Научная статья на тему 'Формирование и развитие умений учиться в условиях информатизации образования'

Формирование и развитие умений учиться в условиях информатизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончарова Маргарита Алексеевна, Решетникова Наталья Валерьевна

В статье раскрываются возможности использования электронной рабочей тетради для формирования у обучающихся умений учиться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие умений учиться в условиях информатизации образования»

Формирование и развитие умений учиться в условиях информатизации образования

М.А. Гончарова, АлтГПА, к.п.н, доцент,magros261513@yandex.ru;

Н.В. Решетникова, АлтГПА, к.п.н, доцент, titanius000@gmail. com

В статье раскрываются возможности использования электронной рабочей тетради для формирования у обучающихся умений учиться.

Задачи, стоящие перед современным образованием, связаны с формированием личности учащегося, развитием его самостоятельности, воспитанием ответственности. Образование должно стать личностно-значимым для каждого ученика. В центре образования - ребенок как индивидуум и уникум. Направленность «на личность» означает понимание образования как процесса формирования учащего-ся, направленность «от личности» говорит о ее выращивании и развитии. В данном случае речь идет о личностно-ориентированном подходе в обучении, который на сегодняшний день является одним из приоритетных.

Современное школьное обучение должно быть построено так, чтобы каждый ученик выступал активным субъектом собственной учебной деятельности. Быть субъектом учения - значит осознанно, целенаправленно, самостоятельно осуществлять деятельность, ориентированную на овладение знаниями и способами их получения, на изменение и совершенствование собственной личности в ходе этого процесса. Быть субъектом учения - это уметь учиться, уметь учить самого себя. Наличие умений учиться позволяет ученику вначале с помощью педагога, а затем самостоятельно выстраивать индивидуальную учебную деятельность. В связи с этим перспективной образовательной целью выступает развитие способности школьника к самообучению, самопознанию, самосовершенствованию.

Для успешного решения целей и задач образования необходимо учитывать глобальные процессы, происходящие в обществе. Прежде всего, речь идет об информатизации образования, которая охватила все стороны учебного процесса. В рамках нашей научной работы возникла проблема исследования влияния новых (информационных) средств обучения, в частности цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), на формирование и развитие учебной деятельности обучающихся.

Проблемы использования ЦОР, компьютеров и других средств ИКТ широко обсуждаются в диссертационных исследованиях последних лет. Доказано, что ЦОР способствуют усилению мотивации учения за счет

привлечения средств мультимедиа и обеспечения высокой степени наглядности; повышению самостоятельности учащихся, созданию условий для построения собственной образовательной траектории, в связи с возможностью обеспечения структурированными «объемами» разнообразной информацией с учетом интересов и особенностей учащихся. Кроме того, применение ЦОР позволяет организовать пооперационный контроль, осуществлять консультативную и результативную обратную связь при интерактивном взаимодействии и т.д. Результаты этих исследований подтверждают вывод о том, что ЦОР содержат богатый и разнообразный потенциал для формирования у учащихся умения учиться.

В то же время отметим, что большинство ученых рассматривали лишь отдельные аспекты формирования у школьников умений учиться с использованием ЦОР, но при этом целостно проблема не изучалась.

Учебная деятельность (УД) - это процесс, в котором получение знаний, овладение соответствующими способами являются главной и осознаваемой целью субъекта обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.М. Пышкало и др.). Овладеть учебной деятельностью - это значит уметь учить самого себя, «строить отношения с самим собой, как с другими: вчера, думавшим не так, как сегодня, умевшим меньше, недопонимавшим того, что сегодня стало понятно...» [2].

Целью УД учащегося становится освоение нового понятия, способа действия, изменение самого себя. Ученик, осуществляя УД, понимает, чему обучается, осознает свои ошибки и вскрывает причины их возникновения, отслеживает изменения в себе: не знал - узнал, не умел -научился.

УД имеет отличительные особенности в сравнении с другими видами деятельности:

• содержание учебной деятельности составляют теоретические знания и общие способы действий по решению широких классов задач;

• ее результатом являются те изменения, которые происходят в ребенке.

В рамках формирования умений учиться деятельность школьников направлена на овладение общими способами деятельности. Это длительный процесс, в ходе которого учитель постепенно передает учащемуся учебные действия, входящие в состав УД, для их самостоятельного осуществления. Среди таких действий выделяются:

• понимание, принятие или постановка учеником учебной задачи (УЗ);

• планирование УЗ;

• реализация решения УЗ;

• самоконтроль и самооценка.

