Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4060
777
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ГЛОБАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ / НООСФЕРА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЦУР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Леонова Кристина Сергеевна

Проблема развития приобретает особое значение в связи с необходимостью преодоления глобальных вызовов и угроз XXI в. Обеспечение безопасности на национальном, региональном и глобальном уровнях требует проведения наиболее эффективной политики в сфере развития, поскольку существует тесная взаимосвязь между уровнями обеспечения безопасности и развития. На сегодняшний день наиболее разработанной концепцией глобального развития является устойчивое развитие, которое учитывает основополагающие потребности человеческой цивилизации и ограниченные возможности природных систем. Цели в области устойчивого развития ООН (ЦУР), служат ориентиром для всех участников международных отношений в вопросе перехода к более эффективному поступательному развитию. Разработка и реализация национальных стратегий и концепций устойчивого развития влияют на общий процесс перехода мирового сообщества к устойчивому развитию, а значит государствам необходимо проводить оптимальную политику, направленную на достижение как государственных, так и общепланетарных целей развития. Российская Федерация является одним из лидеров и центров влияния глобального мира, а также государством, обладающим большим объемом ненарушенных человеческой деятельностью экосистем. В связи с этим Россия играет особую роль в обеспечении устойчивости глобальных систем. Осознание этого факта правительством РФ повлияло на процесс определения национальных приоритетов и целей в области устойчивого развития. В данной статье рассматривается процесс создания и реализации концепции устойчивого развития в России в соответствии с глобальными ориентирами в области устойчивого развития. Автор выявляет истоки формирования глобальной концепции УР, определяет ключевые события на пути достижения УР, анализирует официальные документы и положения Российской Федерации на предмет соответствия ЦУР, в частности исследует национальные цели развития Российской Федерации, принятые в июле 2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Леонова Кристина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND IMPLEMENTATION OF THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT CONCEPT IN THE RUSSIAN FEDERATION

The development problem is significant given the need to overcome global challenges and threats of the 21 st century. National, regional and global security requires the most effective development policies since there is a close relationship between the levels of security and development. The most developed concept of global development today is sustainable development, which meets the fundamental needs of human civilization and considers the limits of natural systems. The UN Sustainable Development Goals (SDGs) serve as a benchmark for the transition to more effective progressive development by all participants in international relations. The development and implementation of national sustainable development strategies and concepts affect the overall process of the worldwide transition to sustainable development. States need to pursue optimal policies to achieve both national and global development goals. The Russian Federation is one of the leaders and centers of influence of the global world and a state with a large territory of ecosystems undisturbed by human activity. In this regard, Russia plays a special role in ensuring the stability of global systems. The awareness of Russia's place in the world influenced the process of setting national priorities and goals in the context of sustainable development by the Russian government. This article is devoted to creating and implementing the sustainable development concept in Russia by the global guidelines for sustainable development. The author identifies the origins of the global sustainable development concept, considers key events connected with the transition to sustainable development, analyzes Russian official documents and regulations for compliance with the SDGs, and examines the national development goals of the Russian Federation adopted in July 2020.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

БОТ: 10.31249/геш/2022.01.13

К. С. Леонова

ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Проблема развития приобретает особое значение в связи с необходимостью преодоления глобальных вызовов и угроз XXI в. Обеспечение безопасности на национальном, региональном и глобальном уровнях требует проведения наиболее эффективной политики в сфере развития, поскольку существует тесная взаимосвязь между уровнями обеспечения безопасности и развития.

На сегодняшний день наиболее разработанной концепцией глобального развития является устойчивое развитие, которое учитывает основополагающие потребности человеческой цивилизации и ограниченные возможности природных систем. Цели в области устойчивого развития ООН (ЦУР), служат ориентиром для всех участников международных отношений в вопросе перехода к более эффективному поступательному развитию. Разработка и реализация национальных стратегий и концепций устойчивого развития влияют на общий процесс перехода мирового сообщества к устойчивому развитию, а значит государствам необходимо проводить оптимальную политику, направленную на достижение как государственных, так и общепланетарных целей развития.

Российская Федерация является одним из лидеров и центров влияния глобального мира, а также государством, обладающим большим объемом ненарушенных человеческой деятельностью экосистем. В связи с этим Россия играет особую роль в обеспечении устойчивости глобальных систем. Осознание этого факта правительством РФ повлияло на процесс определения национальных приоритетов и целей в области устойчивого развития.

В данной статье рассматривается процесс создания и реализации концепции устойчивого развития в России в соответствии с глобальными ориентирами в области устойчивого развития. Автор выявляет истоки формирования глобальной концепции УР, определяет ключевые события на пути достижения УР, анализирует официальные документы и положения Российской Федерации на предмет соответствия ЦУР, в частности исследует национальные цели развития Российской Федерации, принятые в июле 2020 г.

Ключевые слова: безопасность; глобальное развитие; национальные цели развития; ноосфера; устойчивое развитие; ЦУР.

Леонова Кристина Сергеевна - преподаватель факультета

глобальных процессов МГУ имени М. В. Ломоносова.

Россия, Москва.

E-mail: leokristi@yandex.ru

Leonova K.S. Formation and implementation of the sustainable development concept in the Russian Federation

Abstract. The development problem is significant given the need to overcome global challenges and threats of the 21 st century. National, regional and global security requires the most effective development policies since there is a close relationship between the levels of security and development.

The most developed concept of global development today is sustainable development, which meets the fundamental needs of human civilization and considers the limits of natural systems. The UN Sustainable Development Goals (SDGs) serve as a benchmark for the transition to more effective progressive development by all participants in international relations. The development and implementation of national sustainable development strategies and concepts affect the overall process of the worldwide transition to sustainable development. States need to pursue optimal policies to achieve both national and global development goals.

