Научная статья на тему 'Формирование и развитие новых форм организации и управления хозяйствующими субъектами здравоохранения (на примере государственно-частного партнерства)'

Формирование и развитие новых форм организации и управления хозяйствующими субъектами здравоохранения (на примере государственно-частного партнерства) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
420
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ХОЗЯЙСТВУЮЩИМИ СУБЪЕКТАМИ / ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ORGANIZATION AND MANAGEMENT OF ECONOMIC ENTITIES / ORGANIZATION OF ECONOMIC ENTITIES BUSINESS / PRIVATE-PUBLIC PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Окольнишникова Ирина Юрьевна, Каточков Виктор Михайлович

Статья посвящена исследованию проблем и перспектив формирования и развития новых форм организации и управления хозяйствующими субъектами (на примере государственно-частного партнерства). Авторами обоснована необходимость внедрения государственно-частного партнерства как современного механизма организации предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов, позволяющей эффективно решать системные проблемы экономики регионов. Рассмотрены возможные формы государственно-частного партнерства, а также предложен механизм их регулирования на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation and development of new forms of organization and management of economic entities in health industry (by the example of private-public partnership)

The article is devoted to the problems and prospects of formation and development of new forms of organization and management of economic entities (by the example of private-public partnership). The authors ground the necessity to introduce the private-public partnership as a modern organizational mechanism of economic entities business which enables to efficiently solve the system problems of regional economics. Different forms of private-public partnership are considered, mechanism of their regulation at regional level is offered.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие новых форм организации и управления хозяйствующими субъектами здравоохранения (на примере государственно-частного партнерства)»

УДК 316.4+351+351.105 ББК У9(2)49

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НОВЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИМИ СУБЪЕКТАМИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА)

И.Ю. Окольнишникова, В.М. Каточков

Статья посвящена исследованию проблем и перспектив формирования и развития новых форм организации и управления хозяйствующими субъектами (на примере государственно-частного партнерства). Авторами обоснована необходимость внедрения государственно-частного партнерства как современного механизма организации предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов, позволяющей эффективно решать системные проблемы экономики регионов. Рассмотрены возможные формы государственно-частного партнерства, а также предложен механизм их регулирования на региональном уровне.

Ключевые слова: организация и управление хозяйствующими субъектами, организация предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов, государственно-частное партнерство.

Основными задачами мировой и российской систем здравоохранения являются улучшение демографической ситуации и здоровья наций, формирование социальной стабильности в обществе, повышение качества медицинского обслуживания и снижение государственных расходов на здравоохранение. Для решения этих задач во всем мире проводится реформирование действующих систем здравоохранения, включающее развитие медицинских служб, внедрение программ обеспечения населения лекарственными средствами, повышение технологического уровня медицинских учреждений и т. п. На эти цели в мире ежегодно тратится более 3600 миллиардов долларов [5].

При анализе экономических особенностей реформирования систем здравоохранения можно выделить следующие ключевые направления:

- поиск оптимальной роли государства как поставщика медицинских услуг в системе здравоохранения;

- снижение высоких государственных расходов на систему здравоохранения, в том числе через развитие всех видов медицинского страхования.

Эффективная реализация данных направлений возможна через внедрение механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП), что особенно актуально в условиях мирового финансового кризиса. Опыт развитых стран мира свидетельствует, что государственно-частное партнерство в здравоохранении, как и в других секторах социальной сферы, эффективно в тех случаях, когда государство самостоятельно не может решить системные проблемы, прежде всего, по финансовым причинам, а возможности рыночных механизмов для привлечения бизнеса ограничены. Объединение усилий государства и бизнеса дает возможность реализации ключевых проектов реформиро-

вания здравоохранения, способных значительно улучшить ситуацию с учетом интересов всех участников.

Интерес к государственно-частному партнерству в различных отраслях экономики и предпринимательской деятельности возник достаточно давно. Известно, например, что первая постройка канала по концессионному принципу во Франции датируется 1552 годом. ГЧП в виде концессий активно использовалось многими странами, в том числе и Россией, на рубеже XIX-XX веков при строительстве железных дорог и в других крупных проектах.

Мощный виток интереса к ГЧП наблюдался в 90-е годы XX века в Великобритании. Именно в это время начала развиваться британская форма ГЧП - «частная финансовая инициатива» (Private Financing Initiative, PFI), подразумевавшая привлечение инвестиций бизнес-структур для строительства крупных государственных объектов с последующей компенсацией расходов либо за счет получения бизнесом доходов от эксплуатации, либо за счет перечисления бюджетных средств. Во многих случаях инвестор после постройки и введения объекта в действие, привлекался к его дальнейшей эксплуатации и организации деятельности, вплоть до найма персонала [2].

В настоящее время объектами частной финансовой инициативы как формы ГЧП в Великобритании выступают объекты инфраструктуры, школы, больницы и т. д. [3]. Их общая стоимость в течение последних 10 лет составляет 24 млрд £, а в течение следующих 3-х лет планируется реализовать проекты на общую сумму 12 млрд £. Ежегодно заключается до 80 новых соглашений. По данным британского правительства, такие проекты обеспечивают 17 % экономии для бюджета страны [8].

