Научная статья на тему 'Формирование и развитие системы саморегулирования в строительной сфере'

Формирование и развитие системы саморегулирования в строительной сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
855
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬНАЯ СФЕРА / САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СИСТЕМА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / BUILDING SECTOR / SELF-REGULATION ORGANIZATION / SYSTEM / SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воловик М.В.Воловик

Представлено использование института саморегулирования как субъекта регулирования строительной сферы, определены его особенности, проанализированы преимущества и недостатки. Раскрыта роль саморегулируемых организаций в устойчивом развитии отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие системы саморегулирования в строительной сфере»

РОССИЯ И РЕГИОНЫ

УДК 338.22.021.1

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ

М.В.Воловик

Межотраслевой институт повышения квалификации и информации, Санкт-Петербург, mts212@rambler.ru

Представлено использование института саморегулирования как субъекта регулирования строительной сферы, определены его особенности, проанализированы преимущества и недостатки. Раскрыта роль саморегулируемых организаций в устойчивом развитии отрасли.

Ключевые слова: строительная сфера, саморегулируемые организации, система, устойчивое развитие

In this article the self-regulation institution is presented as a subject of regulation in building sector, some specifics of selfregulation are defined, and there is a careful analysis of its advantages and disadvantages, and the role of self-regulation organizations in sustainable development is revealed.

Keywords: building sector, self-regulation organization, system, sustainable development

Развитие саморегулирования в социальноэкономических отношениях, отход от жесткого администрирования, снижающего самостоятельность и инициативу субъектов экономической деятельности, является актуальной проблемой в отношениях государства и бизнеса. Только гармоничное (сбалансированное) сочетание саморегулирования и государственного управления может обеспечить стабильность развития экономики в различных ее отраслях и сферах.

Создаваемые во многих странах мира саморе-гулируемые организации (СРО) становятся мощной движущей силой экономического роста. Они обеспечивают повышение эффективности и конкурентоспособности экономики страны, согласование интересов всех хозяйствующих субъектов и населения в целом при выработке и реализации общегосударственной социально-экономической политики.

Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за их соблюдением.

Саморегулирование всегда осуществляется в рамках действующего законодательства, а в определенных сферах может даже замещать государственное регулирование. Нормы саморегулирования дополняют и конкретизируют действующие организационно-экономические отношения, закрепленные законодательно, однако нередко они могут даже ужесточать требования к участникам рынка по сравнению с требованиями закона.

В табл.1 представлены результаты анализа преимуществ и недостатков саморегулирования и создания саморегулируемых организации.

С 1 января 2009 г. произошли изменения процедуры допуска на рынок организаций строительной

сферы. Отменено лицензирование, а свидетельства о допуске проектным, инженерно-изыскательским и строительным организациям выдаются негосударственными саморегулируемыми организациями.

Государственная политика в отношении развития строительного комплекса может быть эффективной только при условии, если она совпадает с идеологией и мотивами самих субъектов. Важную роль в системе идеологических институтов играют нормы и правила административной и деловой этики, формирование принципов доверительного отношения и добросовестного соблюдения правил.

Использование института саморегулирования как субъекта регулирования строительной сферы, действующего с целью ее развития, требует определенных условий и ограничений, устанавливаемых государственными органами, при которых саморегулирование оправданно с точки зрения участников строительного рынка и общества в целом. Исходя из этого, нами выделены основные принципы саморегулирования, не противоречащие мировой практике:

— независимость СРО от государственных структур, наличие собственных органов и механизмов контроля;

— прозрачность процессов саморегулирования, ориентация на потребителя, социальная ориентация;

— независимое и стабильное финансовое обеспечение процессов саморегулирования, в том числе на базе передовых инвестиционных стандартов;

— повышение компетентности при аккредитации и сертификации организаций, аттестации и сертификации персонала;

— солидарная ответственность членов СРО перед потребителями услуг; корпоративное страхование и компенсационные фонды;

