Научная статья на тему 'Формирование и развитие предпринимательской среды малого бизнеса в регионе'

Формирование и развитие предпринимательской среды малого бизнеса в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1530
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
региональная экономика / малый бизнес / предпринимательство / среда / меры поддержки предпринимателей / государственные программы / механизм. / regional economy / small business / entrepreneurship / environment / measures for support of entrepreneurs / the state program / the mechanism

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мочалова Яна Викторовна, Никулина Евгения Викторовна

Формирование и развитие предпринимательской среды малого бизнеса в регионе имеет первостепенное значение в современных условиях. Несомненно, развитие малого бизнеса в регионе способствует повышению кон-курентоспособности создаваемой продукции, эффективности производства, по-казателей прибыльности и многого другого. Государство пытается разрабатывать специальные программы по поддержке малого бизнеса в регионе, создаёт благоприятные условия для его развития, совершенствует нормативно-правовую базу. Однако комплексная и эффективная система по формированию и развитию предпринимательской среды малого бизнеса ещё окончательно не создана ни на федеральном, ни на региональном уровне. Считается, что развитие малого предпринимательства в регионе способствует оздоровлению экономики не только региона, но и страны в целом. Целью исследования является совершенствование механизма формирования и развития предпринимательской среды малого бизнеса в регионе. Основными задачами данного исследования являются проведение сравнительного анализа числа предприятий занимающихся малым бизнесом по субъектам Российской Федерации в динамике, проведение анализа факторов, препятствующих развитию благоприятной предпринимательской среды малого бизнеса в регионе, а также разработка сетевой модели по её формированию и развитию. Для проведения исследования были использованы методы сравнительного анализа, математического моделирования и многие другие. В данной статье проводится сравнительный анализ состояния развития ма-лого предпринимательства на современном этапе. Кроме того, рассматриваются факторы, препятствующие и способствующие развитию предпринимательской среды малого бизнеса. Обосновывается необходимость изменения механизма формирования и развития предпринимательской среды малого бизнеса в реги-оне. Разработана сетевая модель по формированию и развитию благоприятной предпринимательской среды малого бизнеса в регионе. Результаты проведенно-го исследования могут быть использованы различными предприятиями малого бизнеса при организации своей деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF BUSINESS ENVIRONMENT OF SMALL BUSINESSES IN THE REGION

The formation and development of business environment of small businesses in the region is of paramount importance in modern conditions. Undoubtedly, the development of small business in the region contributes to the higher competitiveness of the products, the increase of production efficiency in the region, the increase of profitability, and so on. The state is trying to develop special programs to support the small business in the region, creates favorable conditions for its development, improves the regulatory framework. However, the integrated and effective system of formation and development of business environment of small businesses have yet to be established at both the Federal and regional levels. We believe that the development of small business in the region contributes to the economic recovery not only in the region but in the country in general. The aim of the research is to improve the mechanism of formation and development of business environment of small businesses in the region. The main objectives of this study are: to conduct a comparative analysis of the number of enterprises by regions of the Russian Federation in the dynamics involved in small business, to analyze the factors impeding the development of business environment of small businesses in the region, to develop a network model for formation and development of the favourable business environment of small businesses in the region. The article gives a comparative analysis of the state of small business development at the contemporary stage. In addition, some of the factors hindering and facilitating the formation of business environment for small business are studied. The necessity of changing the mechanism of formation and development of business environment of small businesses in the region is substantiated. The network model for the formation and development of the favourable business environment of small businesses in the region is developed. The results of the study can be used in a variety of small businesses in the organization of their activities.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие предпринимательской среды малого бизнеса в регионе»

РЕГИОНАЛЬНАЯ

ЭКОНОМИКА

УДК 332.1

Мочалова Я.В., Никулина Е.В.

