Ибрагимов Н.Ш. ©
Соискатель, Термезский государственный университет, Термез, Узбекистан
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В АКАДЕМИЧЕСКИХ ЛИЦЕЯХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
КОЛЛЕДЖАХ
Аннотация
Изучены общие вопросы памяти человека и ее развитие в академических лицеях и профессиональных колледжах при помощи мнемотехнические приемы.
Ключевые слова: способность, мышления, одаренность, выявления, развитие, задача. Keywords: ability, thinking, endowments, identifications, development, task.
Комплексность и гармоничность обучения и воспитания предполагают формирование и развитие интеллектуальных способностей восприятия, мышления, памяти. Методика изложения учебного материала базируется именно на психологии способностей студентов. Способности - это свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в деятельности и своеобразии ее выполнения [1]. В педагогике метод обучения понимается, как способ упорядоченной совместной деятельности преподавателя и студента в решении определенных учебно-воспитательных и развивающих задач. Эта деятельность представляет собой, с точки зрения психологии, межличностное взаимодействие преподавателя и студента, систему связанных причинной зависимостью индивидуальных действий, когда поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакций на поведение остальных.
В интересующем нас плане значимо и понимание того, что психические процессы или функции неразрывны. Когда изучается, например, восприятие то обнаруживается, что в принципе невозможно создать условия, которые позволили бы отделит его от памяти, мышления, эмоций. В реальный процесс восприятия включается и память, и мышление, и т.д. Реализация любой из функций предполагает одновременную реализацию всех прочих, но при этом всякий раз перераспределяется энергетический баланс и изменяется степень их выраженности. Например, при активизации памяти степень ее проявления увеличивается в сравнении с другими компонентами. В случае же, если интенсифицируется мышления, то уместно говорить об активизации логической памяти, а если начинает преобладать так называемое представление, то об образной и т.д. В настоящей работе исследовано вопросы формирование и развитие памяти в процессе обучение математике в академических лицеях и профессиональных колледжах.
Принято считать, что память человека развивается в детстве и школьные годы, но, анализируя методы запоминания, используемые студентами при обучении в академических лицеях и профессиональных колледжах, становится ясно, что останавливаться на развитии их мнемотехнических способностей рано [2]. Постоянно увеличивающийся объем учебного материала не может быть усвоен без использования приемов запоминания и постоянного развития памяти. Как показало проведенное исследование, в качестве основного приема запоминания студенты используют многократное чтение текста и повторение, они как бы фотографируют материал. Многим преподавателям приходилось сталкиваться с ситуацией, когда студент, забывая одно слово, не мог далее воспроизводить текст, т.е. студенты в большей степени используют природную память, запоминают механически, без средств. Таким образом, студенты не могут запомнить материал в полном объеме, тем более что они, как правило, ставят перед собой установку на кратковременное запоминание. Учитывая
© Ибрагимов Н.Ш., 2015 г.
специфику математики как преподаваемой дисциплины, её цикличность, преемственность каждого раздела, такая ситуация является недопустимой. Чем меньше времени будет уходить на реконструкцию пройденного материала, а иногда и на краткое повторное его изложение, тем более эффективным будет процесс обучения, появится возможность для более глубокого изучения дисциплины. Чем лучше студенты будут помнить, и ориентироваться в изученном материале, тем легче ими будет восприниматься новый. В случае если студенты будут использовать только механическое запоминание, перенос знаний из одного раздела математики в другой будет осуществлен не в полном объеме или вообще невозможен, в результате, не имея фундамента, понимание следующего материала не будет достигнуто. В результате назревает необходимость развития у студентов логической памяти - памяти, построенной на выделении и запоминании логически-смысловой связи между запоминаемыми элементами; обучения студентов приемам запоминания и способам обработки информации, а также необходимость в развитии желания логически осмысливать материал, применять при запоминании мнемотехнические приемы [3]. Для более успешного запоминания материала студентами нужно:
1. Привести материал в систему, удобную для запоминания и сохранения в памяти. Чтобы запоминаемый материал хранился в определенной системе, надо провести работу над его содержанием. Главная цель при этом — постараться все понять, уловить основные мысли, затем материал разбить на смысловые части и на бумаге постараться составить план текста.
