Научная статья на тему 'Формирование и развитие предприятием конкурентных преимуществ на мировом рынке'

Формирование и развитие предприятием конкурентных преимуществ на мировом рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1572
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шестопалова Н. С.

Шестопалова Н.С. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ НА МИРОВОМ РЫНКЕ. Рассматриваются современные тенденции обеспечения конкурентоспособности предприятий на мировом рынке, приводятся базовые стратегии конкуренции и меры, направленные на поддержание конкурентных преимуществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Shestopalova N.S. FORMING AND DEVELOPMENT OF COMPETITIVE ADVANTAGES OF ENTERPRISES AT THE WORLD MARKET. Modern tendencies of providing with competitiveness of enterprises at the world market are considerating at that article. There are contains basic competitive strategies and measures intending for support of competitive advantages.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие предприятием конкурентных преимуществ на мировом рынке»

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ НА МИРОВОМ РЫНКЕ

Н.С. ШЕСТОПАЛОВА, доц. каф. экономики и организации внешних связей МГУЛ, канд. экон. наук

В современных условиях усиления открытости национальных экономик и роста взаимозависимости стран выход предприятий на мировой рынок является перспективным направлением развития предпринимательской деятельности.

Развитие международной торговли, которая является важнейшей формой международных хозяйственных связей, характеризуется стабильным устойчивым ростом. Большая часть мирового товарооборота приходится на про-мышленно развитые страны. Наиболее значительными торговыми странами являются Германия, США, Япония, Франция, Великобритания (рисунок). Наметилась устойчивая тенденция роста доли России в международной торговле.

Структура и направления торговли предприятий из разных стран складывается под влиянием их конкурентоспособности. В современных условиях глобализации и интернационализации хозяйственной жизни на первый план выходят проблемы международной конкурентоспособности. Международная конкурентоспособность определяется как сравнительная характеристика способности товаропроизводителя к комплексному наращиванию собственных конкурентных преимуществ для обеспечения международного превосходства в области производства и сбыта продукции, удовлетворяющей потребности рынка, обеспечение прибыльной внешнеэкономической деятельности.

184

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2006

рф

1,9 %

Прочие 38,1 %

Мексика 2,4 %

Китай 6,2 %

/ Бельгия / 3,6 % Республика Корея 2,8 %

Германия

10,7 % США

%

Япония 6,6 % Франция

,2 %

\ Великобритания

\_Италшг 4,3 %

4,2 %

Нидерланды

3,7 %

Рисунок. Доли стран в мировом экспорте

Международная конкурентоспособность складывается из перечня стратегических преимуществ, которые выявляются на мировом рынке путем сопоставления с соответствующими показателями зарубежных конкурентов.

Чем больший у предприятия набор преимуществ и выше их качественные характеристики, тем больше оно имеет возможностей для успешной деятельности на мировом рынке.

Жизненный цикл конкурентного преимущества состоит из трех фаз: формирование; использование и развитие; разрушение. Формирование преимуществ зависит от особенностей отрасли, обеспеченности ресурсами, характера конкуренции, условий спроса, стратегических действий предприятия. Согласно теории М. Портера, причинами новаций, дающими конкурентные преимущества, являются новые технологии, новые запросы покупателей, появление нового сегмента, изменение стоимости компонентов производства, изменение правительственного регулирования.

Приоритеты обеспечения конкурентоспособности зависят от среды, в которой действует предприятие. Характер конкурентных преимуществ в значительной степени определяется уровнем экономического развития страны, качеством национальной бизнес-среды. Качество национальной бизнес-среды характеризуется развитостью финансового рынка, научно-исследовательской базой, уровнем подготовки кадров, развитием инфраструктуры, качеством местных поставщиков и т.д. Как правило, для предприятий стран с низким уровнем дохода (ВВП на душу населения менее 6800 долл.) характерно достижение конкурентоспособности за счет низкой

стоимости трудовых ресурсов, наличия природных ресурсов. Предприятия из высокодоходных стран (ВВП на душу населения более 20000 долл.) конкурентные преимущества достигают за счет инновационной деятельности [2].

Направлением современной международной конкуренции является получение преимуществ, обусловленных в первую очередь научно-техническими достижениями. Основа этих достижений заключается в уровне развития национального научно-технического комплекса, при этом важным фактором является государственная поддержка науки и образования.

В этом аспекте важнейшими направлениями повышения конкурентоспособности России являются: интенсивное инвестирование научных исследований и разработок, улучшение национальной бизнес-среды, изменение характера экспорта в направлении роста доли продукции высокой степени переработки.

Развитые факторы (передовые технологии, квалифицированные трудовые ресурсы и т.д.) обеспечивают более высокий уровень конкурентоспособности.

На создание развитых конкурентных преимуществ требуются значительные инвестиции. Основой обеспечения конкурентоспособности предприятия на мировом рынке являются инвестиции в человеческий капитал (повышение уровня образования, квалификации работников, совершенствование профессиональных навыков), информационная вооруженность, новые технологии, совершенствование управления.