— гармонизации стандартов и правил осуществления предпринимательской деятельности, в том

Таблица 1 Преимущества и недостатки саморегулирования и саморегулируемых организаций

Преимущества Недостатки

Саморегулирование

Разработка собственных правил, норм и стандартов деятельности, позволяющих заполнить пробелы в законодательстве Эффективное взаимодействие с государственными органами и лоббирование интересов профессионального сообщества Создание третейского механизма решения споров, позволяющего снизить издержки по сравнению со стандартным судебным разбирательством Экономия бюджетных средств на регулировании отрасли и сокращение административных барьеров Соблюдение кодексов этики Отсутствие гарантий безопасности и эффективного развития рынка в условиях ограниченной конкуренции Недоверие со стороны общества к способности предпринимателей самостоятельно обеспечивать регулирование и контроль за соблюдением установленных правил и норм, защищать интересы общества и предпринимателей одновременно Невозможность распространить требования СРО на аутсайдеров в условиях добровольного вступления в СРО

Саморегулируемая организация

Предъявление единых требований и критериев к вступлению новых организаций в СРО, повышение качества отбора участников Возможность создания компенсационного фонда Осуществление мониторинга членов сообщества и раскрытие правонарушений Оспаривание актов и решений органов власти, нарушающих права и законные интересы СРО или ее членов Возможность поддерживать институциональное и организационное развитие в других сферах деятельности (поддержка развития гражданских институтов и социально направленного бизнеса) Возможность трансформации в картели путем завышения требований к вступлению в СРО, что ограничивает доступ на рынок новых фирм Удорожание процесса вхождения в отрасль и значительный рост членских взносов для малых предприятий Лоббирование интересов членов только «своей» СРО Увеличение объема отчетности для участников СРО Нежелание компаний направлять на работу в СРО своих наиболее компетентных и активных сотрудников Нехватка определенных знаний, которые важны для долгосрочной конкурентоспособности СРО на рынке

числе и в области технического регулирования, с международными стандартами;

— наличие систем регулирования предпринимательских и профессиональных рисков;

— обеспечение информационной открытости СРО, доведение до потребителей сведений о принятых ею стандартах и правилах, действующих механизмах ответственности ее членов;

— наличие механизмов защиты членов СРО, в том числе в международных судах;

— обеспечение условий для свободной конкуренции на рынке;

— соблюдение интересов не только членов СРО, но и потребителей, создание защитных механизмов от возможных картельных соглашений.

Формирование и поддержание успешной деятельности строительной организации в условиях рыночной экономики напрямую зависит от эффективности управления организацией.

Строительная сфера является сложной многоуровневой системой, состоящей из ряда взаимосвязанных экономических подсистем, обладающих определенной независимостью и самостоятельностью в выборе оптимального режима своего функционирования. Под устойчивостью строительной сферы понимается такое состояние, в котором сохраняется долгосрочная, прогнозируемая ее конкурентоспособность в системе «национальная экономика — отрасль». Это в значительной степени и требует осуществления внешнего

регулирующего воздействия на отдельные элементы системы, в качестве которых выступают субъекты строительной сферы, в целях достижения конечного результата с наименьшими потерями времени и ресурсов. В современных условиях децентрализации управления строительной отраслью и формирования строительной сферы как системы межотраслевого взаимодействия субъектов экономики, нечетких границ регионального строительного рынка, формирование эффективной системы управления для строительной сферы наиболее актуально [см. лит.].

Особенности саморегулирования в строительной сфере экономики с точки зрения устойчивого развития обусловлены необходимостью достижения организационно-экономического эффекта, который имеет социальную, экономическую, экологическую и институциональную составляющие. Организационноэкономический эффект саморегулирования зависит от производственного потенциала строительной сферы экономики, который обусловлен совокупным состоянием средств труда, современностью основных фондов, технологической оснащенностью, прогрессивностью предметов труда, состоянием трудовых ресурсов, их возможностью обеспечивать необходимую производительность и т.д.