Аннотация

Формирование и развитие предпринимательской среды малого бизнеса в регионе имеет первостепенное значение в современных условиях. Несомненно, развитие малого бизнеса в регионе способствует повышению кон-курентоспособности создаваемой продукции, эффективности производства, по-казателей прибыльности и многого другого. Государство пытается разрабатывать специальные программы по поддержке малого бизнеса в регионе, создаёт благоприятные условия для его развития, совершенствует нормативно-правовую базу. Однако комплексная и эффективная система по формированию и развитию предпринимательской среды малого бизнеса ещё окончательно не создана ни на федеральном, ни на региональном уровне. Считается, что развитие малого предпринимательства в регионе способствует оздоровлению экономики не только региона, но и страны в целом. Целью исследования является совершенствование механизма формирования и развития предпринимательской среды малого бизнеса в регионе. Основными задачами данного исследования являются проведение сравнительного анализа числа предприятий занимающихся малым бизнесом по субъектам Российской Федерации в динамике, проведение анализа факторов, препятствующих развитию благоприятной предпринимательской среды малого бизнеса в регионе, а также разработка сетевой модели по её формированию и развитию. Для проведения исследования были использованы методы сравнительного анализа, математического моделирования и многие другие.

В данной статье проводится сравнительный анализ состояния развития ма-лого предпринимательства на современном этапе. Кроме того, рассматриваются факторы, препятствующие и способствующие развитию предпринимательской среды малого бизнеса. Обосновывается необходимость изменения механизма формирования и развития предпринимательской среды малого бизнеса в реги-оне. Разработана сетевая модель по формированию и развитию благоприятной предпринимательской среды малого бизнеса в регионе. Результаты проведенно-го исследования могут быть использованы различными предприятиями малого бизнеса при организации своей деятельности

Ключевые слова: региональная экономика; малый бизнес; предпринимательство; среда; меры поддержки предпринимателей; государственные программы; механизм.

№2 2014

79 ■

Сетевой научно-практический журнал

серия Экономические исследования

Н

АУЧНЫИ

РЕЗУЛЬТАТ

REGIONAL

ECONOMICS

Mochalova Ya.V., THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF BUSINESS

Nikulina E.V. ENVIRONMENT OF SMALL

BUSINESSES IN THE REGION

Abstract

The formation and development of business environment of small businesses in the region is of paramount importance in modern conditions. Undoubtedly, the development of small business in the region contributes to the higher competitiveness of the products, the increase of production efficiency in the region, the increase of profitability, and so on. The state is trying to develop special programs to support the small business in the region, creates favorable conditions for its development, improves the regulatory framework. However, the integrated and effective system of formation and development of business environment of small businesses have yet to be established at both the Federal and regional levels. We believe that the development of small business in the region contributes to the economic recovery not only in the region but in the country in general. The aim of the research is to improve the mechanism of formation and development of business environment of small businesses in the region. The main objectives of this study are: to conduct a comparative analysis of the number of enterprises by regions of the Russian Federation in the dynamics involved in small business, to analyze the factors impeding the development of business environment of small businesses in the region, to develop a network model for formation and development of the favourable business environment of small businesses in the region.

The article gives a comparative analysis of the state of small business development at the contemporary stage. In addition, some of the factors hindering and facilitating the formation of business environment for small business are studied. The necessity of changing the mechanism of formation and development of business environment of small businesses in the region is substantiated. The network model for the formation and development of the favourable business environment of small businesses in the region is developed. The results of the study can be used in a variety of small businesses in the organization of their activities.

Keywords: regional economy; small business; entrepreneurship; environment; measures for support of entrepreneurs; the state program; the mechanism.

№2 2014

80 Мочалова Я.В., Никулина Е.В. ТТАУЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ

МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕГИОНЕ

Актуальность проблемы. Переход к рыночным отношениям коренным образом изменил принципы и отношение к формированию социально-экономической политики региона и определил новый ориентир - создание инновационной предпринимательской среды. Несомненно, развитие малого бизнеса в регионе способствует повышению конкурентоспособности создаваемой продукции, повышению эффективности производства, показателей прибыльности и многого другого.