The Russian Federation is one of the leaders and centers of influence of the global world and a state with a large territory of ecosystems undisturbed by human activity. In this regard, Russia plays a special role in ensuring the stability of global systems. The awareness of Russia's place in the world influenced the process of setting national priorities and goals in the context of sustainable development by the Russian government.

This article is devoted to creating and implementing the sustainable development concept in Russia by the global guidelines for sustainable development. The author identifies the origins of the global sustainable development concept, considers key events connected with the transition to sustainable development, analyzes Russian official documents and regulations for compliance with the SDGs, and examines the national development goals of the Russian Federation adopted in July 2020.

Keywords: security; global development; national development goals; noosphere; sustainable development; SDGs.

Leonova Kristina Sergeevna - lecturer at the Faculty of Global Studies of Lomonosov Moscow State University. Russia, Moscow. E-mail: leokristi@yandex.ru

Введение

Вопрос перехода мирового сообщества к устойчивому развитию (УР) становится все более актуальным в связи с нарастанием нестабильности в мире и отсутствием эффективной системы глобальной безопасности. Только совместные усилия участников международных отношений, направленные на реализацию концепции устойчивого развития, могут привести к положительному долгосрочному эффекту. При этом на достижение глобальных целей устойчивого развития оказывают существенное влияние меры, которые предпринимаются в каждом конкретном государстве. Будучи одним из лидеров на международной арене, Российская Федерация играет особую роль в решении сложившегося социоприродного противоречия.

Идейные основы становления концепции УР

Формирование идей о необходимости устойчивого развития связывают преимущественно с деятельностью Римского клуба, однако на самом деле истоки концепции можно встретить гораздо раньше - в работах русского ученого Владимира Ивановича Вернадского (1863-1945). Как члены Римского клуба не использовали в 1970-е годы термин «устойчивое развитие», так и В.И. Вернадский, говоря о единстве человека и природы, не подразумевал создание известной сегодня концепции устойчивого развития. Тем не менее при анализе трудов В.И. Вернадского («Биосфера», «Биосфера и ноосфера», «Научная мысль как планетное явление» и др.) становится очевидной связь между современной концепцией УР и идеями ученого о необходимости со-развития человеческого общества и окружающих его экосистем.

В.И. Вернадский обратил внимание на растущее воздействие живого вещества на косное вещество биосферы [Вернадский 1991, с. 19]. По мере ускорения развития живого вещества, его эволюции, происходит изменение самой биосферы. При этом данный процесс является объективным, закономерным и стихийным. Заметить подобные преобразования становится возможным только по прошествии времени, а их скорость увеличивается по мере развития научно-технической составляющей человеческой деятельности. Разум и труд становятся теми инструментами, использование которых превращает человека в «новую геологическую силу» [Вернадский 1991, с. 24-25] и приводит в конечном итоге к серьезным изменениям во всех глобальных системах. Однако человек может быть подобной силой при условии сохранения тесной связи с природой, которая предоставляет человеку необходимые для жизни ресурсы. Осознание социоприродной целостности становится необходимым условием для дальнейшей эволюции человечества.

В.И. Вернадский описывал взаимосвязь и взаимовлияние всех процессов, происходящих на Земле, рассматриваемых сегодня в качестве характерных

черт глобализации: «Событие, происшедшее в захолустном уголке любой точки любого континента или океана, отражается и имеет следствия - большие и малые - в ряде других мест, всюду на поверхности Земли» [Вернадский 1991, с. 27-28]. Отмечая растущую взаимосвязанность в системе «человек-общество-природа» и постепенное приобретение человеческой деятельностью «планетного характера», В.И. Вернадский говорил о необходимости использования новых подходов в науке, в том числе использования методов и знаний из различных наук для описания таких явлений, как планетные. Использование ранее разработанных механизмов становится неэффективным, поскольку протекающие процессы в корне отличаются от прошлых [Вернадский 1991, с. 40].

Рост научной мысли и основанная на нем человеческая деятельность, по мнению В.И. Вернадского, в конечном счете приведут к становлению ноосферы - «царства разума» [Вернадский 1991, с. 26], переработанной научной мыслью биосферы [Вернадский 1991, с. 40]. Переход биосферы в ноосферу подразумевает осознание человечеством своего единства и целостности с природным миром, использование новых методов и подходов в науке и других отраслях человеческой деятельности для наилучшего взаимодействия человеческой цивилизации с природой.

Идеи В.И. Вернадского послужили основой для формирования известной сегодня концепции устойчивого развития, что в том числе было отмечено Президентом Российской Федерации В.В. Путиным [Путин 2000]. Однако и работы других представителей такого философского и научного течения, как «русский космизм», можно отметить в контексте исследования вопроса будущего развития человечества. Родоначальником данного направления в русской философии является Николай Федорович Федоров (1829-1903), который рассматривал целостность не только в рамках планеты, но и всей Вселенной. Согласно идеям Н.Ф. Федорова, космические процессы влияют на те процессы, что разворачиваются на планете Земля, а значит это единство социальных, земных и космических процессов требует регуляции - управления, которое должно осуществляться человеческим разумом [Федоров 1982]. Влияние космических процессов, в частности на Солнце, описывал А. Л. Чижевский (18971964), отмечая тот факт, что солнечная активность отражается на исторических событиях, происходящих на Земле [Чижевский 1924, с. 26].

