Научная статья на тему 'Формирование и реализация модели экономической безопасности региона'

Формирование и реализация модели экономической безопасности региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
316
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РЕГИОН / УГРОЗЫ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ФИНАНСОВЫЕ РИСКИ / MODEL / ECONOMIC SECURITY / REGION / THREATS / MANAGEMENT / STABILITY / EFFICIENCY / FINANCIAL RISKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федорова Людмила Петровна, Барсукова Марина Вячеславна

Исследованы экзогенные и эндогенные факторы, предопределяющие состояние экономической безопасности региона и необходимую потребность в обеспечении внутренней и внешней экономической безопасности. Определен прототип превентивной системы своевременного предупреждения кризисных проявлений в регионе, взаимоувязаны сферы возникновения угроз экономической безопасности с возможными последствиями в случае их наступления. Предложена модель управления экономической безопасностью региона, отличающаяся динамическим характером, логически выстроенной последовательностью взаимосвязей между ее элементами в логике от стратегии к декомпозиции целей и достижению результатов обеспечения экономической стабильности региональной экономической системы, позволяющей повысить эффективность системы регионального управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Федорова Людмила Петровна, Барсукова Марина Вячеславна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation and implementation of the model economic security of the region

Exogenous and endogenous factors determining the state of economic security of the region and the necessary need to ensure internal and external economic security are studied, a prototype of a preventive system for timely prevention of crisis manifestations in the region is determined, the spheres of economic security threats with possible consequences in the event of their occurrence are interrelated, the model of management of economic security of a region whose dynamic character, logical sequence of relationships between its elements in the logic of the strategy by decomposition of the goals and achieve the results of ensuring economic stability of regional economic system, which allows to increase the effectiveness of the system of regional management is proposed.

Текст научной работы на тему «Формирование и реализация модели экономической безопасности региона»

Hinder Economic Performance? Evidence from India // 1 February 2004. P. 91-134. URL: https://doi.org The Quarterly Journal of Economics. Vol. 119. Is. 1. (data obrashcheniya: 07.09.2019).

СЕМЕНОВА Анна Николаевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, менеджмента и агроконсалтинга. Чувашская государственная сельскохозяйственная академия. Россия. Чебоксары. E-mail: SemenovaAN2007@yandex.ru.

ГОРДЕЕВА Лариса Геннадьевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, менеджмента и агроконсалтинга. Чувашская государственная сельскохозяйственная академия. Россия. Чебоксары. E-mail: lara.gordeeva2010@yandex.ru.

КОЧЕРГИНА Светлана Геннадьевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: kocherginalana@mail.ru.

SEMYONOVA, Anna Nikolaevna - Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor of the Department of Economics, Management and Extension. Chuvash State Agricultural Academy. Russia. Cheboksary. E-mail: SemenovaAN2007@yandex.ru.

GORDEEVA, Larisa Gennadyevna - Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor of the Department of Economics, Management and Extension. Chuvash State Agricultural Academy. Russia. Cheboksary. E-mail: lara.gordeeva2010@yandex.ru.

KOCHERGINA, Svetlana Gennadyevna - Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor of the Department of Management. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: kocherginalana@mail. ru.

УДК 657

ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА

Л.П. Федорова, М.В. Барсукова

Исследованы экзогенные и эндогенные факторы, предопределяющие состояние экономической безопасности региона и необходимую потребность в обеспечении внутренней и внешней экономической безопасности. Определен прототип превентивной системы своевременного предупреждения кризисных проявлений в регионе, взаимоувязаны сферы возникновения угроз экономической безопасности с возможными последствиями в случае их наступления. Предложена модель управления экономической безопасностью региона, отличающаяся динамическим характером, логически выстроенной последовательностью взаимосвязей между ее элементами в логике от стратегии к декомпозиции целей и достижению результатов обеспечения экономической стабильности региональной экономической системы, позволяющей повысить эффективность системы регионального управления.

Ключевые слова: модель управления; экономическая безопасность; регион; угрозы; экономическая стабильность; эффективность; финансовые риски.

L.P. Fyodorova, M.V. Barsukova. FORMATION AND IMPLEMENTATION OF THE MODEL ECONOMIC SECURITY OF THE REGION

Exogenous and endogenous factors determining the state of economic security of the region and the necessary need to ensure internal and external economic security are studied, a prototype of a preventive system for timely prevention of crisis manifestations in the region is determined, the spheres of economic security threats with possible consequences in the event of their occurrence are interrelated, the model of management of economic security of a region whose dynamic character, logical sequence of relationships between its elements in the logic of the strategy by decomposition of the goals and achieve the results of ensuring economic stability of regional economic system, which allows to increase the effectiveness of the system of regional management is proposed.