Конкурентное преимущество достигается за счет успешных стратегических действий. Разработка оптимальной стратегии является важнейшим условием успешной деятельности предприятия на рынке. Выбор стратегии осуществляется в зависимости от характера конкурентной борьбы, сильных и слабых сторон предприятия, характера спроса на продукцию.

Существуют следующие базовые стратегии конкуренции: снижения издержек, дифференциации продукции, сегментирования рынка, внедрения новшеств, немедленного реагирования на потребности рынка.

Под более низкими издержками понимается способность предприятия разрабатывать, производить и сбывать товар более эффективно, чем конкуренты, т.е. способность организовать весь цикл операций с товаром с меньшими затратами времени и средств. Стратегия снижения издержек предполагает наличие следующих сильных сторон предприятия: высокий уровень технологической подготовки производства, передовые ресурсосберегающие технологии, оптимальные по размерам производства, доступ предприятия к дешевым ресурсам.

Стратегия дифференциации предполагает способность обеспечить покупателя уникальной и большей ценностью в виде нового качества товара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания, что позволяет назначать при этом цену более высокую, чем у конкурентов. Конкурентным преимуществом предприятия является уникальность и высокое качество продукции. Предприятие должно обладать значительным научным потенциалом, иметь технологическое превосходство и высокий уровень развития маркетинга.

Кроме выбора типа преимущества, перед предприятием стоит выбор диапазона (сферы) конкуренции: конкурировать на всем рынке или определенном его сегменте.

Стратегия сегментирования направлена на обеспечение преимуществ над конкурентами в обособленном сегменте рынка. Осуществляя стратегию сегментирования, предприятие должно обладать ресурсами и квалификацией, необходимыми для работы в данном сегменте.

Важным источником конкурентных преимуществ является способность быстрее внедрять новые продукты и разработки и быстро реагировать на изменения потребительского спроса. В этом аспекте действия предприятия должны быть направлены на совершенствование организации управления, рационализацию производственных процессов.

Предприятия, придерживающиеся стратегии внедрения новшеств, сосредоточивают свои действия на поиске принципиально новых технологий, производстве новой продукции, внедрении современных методов

организации производства, стимулировании сбыта. Конкурентным преимуществом является функционирование в новой рыночной нише, где конкуренция отсутствует. Необходимым условием осуществления данной стратегии является высокая научно-техническая квалификация персонала.

Достигнутое конкурентное преимущество необходимо поддерживать путем постоянного совершенствования деятельности предприятия, модернизации производства, внедрения новых технологий, расширения маркетинговых усилий по сохранению спроса потребителей, привлечения лучших поставщиков. Предприятие, ведущее конкуренцию на основе стратегии снижения себестоимости, должно осуществлять постоянный поиск путей снижения издержек производства. Предприятию, придерживающемуся стратегии дифференциации, необходимо предпринимать меры, направленные на изыскание и использование новых возможностей дифференциации продукции. Деятельность по сохранению конкурентного преимущества предприятия, работающего в определенном сегменте рынка, предполагает поиск и реализацию возможностей более полного удовлетворения потребностей данного сегмента рынка, расширение ассортимента продукции.

Для поддержания устойчивых позиций предприятию необходим постоянный поиск новых источников конкурентных преимуществ. Для удержания позиций на рынке основную роль играет вид источника конкурентного преимущества. Преимущества низкого порядка (дешевая рабочая сила, природные ресурсы, эффект масштаба) могут быть получены конкурентами. Преимущества более высокого порядка (современные технологии, квалификация трудовых ресурсов, уникальность продукции) можно удерживать более длительное время, и они обеспечивают более высокий уровень конкурентоспособности. Следовательно, действия предприятия должны быть направлены на замену источников преимуществ низкого порядка преимуществами высокого порядка.

Поддержание конкурентного преимущества требует глобального подхода к стратегии, что позволит дополнить преиму-

щества, связанные с базированием в своей стране и снизить неблагоприятные условия. Глобальная стратегия предполагает не только реализацию продукции на мировом рынке, но и размещение определенных видов деятельности в зарубежных странах с целью использования преимуществ этих стран, координацию видов деятельности, осуществляемых в разных странах.

Библиографический список

1. Мировая экономика и международный бизнес: учеб. -2-е изд., перераб. и доп. / кол. авт.; под. общ. ред. В.В. Полякова, Р.К. Щенина. - М.: КНОРУС, 2005. - 656 с.

2. Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность: Россия и мир. 1992-2015. / Р.А. Фатхутдинов. - М.: Экономика, 2005. - 606 с.

3. Портер, М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран: пер. с анг. / М. Портер. - М.: Международные отношения, 1993. - 895 с.

4. Российский статистический ежегодник. 2004: Стат. сборник / Росстат. - М., 2004. -725 с.

5. Андрианов, В.Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал / В.Д. Андрианов. - М.: Экономика, 1999. - 662 с.

6. Азоев, Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика / Г.Л. Азоев. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. - 208 с.

7. Цыпин, И.С. Мировая экономика: учеб. / И.С. Цыпин, В.Р. Веснин. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 248 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.