Названные компоненты УД взаимосвязаны между собой и образуют единую функционирующую систему. Причем эта система действий не

линейна, а динамична и характеризуется тем, что учебные действия по-разному дополняют друг друга на этапах постановки учебной задачи, ее решения и оценки результатов. Это значит, что одно и то же учебное действие осуществляется на разных этапах акта учебной деятельности, вступая во взаимодействие с другими учебными действиями и меняя свое содержание и функции.

Важную роль в формировании у школьников умений учиться играет учитель - он должен создавать специальные условия для становления учебной деятельности у учащихся. Проведенный нами анализ ряда электронных средств обучения математике показал, что их содержание, а также организация работы с ними, как правило, требует от учащихся умений работать самостоятельно. Но, к сожалению, такие умения находятся у обучаемых на крайне низком уровне. Следовательно, работа с ЦОР будет эффективна лишь тогда, когда, овладевая математическими знаниями и умениями, у школьника будет формироваться самостоятельная учебная деятельность.

Перед нами встала необходимость разработки электронных средств обучения, которые позволили бы создать условия для эффективного овладения учениками компонентами УД (умениями осуществлять целе-полагание, планирование, его реализацию, самоконтроль и самооценку). Одним из таких средств является электронная рабочая тетрадь (ЭРТ).

Рабочая тетрадь - это система текстов, вопросов и заданий, обращенных к ученику, способная к качественному и количественному обогащению, перманентному (непрерывному) преобразованию [1]. Тетради могут быть на печатной основе и в электронном виде. Последние называются электронными рабочими тетрадями.

ЭРТ позволяет ученику проверять правильность решения задания, ответы на вопросы, причем это происходит автоматически, в интерактивном режиме. К другим возможностям ЭРТ относятся: создание индивидуальных образовательных траекторий учащегося, организация условий для выбора темпа и скорости прохождения учебного материала и т.п.

При отборе программного обеспечения для создания ЭРТ нами учитывалось требование применения открытого (свободно распространяемого) программного обеспечения, а также условие легкости воспроизведения созданного учебного материала в различных операционных системах (Windows, Linux и др.). В результате мы остановились на языке программирования Visual Basic. Этот язык позволяет «запускать» электронную рабочую тетрадь с любого компьютера.

Основная цель ЭРТ - создание условий для формирования и развития у учащихся на предметном, в частности математическом, содержании умений понимать, принимать и ставить цель предстоящей деятель-

ности; определять этапы ее достижения и реализовывать намеченный план; осуществлять контроль и оценку хода и результата собственной деятельности. Заметим, что эти действия входят в состав ключевых компетенций. Использование ЭРТ позволит повысить качество математических знаний и умений на основе становления у школьников учебно-познавательных компетенций.

Исходя из цели, мы определили следующую структуру ЭРТ:

1. Модуль регистрации.

2. Учебный модуль.

3. Модуль результатов.

4. Модуль контроля.

5. Модуль учителя.

Модуль регистрации. Учитель определяет тех учеников класса, кому предстоит работать за компьютером. Учащиеся, «запуская» программу, регистрируются - вводят свои данные (фамилию и инициалы). Каждый ученик получает возможность работать в собственном образовательном пространстве, ограниченном рамками электронной тетради.

Учебный модуль состоит из конкретных разделов данной темы, которые определяет учитель в зависимости от объема, сложности, особенностей изучаемого материала. Уровень заданий соответствует требованиям к уровню обязательной математической подготовки учащихся, предъявляемому соответствующей программой. В этом модуле необходимы также задания повышенной сложности, посредством которых можно создать условия для продвижения ученика на более высокий уровень освоения материала (индивидуализация и дифференциация обучения).

Учебный модуль должен включать математическое содержание прикладного характера. При решении прикладных и практических задач создаются условия для применения предметных знаний. Такая связь математики с практической деятельностью помогает понять жизненную необходимость знаний, приобретаемых в школе, что способствует реализации идеи компетентностного подхода к образованию.