Keywords: model; economic security; region; threats; management; stability; efficiency; financial

Механизм обеспечения экономической безопасности на региональном уровне заключается в построении такой модели управления ею, которая бы обеспечивала системное укрепление экономической стабильности региональной системы за счет выстраивания четкого алгоритма достижения целей экономического развития региона в контексте обеспечения его экономической безопасности.

При разработке модели развития экономической безопасности региона необходим

всесторонний учет групп факторов, предопределяющих ее состояние, традиционно подразделяемых на экзогенные и эндогенные. Как следствие, наличие этих факторов предопределяет потребность в обеспечении внутренней и внешней экономической безопасности.

Модель региональной экономической безопасности должна базироваться на всестороннем учете влияния этих факторов и представлять собой прототип превентивной системы своевременного предупреждения кризисных

Таблица 1

Корреляционные связи сфер возникновения угроз экономической безопасности региона

с возможными их последствиями

Сферы возникновения угроз Характеристика Возможные последствия

Региональная экономика - слабо дифференцированная структура экономики; - низкая доля предприятий, соответствующих современному технологическому укладу (5-й и 6-й); - высокий уровень износа основных производственных фондов и невысокие темпы их обновления; - низкие темпы внедрения инноваций; - низкая рентабельность региональных производителей; - дефицит стратегически важных производственных ресурсов, в т.ч. энергоносителей - невозможность быстрой и адекватной замены устаревших основных фондов; - низкая конкурентоспособность и невостребованность продукции предприятий региона как на национальном, так и внешнем рынках; - вытеснение с рынка региональных производителей; - отставание базовых отраслей по уровню научно-технического развития: - вынужденное сокращение производства, снижение эффективности использования производственных мощностей, приводящие к убыточности региональных производителей

Финансовая сфера региона - снижение эффективности региональной налоговой системы, низкий уровень налогового администрирования; - несбалансированность структуры регионального бюджета, низкий уровень бюджетной обеспеченности и финансовой самостоятельности региона - недостаточный уровень обеспеченности бюджета; - рост тенденций дивергенции развития регионов; - усиление отсталости, депрессивности в региональном развитии; - ослабление финансовых институтов обеспечения развития экономической системы региона

Внешнеэкономическая и валютно-финансовая сферы - падение конкурентоспособности региональных производителей; - усиление зависимости региональной экономической системы от внешнего, в т.ч. иностранного, инвестирования, импорта товаров и услуг - чрезмерный рост теневого сектора экономики и отток капитала за рубеж; - ориентация потребителей на импорт и отток валютных активов; - усиление корпоративного и внешнего государственного долга

Институциональная и управленческая сферы - ослабление системы государственного управления и контроля; - усиление коррупционной составляющей и проникновение криминала во властные структуры; - ослабление всех ветвей региональной власти и органов местного самоущ>авления - криминализация экономики; - рост коррупции; - ухудшение инвестиционного климата и возникновение угроз развитию предпринимательства и конкуренции; - нарастание социальной напряженности

Политическая сфера - политическая нестабильность - потеря непрерывности политического курса

проявлений в регионе. Кроме того, при формировании модели необходимо взаимоувязать сферы возникновения угроз экономической безопасности с возможными последствиями в случае их наступления (табл. 1).

Придерживаясь научного подхода, предполагающего, что основы экономической безопасности региона закладываются эффективностью ее экономики и наличием институтов развития, будем полагать, что инструментарий ее обеспечения закладывается факторами конкурентоспособности. При реализации модели обеспечения экономической безопасности региона должен применяться системный подход, способствующий достижению компромисса интересов государства как субъекта управления экономической безопасностью и региона -субъекта управления и одновременно носителя собственных интересов в обеспечении экономической стабильности.

В большинстве регионов сформирован координационный орган - совет экономической безопасности при главе субъекта Российской Федерации, целевая направленность деятельности которого состоит в формировании направлений развития региональной экономики в рамках обеспечения стабильности и устойчивого экономического роста, противостоянии угрозам нарушения экономического равновесия системы. В содержательном контексте целевая функция совета заключается в обеспечении безопасности региона от негативного проявления последствий внешних и внутренних факторов.

Основным инструментом в реализации целевой функции совета должна стать стратегия экономической безопасности региона, которая основывается, но не дублирует содержание национальной стратегии экономической безопасности ввиду уникальности региональной социально-экономической системы, ее уровня развития, а следовательно, и ее стратегических задач. Нередко в качестве такой задачи выступает обеспечение конкурентоспособности региональной экономики.

