Научная статья на тему 'Формирование и реализация государственной антикризисной политики'

Формирование и реализация государственной антикризисной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
563
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС / ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА / АНТИЦИКЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лисянский А.Б.

В статье анализируются основные проблемы поддержания финансовой устойчивости Российской Федерации, возникающие при реализации антикризисной политики в части усиления социально-экономической защиты населения; выявляются факторы возникновения кризисных явлений; даются предложения по их ликвидации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper analyzes the main problems of financial sustainability of the Russian Federation arising from the implementation of antirecessionary policy in terms of strengthening of social and economic welfare; factors of appearing of crisis phenomena are identified; suggestions on their elimination are given.

Текст научной работы на тему «Формирование и реализация государственной антикризисной политики»

Формирование и реализация государственной антикризисной политики //Вестник Самарского государственного университета. 2015. № 8 (130). С. 23—228

УДК 338.22.021.1

А.Б. Лисянский*

ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АНТИКРИЗИСНОЙ ПОЛИТИКИ

В статье анализируются основные проблемы поддержания финансовой устойчивости Российской Федерации, возникающие при реализации антикризисной политики в части усиления социально-экономической защиты населения; выявляются факторы возникновения кризисных явлений; даются предложения по их ликвидации.

Ключевые слова: кризис, финансовая устойчивость, финансовая политика, антицикличность.

Ссылаясь на определение финансового кризиса, можно уверенно утверждать, что в научных исследованиях отечественных и зарубежных авторов нет единого подхода к возникновению и развитию финансовой устойчивости.

Многие экономисты анализируют финансовый кризис как кризис финансовой системы, или иначе финансовый системный кризис (далее по тексту — ФСК). ФСК проявляется в абсолютной неплатежеспособности важнейших финансовых институтов и сопровождается «финансовой паникой». Подобное понимание финансовой системы, которое поддерживается западными учеными, приводит к тому, что финансовый кризис зачастую сопровождается банкротством кредитных учреждений и выступает как банковский кризис. Однако подобный подход не всегда верен, поскольку он сужает понятие финансов рамками банковской системы.

Под финансовым кризисом следует понимать срыв распределительного процесса объекта финансовых отношений, в результате получается, что объект финансов является и объектом финансовой неустойчивости.

Потери от мировых финансовых кризисов доходят до глобальных экономических размеров, и восстановление национальной экономики происходит достаточно медленно. Поэтому выявление оснований для их возникновения, моделирование экономического развития считается особенно острым на современном этапе.

Отдельные ученые сконцентрировали свое внимание на том, что в макроэкономике изменения дохода, спроса, предложения, объема производства осуществляются циклически. Экономика не находится в состоянии покоя: фазы подъема сменяются фазами снижения или даже кризисами. Поэтому появилась необходимость в теоретическом обосновании экономических циклов, пробуждающих изменения экономической инициативности предприятий и государства. Модификации совокупности показателей, характеризующие рост национальной экономики, получили название экономической конъюнктуры [2].

Для преодоления больших финансовых потерь мирового объема в течение финансового кризиса необходимо подробно проанализировать факторы, воздействующие на финансовую устойчивость, рационально прогнозировать их возникновение, осознавая то, что существует теория цикличности.

В современной учебной и научной литературе выделяют два подхода к выявлению сути финансовой устойчивости:

* © Лисянский А. Б., 2015

Лисянский Александр Борисович (Ь1$1б31»гатЫег.ги), кафедра управления человеческими ресурсами, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

— по первому подходу финансовая устойчивость определена как исключение финансовой неустойчивости, т. е. «от противного»;

— по второму подходу ученые обозначают финансовую устойчивость, исключая понятие «финансовая неустойчивость».

Финансовый рынок — это рынок, на котором экономические субъекты осуществляют куплю-продажу финансовых запросов в соответствии с некоторыми определенными нормами поведения. В зависимости от характера вращающихся на них запросов рассматривают нижеописанные виды финансовых рынков:

— рынок облигаций,

— валютный рынок,

— рынок инструментов участия в капитале,

— рынок производных инструментов,

— рынок биржевых товаров.

Отрицательным явлением, с точки зрения устойчивости финансовой системы, считается избыточная волатильность на финансовых рынках [3].

Рассмотрим характеристику внешних факторов финансовой стабильности. Важное значение имеет устойчивость государственных финансов, так как при наступлении финансового кризиса государство способно оказать помощь организациям финансово-банковского сектора экономики, а следовательно, содействовать восстановлению финансовой устойчивости.