По нашему мнению, малый бизнес даёт возможность предпринимателям открыть своё собственное дело, а также реализовать функции новатора при организации данного вида деятельности. Это, в свою очередь, позволяет совершенствовать выпускаемую продукцию, создавать новую продукцию, реализовывать свои идеи.

Безусловно, создание благоприятной предпринимательской среды в регионе является залогом формирования и развития малого бизнеса в современных условиях хозяйствования. Следовательно, изучение механизма формирования и развития предпринимательской среды малого бизнеса имеет первостепенное значение в современных условиях. Этим обуславливается актуальность темы данного исследования, а также поиск путей её решения в современных условиях хозяйствования.

Анализ последних научных исследований. Следует отметить, что значительный вклад в развитие теории предпринимательства внесли такие ученые, как Н. Кондратьев, Н. Макаров, Ф. Хайек, Р. Хизрич и другие. В трудах этих ученых рассматриваются различные аспекты предпринимательской деятельности, а также проблемы формирования предпринимательской среды и факторы, оказывающие влияние на этот процесс.

Цель работы. Совершенствование механизма формирования и развития предпринимательской среды малого бизнеса в регионе. Государство пытается разрабатывать специальные программы по поддержке малого бизнеса в регионе, создаёт благоприятные условия для его развития, совершенствует нормативно-правовую базу. Однако комплексная и эффективная система по формированию и развитию предпринимательской среды мало-

го бизнеса ещё окончательно не создана ни на федеральном, ни на региональном уровне.

Основной материал исследования.

Развитие малого предпринимательства в регионе способствует оздоровлению экономики не только региона, но и страны в целом.

Основными задачами данного исследования являются: проведение сравнительного анализа числа предприятий занимающихся малым бизнесом по субъектам Российской Федерации в динамике, проведение анализа факторов, препятствующих развитию предпринимательской среды малого бизнеса в регионе, разработка сетевой модели по формированию и развитию благоприятной предпринимательской среды малого бизнеса в регионе.

Научной новизной данного исследования является разработка предложений по формированию и развитию благоприятной предпринимательской среды малого бизнеса в регионе.

Считаем, что в трудах многих ученых пристально рассматриваются проблемы и основные принципы государственной поддержки малого предпринимательства без рассмотрения региональных взглядов на формирование и развитие предпринимательской среды малого бизнеса в регионе.

Известно, что в экономически развитых странах уделяется особое внимание развитию малого предпринимательства, а также оказывается поддержка предпринимателям со стороны государства. Например, в Японии система поддержки малого бизнеса в основном направлена на сокращение числа предприятий - банкротов. Она включает в себя льготный режим налогообложения, определённый порядок амортизации и другие направления деятельности. Такая поддержка со стороны государства оказывает положительное воздействие на развитие малого предпринимательства [3, с.135].

В нашей стране формирование и развитие малого бизнеса происходит в достаточно сложных и нестабильных условия, сопровождающихся экономическим кризисом, инфляцией, безработицей и т.д.

Далее необходимо проанализировать число предприятий занимающихся малым бизнесом по субъектам Российской Федерации в динамике (таблица 1).

серия Экономические исследования

81 Мочалова Я.В., Никулина Е.В. ТТАУЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ

МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕГИОНЕ

Таблица 1

Число предприятий по субъектам Российской Федерации

Table 1

The number of enterprises by regions of the Russian Federation

N. Типы N. предприятий Области РФ N. годьг\ Средние предприятия Малые предприятия Микро- предприятия

2010 2011 2012 2010 2011 2012 2010 2011 2012

Российская Федерация 100 100 100 100 100 100 100 100 100

Центральный федеральный округ 33,1 27,5 26,7 29,5 29,7 28,1 29,0 29,1 27,7

Белгородская область 1,2 1,3 1,3 1,0 1,0 1,1 1,0 1,1 1,1

Брянская область 0,6 0,9 0,8 0,7 0,6 0,6 0,7 0,6 0,6

Владимирская область 1,2 1,5 1,4 1,1 1,1 0,9 1,0 1,0 0,8

Воронежская область 2,3 2,2 2,1 1,2 1,2 1,1 1,2 1,2 1,1

Ивановская область 0,7 0,8 0,7 1,1 0,9 0,9 1,0 0,9 0,9

Калужская область 0,7 0,7 0,7 0,6 0,6 0,6 0,6 0,6 0,6

Костромская область 0,4 0,4 0,5 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4