Безусловно, центральной темой исследования русских космистов является связь человека с космосом. Освоение человечеством космического пространства рассматривается как продолжение жизни человеческого рода, его развития на неопределенно долгие годы. Представители русского космизма придерживались идеи о единстве космоса, Земли и человека, где главной преобразовательной силой предстает именно разум. По мнению К.Э. Циолковского (1857-1935), человеку необходимо преобразовывать не только свою планету и пространства за ее пределами, но и самого себя, учитывая законы 228

Вселенной [Циолковский 2004, с. 42]. Идеи ученых и философов этого течения находят отражение в современной концепции устойчивого развития, где основным условием для реализации прогрессивного поступательного развития является формирование глобального сознания, ориентированного на сохранение единства и взаимосвязи всех процессов во Вселенной.

Важное значение для последующего формирования концепции устойчивого развития имели исследования, которые проводились членами международной неправительственной организации «Римский клуб». Наиболее значимым трудом Римского клуба принято считать доклад «Пределы роста» (1972), который был издан на основе результатов проведенного математического моделирования глобальных процессов. Используя математическую модель, Деннис Медоуз и его соратники показали, насколько опасен существующий способ развития человечества, и предложили новую модель развития -глобальное равновесие [Meadows 1972]. Члены Римского клуба призвали мировое сообщество к изменениям для преодоления огромного ряда глобальных проблем (в первую очередь экологических) и формированию благоприятных условий для будущего развития человечества.

Таким образом, осознание учеными единства всех глобальных систем и, в частности, серьезного антропогенного воздействия на них привело к формированию известной сегодня концепции устойчивого развития как альтернативы стихийному развитию с преобладающими негативными тенденциями.

Огромный вклад в исследование феномена устойчивого развития внесли такие российские ученые, как Б.Е. Большаков, С.Н. Бобылев, Э.В. Гирусов, В.И. Данилов-Данильян, Н.Н. Моисеев, А.Д. Урсул и др. Особенно стоит отметить работы доктора философских наук, профессора Аркадия Дмитриевича Урсула (1936-2020), который рассматривал устойчивое развитие не только с экологической точки зрения, но в его многогранном, многоаспектном видении. Он одним из первых отметил связь безопасности и устойчивого развития, без понимания и воплощения которой невозможна дальнейшая глобальная эволюция [Урсул 1995].

Понятие «устойчивое развитие»

Понятие «sustainable development» впервые встречается в 1980 г. во Всемирной стратегии охраны природы, подготовленной Международным союзом охраны природы и природных ресурсов (МСОП) совместно с Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Всемирным фондом дикой природы (WWF), Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО) и ЮНЕСКО. Устойчивое развитие рассматривалось изначально исключительно с экологической точки зрения. Основной целью было обозначено сохранение живых (биологических) ресурсов, без которых невозможно

существование и развитие человеческой цивилизации. Согласно Стратегии, решение многих задач международного развития зависит от принятых мер по сохранению ресурсов: эффективное использование сырья, использование экологически безопасных источников энергии, предотвращение опустынивания и деградации почв, рост производства продуктов питания и т.д. [World 1980]. При этом реализация стратегии по сохранению биоресурсов напрямую связана с улучшением качества жизни населения в сферах экономики, образования, здравоохранения и многих других.

В 1987 г. было дано первое официальное определение термина «устойчивое развитие». Международная комиссия по окружающей среде и развитию, созванная Генеральной Ассамблеей ООН в 1983 г. в рамках третьего Десятилетия развития ООН, выпустила доклад «Наше общее будущее», в котором устойчивое развитие определяется как «развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но которое не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности» [Report 1987]. Далее в докладе уточняется, что устойчивое развитие предполагает учет не только человеческих потребностей (в особенности бедного населения Земли), но и природных ограничений, связанных с пределами естественных возможностей экосистем удовлетворять потребности человеческого общества. Перспективы экстенсивного глобального развития, где в центре находятся краткосрочные цели и задачи, были определены как неблагоприятные ввиду ограниченности ресурсов. Тем самым устойчивое развитие, ориентированное на долгосрочную перспективу, рассматривалось как новый тип развития.

В 1992 г. в рамках Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро мировое сообщество официально приняло концепцию устойчивого развития в качестве альтернативной и наиболее эффективной модели глобального развития. Российская Федерация также выработала свою собственную стратегию по переходу к устойчивому развитию в различных сферах.

Переход РФ к устойчивому развитию

Первым нормативно-правовым актом в области устойчивого развития стал Указ Б.Н. Ельцина от 4 февраля 1994 г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» [Указ 1994]. В документе закреплялись основные положения стратегии, затрагивающие экономическую, социальную и экологическую сферы, а также подчеркивалась необходимость разработки государственной концепции перехода к устойчивому развитию. В положениях отчетливо прослеживается признание связи экономической безопасности с экологической, зависимость качества жизни граждан РФ от состояния окружающей среды, важность преодоления сложившегося противоречия между развитием

экономики и экологической ситуации в ряде российских регионов и в целом развития международных связей для преодоления глобальных экологических проблем.

Концепция перехода России к устойчивому развитию окончательно сформировалась к весне 1996 г. и была утверждена Указом Президента РФ № 440. Целесообразность принятия новой модели развития объяснялась объективными условиями времени. В первую очередь в мире отчетливо проявилось социоприродное противоречие, заключающееся в чрезмерно растущих потребностях человечества и ограниченности природных ресурсов. Научно-технические достижения человеческой цивилизации привели к улучшению условий и качества жизни мирового сообщества, однако дальнейшее использование науки и техники без учета возможностей биосферы чревато катастрофой глобального масштаба. В Концепции отмечено, что именно устойчивое развитие способно привести к «постепенному восстановлению естественных экосистем до уровня, гарантирующего стабильность окружающей среды» [Указ 1996]. Безусловно, взаимосвязь и взаимозависимость всех глобальных процессов и явлений обусловливает ответственность всех государств мира за соблюдение принципов устойчивого развития. Однако Россия призвана играть особую роль в реализации поставленных перед всем человечеством целей, поскольку именно она обладает большей частью территорий, которые не пострадали от хозяйственной деятельности человека и представляют собой «резерв устойчивости» всех экосистем планеты [там же].

