Научная статья на тему 'Формирование и развитие вузовской инфраструктуры Алтайского края в 30-80-е гг. Xx в'

Формирование и развитие вузовской инфраструктуры Алтайского края в 30-80-е гг. Xx в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
267
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / АЛТАЙСКИЙ КРАЙ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ВУЗОВСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ЭВАКУАЦИЯ ВУЗОВ / GREAT PATRIOTIC WAR / ALTAI REGION / HIGH SCHOOL / UNIVERSITY INFRASTRUCTURE / UNIVERSITIES EVACUATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Малиновский Вадим Владимирович

Статья посвящена актуальной в научном отношении проблеме создания системы высшего образования на Алтае. В связи с начавшейся Великой Отечественной войной 1941-1945 гг. советское правительство приняло решение об эвакуации вузов из охваченных войной регионов СССР. Посильную помощь в восстановлении вузов на новых местах оказали крупные вузы Сибири Томский, Иркутский, Новосибирский государственные университеты. На основе архивных источников делается вывод, что создание вузовской инфраструктуры в Алтайском крае было последовательным логическим процессом. Начавшееся в военный период дальнейшее развитие высшего образования было продиктовано государственной необходимостью и протекало в тесной связи с правительственными решениями. В результате анализа источников автор принял решение выделить этапы создания вузовской инфраструктуры Алтайского края. На первом этапе (30-40-е гг. XX в.) происходило становление первых вузов Алтайского края. На втором этапе (50-60-е гг. XX в.) вузовская система адаптировалась к нуждам экономики и условиям холодной войны. На третьем этапе (60-80-е гг. XX в.) вузы Алтайского края столкнулись с противоречивыми решениями правительства, приведшими сначала к внутригосударственному кризису, а затем к распаду страны. Автор анализирует каждый из этапов, выделяет основные тенденции, которые были им присущи. Представлена стройная логическая схема взаимосвязи общегосударственных проблем и тенденций развития, правительственных решений и их реализации на местах, объясняющая причины создания вузовской инфраструктуры в Алтайском крае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming and Development of the University Infrastructure of the Altai Region in 1930s-1980s

The article is devoted to the scientifically topical problem of creating a system of higher education in the Altai Region. In connection with the outbreak of the Great Patriotic War of 1941-1945, the Soviet government decided to evacuate universities from war-torn regions of the USSR. Possible assistance in the reconstruction of universities to new locations was given by major universities in Siberia Tomsk State University, Irkutsk State University, Novosibirsk State University. On the basis of archival sources the author comes to the conclusion that the creation of university infrastructure in the Altai Region was a logically sequential process. The further development of higher education which began during the war was dictated by government needs and preceded in close connection with the government decisions. The analysis of sources let the author allocate the stages of university infrastructure. At the first stage in 1930-1940s the system of higher education appeared in the Altai Region. In the second period in 1950-1960s the higher education system was adapted to needs of the economy and conditions of the «cold war». In the third period in 1960-1980s Altai Region universities faced the conflicting decisions of the government that at first led to the domestic crisis, and then to the disintegration of the country. The author analyzes each of the stages, identifies their inherent major trends. The article presents a logical interconnection of national issues and trends, government decisions and their implementation in the field, explaining the reasons for the creation of university infrastructure in the Altai Region and its phasing.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие вузовской инфраструктуры Алтайского края в 30-80-е гг. Xx в»

УДК 94:378.1(571.150) ББК 63.3(2Рос-4Алт)6+74.483)

Формирование и развитие вузовской инфраструктуры Алтайского края в 30-80-е гг. XX в.

В.В. Малиновский

Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)

Forming and Development of the University Infrastructure of the Altai Region in 1930s-1980s

V.V. Malinovsky

Altai State University (Barnaul, Russia)