Курская область 0,9 1,0 0,8 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5

Липецкая область 0,9 0,9 0,9 0,7 0,7 0,6 0,6 0,6 0,6

Московская область 5,6 5,8 5,3 4,1 4,0 3,7 4,1 3,9 3,6

Орловская область 0,7 0,7 0,6 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4

Рязанская область 0,9 1,1 1,1 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7

Смоленская область 0,7 0,8 0,9 0,8 0,7 0,7 0,8 0,7 0,7

Тамбовская область 0,6 0,8 1,0 0,5 0,5 0,4 0,5 0,4 0,4

Тверская область 0,8 0,9 0,9 0,8 0,7 0,9 0,8 0,6 0,9

Тульская область 1,1 1,2 1,2 1,1 1,1 1,2 1,1 1,1 1,2

Ярославская область 1,2 1,5 1,3 1,4 1,4 1,3 1,5 1,5 1,4

г. Москва 12,5 5,1 5,0 12,3 13,3 12,0 12,0 12,9 11,9

серия Экономические исследования

82 Мочалова Я.В., Никулина Е.В. ТТАУЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ

МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕГИОНЕ

Проведенный анализ показал, что на конец 2012 года произошло уменьшение числа средних и малых предприятий, занимающихся предпринимательской деятельностью. Этому послужили причиной как внутренние, так и внешние факторы. Следует отметить, что основными факторами, препятствующими развитию предпринимательской среды малого бизнеса, являются недостаток финансовых средств, информации, несовершенство нормативно-правовой базы, отсутствие четко разработанной стратегии развития малого бизнеса в регионе и многие другие факторы. Все эти факторы сдерживают развитие малого бизнеса и создают препятствия для развития и роста экономики в целом [4, с. 335].

Следует также отметить и такую особенность развития малого предпринимательства в регионе, как наличие определённых сложностей в установлении связей между малыми предприятиями и крупными. Поэтому зача-

стую сохраняется зависимость малых предприятий от крупных. Конечно, это в свою очередь сдерживает свободу их деятельности, возможности её расширения деятельности и т. д. [7, с.111].

Проведенный анализ показал, что формирование благоприятной предпринимательской среды в регионе должно обеспечиваться системным подходом как со стороны самого государства, так и со стороны предприятий.

Под системным подходом нами понимается совокупность элементов с наличием системы внутренних и внешних связей между ними [9, с. 208].

Поэтому считаем необходимым разработать сетевую модель формирования и развития благоприятной предпринимательской среды малого бизнеса в регионе, которая, по нашему мнению, решит проблему системного подхода как со стороны государства, так и со стороны предприятий.

Рис.1. Сетевая модель по формированию и развитию благоприятной предпринимательской среды малого бизнеса в регионе

Fig. 1. The network model for formation and development of the favorable pre-business

environment of small businesses in the region

серия Экономические исследования

83

Мочалова Я.В., Никулина Е.В.

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕГИОНЕ

Создание сетевой модели преследует следующие цели сетевой модели:

1. Формирование и развитие благоприятной предпринимательской среды малого бизнеса в регионе.

2.Экономические факторы.

5. Финансовая поддержка малых предприятий в регионе.

6. Создание для малых предприятий гарантийного фонда, который компенсировал бы затраты в случае неучи предприятий.

7. Совершенствование законодательной базы, регулирующей деятельность малых предприятий.

3.Производственные факторы.

8. Подготовка специалистов в области малого предпринимательства в регионе.

9. Создание для венчурных предприятий гарантийного фонда, который компенсировал бы затраты в случае неудачи предприятий.

10. Создание эффективной системы информационной поддержки малых предприятий в регионе.

4. Социальные факторы.

