2016. - С. 99-101. 6. Черданцев, В.П. Перспективы развития молочно-продуктового подкомплекса Пермского края / В.П. Черданцев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2008. - № 1. - С.59-61.
Формирование и развитие отрасли козоводства на промышленной основе в
Пермском крае
Formation and development of the industry of harvest on the industrial basis in the Perm
region
| , , I МОСКОВСКИЙ ■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
УДК 631.1:636.39.034+338.3 DOI 10.24411/2413-046Х-2019-18015
Давлетов Ильдар Ильдусович,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента, Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова, г. Пермь
Свечникова Татьяна Михайловна, старший преподаватель кафедры организации аграрного производства, Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова, г. Пермь
Davletov I.I., davletov2005@yandex.ru
Svechnikova T.M., dobroe5@yandex.ru
Аннотация: В статье рассматриваются подходы к формированию и развитию отрасли козоводства на региональном уровне. В современных условиях состояния молочного животноводства на территории Пермского края необходима диверсификация производства, связанная с формированием и развитием новых отраслей и выводом на рынок новой конкурентоспособной продукции. Новой отраслью для сельскохозяйственных организаций Пермского края является козоводство, продукция, которой отличается высоким содержанием белка в мясе и низким уровнем жира, ценным химическим составом козьего молока. Организация производства козьего молока на промышленной основе позволит обеспечить население территории диетической продукцией хорошего качества. Summary: The article discusses approaches to the formation and development of the goat industry at the regional level. In modern conditions of the state of dairy farming in the Perm Territory, diversification of production is necessary, associated with the formation and development of new industries and the introduction of new competitive products to the market. A new industry for agricultural organizations in the Perm Territory is goat breeding, products that are characterized by high protein content in meat and low levels of fat, are a valuable chemical composition of goat milk. The organization of the production of goat milk on an industrial basis will provide the population of the territory with dietary products of good quality.
Ключевые слова: сельскохозяйственное производство, молочное животноводство, козоводство, козье молоко, диверсификация производства, Пермский край. Keywords: agricultural production, dairy farming, goat breeding, goat milk, diversification of production, Perm region.
Для повышения конкурентоспособности отраслей молочного животноводства необходим научный подход к организации производства, основанный на внедрении результатов научно-технического прогресса в развитие сельского хозяйства, а также стратегическое бизнес-планирование деятельности сельскохозяйственных организаций. В современных условиях состояния молочного животноводства на территории Пермского края необходима диверсификация производства, связанная с формированием и развитием новых отраслей и выводом на рынок новой конкурентоспособной продукции. Новой отраслью для сельскохозяйственных организаций Пермского края является козоводство, продукция, которой отличается высоким содержанием белка в мясе и низким уровнем жира, ценным химическим составом козьего молока.
Современное состояние вопроса. На сегодняшний день продукция козоводства является специфическим видом и рассчитана на определенный сегмент рынка. Валовой объем производства коз и овец живом весе на 01.01.2018 г. составляет 2,1 тыс. тонн, в том числе в хозяйствах населения 1,9 тыс. тонн. Валовой объем производства козьего молока составляет 13,3 тыс. тонн, в том числе в хозяйствах населения 12,9 тыс. тонн (табл. 1).
Таблица 1—Динамика поголовья и объемов производства продукции в отрасли козоводства и овцеводства на территории Пермского края [1]
Показатели 2008г 20 Юг 2012г 2014г 2015г 2017 г Изменения. 2017 г. к 2008г.
Хозяйства всех категорий
Поголовье овец и козг тыс. гол. 68=7 75=2 79=5 81=8 81=9 80,2 16=7
е том числе коз. тыс. ron. 21.6 20.2 20 20.6 20.1 20.0 -~=4
Овцы и козы на убой, в живом весе. тыс. т. 2=4 2 2 2 2 2=1 2=1 2Л -12=5
Козье молоко, гыс.т. 13. S 12.9 12.8 13.5 13=5 13.3 -3=6
Сельскохозяйственные организации
Поголовье овец н коз. тыс. гол. 0=7 1=6 5=2 7=2 4=7 5=9 в Ё=4 раз
в том числе коз. тыс. гол. о=о 0.0 0.0 0.7 0=4 0.4 -
Овцы и козы на убой, в живом весе. тыс. т. о=о 0=0 0=0 0=1 0=1 0=1 -
Козье молоко, гыс.т. о=о 0.0 0.0 0.0 0=0 0.0 -
Хозяйства населения
Поголовье овец н коз7 тыс. гол. 66 л 68=9 67=1 60=1 58=9 56=9 -13=9
е том числе коз. тыс. гол. 21.6 20.1 19.7 19.4 19.2 1S.9 -12=5
Овцы и козы на убой7 в живом весе. тыс. т. 2=3 2 2 2=1 1=9 1=9 1=9 -17,4
Козье молоко, тыс. т. 13. S 12.9 12.8 13.1 13=1 12.9 -6=5
Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели
Поголовье овец н коз= тыс. гол. 1,9 4=7 7=2 14=5 18,3 174 9 Д раз
е том числе коз. тыс. гол. од ОД 0.3 0.6 0=5 0.8 в 8 раз
Овцы и козы на убой, в живом весе. тыс. т. од 0 0=1 0=1 0=1 0=1 -
Козье молоко, гыс. т. о=о 0.0 0.0 0.4 0=4 0.4 -
При диверсификации молочно-продуктового подкомплекса производство и обеспечение населения Пермского края диетическими мясными и молочными продуктами, развитие отрасли козоводства необходимо в долгосрочной перспективе учитывать следующие факторы.
