Научная статья на тему 'Формирование и развитие региональной инновационной системы'

Формирование и развитие региональной инновационной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / РЕ ГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / МОДЕЛЬ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / REGIONAL / NATIONAL INNOVATIVE SYSTEM / REGIONAL INNOVATIVE POLICY / INNOVATIVE STRATEGY / INNOVATIVE DEVELOPMENT MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смех Алексей Георгиевич

В статье рассматриваются особенности формирования региональной ин новационной системы как звена национальной инновационной системы, включающей разветвленную инновационную структуру, взаимодействие отдельных субъектов инновационного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE REGIONAL INNOVATIVE SYSTEM

The article examines the regional innovative system forming nuances, it being a component of the national innovative system including branched innovative structure and different innovative process subjects interaction.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие региональной инновационной системы»

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE REGIONAL INNOVATIVE SYSTEM

УДК 001.895 : 332.1

смЕх Алексей Георгиевич

соискатель автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования Ленинградской области «Государственный институт экономики, финансов, права и технологий», Skachkova_1966@mail.ru

SMECH Alexey Georgievich

Applicant of the Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education of Leningrad Region "The State Institute of Economics, Finances, Law and Technology", skachkova_1966@mail.ru

Аннотация.

В статье рассматриваются особенности формирования региональной инновационной системы как звена национальной инновационной системы, включающей разветвленную инновационную структуру, взаимодействие отдельных субъектов инновационного процесса.

Ключевые слова: региональная, национальная инновационная система, региональная инновационная политика, инновационная стратегия, модель инновационного развития.

Abstract.

The article examines the regional innovative system forming nuances, it being a component of the national innovative system including branched innovative structure and different innovative process subjects interaction.

Key words: regional, national innovative system, regional innovative policy, innovative strategy, innovative development model.

На государственном уровне координация этапов инновационного цикла, преемственность, диффузия научно-технических знаний и их коммерциализация возможны при переходе к инновационному развитию в региональных хозяйствах. Задачи взаимодействия участников инновационного процесса в административно-территориальном образовании решаются в рамках региональной инновационной системы (РИС), являющейся

составным элементом и относительно самостоятельным звеном единой национальной инновационной системы (НИС). Таким образом, региональную инновационную систему необходимо рассматривать как подсистему НИС, органично интегрированную в единое экономическое, а следовательно, и инновационное пространство страны. Целесообразно учитывать, что РИС каждого региона с учетом конкретной специфики и уровня регио-

нального социально-экономического и инновационного развития, ресурсного потенциала вносит определенный вклад в инновационную составляющую народнохозяйственной инновационной системы.

Отсюда следует, что региональная инновационная система должна соответствовать таким ее классификационным признакам, как: интегрируемость в национальную инновационную систему, заключающуюся в формировании единой системы приоритетов федерально-регионального развития; рационализация и гармонизация нормативно-правовой базы; единые базовые подходы к формированию институтов инновационного развития; максимальное использование имеющихся и расширяющегося состава на инновационной основе конкурентных преимуществ региона; равноправное участие всех заинтересованных сторон в разработке и реализации политики инновационного развития региона. Учет перечисленных классификационных признаков РИС позволил бы решить задачу формирования единого инновационного пространства на территории субъектов федерации с учетом индивидуальных особенностей регионов.

Основные задачи формирования региональной инновационной системы соответствуют основным задачам НИС, но на более низком пространственном уровне - региональном. С этой целью должно быть сформировано организационно-экономическое, нормативно-правовое, финансово-бюджетное и фискальное обеспечение инновационной деятельности, а также реально функционирующие механизмы защиты интеллектуальной собственности. Кроме того, необходима интеграция научно-технической и образовательной деятельности с осуществлением и практическим использованием новых знаний, идей, разработок, проектов, технологий.

Формирование РИС закладывается в основу региональной инновационной политики (РИП), которая также является неотъемлемой частью долгосрочного развития и совершенствования национальной инновационной системы. При этом РИП имеет свои особенности, обусловленные необходимостью решения территориальных задач, сто-

ящих перед региональными структурами управления.

Отметим, что теоретическим проблемам и особенностям регионального инновационного развития посвящено значительное число исследований отечественных авторов, хотя теоретическим положениям РИС отечественные исследователи стали уделять внимание сравнительно недавно [1]. В подходах к изучению НИС и РИС наблюдается теоретическая схожесть. Это объяснимо, поскольку инновационные процессы, возникающие как в национальной инновационной системе, так и в региональной, одинаковы. Но именно изучение региональной инновационной системы обеспечивает тот необходимый уровень детализации научного знания, который позволяет учесть специфику и особенности каждой отдельной территории в рамках государства, а значит создает объективные предпосылки для более эффективного управления системы в целом.

Отметим также, что и в практической плоскости попытки формирования РИС в отдельных административно-территориальных образованиях Российской Федерации осуществлялись раньше, чем была сформирована НИС на государственном уровне, например в Санкт-Петербурге и Татарстане.