Стабильность коммерческого сектора тоже является основным фактором, который определяет финансовую устойчивость. Корпоративный сектор представляют фирмы, главная деятельность которых содержится в производстве и реализации товаров или оказании нефинансовых услуг. Организации нефинансового сектора значимы для общего состояния и устойчивости финансовых институтов и банковского сектора экономики, поскольку первые считаются клиентами последних. Неустойчивость финансов коммерческого сектора экономики, которая выражается в большом соотношении заемных средств к собственным и/или в слабой рентабельности нефинансовых организаций, может отрицательно сказаться на финансовой устойчивости.

Также основным фактором, который влияет на финансовую устойчивость, считается нестабильность рынка недвижимости. Стремительный рост цен на недвижимость, за которым вытекает резкое экономическое снижение, оказывает сильное отрицательное влияние на финансовую устойчивость через воздействие на количество кредитов и цену залогового обеспечения.

Следовательно, этот набор факторов дает возможность провести общий анализ финансовой устойчивости на уровне страны, что считается важным в целях формирования результативной государственной антикризисной финансовой политики [4].

Резервная финансовая политика государства — это политика государства в области государственных финансов, которая предполагает применение финансовых взаимоотношений для увеличения устойчивости финансов и экономики страны. Она представляет собой совокупность мер, которые направлены на определение или возобновление приемлемого макроэкономического равновесия с применением системы перераспределения денежных потоков, где основное место уделяется, главным образом, налогово-бюджетным инструментам:

— налоговой нагрузке на экономику;

— бюджетным расходам.

Резервная финансовая политика осуществима за счет исполнения регулирующей функции финансов, которая предполагает вмешательство государства в общественное воспроизводство через процедуру финансов:

— государственные расходы;

— кредиты государства;

— налоги.

Также функции способны влиять на нижеприведенные показатели:

— уровень процентных ставок;

— курсы национальных валют;

— темп инфляции и т. д.

В результате все вышеперечисленные функции оказывают влияние на объем национального производства, занятость населения, постоянство или утрату стабильности экономики страны и национальной финансовой системы. Следовательно, резервную финансовую политику определяют как комплекс действий государства, которые направлены на объединение и применение финансов для реализации своих функций в области укрепления национальной финансовой системы и увеличения устойчивости экономико-социального роста страны [2, с. 135—141].

Резервная финансовая политика выступает как один из видов государственной политики вместе с социальной, таможенной, налоговой, стимулирующей и бюджетной политикой и организована должна быть на их применение в рамках осуществления целей резервной финансовой политики [5].

Результаты вышеуказанной политики имеют выборочный характер и включают:

— увеличение объема производства;

— рост ВВП;

— увеличение трудовой занятости населения или предотвращение возрастания числа безработных и т. д. [3, с. 22—27].

Расходы на осуществление резервной финансовой политики имеют двойной характер:

— как невозвратное финансирование процедур и операций государства, что находит выражение в форме выделения средств из бюджета государства;

— на возвратной и частично платной основе — в виде кредитов и займов, покупки акций и облигаций у нестабильных банков, организаций и др.

Стоит заметить, что неотделимым элементом в достижении действенности и результативности резервной финансовой политики государства считается учет баланса интересов общества в целом лицами, которые разрабатывают и реализуют меры данной политики.

Антикризисное развитие — это не абсолютное отсутствие кризиса, а наличие кризисов, которые являются импульсом успешного, с позиций интересов человека, развития.

В целях преодоления кризисных явлений или устранения их последствий государство обязано проводить антикризисную политику, которая реализуется на трех уровнях:

— поддержание конкурентоспособности важнейших отраслей национального хозяйства;

— предотвращение и недопущение кризисов в социально и экономически важных сферах, таких как коммерческая деятельность или сфера общественного транспорта;

— снижение отрицательных влияний банкротства компаний, максимально полное удовлетворение интересов его сотрудников и кредиторов.

В сферах, имеющих особое значение для экономической и социальной жизни, государство применяет специальные меры предупреждения кризисных ситуаций [6].

Современная рыночная экономика действует в условиях активного влияния государства. Государственное влияние может значительно воздействовать на реализацию экономического цикла, изменяя характер динамики: глубину и частоту кризисов, длительность периодов цикла и связь между ними. Для сохранения экономической устойчивости в стране государству необходимо проводить антициклическую политику, которая направлена, в первую очередь, на ослабление циклических колебаний. Основными моментами, оказывающими воздействие на экономические циклы,

являются денежно-кредитные и налогово-бюджетные рычаги. В течение кризиса все меры государства сконцентрированы на стимулировании производства [7].

Следовательно, происходит создание стихийного рыночного механизма функционирования экономики в конфигурации циклических кризисов с преднамеренным государственным влиянием на воспроизводственный цикл.