Таким образом, зарубежный опыт свидетельствует, что государственно-частное партнерство является одной из наиболее удачных альтернатив приватизации объектов государственной собственности и рассматривается как одно из важных условий развития эффективной рыночной экономики, дающих объективные преимущества всем участникам процесса - государству, бизнес-структурам, обществу.

Для деловых кругов участие в ГЧП дает возможность доступа к традиционно государственным сферам экономики, получение государственной поддержки и участия, долговременного размещения инвестиций под устраивающие гарантии, выбор наиболее выгодных проектов и т. д.

Привлекательность ГЧП для государственных структур определяется возможностью решения системных проблем развития экономики, повышения эффективности проектов за счет участия в них частного бизнеса, снижения бюджетных затрат, увеличения поступлений от налогов и других выплат в бюджет. Важно также общее повышение инвестиционной и инновационной активности страны, укрепление социальной стабильности регионов, уровня конкуренции на отраслевых рынках и возможность разделить риски по проекту, переложив часть из них на бизнес-партнеров.

На международной конференции под эгидой ОЭСР в Москве были выделены базовые признаки, характерные для ГЧП в плане экономического взаимодействия. Согласно им, стороны должны иметь общие цели и четко определенный государственный интерес, объединять свои вклады, распределять расходы и риски, участвовать в использовании полученных результатов для достижения этих целей, а также фиксировать свои партнерские, равноправные взаимоотношения в официальных документах [9]. Эти признаки, по нашему мнению, присущи государственно-частному партнерству во всех отраслях отечественной экономики, и, в частности, в здравоохранении.

В медицинской сфере интеграция усилий государства и бизнеса позволит обеспечить приток в здравоохранение частных инвестиций, управленческого капитала, рационализировать структуру экономики отрасли и, тем самым, решить первоочередные задачи по обеспечению населения качественной медицинской помощью.

В настоящее время ГЧП как эффективная форма сотрудничества государственных и частных структур в области здравоохранения наибольшее распространение получило в Великобритании, Канаде и Австралии. Существует большой опыт его организации в Европе. В Швеции государство активно привлекает к обслуживанию населения частных поставщиков медицинской помощи. В Великобритании действует система предоставления права пациентам лечиться в частных клиниках, если государственные медицинские учреждения не в состоянии обеспечить им необходимую

помощь. В этом случае государство берет на себя обязательство по оплате расходов пациентов на частные медицинские услуги [1]. В Германии доля частных лечебно-профилактических учреждений за последние 10 лет увеличилась в 5 раз и составляет более 20 %. В результате на фоне снижения государственных расходов уровень системы здравоохранения остается высоким [2]. С нашей точки зрения, данные механизмы полностью применимы и в отечественном здравоохранении.

Перспективной областью применения ГЧП являются, прежде всего, комплексные проблемы в сфере здравоохранения, требующие разностороннего подхода - создания ресурсной базы, инфраструктуры, обучения персонала, лекарственного обеспечения и т. п. Это разработка и внедрение социально-значимого медицинского продукта, имеющего первоочередное значение для здоровья общества - создание новых вакцин против инфекционных болезней, вакцин против СПИДа, методов и средств лечения и профилактики онкологических заболеваний и т. п. [6].

Среди сфер здравоохранения, которые активно используют ГЧП во всем мире, - улучшение доступа к медицинской помощи, необходимым лекарственным препаратам, снижение уровня заболеваемости, искоренение условий распространения заболеваний и т. д. Данное направление в большинстве случаев разрабатывается посредством организации международных ГЧП, в которые входят министерства здравоохранения, бизнес-структуры, общественные организации и частные лица. Примерами такого сотрудничества являются Всемирный Альянс по борьбе с Лимфатическим Филяриозом, Всемирный Альянс по Вакцинации и Иммунизации (вЛУ1), Африканское Партнерство по Малярии и т. д. [7].

Важным направлением ГЧП является обеспечение качества медицинской помощи. К примеру, международная Конференция по Согласованию технических требований регистрации фармакологической продукции для нужд человека (1СН) представляет собой ГЧП, объединяющее регулирующие органы и производителей в качестве партнеров при обсуждении научных и технических сторон процедуры тестирования с целью обеспечения доступности, безопасности, качества и эффективности медицинских препаратов. В перечисленных направлениях, по нашему мнению, должна активно участвовать и российская сторона.

Нельзя утверждать, что для российской медицины тема реализации государственно-частного партнерства абсолютно нова. Без организационного альянса между государством и бизнесом в различных формах действующая система государственного и муниципального здравоохранения не смогла бы решать поставленные перед ней задачи. Производство и поставка на медицинский рынок лекарств, оборудования, продуктов питания, мягкого и твердого инвентаря, выполнение работ по

проведению капитального и текущего ремонта, оказание услуг связи и многое другое осуществляется частными предприятиями. Тем самым, частно-государственное партнерство в здравоохранении уже составляет основу обеспечения необходимых условий функционирования отрасли.