1.На начальном этапе формирования рынка продукции козоводства реальный размер рынка будет соответствовать потребности 2,5-7 тыс. детей, ежегодно страдающих атопичным дерматитом на белок коровьего молока, для которых козье молоко и молочная продукция является жизненно необходимым продуктом питания. В дальнейшем рост объемов производства и реализации и продукции козоводства будет зависеть от маркетинговой политики Ассоциации молочников Пермского края, ценообразования на продукцию и доходов населения.
Популяризация товара может привести к резкому росту спроса на козоводческую продукцию на внутреннем рынке, что может привести к дефициту товара и спекулятивному росту цен, которая в дальнейшем приведет к насыщению рынка
козоводческой продукцией из-за рубежа (если не будет входить в список санкционных товаров на этот период). Ввоз из других регионов козоводческой продукции исключен из-за невысоких объемов производства данной продукции.
2.Ключевыми факторами по завоеванию технологического преимущества по производству козоводческой продукции являются благоприятные природно-климатические условия Пермского края для производства грубых и сочных кормов, которые, как известно, считаются основными в рационе кормления у мелких рогатых жвачных животных, к которым относятся козы.
3.Выбор оптимальных подходов технологии производства с учетом сильных и слабых сторон хозяйствующих субъектов и выявление наиболее значимых потребительских свойств в козоводческой продукции позволят организациям взять лидерство в отрасли.
4.Внедрение цифровых технологий и роботов в производственном цикле отрасли козоводства позволит повысить и сохранить качество производства молока на высоком уровне, сравнимые с международными стандартами ИСО 9000. Это позволит получить конкурентное преимущество у региональных производителей козоводческой продукции на долгосрочный период, несмотря на высокие единовременные затраты.
5.Входные барьеры в отрасли козоводства относительно низки из-за незначительной конкуренции со стороны зарубежных и российских производителей, но тем не менее, в зависимости от масштаба производства требует серьезных вложений в основные производственные и непроизводственные фонды. Значительную долю составляют затраты на организацию кормопроизводственной базы, автоматизацию и роботизацию рабочих процессов в кормоприготовлении, кормораздачи и доении коз. Также на начальных этапах большие вложения требуются в комплектации акклиматизированного стада породистых коз, в селекционную деятельность и в научно-исследовательскую опытно-конструкторские разработки (НИОКР)в производстве козоводческой продукции в условиях Пермского края.
5.В отрасли козоводства эффект обучаемости проявляется в виде снижения издержек за счет обучения и повышения квалификации персонала, снижения уровня производственного брака, выбора оптимальных сбалансированных рационов, снижения уровня потерь при производстве, заготовке и хранении кормов, постепенной адаптации животных и персонала к технико-технологическим процессам и производственным машинам и природно-климатическим условиям региона.
6.Реализация продукции на начальном этапе возможна через привлечения внимания покупателей в социальных сетях и специализированных лечебных учреждения (аллергоцентрах) города.
7.Формирование обратной связи с клиентами позволит усовершенствовать товарное позиционирование на рынке, проводить дальнейшую дифференциацию продукции козоводства, тем самым увеличивая добавленную стоимость начальной продукции.
8.Рентабельность отрасли козоводства зависит от масштабов производства, применения инновационных ресурсосберегающих технологий, которые в свою очередь требуют больших финансовых вложений. Поэтому предприятия не обладающие большими финансовыми возможностями не способны наращивать производственный потенциал, будут придерживаться умеренной стратегии роста. в зависимости от достигнутых результатов либо пойдут на слияние с крупными производственными организациями, тем самым формируя новые специализированные агропромышленные формирования по производству продукции козоводства.