В Концепции 1996 г. описаны основные направления деятельности, цели, задачи, условия, а также критерии и показатели устойчивого развития в социальной, экономической и экологической областях. Кроме того, итогом перехода к устойчивому развитию представляется формирование ноосферы, описанной В.И. Вернадским, что в очередной раз подтверждает основополагающее значение идей ученого для развития концепции УР.

Анализ Концепции позволяет также сделать вывод о том, что уже в 1996 г. Российская Федерация рассматривала безопасность и устойчивое развитие в неразрывной связи: государство «должно гарантировать безопасность в политической, экономической, оборонной и других сферах, без чего переход к устойчивому развитию невозможен» [там же]. Эта связь между безопасностью и развитием впоследствии была закреплена в Послании по национальной безопасности Б.Н. Ельцина Федеральному Собранию от 13 июня 1996 г., где безопасными называются государства и общества, придерживающиеся демократических принципов развития на всех уровнях взаимоотношений, в то время как опасными являются такие страны и общественные структуры, действия которых приводят к разрушению устойчивости систем.

В последующие годы подходы к национальной безопасности в России были значительно пересмотрены, но понимание тесной связи безопасности и

устойчивого развития лишь укрепилось. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., принятой в мае 2009 г., наиболее полно раскрывается взаимосвязь таких сфер, как безопасность и развитие. В целом отмечается, что проводимая Россией политика неразрывно связана с целями и задачами устойчивого развития. Именно в данной Стратегии впервые на официальном уровне национальные интересы определяются с точки зрения устойчивого развития: «национальные интересы Российской Федерации - совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивости развития личности, общества и государства» [Указ 2009]. Среди приоритетов национальной безопасности были выделены приоритеты устойчивого развития, без которых невозможно становление эффективной системы безопасности, - повышение качества жизни, экономический рост за счет использования инновационных технологий и вложений в человеческий капитал, стратегическая стабильность, а также развитие научной, образовательной, культурной, экологической и других сфер. В последующей Стратегии от 31 декабря 2015 г. Российская Федерация также подтвердила свою приверженность осуществлению безопасности в контексте устойчивого развития [Указ 2015].

Ныне действующая Стратегия национальной безопасности РФ была принята в июле 2021 г. Указом В.В. Путина № 400. Как и в предыдущих документах, в Стратегии подчеркиваются «неразрывная взаимосвязь и взаимозависимость» безопасности и социально-экономического развития государства [Указ 2021]. Национальные интересы России определяются как «объективно значимые потребности личности, общества и государства в безопасности и устойчивом развитии», а стратегические национальные приоритеты рассматриваются в контексте обеспечения безопасности и устойчивого развития России [там же]. Принципы устойчивого развития отражаются во всех аспектах безопасности: от экономического до информационного. Это в очередной раз подтверждает всеохватность и многогранность концепции устойчивого развития. В Стратегии также можно встретить перечисление некоторых препятствий на пути к устойчивому развитию, преимущественно в экономической сфере (например, неэффективность существующих экономических механизмов). Следует отметить, что данная Стратегия направлена, в частности, на достижение национальных целей развития, которые напрямую связаны с Целями в области устойчивого развития ООН (ЦУР) и будут рассмотрены далее в данной статье.

Еще одним основополагающим документом, отражающим национальные интересы Российской Федерации, является Концепция внешней политики. В Концепции внешней политики РФ, принятой 12 февраля 2013 г. вслед за Стратегией-2020, рассматриваются принципы устойчивого развития в качестве ориентира будущего развития мира [Концепция 2013]. Эффективность преодоления мировым сообществом глобальных проблем зависит от пред-232

принятых мер, которые должны соответствовать реалиям времени. Одной из объективных тенденций развития современного мира является усиление связи между безопасностью и устойчивым развитием, что необходимо учитывать при выработке средств и подходов. Устойчивое развитие видится приоритетным в таких направлениях, как экология и экономика, что и отражено в соответствующих пунктах Концепции.

Современная Концепция внешней политики Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. повторяет положения в области устойчивого развития и в очередной раз подчеркивает неразрывную связь безопасности и социально-экономического развития [Концепция 2016].

В национальных стратегиях, посвященных различным аспектам развития, также можно встретить отсылки к концепции устойчивого развития. В отличие от ранее перечисленных документов, которые носят комплексный и многоаспектный характер, стратегии развития затрагивают одну конкретную сферу деятельности. Так, в Стратегии научно-технологического развития РФ от 2016 г. отмечается, что наука и технологии могут служить инструментами для преодоления глобальных проблем [Указ 2016]. Наука и технологии позволяют достигать целей устойчивого развития в настоящем и оценивать возможность возникновения новых рисков и угроз в будущем. Стратегия экономической безопасности РФ на период до 2030 г. затрагивает принципы устойчивого развития в экономической сфере, где акцент делается на устойчивости экономики и финансовой системы [Указ 2017]. Стратегия пространственного развития РФ на период до 2025 г. рассматривает устойчивое, сбалансированное развитие пространства, предполагающее реализацию мер по сокращению дифференциации регионов, развитию инфраструктуры, улучшению экологической ситуации, развитию различных отраслей экономики, содействие приросту численности населения и т.д. [Стратегия 2019]. На достижение национальных целей развития направлены также Доктрина продовольственной безопасности РФ, Энергетическая стратегия РФ на период до 2035 г. и Основы государственной политики в сфере стратегического планирования.