В связи с этим нами предлагается модель управления развитием экономической безопасности региона, базирующаяся на стратегическом подходе и декомпозиции целей по ее обеспечению (рис. 1). В модели предусмотрено согласованное взаимодействие субъектов и объектов управления, наличие управленческого инструментария, позволяющего от цели управления двигаться к его результатам.

Важность декомпозиции иерархии целей в модели управления развитием экономической безопасности на региональном уровне обосновывается необходимостью включения целей ор-

ганов государственной власти и местного самоуправления, бизнеса и населения в процесс обеспечения безопасности, поскольку эффективность управления может быть достигнута при условии компромисса интересов всех участников экономических отношений. При этом система управления, выстроенная по иерархическому типу, предполагает первоочередность реализации целей более высокого уровня посредством достижения целей более низкого уровня.

Неотъемлемым элементом представленной модели является система мониторинга безопасного развития региона, представляющая собой систему сбора, обработки и анализа информации, диагностики состояния региональной экономической системы, тенденций ее развития, проявления факторов, негативно влияющих на ее стабильность. Целевая задача мониторинга в системе управления экономической безопасностью региона - профилактика угроз, раннее выявление факторов угроз, способных оказать негативное влияние на экономическое равновесие региональной социально-экономической системы. Результативность мониторинга как элемента системы управления заключается в обеспечении органов государственной власти региона исчерпывающей, своевременной и полноценной информацией о происходящих изменениях, процессах, угрожающих экономической безопасности территории.

В различных исследованиях подчеркивается, что для развития системы управления экономической безопасностью региона необходимо осуществление моделирования процесса нивелирования или предотвращения угроз безопасности на основе использования инструментария индикативного планирования как своеобразного механизма согласования действий государственных и рыночных субъектов управления экономикой [1-5]. Механизм основывается на системе показателей социально-экономического развития региона и равноправном участии всех заинтересованных сторон в его осуществлении. Структурно индикативный план объединяет прогноз развития отдельных отраслей экономики в многовариантном изложении и прогноз обеспечения экономической безопасности развития региона.

Далее на основе диагностики параметров обеспечения экономической безопасности в сравнительной оценке с заданными их пороговыми значениями проводится объективная оценка состояния и эффективности управления развитием экономической безопасности региона, на основе которой разрабатывается система превентивных мер, к числу которых можно отнести меры, указанные в табл. 2.

Стратегия экономической безопасности региона

Элементы системы обеспечения экономической безопасности региона

I

Е

Объекты экономической безопасности Субъекты экономической безопасности

Система мониторинга и обнаружения внутренних угроз и рисков экономической безопасности региона Нормативно-правовые основы и институциональный механизм обеспечения экономической безопасности

Приоритетные направления обеспечения экономической безопасности региона

Инструменты управления экономической безопасностью региона

Стратегия социально-экономического развития региона

Региональные программы и приоритетные проекты

Диагностика и выявление угроз и потенциала обеспечения экономической безопасности региона

X

Сфера управленческого воздействия: формирование экономического потенциала региона и основ его социально-экономического развития

Реализация задач и функционала управления экономической безопасностью региона на различных уровнях управления

Разработка комплекса мер по предотвращению угроз экономической безопасности региона

и противодействию им

Оценка эффективности системы управления экономической безопасностью региона

через достижение ее целей

Рис. 1. Модель управления развитием экономической безопасности региона, базирующаяся на стратегическом подходе и декомпозиции целей по ее обеспечению

В то же время, в силу дифференцирован-ности регионов по уровню социально-экономического развития, ряд депрессивных кризисных регионов не смогут полноценно реализовать модель управления развитием эконо-

мической безопасности вследствие ограниченности ресурсов, неразвитости управленческих компетенций или ошибочного представления обеспечения экономической безопасности как программы выхода из кризиса. В этом случае

Таблица 2

Система превентивных мер обеспечения экономической безопасности региона

Основные меры Уровень управления

национальный региональный

Информационно-аналитические меры

1. Мониторинг угроз Мониторинг угроз экономическим интересам государства Мониторинг уровней социально-экономического развития регионов

2. Диагностика и прогноз экономического развития Система показателей и пороговых значений оценок социально-экономического развития страны Система показателей и пороговых значений оценок социально-экономического развития региона

Меры регулятивного воздействия

1. Совершенствование нормативно-правовой базы и проведение институциональных преобразований Принятие законов, постановлений правительства и иных нормативных актов Принятие законов, постановлений законодательной и исполнительной региональной власти

2. Устранение кризисных тенденций В стране в целом, в отдельных отраслях, регионах В регионе, муниципальных образованиях и др.