Методика исследования. Для проведения исследования применялись монографический, абстрактно-логический и расчетно-конструктивный методы. Монографический метод использовался при изучении теоретических вопросов повышения эффективности отрасли молочного животноводства, формирования и развития отрасли козоводства на территории Пермского края; абстрактно-логический и расчетно-конструктивный - для обоснования необходимости автоматизации и роботизации технологических и производственных процессов в отрасли козоводства.
Результаты исследования. Проведенные исследования показали, что формирование отрасли козоводства на территории Пермского края предполагает организацию системы взаимосвязанных хозяйствующих субъектов (рис.1).
Племенные станции Племенные р епро дукторы Мол очно-товарные фермы козоводческих организации
1
Конечный потребитель Предприятия оптовой и розничной торговгпн Предприятия по переработке козьего молока
Рисунок 1 — Бизнес-процесс организации производства и реализации продукции козоводства на территории Пермского края [3]
Главным звеном в этой системе является племенная станция, на базе которой будет производиться селективный отбор козоматок по молочной продуктивности и белку. Основной задачей племенного репродуктора будет являться увеличение поголовья высокопродуктивных пород коз и их распространение среди специализированных козоводческих организаций, а также хозяйств населения. Главной
целью козоводческих организаций будет являться увеличение объемов производства козьего молока и снижение себестоимости за счет «эффекта масштаба» и обучаемости.
Для эффективного функционирования племенных станций, племенных репродукторов, молочно-товарных ферм важно организовать их работу и функционирование с учетом достижений научно-технического прогресса:
- автоматизация процесса кормопроизводства;
- установление автоматизированного бункера-кормораздатчика;
- роботизация процесса выравнивания кормов;
- роботизация процесса доения коз;
- автоматизация учета и контроля состояния животных;
- автоматизация контроля микроклимата на ферме;
- автоматизация системы удаления продуктов жизнедеятельности животных.
Автоматизация и роботизация производственных процессов, использование цифровых технологий должно коснуться всех этапов процесса воспроизводства козоводческой продукции.
Применение автоматизированных комплексов при селекционной деятельности позволит своевременно регулировать в будущем пол потомства и тем самым определять дальнейшее хозяйственное применение животного. При создании банка эмбрионов и спермы высокопродуктивных животных необходимо максимально автоматизировать процессы хранения и учета биоматериалов, что позволит снизить уровень риска внешнего воздействия на качество биоматериала.
На молочных комплексах систему контроля и поддержки микроклимата целесообразно полностью автоматизировать, так как молочная продуктивность коз зависит от уровня температуры, влажности и загазованности помещений. Так, например, при снижении температуры на уровне пола ниже +10 С 0 приводит к снижению продуктивности до 70% из-за резкого снижения уровня обогащения кровью молочных желез. Тогда как для коров оптимальная температура в коровнике составляет +10-15 С 0.
В молочном козоводстве себестоимость продукции на 40% зависит от себестоимости производства, заготовки, хранения и транспортировки кормов. Поэтому для повышения экономической эффективности производства молока целесообразно максимально применять современные цифровые технологии процесса автоматизации кормопроизводства в целом. Одним из направлений повышения эффективности кормопроизводства целесообразно применять элементы точного земледелия при сочетании с современными технологиями, картографии, ландшафта, сельскохозяйственных угодий
агропромышленных предприятий. Это даст возможность применить передовой опыт в агрохимическом анализе почвы с использованием автоматизированных систем оценки состава и качества земель сельскохозяйственного назначения и эффективно использовать количество затрачиваемой минеральной подкормки для производства кормов и станет одним из путей достижения производства экологически чистой продукции в растениеводстве и животноводстве.
В социально-экономическом аспекте при ускорении процесса внедрения научно-технических достижений в аграрном производстве могут возникнуть проблемы с сокращением числа рабочих мест, что на наш взгляд имеет как положительный, так и отрицательный эффект.
К положительному результату можно отнести сокращение числа малопривлекательных, физически тяжелых и вредных профессий в сельскохозяйственном производстве: скотника, кормача, дояра. Это позволит по новому взглянуть на аграрное производство в целом в век цифровых технологий и роботов и сформировать новое поколение профессий в аграрном производстве (техники-наладчики, программисты-селекционеры и т.д.), требующих высокоинтеллектуальных и творческих подходов к решению проблем.
Негативной стороной автоматизации и роботизации производственных процессов в аграрном секторе экономики является то, что сельскохозяйственные предприятия не смогут обеспечить высвободившийся персонал достойной работой с хорошей оплатой труда. Для безболезненного перехода в «век цифровых технологий» целесообразно иметь четкую стратегию развития аграрного производства и взаимосвязанной с ней кадровой политики на уровне региона в целом, и на уровне отдельно взятого аграрного предприятия. В этом процессе возможно применение основных концепций, стандартов ИСО 26000 «Корпоративная социальная ответственность предприятий», в котором предприятия государства и общество должны нести одинаковую ответственность за контроль уровня безработицы в сельских территориях. В целом, автоматизация производства в сельских территориях приведет к развитию сферы услуг, таких как агротуризм.