Наиболее разработанным направлением в контексте устойчивого развития по-прежнему остается экологическая сфера. Это вполне закономерно, поскольку исследование глобальных проблем началось именно с изучения экологических проблем. Российская Федерация не является исключением, поэтому экологическая безопасность подкреплена достаточным объемом нормативно-правовых актов. Среди ныне действующих стоит выделить Стратегию экологической безопасности РФ на период до 2025 г., которая была принята Указом В.В. Путина от 19 апреля 2017 г. (тем самым Указ Б.Н. Ельцина от 4 февраля 1994 г. утратил силу), Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 г. от 30 апреля 2012 г., Стратегия развития лесного комплекса до 2030 г. от 11 февраля 2021 г., Федеральный закон

«Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г., «Лесной кодекс Российской Федерации» от 4 декабря 2006 г., «Водный кодекс Российской Федерации» от 3 июня 2006 г. и др.

Цели развития

Большую часть истории человечество развивалось стихийно, не ставя перед собой каких-либо единых целей развития. Государства вырабатывали преимущественно национальные и региональные цели. Однако в конце XX в. осознание негативных последствий человеческой деятельности привело к потребности в постановке общих для всего человечества целей. Развернувшиеся процессы глобализации способствовали не только положительным изменениям в жизни общества, но и усилению дифференциации стран в мире, провоцирующей возникновение новых социально-экономических и политических противоречий. Ключевой задачей мирового сообщества стало преодоление негативных последствий глобализации за счет формирования более справедливой модели будущего развития. По итогам Саммита тысячелетия, состоявшегося в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке в 2000 г., были приняты первые глобальные цели развития на период до 2015 г. - Цели развития тысячелетия (ЦРТ).

Достижение ЦРТ должно было привести к преодолению восьми наиболее острых проблем, затрагивающих интересы всего мирового сообщества, а именно: борьба с крайней нищетой и голодом, всеобщий доступ к начальному образованию, достижение гендерного равенства, сокращение детской смертности, охрана материнства, борьба с заболеваниями (особенно с ВИЧ / СПИДом и малярией), обеспечение устойчивости экосистем и глобального партнерства для достижения ЦРТ [Millennium 2018].

Российская Федерация адаптировала данные цели в соответствии с национальными особенностями и приоритетами. В Докладе о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2005 г., подготовленном при поддержке Программы развития ООН (ПРООН), содержатся 24 задачи (в ЦРТ содержится 21 задача), влияющие на эффективность достижения Россией ЦРТ к 2015 г. [Доклад 2005, с. 221]. Российские цели развития этого периода известны также как Концепция ЦРТ+. В 2006 г. были выработаны национальные проекты, направленные на повышение эффективности развития таких сфер, как образование, здравоохранение, сельское хозяйство, жилищное строительство, что в свою очередь отвечает принципам устойчивого развития. Сегодня национальные проекты насчитывают 12 направлений, охватывающих вопросы демографии, образования, здравоохранения, культуры, экологии, науки, предпринимательства и др.

В 2015 г. Цели развития тысячелетия были расширены и преобразованы в Цели в области устойчивого развития (ЦУР). На Саммите ООН по устойчи-

вому развитию была принята новая Повестка дня в области устойчивого развития до 2030 г., в рамках которой были одобрены 17 глобальных целей развития. ЦУР затрагивают большинство глобальных проблем современности. Независимо от уровня развития государства вынуждены направлять свои усилия на преодоление подобных проблем, которое возможно только при условии скоординированных действий всего мирового сообщества [Урсул 2020, с. 17]. Являясь одним из влиятельных центров глобального мира, Россия осознает значимость предпринимаемых ею мер для достижения устойчивого развития как на национальном, так и на глобальном уровнях. В национальных целях развития РФ отчетливо прослеживается корреляция с ЦУР ООН.

Согласно Указу Президента РФ № 474 от 21 июля 2020 г. [Указ 2020], Российская Федерация поставила перед собой пять ключевых целей развития, каждая из которых соответствует сразу нескольким Целям в области устойчивого развития (см. табл. 1). Так, например, национальная цель развития РФ «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей» соответствует ЦУР 1 «Ликвидация нищеты», ЦУР 2 «Ликвидация голода» и ЦУР 3 «Хорошее здоровье и благополучие». Задачи, поставленные в рамках национальных целей, направлены на обеспечение безопасности и устойчивого развития в России в соответствии с общими целями развития человечества.

Таблица 1

СООТВЕТСТВИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ РОССИИ ЦЕЛЯМ В ОБЛАСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ООН

№ Национальные цели развития РФ ЦУР ООН

1. «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей» Цель 1 «Ликвидация нищеты». Цель 2 «Ликвидация голода». Цель 3 «Хорошее здоровье и благополучие»

2. «Возможности для самореализации и развития талантов» Цель 4 «Качественное образование». Цель 5 «Гендерное равенство»

3. «Комфортная и безопасная среда для жизни» Цель 6 «Чистая вода и санитария». Цель 7 «Недорогостоящая и чистая энергия». Цель 9 «Индустриализация, инновации и инфраструктура». Цель 10 «Уменьшение неравенства». Цель 11 «Устойчивые города и населенные пункты». Цель 12 «Ответственное потребление и производство». Цель 13 «Борьба с изменением климата». Цель 14 «Сохранение морских систем». Цель 15 «Сохранение экосистем суши». Цель 16 «Мир, правосудие и эффективные институты». Цель 17 «Партнерство в интересах устойчивого развития»