Статья посвящена актуальной в научном отношении проблеме создания системы высшего образования на Алтае. В связи с начавшейся Великой Отечественной войной 1941-1945 гг. советское правительство приняло решение об эвакуации вузов из охваченных войной регионов СССР. Посильную помощь в восстановлении вузов на новых местах оказали крупные вузы Сибири — Томский, Иркутский, Новосибирский государственные университеты. На основе архивных источников делается вывод, что создание вузовской инфраструктуры в Алтайском крае было последовательным логическим процессом. Начавшееся в военный период дальнейшее развитие высшего образования было продиктовано государственной необходимостью и протекало в тесной связи с правительственными решениями. В результате анализа источников автор принял решение выделить этапы создания вузовской инфраструктуры Алтайского края. На первом этапе (30-40-е гг. XX в.) происходило становление первых вузов Алтайского края. На втором этапе (50-60-е гг. XX в.) вузовская система адаптировалась к нуждам экономики и условиям холодной войны. На третьем этапе (60-80-е гг. XX в.) вузы Алтайского края столкнулись с противоречивыми решениями правительства, приведшими сначала к внутригосударственному кризису, а затем к распаду страны. Автор анализирует каждый из этапов, выделяет основные тенденции, которые были им присущи. Представлена стройная логическая схема взаимосвязи общегосударственных проблем и тенденций развития, правительственных решений и их реализации на местах, объясняющая причины создания вузовской инфраструктуры в Алтайском крае.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, Алтайский край, высшая школа, вузовская инфраструктура, эвакуация вузов.

БОТ 10.14258Лгуа8и(2017)2-17

The article is devoted to the scientifically topical problem of creating a system of higher education in the Altai Region. In connection with the outbreak of the Great Patriotic War of 1941-1945, the Soviet government decided to evacuate universities from war-torn regions of the USSR. Possible assistance in the reconstruction of universities to new locations was given by major universities in Siberia - Tomsk State University, Irkutsk State University, Novosibirsk State University. On the basis of archival sources the author comes to the conclusion that the creation of university infrastructure in the Altai Region was a logically sequential process. The further development of higher education which began during the war was dictated by government needs and preceded in close connection with the government decisions. The analysis of sources let the author allocate the stages of university infrastructure. At the first stage in 1930-1940s the system of higher education appeared in the Altai Region. In the second period in 1950-1960s the higher education system was adapted to needs of the economy and conditions of the «cold war». In the third period in 1960-1980s Altai Region universities faced the conflicting decisions of the government that at first led to the domestic crisis, and then to the disintegration of the country. The author analyzes each of the stages, identifies their inherent major trends. The article presents a logical interconnection of national issues and trends, government decisions and their implementation in the field, explaining the reasons for the creation of university infrastructure in the Altai Region and its phasing.

Key words: the Great Patriotic War, Altai Region, high school, university infrastructure, universities evacuation.

Проблемы высшего образования всегда были в центре внимания исследователей, но после распада СССР отношение к высшей школе изменилось. Если в советское время ей были посвящены специализированные издания [1-5], касающиеся в том числе и проблемы развития высшей школы Сибири [6-7], то после распада СССР интерес к высшей школе стал постепенно ослабевать. Говоря об относительно новых исследованиях, можно отметить работу А.П. Катровского [8], совместную работу Е.Г. Водичева и Н.П. Коробковой [9], а также ряд работ, рассматривающих некоторые аспекты жизни университетов [10-11]. Изучая диссертационные исследования, посвященные проблемам развития высшей школы регионов [12-18], нужно сделать вывод о недостаточной изученности этого вопроса в отечественной историографии.

Вместе с тем, исследуя все вышеуказанные источники, следует отметить повторяющуюся, но плохо выраженную идею об этапности развития высшей школы СССР в конце 1930-х — конце 1980-х гг. Данная статья посвящена рассмотрению этой проблемы, выделению и анализу каждого из этапов развития высшей школы СССР на примере высшей школы Алтайского края.

Первым этапом, который можно выделить, является период с 1937 по 1945 г. Этот этап характеризуется сложной внутри- и внешнеполитической обстановкой, в условиях которой советское правительство ориентировалось на те отрасли промышленности, которые напрямую могли помочь индустриализации страны. Таким образом, основной прием студентов в вузы страны был связан, например, с потребностью металлургической промышленности в квалифицированных кадрах. К концу 1930-х гг. прослеживается тенденция (характерная не только для Алтайского края, но и для всей страны в целом) увеличения числа студентов педагогических вузов. Их набор происходил в рамках реализации программы всеобуча, когда решалась проблема обеспеченности квалифицированными педагогическими кадрами учебных заведений различных уровней и направленности. В целом по стране в 1940 г. 60,4% из всех студентов составляли студенты педагогических вузов, исключением не стал и Алтайский край, где в 1933 г. был открыт учительский институт [19, с. 212].

В этих условиях подъема начавшаяся война нанесла существенный ущерб всей вузовской инфраструктуре. Около 250 высших учебных заведений находились вблизи линии фронта, в зоне оккупации или под ее угрозой. Поэтому правительство приняло меры к эвакуации этих учебных заведений в другие города Советского Союза. На новых местах крупные эвакуированные вузы, как правило, сохраняли свою самостоятельность, а небольшие — часто объединялись с местными учебными заведениями.

