ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
2013 БИОЛОГИЯ Вып. 1
ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
УДК 004.94
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ
А. А. Акулов
Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15; [email protected]; (342)2367981
Приведены примеры заданий для формирования и развития универсальных учебных действий обучающихся, которые можно применять на разных этапах обучения (актуализации, усвоения учебного материала, контроля и оценки результатов). Предлагаемые задания построены на различных источниках информации (тексты, иллюстрации, таблицы, графики, диаграммы). Работа с ними рассчитана на интерпретацию, оценку, нахождение необходимых сведений, заданных в явном или неявном виде. Материалы могут быть использованы преподавателями биологии общеобразовательных учреждений для совершенствования профессиональной компетентности, достижения современного качества образования.
Ключевые слова: универсальные учебные действия; метапредметные результаты; источники информации; учебные цели и задачи.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования устанавливает требования к метапредметным результатам, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике [Формирование ..., 2010].
Средствами достижения личностных и мета-предметных результатов могут служить текст, иллюстрации, продуктивные задания (на которые в тексте не содержится прямых ответов, но имеется достаточная информация для формулировки версии ответа).
Система оценки достижения образовательных результатов должна обеспечивать комплексный подход, отражать динамику индивидуальных достижений обучающихся, предусматривать разнообразные приемы и формы контроля (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические и творческие задания, самоанализ и самооценку).
В содержание стандарта включено новое понятие - учебная ситуация (особая единица учебного процесса, в которой обучающиеся с помощью пре-
подавателя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия по его преобразованию [Реализация ..., 2010]). Это могут быть действия по описанию, классификации, формулировке с последующим обсуждением результатов и их сравнением с контрольным вариантом. Такая деятельность в максимальной степени обеспечивает усвоение учебного материала. Преподавателю необходимо научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, переводить учебные задачи в учебную ситуацию. Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы предъявления ярких примеров, противоречивых фактов или теорий, сравнения житейских (бытовых) и научных представлений, фактов. Учебной ситуацией может стать задание составить таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу, выполнить практическую работу, объяснить содержание прочитанного текста. Особенно эффективны в этом отношении компетент-ностно-ориентированные задания [Татарченкова, 2008]. Развитие ключевых компетентностей предполагает выполнение заданий, развивающих умения решать проблемы, использовать собственный
© Акулов А. А., 2013
опыт, заниматься самообразованием, добывать нужную информацию, работать с различными базами данных, формулировать и отстаивать собственное мнение, понимать позицию других людей, сотрудничать, оценивать поступки. Структура компетентностно-ориентированного задания включает:
• стимул (краткое описание проблемной ситуации);
• задачную формулировку (проблемный вопрос);
• источник информации (текст, рисунок, график, таблица);
• бланк для выполнения задания (при заранее структурированном ответе);
• инструмент проверки (перечень вероятных вариантов ответов, ключ - эталон результата выполнения задания закрытого типа).
Стимул мотивирует на выполнение задания, моделирует жизненную ситуацию, которая играет роль источника информации. Стимул должен быть кратким, не отвлекающим от содержания задания. Задачная формулировка должна быть интересна, соотноситься с модельным ответом. Источник информации должен быть достаточным для выполнения заданной деятельности. На одном источнике (наборе источников) может строиться несколько заданий. Бланк для выполнения задания содержит структуру предъявления результата деятельности. Инструмент проверки определяет количество баллов за каждый этап деятельности и общий итог в зависимости от сложности учебного материала, дополнительных видов деятельности. Модельный ответ для открытых вопросов обычно состоит из следующих элементов:
• пример формулировки правильного ответа;
• другие формулировки правильного ответа;
• примеры ответов, которые частично верны;
• оценочные баллы (указание количества баллов за верный или частично верный ответ).
Модельный ответ должен позволять оценить выполнение всех действий, обозначенных в задач-ной формулировке.
Приведем примеры компетентностно-ориенти-рованных заданий.
Задание 1. Раздел «Растения» (регулятивные, познавательные универсальные учебные действия; этапы актуализации, контроля и оценки результатов).