Продолжение таблицы

№ Национальные цели развития РФ ЦУР ООН

4. «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство» Цель 5 «Гендерное равенство». Цель 8 «Достойная работа и экономический рост». Цель 16 «Мир, правосудие и эффективные институты»

5. «Цифровая трансформация» Цель 9 «Индустриализация, инновации и инфраструктура». Цель 16 «Мир, правосудие и эффективные институты»

В июле 2020 г. был представлен первый обзор реализации устойчивого развития в Российской Федерации - Добровольный национальный обзор хода осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. (ДНО) [Добровольный национальный обзор 2020]. В документе детально рассмотрена государственная политика России в области достижения каждой Цели устойчивого развития ООН. В обзоре подчеркивается тот факт, что Российская Федерация осуществляет политику в сфере устойчивого развития, начиная с 1990-х годов, что отражено в различных государственных стратегиях и планах.

Работа по достижению национальных целей развития не прекращается в условиях обострения традиционных вызовов и появления новых видов угроз. Напротив, возникновение новых глобальных проблем способствует выработке более эффективных мер и подходов, позволяющих постепенно достигать поставленных задач и целей на пути перехода к устойчивому развитию. В начале 2020 г. к основным глобальным вызовам добавился кризис в сфере здравоохранения - распространение коронавирусной инфекции СОУГО-19. На первый план вышли меры по обеспечению безопасности в этой области, поскольку здоровье является неотъемлемым условием для осуществления человеческой деятельности. В связи с этим правительство РФ выработало целый ряд мер, в том числе разработало весной 2020 г. План первоочередных мероприятий (действий) и План дополнительных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

Основные ведомства

В 2012 г. была создана Межведомственная рабочая группа при Администрации Президента РФ по вопросам, связанным с изменением климата и обеспечением устойчивого развития. В 2016 г. в состав данной группы вошла Федеральная служба государственной статистики (Росстат), которая призвана

проводить мониторинг достижений РФ в области реализации ЦУР, а также передавать международным организациям официальную статистику по показателям достижения Россией глобальных ЦУР. С 2019 г. Росстат издает ежегодный статистический сборник «Цели устойчивого развития в Российской Федерации», а также размещает все данные по национальным показателям достижения ЦУР на сайте Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС). Министерство экономического развития принято считать ответственным за реализацию принципов и целей устойчивого развития в России.

Также необходимо осуществлять международное сотрудничество по вопросам устойчивого развития, поскольку преодоление глобальных проблем возможно только совместными усилиями государств, международных организаций, транснациональных корпораций и других акторов международных отношений. Российская Федерация является членом многих международных организаций (ООН, МВФ, ВТО, ОБСЕ, ПАСЕ, ЕАЭС, ШОС и др.), входит в «Группу двадцати» (020), является участником программы «Добровольцы ООН», Парижского соглашения, Кигалийской поправки к Монреальскому протоколу, имеет совместные программы в области устойчивого развития с Всемирным банком, Международной ассоциацией развития, ПРООН, ЭСКАТО, ОЭСР и многими другими объединениями. В 2020 г. в России была учреждена должность специального представителя Президента по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития, на которую был назначен А. Б. Чубайс.

Перспективы

Таким образом, с момента принятия мировым сообществом концепции устойчивого развития Российская Федерация активно поддерживает идеи и принципы новой модели развития и внедряет их в национальные стратегии и концепции. Тем не менее процесс перехода к устойчивому развитию как в России, так и во всем мире происходит достаточно медленно, что связано не только с масштабностью необходимых изменений, но и с содержательными недостатками самой концепции устойчивого развития. Прошло несколько десятилетий, а устойчивое развитие продолжает ассоциироваться сугубо с экологическими приоритетами. Узкая трактовка препятствует успешной реализации модели поступательного и нерегрессивного развития. Необходимо сформулировать общую теорию и выработать всеобъемлющую стратегию устойчивого развития. В перспективе Российской Федерации также предстоит доработать национальную концепцию перехода к устойчивому развитию, которая будет отражать многоаспектность глобальных процессов. Большинство национальных документов ориентируется на принципы и цели

устойчивого развития, однако нет единой стратегии устойчивого развития, которая охватывала бы все сферы без исключения.

Разворачивающиеся в мире процессы отличаются высокой степенью взаимосвязанности и взаимовлияния, а значит рассмотрение различных сфер деятельности в отрыве друг от друга не отвечает современным реалиям. Необходимо внедрение новых методов и подходов к исследованиям, таких как междисциплинарные подходы, методы моделирования и прогнозирования. Также на практике важно использование средств и механизмов опережающего характера. Рассмотрение сфер безопасности и развития в их тесной связи позволит выработать более эффективную политику на долгосрочную перспективу.

Библиография

Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991. 271 с.

Добровольный национальный обзор хода осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года (2020) // Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации: офиц. сайт. URL: https://economy.gov.ru/material/file/dcbc39abeafb0418 d9d48c06c958e454/obzor.pdf (дата обращения: 20.08.2021).

Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2005 год «Россия в 2015 году: цели и приоритеты развития». 221 c. // ИНТЕЛРОС: электр. журнал: офиц. сайт. URL: http://www.intelros.org/lib/doklady/UN/UN.htm (дата обращения: 18.09.2021).

Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 12 февраля 2013 г.) // Министерство иностранных дел РФ: офиц. сайт. URL: https://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/ content/id/122186 (дата обращения: 03.10.2021).

Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 30 ноября 2016 г.) // Министерство иностранных дел РФ: офиц. сайт. URL: https://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/ content/id/2542248 (дата обращения: 03.10.2021).