К марту 1942 г. таким образом были слиты 87 вузов [8, с. 122].

Годы войны отличались резким, почти на 40%, снижением приема в вузы, и числа студентов, обучающихся как на очной, так и заочной формах. В этот период были пересмотрены программы и учебные планы вузов исходя из обстановки и потребностей фронта и тыла. При сохранении объемов изучаемого материала были сокращены срок обучения и каникулы. В годы войны в стране работало 460 вузов, в них обучалось всего 227,4 тысяч студентов, из которых 1500 человек были студентами алтайских вузов [20, с. 137]. В этот период на Алтае начинал работу эвакуированный сюда Запорожский машиностроительный институт (ЗМИ). Несмотря на трудности, необходимость, по сути, создавать вуз заново, оборудовать лаборатории и другие причины, уже к 1946-1947 учебном году ЗМИ работал уже совершенно полноценно. В течение учебного года происходил отсев обучающихся: девушки уходили в медицинское училище, эвакуированное в Барнаул, многие возвращались в свои города, освобожденные от оккупации. В этих условиях руководство сделало ставку на набор студентов из местной молодежи, а также из числа демобилизованных воинов. Была установлена тесная связь с госпиталями, для абитуриентов были организованы подготовительные курсы.

15 февраля 1941 г. в Павловск прибыли эвакуированные профессора и преподаватели Пушкинского сельскохозяйственного института. С этого года началась история Алтайского аграрного университета. На 20 октября 1941 г. в институте обучалось 124 студента [21, л. 3]. Создание аграрного вуза на Алтае было продиктовано подготовкой правительства к послевоенному восстановлению страны.

Следующим этапом развития высшей школы Алтайского края стали годы послевоенного восстановления и хрущевской «оттепели». В 1946-1965 гг. экономика СССР восстанавливалась после войны, одновременно с этим будучи втянутой в холодную войну со странами Запада. После окончания Великой Отечественной войны вузовская сеть стала быстро расширяться. В результате принятых мер к концу 1947 г. общее количество вузов почти достигло довоенного уровня, а число технических, сельскохозяйственных и медицинских высших учебных заведений даже превысило довоенный уровень. Почти полностью были восстановлены педагогические институты.

В феврале 1947 г. состоялся Пленум ЦК ВКП(б), принявший постановление «О мерах подъема сельского хозяйства в послевоенный период». Большое место на пленуме занял вопрос об увеличении производства сельскохозяйственной техники, тракторов, комбайнов и т.д. Широкая программа развития сельскохозяйственного машиностроения потребовала увеличить и улучшить подготовку кадров квалифи-

цированных специалистов в этой отрасли народного хозяйства. Совет Министров СССР своим постановлением от 17 августа 1947 г. обязал Министерство высшего образования реорганизовать четыре машиностроительных института, в том числе и Алтайский, в институты сельскохозяйственного машиностроения. Приказом Министерства высшего и среднего специального образования от 04.09.1947. Алтайский машиностроительный институт был преобразован в Алтайский институт сельскохозяйственного машиностроения (АИСХМ). В 1946 г. в Рубцовске на базе Алтайского тракторного завода был организован филиал института [22, л. 4].

На 1946-1947 учебный год институтом было получено всего 625 единиц учебного оборудования на общую стоимость 1 977 012 руб. 53 коп. [23, л. 13]. Кроме того, институту была оказана помощь в получении материалов рядом местных заводов, в том числе Алтайским тракторным заводом. Увидев положительные результаты деятельности вузов в эвакуации, правительство предприняло шаги к усилению их взаимодействия с промышленностью. Согласно приказу по Министерству высшего образования СССР от 27 декабря 1947 г. в АИСХМ были организованы кафедры сельскохозяйственного машиностроения и литейного производства, которые должны были непосредственно взаимодействовать с промышленностью. Через некоторое время в институте был начат набор на специальности «котлостроение» и «электротехника». Выпускники этих специальностей были призваны поднять производство на новый уровень. Эта тенденция нашла свое развитие в законе о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг., в котором перед вузами была поставлена задача расширения подготовки специалистов для топливно-энергетической и металлургической промышленности, сельского хозяйства и железнодорожного транспорта, учителей для общеобразовательных школ. Необходимо было организовать подготовку высококвалифицированных специалистов в области новой техники. Выполнение этого огромного задания было осуществлено силами действующих высших учебных заведений, а также дополнительно открытыми, в первую очередь в восточных районах страны, высшими учебными заведениями, в которых в послевоенный период промышленность развивалась опережающими темпами по сравнению с центральными областями.