Яблоневые сады в средней полосе страдают от потери урожая вследствие размножения гусениц бабочки яблонной плодожорки. Замечено, что особенно поражаются плоды этим вредителем при влажности воздуха 70-80% (на одном дереве насчитывалось до 250 гусениц); при влажности 50-
60% количество гусениц сокращалось от 100 до 70 гусениц на одном дереве. Самая небольшая численность гусениц яблонной плодожорки насчитывалась от 40 до 20 шт. на дереве при влажности около 40%, а при влажности 20% гусениц не обнаружено. Постройте график зависимости численности гусениц плодожорки от влажности воздуха.
Модельный ответ:
Зависимости численности гусениц плодожорки от влажности воздуха
влажность, %
Задание 2. (Познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия; этапы актуализации, контроля и оценки результатов).
На вопрос: «Какой орган у картофеля мы употребляем в пищу?», часто отвечают: «Плод». На самом деле плоды картофеля (ягоды) ядовиты, а употреблять в пищу можно только клубни - видоизмененные побеги. Рассмотрите рисунки клубня картофеля, который является видоизмененным побегом, и побег дерева с почками. Что объединяет и в чём отличие этих биологических объектов? Почему нельзя назвать клубень картофеля плодом? Результаты представьте в виде таблицы с графами «Сходства объектов» и «Различия объектов».
Задание 3. (Познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия; этапы актуализации, контроля и оценки результатов).
Вы решили поставить опыт, доказывающий наличие корневого давления. Высшие растения поглощают питательные вещества из почвы через корни. Вода и минеральные соли поступают в растение через корневые волоски. Из корневого волоска вода поступает в соседние клетки, а затем в сосуды корня и по ним под давлением поднимается в другие органы растения. Этот процесс называют корневым давлением. Составьте инструкцию по проведению опыта, доказывающего наличие корневого давления.
Компетентностно-ориентированный подход все в большей мере отражается в контрольно-измерительных материалах для итоговой оценки результатов обучения.
Например, усовершенствованы задания с использованием рисунков, увеличено их количество в частях А и С. Использование текстов, рисунков и схем позволяет проверить умения учащихся анали-
зировать и распознавать биологические объекты, сравнивать и обосновывать их значение. В качестве примера приведем задание части В, проверяющее умение проводить множественный выбор (познавательные, логические универсальные учебные действия; 50.0% правильных ответов).
В чем сходство покрытосеменных и голосеменных растений?
1) характеризуются многообразием жизненных форм
2) размножаются семенами
3) имеют хорошо развитые вегетативные органы
4) способны образовывать обширные леса
5) образуют сочные и сухие плоды
6) опыляются насекомыми и птицами
Ответ:______________________________
Задания подобного типа, развивающие
комплекс универсальных учебных действий, долж-
Formation and development of universal educational actions in teaching biology A. A. Akulov, candidate of biology, associate professor
Perm State University. 15, Bukirev str., Perm, Russia, 614990; [email protected]; (342)2367981
Are examples of tasks for the formation and development of universal educational actions of students. They can be applied at different stages of education (mainstreaming, retention, monitoring and evaluation). The proposed tasks are based on various sources of information (texts, illustrations, tables, charts, graphs). Working with them is the interpretation, evaluation, finding the necessary information specified in explicitly or implicitly. Materials can be used by teachers of Biology education establishments to improve professional competence, achievement of modern quality education.
Key words: universal educational actions; metapredmetnye results; sources of information; educational goals and objectives.
Акулов Александр Алексеевич, кандидат биологических наук, доцент
ФГБОУВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет»
ны стать обязательным элементом современного обучения.
Библиографический список
Реализация деятельностного метода обучения на уроках по разным учебным предметам / под ред. Л.Г. Петерсон. М.: Школа 2000..., 2010. Татарченкова С.С. От формирования умений учиться к формированию ключевых компетентностей // Управление образованием в условиях системных изменений. СПб.: Экспресс, 2008. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.
Поступила в редакцию 30.01.2013