Путин В.В. Выступление на деловом саммите АТЭС «Бизнес и глобализация» 15 ноября 2000 г. // Президент РФ: офиц. сайт. URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/21117 (дата обращения: 25.08.2021).

Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р) // Министерство экономического развития РФ: офиц. сайт. URL: https://www. economy.gov.ru/material/file/a3d075aa813dc01f981d9e7fcb97265f/130219_207-p.pdf (дата обращения: 09.10.2021).

Указ Президента Российской Федерации от 01.04.1996 г. № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» // Президент РФ: офиц. сайт. URL: http://www. kremlin.ru/acts/bank/9120 (дата обращения: 15.09.2021).

Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» // Президент РФ: офиц. сайт. URL: http:// kremlin.ru/acts/bank/41449 (дата обращения: 09.10.2021).

Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 440 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» Президент РФ: офиц. сайт. URL: http://www. kremlin.ru/acts/bank/47046/page/1 (дата обращения: 29.10.2021).

Указ Президента Российской Федерации от 04.02.1994 г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» // Консультант плюс: правовой сервер. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc;base=LAW;n=3079#0. Режим доступа: по расписанию (дата обращения: 15.09.2021).

Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета. 2009. 19 сентября. URL: https://rg.ru/2009/05/19/strategia-dok.html (дата обращения: 25.09.2021).

Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // Президент РФ: офиц. сайт. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41921/page/1 (дата обращения: 09.10.2021).

Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Президент РФ: офиц. сайт. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/63728 (дата обращения: 30.10.2021).

Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Российская газета. 2015. 31 мая. URL: https://rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html (дата обращения: 25.09.2021).

Урсул А. Д. Устойчивое развитие и проблема безопасности // Безопасность. 1995. № 9. С. 58-65.

Урсул А. Д., Леонова К.С. От глобальных процессов к глобальному развитию: политическое измерение // Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика. 2020. № 3. С. 13-25.

Федоров Н.Ф. Сочинения / общ. ред. А.В. Гулыга; вступ. статья, примеч. и сост. С.Г. Семеновой. М.: Мысль, 1982. 711 с.

Циолковский К.Э. Космическая философия. М.: ИДЛи, 2004. 496 с.

Чижевский А. Л. Физические факторы исторического процесса. Калуга: 1-я Гостиполитография, 1924. 72 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Meadows D.H., Meadows D.L., Randers J., Behrens III W.W. Limits to Growth. New York: Universe Books, 1972. 205 p.

Millennium Development Goals (MDGs) (2018) // World Health Organization: official site. URL: https: //www. who. int/news-room/fact- sheets/detail/millennium-development-goals-(mdg s) (дата обращения: 30.10.2021).

Report of the World Commission on Environment and Development: «Our common future» (1987) // United Nations: official site. URL: https://digitallibrary.un.org/record/139811#record-files-collapse-header (дата обращения: 20.08.2021).

World Conservation Strategy (1980) // International Union for Conservation of Nature and Natural Resources: official site. URL: https://portals.iucn.org/library/efiles/documents/wcs-004.pdf (дата обращения: 20.08.2021).

References

Chizhevskij A.L. Fizicheskie faktory istoricheskogo processa [Physical Factors of the Historical Process]. Kaluga: 1-ya Gostipolitografiya, 1924. 72 p. (In Russ.)

Dobrovol'nyj nacional'nyj obzor hoda osushchestvleniya Povestki dnya v oblasti ustojchivogo razvitiya na period do 2030 goda [Voluntary National Review of the progress made in the implementation of the 2030 Agenda for Sustainable Development]. 2020. Analiticheskij centr pri Pravitel'stve Rossijskoj Federacii [Analytical Center for the Government of the Russian Federation]: official site. URL: https://economy.gov.ru/material/file/dcbc39abeafb0418d9d48c06c958e454/obzor.pdf (date of access: 20.08.2021). (In Russ.)

Doklad o razvitii chelovecheskogo potenciala v Rossijskoj Federacii za 2005 god «Rossiya v 2015 godu: celi i prioritety razvitiya» [Human Development Report 2005 Russian Federation «Russia in 2015: Development Goals and Policy Priorities»]. 220 p. INTELROS: electronic journal: official site. URL: http://undp.ru/nhdr2005rus/16-mdgs_russia.pdf (date of access: 18.09.2021). (In Russ.)

Fedorov N.F. Sochineniya [Essays]. Ed. by A.V. Gulyga; introductory article, notes and drafting by S.G. Semenova. Moscow: Mysl', 1982. 711 p. (In Russ.)

Koncepciya vneshnej politiki Rossijskoj Federacii (utverzhdena Prezidentom Rossijskoj Federacii V.V. Putinym 12 fevralya 2013 g.) [Foreign Policy Concept of the Russian Federation (approved by President of the Russian Federation Vladimir Putin on February 12, 2013)]. Ministerstvo inostrannyi del RF [Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation]: official site. URL: https://www.mid.ru/ foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/122186 (date of access: 03.10.2021). (In Russ.)

Koncepciya vneshnej politiki Rossijskoj Federacii (utverzhdena Prezidentom Rossijskoj Federacii V.V. Putinym 30 noyabrya 2016 g.) [Foreign Policy Concept of the Russian Federation (approved by President of the Russian Federation Vladimir Putin on November 30, 2016)]. Ministerstvo inostrannyi del RF [Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation]: official site. URL: https://www.mid.ru/ foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/2542248 (date of access: 03.10.2021). (In Russ.)

Meadows D.H., Meadows D.L., Randers J., Behrens III W.W. Limits to Growth. New York: Universe Books, 1972. 205 p.