Саморегулируемая организация — это продукт интеграции субъектов бизнеса. Саморегулирование есть управленческий процесс, основанный на некоем механизме.

Первым концептуальным моментом, лежащим в основе моделирования системы саморегулирования в строительной сфере экономики является то, что в процессе развития функциональной экономической системы системообразующим фактором является достижение цели — конкретного конечного состояния или желаемого результата. Мы полагаем, что приоритетной целью любой экономической системы является ее устойчивое функционирование и развитие.

Как и любая система, система саморегулирования в строительном секторе экономики должна обладать следующими основными свойствами.

1. Существованием совокупности элементов. При определенных условиях элементы могут рассматриваться как системы.

2. Наличием существенных связей между элементами и/или их свойствами, превосходящих по силе связи этих элементов с элементами, не входящими в данную систему. Под существенными связями понимаются такие, которые закономерно, с необходимостью определяют интегративные свойства системы. Указанные свойства выделяют систему из окружающей среды в виде целостного объекта.

3. Наличием определенной организации, что проявляется в снижении степени неопределенности системы по сравнению с энтропией системоформирующих факторов, определяющих возможность создания системы. К этим факторам относят число элементов системы, число существенных связей, которыми может обладать элемент.

4. Существованием интегративных свойств, т.е. присущих системе в целом, но не свойственных ни одному из ее элементов в отдельности. Их наличие показывает, что свойства системы хотя и зависят от свойств элементов, но не определяются ими полностью.

Как экономическая система система саморегулирования в строительной сфере должна обладать дополнительными свойствами:

1) способностью противостоять энтропийным тенденциям, обусловленную тем, что в системах с активными элементами, стимулирующими обмен материальными, информационными продуктами со средой, не выполняется закономерность возрастания энтропии и наблюдается способность к самоорганизации и развитию;

2) способностью к целеобразованию: в отличие от закрытых систем, которым цели задаются извне, в системах с активными элементами цели формируются внутри системы;

3) способностью адаптации к изменяющимся условиям, что, казалось бы, является весьма полезным свойством, однако адаптивность может проявляться не только по отношению к внешним и внутренним помехам, нарушающим нормальное функционирование системы, но и к управляющим воздействиям, что весьма затрудняет управление системой.

Вторым концептуальным аспектом моделирования системы саморегулирования в строительной сфере экономики является то, что организованная

система имеет большую производительность, чем нейтральная производственная система. В связи с этим в последнее время актуализируются исследования синергетических моделей управления социально-экономическими системами. В рамках синергетических представлений развитие экономической системы есть качественное изменение ее структуры и функционирования за счет кооперативного взаимодействия ее компонентов. Как и любая другая сложная открытая система, последняя проходит через чередование стадий порядка и хаоса. Экономическая система и ее компоненты в неустойчивом состоянии подвергаются изменениям — флуктуациям, которые экономика до определенного предела может нейтрализовать, чему способствует устойчивость ее структуры в течение эволюционного периода. При превышении флуктуирующими параметрами критических значений наступает момент, когда изменение параметров приводит к скачкообразному переходу экономики в качественно иное состояние, на новую траекторию развития. Так возникает точка бифуркации — момент ветвления вариантов развития. Таким образом, при изменяющихся внешних условиях эволюция системы представляет собой последовательность различных состояний, переход между которыми происходит через неустойчивые состояния и бифуркации.

Процесс формирования системы саморегулирования в строительной сфере достаточно полно описывается терминами синергетики. Система саморегулирования имеет различные состояния, бифуркационные точки разрушения старых структур и возникновения веера возможностей для перехода системы в новое качество; ее вероятностное развитие может быть представлено диссипативными структурами как образованиями более высокой сложности, нежели разрушаемые предыдущие; она обладает свойствами нелинейности, т. е. многовариантностью и непредсказуемостью перехода системы из одного состояния в другое; она неустойчива и в значительной степени неравновесна, флуктуативна, открыта для развития.