Модуль результатов позволяет учащемуся отслеживать собственные успехи и неудачи при выполнении заданий, уровень овладения содержанием выбранной темы. ЭРТ дает возможность управлять работой учащихся, фиксировать путь продвижения по учебному материалу каждого ребенка. Возвращение к результатам осуществляется автоматически после работы школьника над серией упражнений определенного вида, либо по требованию ученика в конце выполнения им очередного задания. Анализ учеником полученных результатов (они фиксируются автоматически) способствует формированию и развитию у него умений самоконтроля и самооценки, рефлексии.

Возможность осуществлять контроль и оценку не только результата, но и хода выполнения заданий заложена внутри каждого задания учебного модуля и модуля результатов.

Предлагаемая нами структура ЭРТ содержит также отдельный модуль для контроля знаний и умений - контролирующий модуль. В этом модуле заложены тесты обучающего и контролирующего характера, результаты выполнения которых предоставляются сразу после окончания тестирования. Задания в тестах закрытые - учащимся необходимо выбрать один или несколько вариантов правильного ответа.

Тест обучающего характера не ограничен по времени, что позволяет ученику работать с ним в собственном темпе. В этом тесте предусмотрены различные виды помощи, которые на разных этапах тестирования выбирает сам ученик. Например, в случае затруднения учащимся программа может предложить помощь в виде:

• подсказки: правильный ответ без объяснения или с объяснением;

• указания на конкретное затруднение (в ЭРТ для одного задания их может быть несколько - ученик должен выбрать необходимое из указанных затруднений для того, чтобы понять его причину и найти выход из проблемной ситуации);

• проблемных вопросов, которые позволят определить стратегию решения задачи;

• алгоритмических предписаний и др.

Деятельность ученика по запросу определенного вида помощи требует от него умения формулировать затруднение, которое возникло при выполнении задания. Обучающий тест в ЭРТ позволяет создавать условия для осознанного формирования у учащихся математических понятий и действий и способствует развитию адекватной самооценки.

Прохождение контрольного теста ограничено по времени и не содержит подсказок. Такой вид проверки позволяет ученикам объективно оценить уровень своих знаний и умений.

Модуль учителя. Учитель имеет возможность наблюдать за работой учащихся посредством электронного рабочего журнала, на экране которого отображается информация о каждом ученике (над каким заданием и как работает, какие результаты получает). В результате посредством ЭРТ организуется связь между учителем и учеником.

Чтобы разработанная нами ЭРТ создавала благоприятные условия для эффективного формирования у учащихся умений учиться, необходима специальная организация работы с этой тетрадью.

Для первоначального использования ЭРТ в учебном процессе целесообразно провести вводное занятие, на котором учащиеся знакомятся с целями применения тетради, методами и организационными формами работы. Ученикам разъясняется назначение электронной тетради и по-

рядок работы с ней. Школьники знакомятся с требованиями к выполнению и оформлению заданий в обычной и электронной рабочих тетрадях.

На первых этапах работы с ЭРТ рекомендуется организация учебного сотрудничества учащихся в парах или группах. Учащиеся вначале самостоятельно выполняют задания, затем проводят совместное обсуждение полученных результатов, оценивают их и подводят итоги. В дальнейшем с помощью ЭРТ будет осуществляться самостоятельная работа учащихся. Ученик сам выполняет задания, проверяет их, используя возможности ЭРТ, самостоятельно оценивает себя и делает выводы, т.е. становится субъектом собственного обучения.

Технология работы над заданиями в ЭРТ предполагает использование таких основных методов как беседа и самостоятельная работа. Метод беседы реализуется при ответах учащихся на вопросы к заданиям в ЭРТ. Метод самостоятельной работы используется, в частности, при индивидуальной работе учащегося. Основными организационными формами являются групповая и индивидуальная.

Уже предварительные результаты проводимого нами в настоящее время эксперимента по использованию в учебном процессе ЭРТ, созданных с использованием языка Visual Basic, позволяют сделать вывод об оптимальности разработанной структуры ЭРТ и эффективности предложенной организации работы с ней на уроках математики для успешного формирования и развития у учащихся компонентов УД.

Литература

1. Привалова Е.А. Рабочие тетради как средство повышения эффективности учебного процесса (на материале истории). 13.00.01 Дисс. канд.пед.наук. Кемерово, 2002. - 179 с.

2. Психическое развитие младшего школьника / Под ред. В.В. Давыдова. - М. : Педагогика, 1990. - 165 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.