Для повышения производительности труда и увеличения объемов производства козьего молока целесообразно расширять уровень автоматизации производства, а также использовать весь имеющийся потенциал и опыт ведения производства в молочно-продуктовом подкомплексе и перенести его на формирование и развитие отрасли козоводства в Пермском крае.
На этапе переработки молока главной задачей является увеличение добавленной стоимости козьего молока за счет глубокой переработки, широкого ассортимента козоводческой продукции, работы на отдельные сегменты рынка (производство сухих молочных смесей на основе козьего молока для детей). Для перерабатывающих организаций важно автоматизировать первичную оценку и контроль качества молока при приемке от потенциальных поставщиков.
Главной задачей организаций оптовой и розничной торговли является популяризация козоводческой продукции, выход с этой продукцией на широкий сегмент рынка. Поэтому для этих организаций важно автоматизировать процесс поиска клиентов и реализации продукции, в том числе через Интернет-магазин и группы в социальных сетях. Для конечного потребителя козоводческой продукции важно получить качественный продукт по низкой цене. Для этого потребитель изучает предложение торговых сетей посредством интернета.
Исследования рынка показали, что на начальном этапе формирования рынка продукции козоводства в Пермском крае реальный размер рынка будет соответствовать потребности 2,5-7 тыс. детей, ежегодно страдающих атопичным дерматитом на белок коровьего молока, для которых козье молоко и молочная продукция является жизненно необходимым продуктом питания. В дальнейшем рост объемов производства и реализации продукции козоводства будет зависеть от маркетинговой политики Ассоциации молочников Пермского края, ценообразования на продукцию и доходов населения. Популяризация товара может привести к резкому росту спроса на козоводческую продукцию на внутреннем рынке, что может привести к дефициту товара и спекулятивному росту цен, которая в дальнейшем приведет к насыщению рынка козоводческой продукцией из-за рубежа (если не будет входить в список санкционных товаров на этот период). Ввоз из других регионов козоводческой продукции исключен из-за невысоких объемов производства данной продукции.
Выводы. Отрасль козоводства в условиях Пермского края относится к формирующимся отраслям АПК и находится на этапе возрождения. Целью отрасли козоводства является формирование экономически эффективной системы организации производства, переработки и реализации продукции козоводства до конечного потребителя. Формирование и развитие отрасли козоводства в Пермском крае должно идти «в ногу» с развитием научно-технического прогресса. Оснащение племенных станций, племенных репродукторов, козоводческих организаций различными автоматизированными системами и использование роботов-дояров на молочно-товарных фермах требует больших
финансовых вложений. Источником финансирования могут быть: собственные средства агропредприятий, которые планируют проводить диверсификацию производства; участие в региональных и федеральных программах развития молочного животноводства; привлечение отечественных и зарубежных частных инвесторов для участия в совместных проектах; создание государственного и частного партнерства. Продукция козоводства является специфическим видом и рассчитана на определенный сегмент рынка. Высокий уровень автоматизации и роботизации производственных процессов в козоводстве на территории Пермского края и реализация стратегии развития отрасли козоводства позволит к 2030 г. увеличить поголовье козоматок с 10 тыс. голов до 120 тыс. гол породистого скота. В результате объемы производства и реализации козьего молока на рынке могут возрасти с 13,3 тыс. тонн до 180 тыс. тонн к 2030 г., а мяса коз - с 1,1 тыс. тонн до 7,2 тыс. тонн.
Список литературы
1. Пермский край в цифрах. 2018: Краткий статистический сборник/Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю. - Пермь, 2019. - 186 с.
2. Сельское хозяйство Пермского края. 2018. Статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю. - Пермь, 2019. - 175 с.
3. Черданцев, В.П. Инновационное предпринимательство - основа экономического развития региона / В.П. Черданцев, А.В. Плотников // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 11 (58). С. 821-823.
4. Черникова, С.А. Актуальные вопросы сбытовой деятельности // С.А. Черникова / Аллея науки. - 2017. - № 9. - С. 512-515.
5. Яркова, Т.М. Влияние продовольственной безопасности на здоровый образ жизни населения / Т.М. Яркова // В сборнике: Информационные технологии в стратегии реиндустриализации АПК региона/ материалы: Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова. - 2018. - С. 243-248.
6. Яркова. Т.М. Эффективность инвестиций в АПК региона / Т.М. Яркова // Экономика АПК Предуралья. - 2018. - №1. - С. 113-117.