2. Связать изучаемый материал его с тем, что уже известно, тем самым, повторив предыдущий и систематизировав полученные знания. Легко и надежно запоминается новый материал, связанный с предыдущим опытом, когда он его чем-то дополняет и обогащает.
3. Использовать при запоминании разные виды памяти, прежде всего смысловую и некоторые индивидуальные особенности памяти зрительную, слуховую или двигательную.
4. Стараться применять полученные знания на деле, например, при помощи профессионально-ориентированных задач. Эффект запоминания значительно усиливается если студент будет осознавать необходимость полученной информации в его деятельности, если материал вызывает в нем определенный интерес.
5. Обрабатывать информацию для запоминания. Основой логической памяти является внедрение мыслительных действий в качестве опоры, средства запоминания. В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы: смысловое соотнесение, классификация, анализ, синтез, сравнение, аналогии и др. Так, например, правильно построенная классификация понятия отражает наиболее существенные свойства и связи между объектами понятия, помогает лучше ориентироваться в множестве этих объектов, дает возможность устанавливать такие свойства этих объектов, которые наиболее важны для применения этого понятия.
6. Поставить студентам задачу прочно запомнить учебный материал длительное время, приводя конкретные примеры использования данного материала при дальнейшем изучении дисциплины или при изучении других предметов. Задание должно заключаться в четкой формулировке того, что и как нужно запомнить.
Вообще процесс запоминания можно представить следующими условными этапами: 1)актуализация ощущения, восприятия и эмоциональной сферы; 2)полноценное первоначальное запечатление материала; 3)выделение механических и логических связей между понятиями и явлениями; 4)выделение логической структуры и главных мыслей в запоминаемом материале; 5)неоднократное повторение запоминаемого материала.
Под сохранением в психологии понимается фаза памяти, характеризующая долговременное удержание воспринятой информации в скрытом состоянии[4-7].. О сохранении информации можно судить только на основании наблюдений за другими, предполагающими его мнемотехническими процессами: воспроизведением, узнаванием, повторным заучиванием. Удержание в памяти материала в основном зависит от организации мнемотехнических средств и от мер, предупреждающих забывание.
Таким образом, процесс сохранения в памяти информации предполагает ее повторение, т.е. неоднократное воспроизведение спустя некоторое время после первоначального восприятия и запоминания.
Использование студентами мнемотехнических приемов позволяет им более углубленно воспринимать материал, запоминать его на долгое время, воспринимать как единое целое, не только перестраивает процессы запоминания и воспроизведения, но и оказывает позитивное влияние на показатели памяти. Усвоение мнемотехнических приемов запоминания происходит тем успешнее, чем больше внимания уделяет им преподаватель, который должен знакомить студента с наиболее рациональными приемами запоминания и припоминания. Применение рациональных методов запоминания — важнейшее условие развития и воспитания памяти.
Литература
1. Шадриков В.Д. О структуре позновательной способности// Психологический журнал. 1985. Т.6. №3. С. 152-160.
2. Богоявленская М. Школьные проблемы одаренных детей// Шк. психолог.- 2005. -№ 3.
3. Капица П.Л. Эксперимент, теория, практика. Серия: "Наука, мировоззрение, жизнь". Москва, Наука, 1987.
4. Крутецкий В.А. Опыт психологического анализа математических способностей школьников// Проблемы способностей. М., 1962. — С. 106—114.
5. Теплов Б.М. Способности и одаренность. Б.М.Теплов//Избранные труды: В 2-хт. - М.,1981. - Т.1 - с.22-24.
6. Маматов М.Ш., Махмудова Д.М., Темуров С.Ю. Выявление аналитического творческого мышления студентов при помощи решения проблемных геометрических задач// Вестник Тамбовского Университета. - Тамбов. 2013. - Том 18, вып. 5. -С. 2596 - 2597.
7. Холодовский С.Е. К 110-летнему юбилею Андрея Николаевича Колмогорова//Учёные записки ЗабГУ. - 2013.-№3(50).-С. 155-156.