Millennium Development Goals (MDGs) (2018). World Health Organization: official site. URL: https://www.who.int/news-room/fact-sheets/detail/millennium-development-goals-(mdgs) (date of access: 30.10.2021).

Putin V.V. Vystuplenie na delovom sammite ATES «Biznes i globalizaciya» [Speech at the APEC Business Summit «Business and Globalization»] (2000). President RF [President of Russian Federation]: official site. URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/21117 (date of access: 25.08.2021). (In Russ.)

Report of the World Commission on Environment and Development: «Our common future» (1987). United Nations: official site. URL: https://digitallibrary.un.org/record/139811#record-files-collapse-header (date of access: 20.08.2021).

Strategiya prostranstvennogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda (ut-verzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 13 fevralya 2019 g. N 207-r) [The strategy of Spatial Development of the Russian Federation until 2025 (approved by the Decree of the Government of the Russian Federation on February 13, 2019 N 207-r)]. Ministerstvo ekono-micheskogo razvitiia RF [Ministry of Economic Development of the Russian Federation]: official site. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/a3d075aa813dc01f981d9e7fcb97265f/130219_ 207-p.pdf (date of access: 09.10.2021). (In Russ.)

Tsiolkovskij K.E. Kosmicheskaya filosofiya [Cosmic Philosophy]. Moscow: IDLI, 2004. 496 p. (In Russ.)

Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 01.04.1996 g. № 440 «O Koncepcii perekhoda Rossij-skoj Federacii k ustojchivomu razvitiyu» [Decree of the President of the Russian Federation dated 01.04.1996 N 440 «On the Concept of the Transition of the Russian Federation to Sustainable Development»]. President RF [President of Russian Federation]: official site. URL: http://www.kremlin. ru/acts/bank/9120 (date of access: 15.09.2021). (In Russ.)

Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 01.12.2016 g. № 642 «O Strategii nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii» [Decree of the President of the Russian Federation dated 01.12.2016 N 642 «On the Strategy of Scientific and Technological Development of the

Russian Federation»]. President RF [President of Russian Federation]: official site. URL: http:// kremlin.ru/acts/bank/41449 (date of access: 09.10.2021). (In Russ.)

Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 02.07.2021 g. № 440 «O Strategii nacional'noj be-zopasnosti Rossijskoj Federacii» [Decree of the President of the Russian Federation dated 02.07.2021 N 440 «On the National Security Strategy of the Russian Federation»]. President RF [President of Russian Federation]: official site. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046/page/1 (date of access: 29.10.2021). (In Russ.)

Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 04.02.1994 g. № 236 «O gosudarstvennoj strategii Rossijskoj Federacii po ohrane okruzhayushchej sredy i obespecheniyu ustojchivogo razvitiya» [Decree of the President of the Russian Federation dated 04.02.1994 N 236 «On the State Strategy of the Russian Federation for Environmental Protection and Sustainable Development»]. Konsul'tant plius [Consultant plus]: legal server. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW;n=3079#0. Consultant plus: legal server. (date of access: 15.09.2021). (In Russ.)

Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 12 maya 2009 g. № 537 «O Strategii nacional'noj be-zopasnosti Rossijskoj Federacii do 2020 goda» [Decree of the President of the Russian Federation of May 12, 2009 N 537 «On the National Security Strategy of the Russian Federation until 2020»]. Ros-sijskaya gazeta [Russian newspaper]. 2009. 19 september. URL: https://rg.ru/2009/05/19/strategia-dok.html (date of access: 25.09.2021). (In Russ.)

Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 13.05.2017 g. № 208 «O Strategii ekonomicheskoj be-zopasnosti Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda» [Decree of the President of the Russian Federation dated May 13, 2017 N 208 «On the Strategy of the Economic Security of the Russian Federation until 2030»]. President RF [President of Russian Federation]: official site. URL: http:// kremlin.ru/acts/bank/41921/page/1 (date of access: 09.10.2021). (In Russ.)

Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 21.07.2020 g. № 474 «O nacional'nyh celyah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda» [Decree of the President of the Russian Federation dated July 21, 2020 N 474 «On the National Development Goals of the Russian Federation until 2030»]. President RF [President of Russian Federation]: official site. URL: http://kremlin.ru/events/ president/news/63728 (date of access: 30.10.2021). (In Russ.)

Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 31 dekabrya 2015 goda № 683 «O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii» [Decree of the President of the Russian Federation dated December 31, 2015 N 683 «On the National Security Strategy of the Russian Federation»]. Rossij-skaya gazeta [Russian newspaper]. 2015. 31 may. URL: https://rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html (date of access: 25.09.2021). (In Russ.)

Ursul A.D. Ustojchivoe razvitie i problema bezopasnosti [Sustainable Development and Security Issue]. Bezopasnost' [Safety]. 1995. N 9. P. 58-65. (In Russ.)

Ursul A.D., Leonova K.S. Ot global'nyh processov k global'nomu razvitiyu: politicheskoe iz-merenie [From Global Processes to Global Development: Political Dimension]. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Serija 27. Globalistika i geopolitika. [Bulletin of the Moscow University. Series 27. Globalistics and Geopolitics]. 2020. N 3. P. 13-25. (In Russ.)

Vernadskij V.I. Nauchnaya mysl' kak planetnoe yavlenie [Scientific Thought as a Planetary Phenomenon]. Moscow: Nauka, 1991. 271 p. (In Russ).

World Conservation Strategy (1980). International Union for Conservation of Nature and Natural Resources: official site. URL: https://portals.iucn.org/library/efiles/documents/wcs-004.pdf (date of access: 20.08.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.