Необходимо отметить, что неотделимым элементом текущего экономического кризиса стала инфляция. Инфляция влияет на циклические течение экономики и изменяет механизм циклов. Это изменение характеризуется понижением «восприимчивости» цен к кризисному снижению рыночного спроса и повышению этой восприимчивости к увеличению спроса [4, с. 30—32]. Дело в том, что монополии адаптируются к уменьшению платежеспособного спроса общества путем сжатия производства при удержании высоких цен.

Российские власти стараются выполнять регулирование кризиса по аналогии с валютными курсами, установленными в развитых странах. При этом необходимо выделять средства на рекапитализацию банковской сферы, снижать налоговую нагрузку на организации, приобретать проблемные активы и избирательно подходить к содействию сферам народного хозяйства [8].

Однако данные меры реализуются медленно, непрозрачно и зачастую являются низкоэффективными, притом что ресурсы обращаются не столько на защиту и сохранение интересов большей части населения России, сколько на сохранение активов и собственности ограниченного круга высокопоставленных предпринимателей.

Единой результативной мерой считается антициклическое управление ходом и движением капитала. Данное управление снизит объем иностранных кредитов в экономическом подъеме и предупредит уход капитала в период экономического спада [9].

Общей целью антикризисных мер, которые реализуются правительством и ЦБ РФ, считается минимизация рисков, связанных с экономическим кризисом и ослаблением последствий кризиса для общества и экономики страны в целом.

На сегодняшний момент руководство страны разработало такие программы, которые способны помочь в борьбе с мировым финансовым кризисом [10]:

1. Политика валютных курсов.

2. Санация банковского сектора, с помощью государственной финансовой помощи.

3. Оказание поддержки финансовому рынку и осуществление защиты национальных компаний от слияний с иностранными компаниями.

4. Политика налогового и бюджетного регулирования.

5. Тарифная политика.

6. Оказание содействия трудовой занятости общества.

7. Строительство жилья и оказание содействия населению в приобретение недвижимости.

8. Оказание поддержки деловой активности в реальном секторе экономики.

9. Развитие нефтяной промышленности.

10. Развитие автомобилестроения. автомобилестроения в сельскохозяйственной сфере.

11. Поддержка малого и среднего бизнеса.

12. Развитие авиационных и железнодорожных перевозок.

13. Развитие розничной торговли [5, с. 69—75].

Как результат всех мер была организована правительственная комиссия по увеличению постоянства российской экономики. Также сейчас реализуется проверка состояния рынка занятости населения и функционирования организаций реального сектора экономики [11]. На сегодняшний день ратифицирован план мероприятий, которые направлены на выявление обстоятельств в финансовом секторе и некоторых отраслях экономики, которые способствуют усилению кризисных яв-

лений. Также рассматривается внедрение некоторого числа законодательных инициатив, которые направлены на рост финансово-банковской области:

— улучшение процедур преобразования коммерческих организаций вместе с кредитными посредством вывода абсолютного права кредиторов на преждевременное погашение задолженности при реорганизации [12];

— развитие механизмов регулирования несостоятельности финансовых компаний;

— улучшение залоговых обязательств и взаимоотношений;

— увеличение возможностей вложения средств пенсионных сбережений застрахованных лиц, которые не воспользовались правом предпочтения инвестиционного портфеля;

— предложение по допуску профессиональных участников рынка ценных бумаг к операциям рефинансирования со стороны Центрального банка;

— исключение ограничений, которые связаны с величиной уставного капитала и ценой чистых активов организаций с целью увеличения финансирования;

— внедрение процедуры депозитарного учета закладных, который снижает расходы при их обращении, с целью ослабления механизма секьюритизации и рефинансирования кредитов ипотечного кредитования;

— уточнение условий выпуска биржевых акций [6, с. 8—11].

Выводы

1. Для предупреждения больших финансовых утрат мирового формата в течении мировых финансовых кризисов рационально прогнозировать их возникновение, учитывая наличие теории цикличности.

2. Исследуемый комплекс факторов дает возможность провести совокупный анализ финансовой устойчивости в национальных масштабах, что является существенным для целей развития результативной государственной антикризисной финансовой политики. В анализе финансовой устойчивости стоит учесть не только внутренние факторы, основывающиеся в рамках финансовой системы, но и внешние, которые находятся за пределами финансовой системы, напрямую с ней взаимодействующие.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 13 октября 2008 г. № 173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации». Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс». Версия «Проф» [Электронный ресурс]. М., 2012.

2. Архипов А.И., Погосов И.А. Финансы: учебное пособие. М.: Проспект, 2015. 632 с.

