глобально, напрямую и путем аренды на необходимое время, что существенно (в разы) сокращает временные и финансовые затраты на создание продуктов и сервисов, кратно ускоряет все процессы. Такие новые принципы организации жизнеустройства в условиях нарождающейся цифровой экономики осуществляются через глобальные организационно-технологические платформы, позволяющие создавать отраслевые экосистемы. Это своего рода вновь создаваемые виртуальные территории, в которые переносятся все необходимые ресурсы для функционирования цифровой экономики.

Оценивая позитивно все преимущества, которые дает цифровая трансформация бизнеса, следует отметить и связанные с этим проблемы. Так, в частности, необходимы значительные усилия по решению проблем, связанных с навыками и развитием рабочей силы, инфраструктурой информационно-коммуникационных технологий, наращиванием потенциала, а также стандартов развития, прозрачности данных и доверия к ним, прав интеллектуальной собственности и информационной безопасности.

Важным вопросом, требующим отдельного внимания, является необходимость стандартизации новых и адаптации существующих языков описания деятельности в новых измерениях, упорядочения терминов, которые употребляется авторами многочисленных публикаций о цифровых технологиях, что приводит к сложностям в понимании сущности явлений цифровой экономики, цифровой логистики. Наличие общих для всего мира трендов в сфере цифровой экономики требует следовать общепринятым в мире терминам, понимать сущность цифровых трансформаций на основе внедрения современных (сквозных) цифровых технологий. Понимание данных процессов позволяет адекватно относиться к цифровой трансформации бизнеса, изменению его традиционной сути, принятию нового модифицированного образа бизнеса.

Подводя итог, отметим, что для успешной цифровой трансформации бизнеса необходимо четкое понимание стратегии. Цифровая трансформация бизнеса должна реализовываться обдуманно и последовательно. Прежде всего, компании должны ориентировать бизнес на открытое отношение и активное восприятие новой информации, новых технологий, новых экспериментов. Важным условием является также понимание самой сути цифровой трансформации бизнеса, четкое понимание собственного положения и потребностей компании, а также выявление направлений цифровой трансформации и понимание того, какой вид имеет ландшафт новых бизнес-сегментов. Начать цифровую трансформацию бизнеса можно с небольших проектов, с цифровой трансформации отдельных бизнес-процессов, успешная реализация которых, с одной стороны, позволит завоевать доверие сотрудников и акционеров компании, а, с другой стороны, получить опыт и сформировать необходимые навыки, получить уверенность в правильности действий.

При этом стратегия цифровой трансформации должна показывать четкую траекторию операционным действиям и давать возможность гибко адаптироваться в условиях внешней среды. И, наконец, стратегия цифровой трансформации бизнеса должна быть не просто сформулирована, но и доведена по реализации, что требует формирования и развития команд, разработки и реализации проектов, их масштабирования на весь бизнес. Все это возможно при условии внедрения цифровых технологий.

Что же касается определения уровня цифровой трансформации бизнеса, то его необходимо оценивать посредством коэффициента цифровизации, который позволит сделать сравнительную оценку компаний. Данный коэффициент включает в себя четыре параметра: стратегия, цифровая культура, компетенции и организационная модель. Дальнейшие наши исследования будут направлены на разработку методики оценки коэффициента цифровизации бизнеса.

Таким образом, в цифровой экономике скрыт большой потенциал для создания новых бизнес-ценностей компаний, а переход к цифровому производству создает целые отрасли. Все вместе взятое должно быть направлено на эффективное использование возможностей современных информационно-коммуникационных технологий, реализацию основной идеи цифровой экономики - повышение производительности труда, конкурентоспособности компаний, снижение издержек. При этом важно понимать, что сама по себе цифровизация существующих процессов не решит проблемы цифровой трансформации бизнеса. Необходима, прежде всего, постановка принципиально новых задач, решение которых невозможно без новейших технологий сбора, хранения, обработки и передачи больших объемов неструктурированных данных и выработки эффективных решений в режиме реального времени.

Литература и источники

1. Fonseca, L.M. Industry 4.0 and the digital society: concepts, dimensions and envisioned benefits // Proceedings of the international conference on business excellence. - 2018. Vol. 12 (1). - P. 386-397.

2. Saucedo-Martinez, J.A., Perez-Lara, M., Marmolejo-Saucedo, J.A., Salais-Fierro, T.E., Vasant, P. Industry 4.0 framework for management and operations: areview // Journal of ambient intelligence and humanized computing. - 2018. Vol.9(3). - P.789-801.