В начале 1950-х гг. правительство продолжало политику восстановления страны, одновременно вступив в соперничество со странами Запада. Директивы XIX съезда КПСС, состоявшегося в октябре 1952 г., по пятому пятилетнему плану (1951-1955 гг.) предусматривали обеспечение ученых всем необходимым для разработки ими теоретических проблем во всех областях знания, укрепляя связи науки с производ-

ством. Был взят курс на дальнейшее развитие заочных и вечерних высших и средних учебных заведений. Однако избранный курс отличался однобокостью в сторону подготовки инженерных кадров для тяжелой промышленности. Это было вызвано необходимостью развития металлургической, угольной, нефтяной и химической промышленности.

Одновременно с развитием тяжелой промышленности в СССР и созданием новых городов — промышленных центров, ухудшалась ситуация в сфере здравоохранения. Поэтому логичным продолжением развития высшей школы Алтайского края явилось создание на основании распоряжения Совета Министров СССР №8651-р от 7 августа 1954 г. медицинского института [24, л. 4], который до 1956 г. имел лишь теоретические кафедры. С 1957 г., когда были открыты клиники на 3-м и 4-м курсах, впервые было начато оказание реальной помощи органам здравоохранения.

В 60-80-х гг. XX в. советское правительство попыталось вернуть в систему образования идеологическую составляющую, значительно ослабленную хрущевской «оттепелью». XXIII съезд КПСС, прошедший в 1966 г., поставил задачу в течение пяти лет осуществить в основном введение в стране всеобщего среднего образования для всех детей школьного возраста [25, с. 9-88]. Среднее образование должно было обеспечить прочное знание основ наук, усвоение принципов коммунистического мировоззрения, нравственное, эстетическое и физическое воспитание здорового подрастающего поколения. Вслед за решениями съезда последовало Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 3 сентября 1966 г. «О мерах по улучшению руководства высшим и средним специальным образованием в стране» [26, с. 231-234]. Это постановление определило широкую программу совершенствования подготовки кадров специалистов в соответствии с решениями XXIII съезда КПСС и ознаменовало новый этап развития высшей школы в стране. Был взят курс на отход от идей хрущевской «оттепели» при заявленном курсе на повышение уровня научно-исследовательской работы. Для этих целей должны были быть созданы новые вузы, которые использовали бы новейшие технические средства. Все эти идеи нашли свое отражение в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании высшего образования в стране» [27, с. 255-262].

Первым вузом, созданным согласно разработанной программы, стал Алтайский государственный университет. 31 декабря 1972 г. по итогам обращения Алтайского краевого комитета и краевого исполнительного комитета КПСС к Генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу бюро крайкома и крайисполком приняли постановление «Об организации Алтайского государственного университета», в ко-

тором определили практические меры по созданию вуза. Интересно отметить, что самыми первыми были кафедры марксизма-ленинизма, истории, уголовного права, процесса и криминалистики, гражданского права и процесса и теории и истории государства и права [28, л. 7]. Вторым вузом стал институт культуры, созданный согласно постановлению Совета Министров СССР от 20 июня 1974 г. [29, л. 1]. Целью этого вуза было создание квалифицированных кадров специалистов культуры для районов края, куда распределялось большинство выпускников. На местах эти специалисты должны были проводить работу с местным населением для повышения его культурного и идеологического уровня [30, л. 15].

В заключение следует сказать, что, несмотря на завершение создания вузовской инфраструктуры в Алтайском крае к середине 1970-х гг., сам процесс развития вузов продолжался. Не выделяя отдельным этапом период перестройки, отметим, что он принес нестабильность, заложив во многом кризисные явления, присущие высшей школе страны до сих пор.

Каждый из выделенных этапов нес в себе концепт, обусловленный линией партии. Начав восстановле-

ние страны после Гражданской войны, правительство стремилось в максимально сжатые сроки создать сильное советское государство. Для этих целей были необходимы квалифицированные кадры учителей, которые должны были ликвидировать повсеместную безграмотность, что и обусловило создание учительских институтов. Великая Отечественная война спровоцировала эвакуацию за Урал большого количества вузов. Восстановление страны потребовало создания вузов, способных готовить нужных промышленности специалистов. Вступление СССР в холодную войну со странами Запада повлекло за собой ориентацию советской экономики и, как следствие, образования на развитие тяжелой промышленности и новейших достижений в области науки и техники. Накопившиеся противоречия в советской системе привели к перестройке и слому всей советской системы. Анализ этапов развития высшей школы Алтайского края дает возможность по-новому взглянуть на проблемы образования в СССР. Он позволяет исследователям сравнить советский опыт с современностью и сделать необходимые для реформирования системы образования страны выводы.