Меры прямого действия

1. Программы выхода из кризиса Национальные Региональные

2. Государственное регулирование регионального развития Разработка и реализация целевых программ социально-экономического развития регионов Участие в реализации федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов и привлечении внебюджетных средств

3. Противодействие носителям угроз Совершенствование финансовой системы, лоббирование интересов отечественного производителя, выравнивание регионального экономического развития Повышение экономической, социальной и бюджетной эффективности управления регионом

управленческую функцию в этой сфере должны взять на себя федеральные органы власти.

Проблематичность реализации модели, на наш взгляд, состоит в неразвитости координационных механизмов в системе государственного управления, способных генерировать быструю реакцию на возникшие угрозы, что требует совершенствования уже методов и инструментов управления.

Моделирование как метод управления может быть реализован как при построении прототипа системы управления экономической безопасностью, что было реализовано нами, так и при моделировании проблемной ситуации в экономической сфере, прогнозировании эффективности применяемых мер по обеспечению безопасности.

Для успешной реализации модели управления экономической безопасностью региона необходимо соответствующее обеспечение, включающее следующие блоки (рис. 2).

Модель управления развитием экономической безопасности региона будет неполноценной без соответствующего методологического инструментария анализа и прогнозирования параметров достижения определенного уровня

устойчивости и стабильности экономической системы.

Проведенные исследования свидетельствуют, что информационную основу оценки экономической безопасности формирует система показателей социально-экономического развития региона [1-5]. Для детализации оценки могут быть выбраны отдельные результаты деятельности регионального хозяйственного комплекса, отражающие в оценке его устойчивость, особенности функционирования региональной экономики в кризисных условиях. Проблемность реализации оценки состоит в отсутствии ее единой методологии, разработка которой должна осуществляться на федеральном уровне и носить рекомендательный к применению в регионах характер.

Между тем, обобщая теоретические исследования, проведенные различными авторами, в частности В.П. Чичкановым, Л.А. Беляев-ской-Плотник [1-5], приведем систематизацию методов анализа и прогнозирования экономической безопасности, которые могут быть применены для регионального уровня (табл. 3). Систематизация позволяет оценить сложность процессов обеспечения экономической безо-

Рис. 2. Обеспечивающие подсистемы модели управления развитием экономической безопасности региона

Таблица 3

Систематизация методов анализа и прогнозирования экономической безопасности региона [5]

Классификационный признак Модели и методы Характеристика

Размер объекта Личность, социум, регион, страна, мир Учитывают класс изучаемого объекта

Использование в моделях фактора времени Статические и динамические модели Статические модели используются в задачах сравнительного анализа нескольких объектов; динамические - связаны с анализом временных рядов широкого набора индикаторов

Горизонт прогнозирования Кратко-, средне- и долгосрочные Задачи различных временных горизонтов требуют различных подходов и периодов дискретизации

Степень агрегирования Связанные с анализом отдельных индикаторов или агрегированных индексов Анализ отдельных индикаторов более детален; однако анализ агрегированных индексов позволяет изучать тенденции процесса или явления, а также взаимодействие составляющих социально-экономической безопасности

Наличие пороговых значений Беспороговые, однопороговые и двухпороговые модели При отсутствии порога значение индикатора сравнивается с базовым или средним значением; при наличии порогов значение индикатора сравнивается с пороговыми значениями

Принадлежность к разделу математики Корреляционно-регрессионный анализ; системы дифференциальных уравнений; методы системной динамики Могут быть использованы по отдельности, однако использование методов разных групп в комбинации позволяет получить более адекватные результаты при анализе и прогнозировании социально-экономической безопасности

Наличие временного лага С лагом; без лага Наличие временного лага при протекании процесса или явления требует обязательного учета для получения адекватного результата

Уровень неопределенности Детерминированные, стохастические модели Детерминированные модели предполагают жесткие функциональные связи между переменными. Стохастические модели используют аппарат теории вероятности и математической статистики

Степень взаимодействия между параметрами Каскадные модели; задачи адаптивной фильтрации и др. Учитывающие взаимозависимость двух или нескольких параметров; не учитывающие таких зависимостей

Наличие внешних воздействий Модели без внешних воздействий или с ними Учитывают отрицательное или положительное внешнее воздействие (появление в уравнениях ненулевых правых частей и нелинейных членов)

пасности и широту спектра задач, решаемых в рамках управления ею.