3. Eckhardt, J.T., Ciuchta, M.P., Carpenter, M. Open innovation, information, and entrepreneurship within platform ecosystems // Strategic entrepreneurship journal. -2018. - Vol.12(3). - P.369-391.

4. Curran, D. Risk, innovation, and democracy in the digital economy // European journal of social theory. - 2018. - Vol.21(2). - P.207-226.

5. Lee, J. Comparative analysis of national policies for open data government ecosystem // Journal of the Society of Korea Industrial and Systems Engineering. - 2018. - Vol.41 (1). - P.128-139.

6. Тимиргалеева Р.Р., Гришин И.Ю. Актуальные вопросы развития логистических систем в условиях цифровой экономики // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики Труды Юбилейной XV международной научно-практической конференции. Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского. 2016. - С. 29-30.

7. Тимиргалеева Р.Р., Гришин И.Ю. Институциональные аспекты развития цифровой инфраструктуры и проблемы ее внедрения на региональном уровне / Экономика строительства и природопользования. - 2018. - №2(67). - С. 108-115.

8. Тимиргалеева Р.Р., Гришин И.Ю., Бабаян Е.Б., Коротицкая В.В. Целевая модель развития цифровой экосистемы региона // Естественно-гуманитарные исследования. - 2018. - № 21 (3). - С. 135-144.

9. Тимиргалеева Р.Р., Гришин И.Ю. Цифровые технологии в организации эффективной деятельности финансово-кредитных учреждений // Развитие финансов, бухгалтерского учёта и аудита в современных концепциях управления Материалы I международной научно-практической конференции. 2018. - С. 86-88.

References and Sources

1. Fonseca, L.M. Industry 4.0 and the digital society: concepts, dimensions and envisioned benefits // Proceedings of the international conference on business excellence. - 2018. Vol. 12 (1). - P. 386-397.

2. Saucedo-Martinez, J.A., Perez-Lara, M., Marmolejo-Saucedo, J.A., Salais-Fierro, T.E., Vasant, P. Industry 4.0 framework for management and operations: areview // Journal of ambient intelligence and humanized computing. - 2018. Vol.9(3). - P.789-801.

3. Eckhardt, J.T., Ciuchta, M.P., Carpenter, M. Open innovation, information, and entrepreneurship within platform ecosystems // Strategic entrepreneurship journal. -2018. - Vol.12(3). - P.369-391.

4. Curran, D. Risk, innovation, and democracy in the digital economy // European journal of social theory. - 2018. - Vol.21(2). - P.207-226.

5. Lee, J. Comparative analysis of national policies for open data government ecosystem // Journal of the Society of Korea Industrial and Systems Engineering. - 2018. - Vol.41 (1). - P.128-139.

6. Timirgaleeva R.R., Grishin I.Yu. Aktual'nye voprosy razvitiya logisticheskih sistem v usloviyah cifrovoj ehkonomiki // Aktual'nye problemy i perspektivy razvitiya ehkonomiki Trudy YUbilejnoj XV mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Krymskij federal'nyj universitet im. V.I. Vernadskogo. 2016. - S. 29-30.

7. Timirgaleeva R.R., Grishin I.Yu. Institucional'nye aspekty razvitiya cifrovoj infrastruktury i problemy ee vnedreniya na regional'nom urovne / EHkonomika stroitel'stva i prirodopol'zovaniya. - 2018. - №2(67). - S. 108-115.

8. Timirgaleeva R.R., Grishin I.Yu., Babayan E.B., Korotickaya V.V. Celevaya model' razvitiya cifrovoj ehkosistemy regiona // Estestvenno-gumanitarnye issledovaniya. - 2018. - № 21 (3). - S. 135-144.

9. Timirgaleeva R.R., Grishin I.Yu. Cifrovye tekhnologii v organizacii ehffektivnoj deyatel'nosti finansovo-kreditnyh uchrezhdenij // Razvitie finansov, buhgalterskogo uchyota i audita v sovremennyh koncepciyah upravleniya Materialy I mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2018. - S. 86-88.

ТИМИРГАЛЕЕВА РЕНА РИНАТОВНА - доктор экономических наук, профессор, директор Института экономики и управления (филиал) в г. Ялте, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского ([email protected]). ГРИШИН ИГОРЬ ЮРЬЕВИЧ - доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики и управления, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского ([email protected]).

TIMIRGALEEVA, RENA R. - Doctor of Economic Sciences, Professor, Director of the Institute of Economics and Management in Yalta, Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky

GRISHIN, IGOR Yu. - Doctor of Technical Sciences, Professor, Head of the Department of Economics and Management, Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.