Применение синергетического подхода при формировании инвестиционной политики и при моделировании инвестиционных процессов в строительной сфере вполне применимо и оправданно.

Третий концептуальный аспект моделирования системы саморегулирования в строительной сфере экономики — эмерджентность, т. е. появление нового свойства в результате объединения элементов в систему. Что определяет новое качество? Количество и характер связей между элементами. Можно получить новое качество, не вводя в систему новых элементов, но организуя новые связи.

Эмерджентность, по определению отечественных исследователей, есть следствие проявления как минимум трех факторов:

— резкого нелинейного усиления ранее малозаметного свойства,

— непредсказуемой бифуркации какой-либо подсистемы,

— рекомбинации связей между элементами.

Это явление находится в рамках диалектического закона перехода количества в качество. Эффект синергии — составная часть эмерджентности. Эмерд-жентность больше относится к явлениям (организациям, объединениям, союзам и т.д.), а синергия — к процессам, происходящим в элементах организаций [см. лит.]. Исходя из этого, построена общая схема методологии рыночного саморегулирования строительной организации (рис.1), причем особое внимание уделено принципам его совершенствования, детализированным по подгруппам принципов: рационализации структуры, рационализации процессов, управления качеством, управления конкурентоспособностью.

ким образом, устойчивое развитие — прежде всего сбалансированное, гармоничное развитие.

Саморегулирование в строительной сфере экономики на основе разработанной нами модели позволяет выйти на качественно новый уровень конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках. Модель системы саморегулирования в строительной сфере экономики региона как сеть контрактов прежде всего связывает между собой участников саморегулируемой организации, которые одновременно являются и объектами регулирования, и саму организацию, выступающую в качестве центрального агента. Кроме того интерес представляют контракты

Рис.1. Общая схема методологии рыночного саморегулирования строительной организации

В результате сделан вывод о том, что устойчивое развитие интегрирует экономический рост, инвестиционные возможности и инновационный потенциал в условиях интенсивно развивающейся глобальной экономики. Развитие как частный случай движения связывается обычно с изменениями, устойчивость — с инвариантностью, сохранением какого-либо свойства или отношения.

Главное свойство, определяющее жизнеспособность экономической системы, — возможность обеспечения экономического роста на длительную перспективу. Развитие предполагает вариабельность путей, детерминируемых системой управления. Та-

между участниками организации саморегулирования и аутсайдерами, в которых сама организация выступает в качестве третьей стороны, а также контракт между организацией саморегулирования и государством. Таким образом, модель системы саморегулирования строительной сферы, основываясь на базовых положениях федерального закона о саморегулируе-мых организациях, вносит новое содержание в организацию хозяйственной деятельности строительной сферы национальной экономики.

В результате исследований проведена классификация инструментов саморегулирования строительной сферы (табл.2).

Таблица 2

Инструменты саморегулирования устойчивого развития строительной сферы

Виды Прямые Косвенные

Административные (контроль, санкции) Контроллинг, мониторинг реформ, нормативы, стандарты, лимиты, аудит, экспертиза, сертификация Законодательная система ответственности, ценообразование, штрафы, пени, единая методология эколого-экономического учета

Экономические (стимулирующие) Налогообложение, льготы, экологическая составляющая, ценообразование, дотации, прямые адресные государственные инвестиции, стимулирование инноваций Страхование, система госзаказов и договоров, регулирование верхнего уровня цен, ускоренная амортизация, целевые экологические программы, превентивная политика

Средообразующие Инвестиционная политика, льготные кредиты, государственная поддержка экологизированных производств, обеспечение безопасного развития, энергетическая дипломатия, контрактная система, законодательная база, регулирование отношений собственности Структурная реформа, политика ресурсоэффективности, поддержка инноваций и научнотехнического прогресса, институциональные реформы, уточнение механизма компенсационных платежей за пользование природными ресурсами