Помимо представленной системы методов, имеются и иные позиции, выделяющие, в частности, предлагаемый С.О. Глазьевым метод наблюдения базовых макроэкономических показателей и их сравнение с пороговыми значениями [1], использованный в исследованиях А.Н. Илларионовым метод отслеживания темпов экономического роста по динамике изменения основных макроэкономических показателей [5], методику многомерного статистического анализа и ряд других методологических подходов.

Апробация модели в формате имитационных экспериментов при различных условиях является завершающим этапом моделирования, позволяющим выявить «проблемные зоны» модели, провести их уточнение и корректировку для принятия окончательного варианта модели. Предложенная модель управления развитием экономической безопасности региона отличается динамическим характером, логически выстроенной последовательностью взаимосвязей между ее элементами в логике от стратегии к декомпозиции целей и достижению результатов обеспечения экономической стабильности региональной экономической системы, что позволит повысить эффективность системы регионального управления.

Список литературы

1. Глазьев С.О. О необходимых мерах по укреплению экономической безопасности России и выходу российской экономики на траекторию опережающего развития (академическая версия журнала) // Российский экономический журнал. 2015. № 5. С. 3-62.

2. КалининаГ.В., Андреев В.В., Литвинова О.В., Федорова Л.П. Теоретические понятия экономической безопасности организации // Вестник Российского университета кооперации. 2016. № 3 (25). С. 52-55.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Литвинова О.В., КалининаГ.В., АндреевВ.В., Федорова Л.П. Методические подходы к оценке экономической безопасности предприятия //

Вестник Российского университета кооперации. 2016. № 3 (25). С. 62-65.

4. Милета В.И. Финансовая безопасность региона: понятие и проблемы оценки // Экономика: теория и практика. 2018. № 1 (49). С. 41-47.

5. Чичканов В.П., Беляевская-Плотник В.А. Анализ подходов к оценке региональных процессов формирования социально-экономической безопасности // Экономика региона. 2016. Т. 12. Вып. 3. С. 654-669. URL: http://economyofregion.ru.

References

1. Glaz'ev S.O. O neobkhodimykh merakh po ukrepleniyu e'konomicheskoj bezopasnosti Rossii i vy'khodu rossijskoj e'konomiki na traektoriyu opere-zhayushchego razvitiya (akademicheskaya versiya zhurnala) [On the necessary measures to strengthen the economic security of Russia and the output of the Russian economy on the trajectory of advanced development (academic version of the journal)] // Ros-sijskij e'konomicheskij zhurnal. 2015. № 5. S. 3-62.

2. Kalinina G.V., Andreyev V.V., Litvinova O.V., Fyodorova L.P. Teoreticheskie ponyatiya e'konomi-cheskoj bezopasnosti organizatsii [Theoretical concepts of economic security of the organization] // Vestnik Rossijskogo universiteta kooperatsii. 2016. № 3 (25). S. 52-55.

3. Litvinova O.V., Kalinina G.V., Andreyev V.V., Fyodorova L.P. Metodicheskie podkhody' k otsenke e'konomicheskoj bezopasnosti predpriyatiya [Meto-dological approaches to the assessment of economic security of the enterprise] // Vestnik Rossijskogo universiteta kooperatsii. 2016. № 3 (25). S. 62-65.

4. Mileta V.I. Finansovaya bezopasnost' re-giona: ponyatie i problemy' otsenki [Financial security of the region: the concept and problems of evaluation] // E'konomika: teoriya i praktika. 2018. № 1 (49). S. 41-47.

5. Chichkanov V.P., Belyaevskaya-Plotnik V.A. Analiz podkhodov k otsenke regional'ny'kh protses-sov formirovaniya sotsial'no-e'konomicheskoj bezo-pasnosti [Analysis of approaches to the assessment of regional processes of socio-economic security formation] // E'konomika regiona. 2016. T. 12. Vy'p. 3. S. 654-669. URL: http://economyofregion.ru.

ФЕДОРОВА Людмила Петровна - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: fedorova0201@mail.ru.

БАРСУКОВА Марина Вячеславна - аспирант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: fedorova0201@mail.ru.

FYODOROVA, Lyudmila Petrovna - Doctor of Sciences (Economics), Professor, Head the Department of Management. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: fedorova0201@mail.ru.

BARSUKOVA, Marina Vjacheslavna - Postgraduate. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: fedorova0201@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.