При осуществлении РИП следует учитывать основные факторы, которые влияют на ее осуществление. Так, например, региональная инновационная политика должна обеспечивать сбалансированное проведение федеральной политики в регионе с инновационной политикой региона и учитывать возможности инновационного развития соседних регионов.

Таким образом, в РИП закладываются основные направления и параметры инновационной стратегии развития народнохозяйственного производства, состояние собственного научного, образовательного и производственного потенциала региона, определяющее стартовую позицию для перехода на инновационное развитие. Долгое время при отсутствии федеральной единой инновационной политики регионы самостоятельно разрабатывали либо пытались разработать критерии осуществления РИП.

По мнению современных специалистов, общими критериями эффективной региональной инновационной политики следует считать наличие в экономике региона конкурентоспособных инновационных проектов, благоприятной среды для развития предпринимательства, в том числе и инновационного (что предполагает высокую степень конкуренции на региональных рынках), современной отраслевой структуры экономики региона со значительной долей высокотехнологичных секторов, а также постоянное повышение эффективности использования ресурсов (рост производительности труда и снижение затрат энергоресурсов) [2].

Особенность национальной инновационной системы заключается в том, что регионы характеризуются значительной дифференциацией по географическим и демографическим параметрам, уровню развития, глубокими различиями в экономической специализации и социальной структуре населения. Регионы отличает также уровень насыщенности материально-техническими и природными ресурсами, социальная структура, удаление от высокоразвитых промышленных культурных и столичных центров. Поэтому разработка адекватной инновационной политики требует проведения качественного анализа ситуации на региональном уровне и классификации регионов.

Следует заметить, что ведущими исследователями и организациями, занимающимися проблемами регионального развития, единая классификация регионов до настоящего времени не разработана. Разнообразие подходов к анализу региональных проблем, а также раскрытие самого понятия «регион», функций региона определило наличие большого числа различных классификаций регионов. Так, их классифицируют по: источникам основной специализации производства, (например, агропромышленные, транспортно-промышленные); по одному и нескольким преобладающим признакам (депрессивные регионы, регионы - доноры); наличию природных ресурсов, уровню и темпам экономического развития, уровню жизни, обеспеченности инвестициями, демографическим коэффициентам, региональной конкурентоспособности [3].

Наряду с подходом к классификации регионов по уровню их экономического развития разработаны и типологии по степени инновационного развития, инновационному потенциалу и инновационной активности. Например, на основе таких идентификаторов, как «индекс инновационного развития региона» - «индекс уровня жизни населения региона» можно классифицировать регионы по группам, соответствующим различным приоритетным стратегическим целям и финансовым потребностям.

Типология Министерства экономического развития Российской Федерации и Российской академии наук выделяет три группы регионов: высокоразвитые (опорные) регионы, имеющие сложившийся инновационный потенциал; развивающиеся (формирующиеся) регионы, в которых инновационный потенциал - один из основных факторов социально-экономического развития региона; слаборазвитые регионы, привлекающие специалистов и использующие опыт других. Это в целом соответствует классификации, принятой в организации экономического сотрудничества и развития, где также выделяет три типа регионов: knowledge hubs («хабы» знаний), industrial production zones (промышленные зоны), non S&T-driven regions (регионы с низким уровнем развития НИОКР) [4].

Тщательный и стандартизированный мониторинг инновационного развития регионов осуществляется в Европейском союзе, для чего там разработан классификатор Regional Innovation Scoreboard (RIS), в котором для оценки инновационного развития регионов используется 12 индикаторов, а регионы со сходным уровнем инновационного развития подразделяются на четыре группы. В США используется сводный индекс инновационности (Portfolio innovation index, PII), в котором штаты и округа подразделяют на пять групп, но в соответствии с полученными ими оценками в процентах по четырем блокам, каждый из которых имеет 5-7 показателей. Методы построения индикаторов инновационного развития регионов в Европейском союзе и США признаются научно-обоснованными и апробированными.

Из новейших отечественных разработок, активно использующихся для оценки состояния инновационного развития регионов Российской Федерации, следует отметить

классификацию Института статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», учитывающую такие группы факторов, как: научно-технический потенциал; качество инновационной политики регионального руководства; социально-экономические условия для инноваций и местную инновационную деятельность (всего 36 индикаторов).

В настоящее время используется и разработка Министерства экономического развития Российской Федерации совместно с Ассоциацией инновационных регионов России, в которой для построении системы оценки инновационного развития регионов Российской Федерации использованы наиболее привлекательные черты европейской и американской региональных методик.

Выбор классификации, с одной стороны, позволяет регионам в разработке адекватной региональной стратегии и в создании региональной модели инновационного развития, с другой стороны, при отсутствии единой классификации, на взгляд автора, не может не затруднять составление объективной динамики инновационного процесса на конкретной территории, допуская возможности для широкого толкования получаемых результатов.

Что касается актуальности моделирования инновационного развития регионов, то она обусловлена такими факторами и особенностями, как необходимость поиска и выбора направлений обеспечения развития с целью формирования в субъектах Российской Федерации конкурентоспособной экономики с учетом специфики региона, а также незавершенности ряда положений и правил инновационной деятельности на федеральном уровне.