3. Кругман П. Возвращение Великой депрессии? Мировой кризис глазами нобелевского лауреата. М.: Эксмо, 2013. 53 с.

4. Гусева К.Н., Чекмарева Е.Н., Григорьев, Д.Е. Проблемы обеспечения финансовой стабильности // Банковское дело. 2013. № 9. С. 30—32.

5. Дьяченко М.И. Стабилизационная финансовая политика государства: зарубежный опыт // Финансы и кредит. 2011. № 43 (475). С. 69-75.

6. Кудрин А. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию // Вопросы экономики. 2014. № 1. С. 8-11.

7. Сараев А. Л., Сараев Л. А. К расчету эффективной равновесной цены неоднородно распределенного конкурентного рынка // Вестник Самарского государственного университета. 2011. № 10 (91). С. 129-135.

8. Сараев А.Л., Дубровина Н.А. Модель экономического развития машиностроения, учитывающая кумулятивную динамику факторов производства // Вестник Самарского государственного университета. 2014. № 4 (115). С. 177-183.

9. Сараев А.Л., Сараев Л. А. Прогнозирование эффективных характеристик затрат неоднородного производства // Вестник Самарского государственного университета. 2012. № 4 (95). С. 109-114.

10. Тюкавкин Н.М. Экономический феномен Китая // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2007. № 3 (29). С. 138—142.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Тюкавкин Н.М. Методика оценки потенциального банкротства промышленных предприятий. Самара: ООО «Офорт», 2008. 180 с.

12. Тюкавкин Н.М. Анализ инвестиционных рисков в деятельности компании // Вестник Самарского государственного университета. 2013. № 1 (102). С. 151—156.

References

1. Federal Law dated October 13, 2008 № 173-FZ «On Additional Measures to Support the Financial System of the Russian Federation». SPS Consultant Plus. Version Prof. M., 2012 [in Russian].

2. Arkhipov A.I., Pogosov I.A. Finances: Textbook. M., Prospekt, 2015, 632 p. [in Russian].

3. Krugman, P. Return of the Great Depression? World crisis through the eyes of the Nobel laureate. M., Eksmo, 2013, 53 p. [in Russian].

4. Guseva K.N., Chekmaryova E.N., Grigoriev D.E. Problems of maintenance of financial stability. Bankovskoe delo [Banking], 2013, no. 9, pp. 30—32 [in Russian].

5. Dyachenko M.I. Stabilizing financial policy of state: foreign experience. Finansy i kredit [Finance and credit], 2011, no. 43(475), pp. 69-75 [in Russian].

6. Kudrin A. The global financial crisis and its impact on Russia. Issues of economics], 2014, no. 1, pp. 8-11 [in Russian].

7. Saraev A.L., Saraev L.A. The calculation of effective equilibrium price of inhomogeneous distribution of a competitive market. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Samara State University], 2011, no. 10 (91), pp. 129-135 [in Russian].

8. Dubrovina N.A., Saraev A.L. The model of economic development of mechanical engineering, taking into account the cumulative dynamics of factors of production. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Samara State University], 2014, no. 4(115), pp 177-183 [in Russian].

9. Saraev A.L., Saraev L.A. Forecasting of cost effective characteristics of inhomogeneous production. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Samara State University], 2012, no. 4(95), pp. 109-114 [in Russian].

10. Tyukavkin N.M. Economic phenomenon of China. Vestn. Samar. gos. ekon. un-ta [Vestnik of Samara State University of Economics]. Samara, 2007, no. 3(29), pp. 138-142 [in Russian].

11. Tyukavkin N.M. Methods of assessment of potential bankruptcy of industrial enterprises. Samara, OOO «Ofort», 2008, 180 p. [in Russian].

12. Tyukavkin N.M. Analysis of investment risks in the activity of the company. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Samara State University], 2013, no. 1(102), pp. 151-156 [in Russian].

A.B. Lisyansky*

FORMATION AND IMPLEMENTATION OF STATE ANTIRECESSIONARY POLICY

The paper analyzes the main problems of financial sustainability of the Russian Federation arising from the implementation of antirecessionary policy in terms of strengthening of social and economic welfare; factors of appearing of crisis phenomena are identified; suggestions on their elimination are given.

Key words: crisis, financial stability, financial policy, counter-cyclicality.

Статья поступила в редакцию 18/VI/2015.

The article received 18/VI/2015.

* Lisyansky Alexander Borisovich (Lisl631»rambler.ru), Department of Human Resources Management, Samara State University, 1, Acad. Pavlov Street, Samara, 443011, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.