Оптимизирующие (планирование) Финансирование, финансово'-кредитный механизм, стратегическое планирование, управление госсобственностью Разграничение бюджетов, оптимизация структуры инвестиционного строительного комплекса, планирование энергопотребления, интегрированное планирование

Сопровождающие Образование, воспитание, обучение, подготовка высококвалифицированных кадров, научная база

КООРДИНИРУЮЩАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА

В ходе проведенного автором исследования среди представителей страховой и строительной отраслей Санкт-Петербурга было выявлено, что респонденты при принятии решения о вступлении в СРО уделяют первостепенное внимание наличию у нее достаточной компетентности и репутации, прозрачности и открытости деятельности объединения и широкой известности в предпринимательском сообществе (рис.2).

Законотворческая активность

Финансовая и имущественная независимость

Наличие достаточной компетентности и репутации

Прозрачность и открытость деятельности объединения

Решительность и независимость во взаимодействии с органами власти

Широкая известность в предпринимательском сообществе

Количество членов в объединении

Эффективная стратегия организаций характеризуется устойчивым экономическим ростом и развитием, повышением конкурентоспособности производимой продукции, ростом прибыли и рыночной стоимости организации. Важной частью ситуационного анализа СРО при составлении маркетинговой программы автор считает оценку имеющихся у организации ресурсов по методу УШО. Он позволяет оценить ресурсы и способности организации по че-

0,78

0,82

0,84

0,86

0,88

0,9

0,92

Рис.2. Мнение предпринимательского сообщества о важности факторов, определяющих авторитет СРО

21

Юридическая и третейская Устойчивое конкурентное „

да да да да Выше среднего

компетентность преимущество

2011 ВЕСТНИК НОВГОРОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО кШЖРСИТЕТА №61 Коллективный брэнд С РО да да да да Выше среднего

преимущество

тырем критериям: ценность (Valuable), редкость они способствуют разработке норм, стандартов и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(Rare), неповторимость (Inimitable) и соответствие принципов ведения бизнеса, правил качественного

организации (Organizationally aligned) (табл.3). обслуживания покупателей, с другой, — создают

Результаты УШО-анализа позволяют сделать вывод, что организации саморегулирования для достижения устойчивого конкурентного преимущества и устойчивого экономического роста необходимо в первую очередь задействовать такие ресурсы, как знания, опыт, формирующие репутацию и компетентность, а также коллективный брэнд СРО [см. лит.].

В заключение следует отметить, что СРО — это институт, регулирующий взаимоотношения между предпринимателями, государством и потребителями. Государственным органам создание СРО позволяет существенно снизить затраты на регулирование деятельности ряда отраслей за счет отмены в них лицензирования и сертификации, что в конечном счете, должно привести к сокращению государственного аппарата и снижению коррупции. СРО модифицируют условия конкуренции в отрасли. С одной стороны,

коллективный брэнд СРО, который позволяет повысить конкурентоспособность членов организации и отрасли в целом.

Саморегулирование в строительной сфере: Учебно-

практическое пособие для руководителей и специалистов са-морегулируемых организаций / Л.С.Баринова, М.Ю.Викторов, А.Н.Ларионов, Д.К.Молчанов, С.В.Пугачев, А.С.Роботов, А.Ф.Суров, К.В.Холопик. Под ред. М.Ю.Викторова и А.Н.Ларионова. М., СПб.:ИМКА-Медиа, 2010. 464 с.

Bibliography (Translitirated)

Samoregulirovanie v stroitel'noj sfere: Uchebno-prakticheskoe posobie dlja rukovoditelej i specialistov samoreguliruemyh organizacij / L.S.Barinova, M.Ju.Viktorov, A.N.Larionov, D.K. Molchanov, S.V.Pugachev, A.S.Robotov, A.F.Surov, K.V.Holopik. Pod red. M.Ju.Viktorova i A.N.Larionova. M., SPb.:IMKA-Media, 2010. 464 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.