Моделирование как процесс построения, изучения и выявления условий и особенностей применения соответствующих экономических конструкций позволяет развить и углубить теорию и методологию инновационного развития регионов. Под моделью инновационного развития региона в обобщенном виде следует понимать концептуальную схему, желаемый целевой ориентир функционирования региональной социально-экономической системы с опорой на ее приоритетное

развитие и использование наукоемких технологий.

Структурная модель инновационной системы, по мнению автора, наиболее эффективно отражает институциональные составляющие инновационной системы, различные типы связей между взаимодействующими элементами, что в конечном счете и формирует множество инновационных процессов внутри системы.

Структурно РИС можно представить в виде таких взаимодействующих основных блоков, как политико-правовой, ресурсный и институциональный.

Политико-правовой блок представляет собой базу для выработки конкретной инновационной политики и механизмов ее реализации, установки стратегических приоритетов, разработки концепции и стратегии инновационного развития региона.

Ресурсное обеспечение региональной инновационной системы представляет собой сочетание собственных ресурсов региона, возможности получения дополнительных ресурсов от центра, организации использования новых источников привлечения ресурсов для инновационной деятельности (например, региональных венчурных фондов, фондов прямого инвестирования, институт бизнес-ангелов).

Наконец, институциональный блок представляет собой совокупность элементов РИС, функционирующих на основе механизмов реализации инновационной политики.

Модель закрытой системы рассматривает ресурсные потоки на входе, полученные количественные и качественные характеристики цели системы, то есть позволяет описать региональную экономику с точки зрения преобразования входящих ресурсных потоков через процесс трансформации в результат ее функционирования.

Типологическая модель является действенным инструментом для анализа региональной инновационной системы, так как позволяет оценить происхождение и структуру ресурсных потоков, пронизывающих инновационную систему, дает возможность устанавливать степень риска при текущем функционировании и долгосрочном развитии системы от влияния тех или иных внешних факторов, по-

петербургский экономический журнал

№ 3(3)

2013

47

зволяет выявить особенности каждой территории с помощью построения профилей инновационного развития региона.

Региональная инновационная система включает в себя такую важную составляющую, как инновационная сфера региона, внутри которой осуществляются взаимодействия между отдельными субъектами инновационного процесса посредством функционирования и развития соответствующих рынков: научно-технического труда и инженерно-технических разработок; прав на интеллектуальную собственность; инвестиций в инновации; разнообразных услуг по поддержке инновационной деятельности; потребительских и производственных нововведений.

Важной составляющей функционирования РИС является инновационный потенциал региона. Формирование инновационного потенциала предполагает наличие и эффективное использование различных видов ресурсов, включая трудовые, материально-технические, финансовые, интеллектуальные, научно-технические, необходимые для осуществления инновационной деятельности, а также ее организационной структуры и технологий. Отраслевое развитие инновационного потенциала региона (например, в промышленности, в сельском хозяйстве и других отраслях региональной экономики) позволяет обеспечить не только реализацию модели инновационного развития, но и его конкурентоспособность.

Потенциал инновационного развития различных регионов значительно отличается, и в целом, в динамике его развития, в последние годы (2008-2012) существенных изменений не наблюдается [5].

Важнейшей подсистемой РИС является инновационная инфраструктура, взаимодействие субъектов и объектов которой предопределяет уровень эффективности инновационного развития региональной экономики. При этом следует учитывать, что инновационная инфраструктура имеет двоякую природу: с одной стороны, она является средством реализации модели РИС, а значит инструментом региональной инновационной политики, с другой стороны, функционирование объектов инновационной инфраструктуры зависит от рыночного спроса на инновации, поскольку само формирование инновационной инфраструктуры продиктовано рыночными потребностями в ее создании.

Таким образом, региональная инновационная система представляет собой открытую систему, подверженную воздействию внешних и внутренних факторов. К основным факторам внешнего воздействия можно отнести федеральную инновационную политику и нормативно-правовую базу, а факторы внутреннего воздействия на создание инноваций в регионе определяют приоритеты развития территорий, региональный инновационный климат и конкретные инновационные проекты.

Список литературы

1. Монастырный Е. А. Структурная модель инновационной системы // Инновации. 2005. № 8. С. 49-54.

2. Бортник И. М., Михеева Н. Н., Сненченя Г. И. и др. Система оценки и мониторинга инновационного развития регионов России. Инновационная экономика // Инновации. 2012. № 9 (167). С. 48-61.

3. Урожаева Ю. В., Иванов Д. С. Проблемы классификации регионов: международный и российский опыт / Российские регионы: экономический кризис и проблемы модернизации / Под ред. Л. М. Григорьева, Н. В. Зубаревич, Г. Р. Хасаева. М.: ТЕИС, 2011.

4. OECD Regional Development Working Papers, 2011/03, OECD Publishing. http:// dx.doi.org/ 10.1787/5kg8bf42qv7k-en

5. Данилова Т. Н., Грищенко В. А. Подходы к оценке инновационного потенциала региона // Региональная экономика. Теория и практика. 2007. № 5. С. 43-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.