Библиографический список:

1. Высшая школа СССР за 50 лет [1917-1967] / под ред. В. П. Елютина. — М., 1967.

2. Трусь А.И. Техническая школа в условиях упрочнения социализма (1938-1958 гг.). — М., 1989.

2. Высокая ответственность обществоведов. Всесоюзное совещание заведующих кафедрами общественных наук высших учебных заведений // Вестник высшей школы. — 1968. — №8.

4. Васильев Д.И. Сегодня и завтра вузовской аспирантуры // Вестник высшей школы. — 1969. — №10.

5. Лутченко А.И. Высшая школа в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период // Вестник высшей школы. — 1967. — №4.

6. Бычков А.П. О проблемах развития высшей школы Сибири // Проблемы и перспективы развития образования в Сибири. — Новосибирск, 1982.

7. Очерки истории высшего и среднего специального образования в Сибири (1917-1980). — Новосибирск, 1986.

8. Катровский А.П. Формирование и развитие территориальной структуры высшего образования России. — М., 2003.

9. Водичев Е.Г., Коробкова Н.П. Высшее образование в Сибири во второй половине XX в.: основные тенденции развития // Культурный потенциал Сибири в XX веке: управление, структура, кадры : сборник научных трудов. — Новосибирск, 2005.

10. Научно-образовательный потенциал Сибири в первой половине XX в.: динамика и механизмы развития. — Новосибирск, 2009.

11. Каськов Ю.М., Каськова В.Р., Зыкин В.А. Развитие учебно-материальной базы университетского образования Сибири (1965-1975 гг.) // Университеты и общественная жизнь Сибири: сборник научных трудов. — Омск, 1993.

12. Петрик В.В. Университетское образование в Сибири в 1980-е гг. (общественно-политический аспект) : авто-реф. дис. ... канд. ист. Наук. — Томск, 1995.

13. Макаренко Е.И. Высшая техническая школа России в период перехода к рыночной экономике и новому типу общественно-политических отношений, 1991-2001 : дис. ... канд. ист. наук. — М., 2001.

14. Осокина О. А. Становление и развитие государственно-общественной системы высшего образования в России: традиции и современность : дис. ... канд. пед. наук. — М., 2005.

15. Теляшов О.В. Высшая техническая школа Урала в 1971-1980 гг. (историко-партийный аспект исследования) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. — Свердловск, 1990.

16. Щурова Л.В. Формирование и развитие высшей школы в Кузбассе: 193-1991 гг. : дис. ... канд. ист. наук. — Кемерово, 2007.

17. Шевченко Е.М. Становление и развитие высшей школы на Ставрополье: предпосылки, трудности и успе-

хи: 1920-1950-е годы : дис. ... канд. ист. наук. — Пятигорск, 2006.

18. Наумова А.Г. Становление и развитие высшего образования на Кубани: исторический аспект: на примере вузов г. Краснодара (1918-1970 гг.) : дис. ... канд. ист. наук. — Краснодар, 2005.

19. Культурное строительство в СССР : статистический сборник. — М., 1956.

20. Население Западной Сибири в XX в. / под ред. Н.Я. Гущина, В.А. Исупова. - Новосибирск, 1997.

21. Государственный архив Алтайского края (ГААК). — Ф. 181. — Оп. 1. — Д. 67.

22. ГААК. — Ф. 255. — Оп. 1. — Д. 280.

23. ГААК. — Ф. 255. — Оп. 1. — Д. 6.

24. ГААК. — Ф. 1534. — Оп.1. — Т. 1.

25. XXIII съезд КПСС. 29.03.1966 // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК КПСС. — М., 1986. — Т. 11.

26. О мерах по улучшению руководства высшим и средним специальным образованием в стране: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК КПСС. — М., 1986. — Т. 11.

27. О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего и среднего образования в стране : Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК КПСС. — М., 1986. — Т. 12.

28. ГААК. — Ф. 1595. — Оп. 1. — Д. 2.

29. ГААК. — Ф. 1663. — Оп. 1. — Д. 1.

30. ГААК. — Ф. 1663. — Оп. 1. — Д. 599.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.