п.Сокращение безработицы в регионе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Профессиональный и карьерный рост занятых в производстве.

13. Повышение уровня жизни в регионе.

14. Увеличение доли малых предприятий в регионе.

5, 16, 17, 18 - возможные альтернативы.

Выводы и перспективы дальнейших

научных разработок. Мы читаем, что реализация данных мероприятий позволит качественно и количественно улучшить показатели деятельности малых предприятий и организаций, повысить показатели прибыльности, рентабельности производства в регионе.

По нашему мнению, развитие экономики любого государства невозможно без развития малого предпринимательства, так как малое предпринимательство является базисной основой для подъёма и развития экономики России в целом. Но для этого, по нашему мнению, необходимо создать благоприятные условия, в том числе должна быть оказана поддержка со стороны государства.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Буров В.Ю. Основы предпринимательства. М: Чита, 2011. 441 с.

2. Круглова Н. Ю. Основы бизнеса. М.: КНОРУС, 2010. 544 с.

3. Кантор Е.Л. Экономика предприятия. М: СПб., 2011. 220 с.

4. Лапуст М.Г. Предпринимательство. М.: ИНФРА-М, 2009. 667 с.

5. Набатников В.М. Организация предпринимательской деятельности. Ростов-на Д.М: Феникс, 2011. 256 с.

6. Самарина В.П. Основы предпринимательства. М.: КНОРУС,2009. 224 с.

7. Сергеев И.В. Экономика предприятия. М.: Финансы,2000. 132 с.

8. Сметанин С.И. История предпринимательства. М.: КНОРУС, 2010. 192 с.

9. Фадеев Ю.Л. Индивидуальный предприниматель. М.: Эксмо, 2010. 224 с.

10.Чепуренко А.Ю. Малый бизнес в рыночной среде. М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2009. 324 с.

серия Экономические исследования

84

Мочалова Я.В., Никулина Е.В.

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕГИОНЕ

REFERENCES:

1. Burov V. The Fundamentals of Entrepreneurship. Chita, 2011. 441 p.

2. Kruglova N. Business Basics. M: KNORUS, 2010. 544 p.

3. Cantor E. Enterprise Economy. М., SPb.

2011. 220 p.

4. Lapust M. Entrepreneurship. M.: IN-FRA-M, 2009. 667 p.

5. Nabatnikov V.M. Organization of Business Activities. Rostov-on-Don., M.: Phoenix, 2011. 256 p.

6. Samarina V.P. The Basics of Entrepreneurship. M.: KNORUS, 2009. 224 p.

7. Sergeev I.V. The Economics of Enterprise. M.: Finance, 2000. 132 p.

8. Smetanin S.R. The History of Entrepreneurship. M: KNORUS, 2010. 192 p.

9. Fadeev U.L. Individual Entrepreneur. M.: Eksmo, 2010. 224 p.

10. Chepurenko A. Small Business in the Market Environment. M: Publishing house of the International University in Moscow, 2009.

324 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Мочалова Яна Викторовна,

доцент, канд.экон.наук Никулина Евгения Викторовна,

доцент, канд.экон.наук, доцент Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», ул.Победы, 85, г.Белгород, Россия

e-mail: Yana.leshinskaja@yandex.ru Рецензент:

Овчинникова О.П, зав. кафедрой «Экономика и финансы», д.э.н., профессор, Орловский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте

DATA ABOUT THE AUTHORS:

Mochalova Yana Viktorovna

PhD in Economics, Associate Professor Belgorod State National Research University 85 Pobeda St., Belgorod, 308015, Russia

Nikulina Evgeniya Viktorovna

PhD in Economics, Associate Professor Belgorod State National Research University 85 Pobeda St., Belgorod, 308015, Russia E-mail: Yana.leshinskaja@yandex.ru

Reviewer:

Ovchinnikova O.P. Head of the Department of Economics and Finance, Doctor of Economics, Professor. Orel Branch of the President’s Russian Academy of National Economy and State Service

серия Экономические исследования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.