Тем не менее, рассматривать ГЧП в здравоохранении исключительно с описанных выше позиций нельзя, так как это значительно сужает интересы всех участников процесса - и государства, и бизнес-структур, и собственно потребителей медицинских услуг. Учитывая многообразие и специфику взаимных интересов государства и бизнеса в вопросах охраны здоровья населения, целесообразно, вслед за автором [3], сегментировать политику в данном вопросе по следующим направлениям:

- государственно-частное партнерство в практическом здравоохранении;

- государственно-частное партнерство в развитии медицинских инноваций;

- государственно-частное партнерство в медицинском образовании;

- государственно-частное партнерство в развитии медицинской промышленности и фармацевтического производства и обеспечения.

По каждому из указанных направлений необходимо сформировать перечень приоритетных мероприятий, реализация которых необходима в самое ближайшее время. В рамках данной статьи рассмотрим одно из перечисленных возможных направлений реализации ГЧП - государственночастное партнерство в практическом здравоохранении.

Рынок медицинских услуг имеет ряд существенных особенностей. Одной из его ключевых характеристик является выраженный приоритет интересов потребителей медицинских услуг над интересами их производителей. В связи с этим цель и основные задачи государственно-частного партнерства не могут определяться лишь на основе представлений о структуре и функции института саморегулирования товарно-сырьевых рынков.

Основной целью ГЧП в здравоохранении является, по нашему мнению, повышение качества и объемов медико-профилактической помощи и, тем самым, улучшение демографической ситуации. Для решения этой задачи необходимо стимулировать развитие государственно-частного партнерства в реализации крупномасштабных проектов по следующим направлениям:

- увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП);

- развитие различных видов медицинского страхования;

- обеспечение эпидемиологического благополучия;

- совершенствование медицинской профилактики, гигиеническое воспитание населения и формирование здорового образа жизни;

- обеспечение обслуживающих медицинскую отрасль процессов.

Рассмотрим данные направления подробнее.

Увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи населению должно, по нашему мнению, выражаться в реализации проектов ГЧП по введению в действие и дальнейшему обслуживанию современных медицинских центров, служб переливания крови, диагностических, перинатальных, кардиологических, онкологических и других клиник повышенной общественной значимости. Целесообразно развивать ГЧП и в сфере информационных технологий обеспечения лечебно-диагностического процесса. Потребности населения в указанной помощи удовлетворяются пока далеко не в полном объеме.

В работе [3] определены факторы привлекательности данной сферы в плане сотрудничества бизнеса и государства:

- высокая ресурсоемкость;

- необходимость и целесообразность относительно пролонгированного взаимодействия (разработка технического проекта; поставка и монтаж дорогостоящего оборудования; гарантийное и постгарантийное обслуживание; обеспечение расходными материалами; поставка нового оборудования, технологически сочетаемого с ранее приобретенным, и т. д.);

- формирование системы непрерывного повышения квалификации медицинских кадров;

- заинтересованность в коммерциализации результатов научных исследований и, как следствие, в их быстром внедрении.

Важной проблемой остается обеспечение доступа частных медицинских учреждений к программам оказания высокотехнологичной медицинской помощи. В настоящее время программа ВМП осуществляется ведомственными учреждениями и финансируется по сметному принципу. Вместе с тем, есть хорошо оснащенные частные клиники, которые практически полностью отстранены от участия в программах ВМП, однако могли бы резко увеличить предложение по оказанию медицинских услуг.

Необходимо отменить существующие до настоящего времени законодательные ограничения на оказание частными лечебно-профилактическими учреждениями многих видов медицинских услуг. В настоящее время негосударственные учреждения здравоохранения ограничены в оказании услуг скорой помощи, лечении алкоголизма, наркомании, стерилизации, некоторых видах педиатрической помощи и т. п.

Кроме того, важным является, по нашему мнению, государственно-частное партнерство в создании и внедрении инновационных медицинских технологий. Для их внедрения и реализации важна соответствующая квалификация медицинского персонала. Ее необходимо постоянно повышать, создав систему подготовки и переподготов-

ки кадров, проведения стажировок в ведущих мировых клиниках, создания обучающих центров с привлечением зарубежных специалистов для чтения лекций. Это направление также должно, по нашему мнению, передаваться бизнес-структурам на принципах ГЧП.

Важным направлением реализации ГЧП является развитие различных видов медицинского страхования. Речь идет, прежде всего, о полноценном включении негосударственных учреждений здравоохранения в систему обязательного медицинского страхования (ОМС) во всех сферах здравоохранения, в том числе в области амбулаторнополиклинического обслуживания населения. Это известная и многократно обсуждавшаяся проблема в последнее время начинает решаться [4].

Отметим, что опыт включения в систему обязательного медицинского страхования частных клиник существует во всем мире. Есть позитивные примеры такого рода и в России. Например, опыт Санкт-Петербурга, ассоциация частных медицинских компаний которого успешно работает в системе ОМС более 2-х лет. Подобная форма ГЧП успешно реализуется на территории Томской области, причем в программе ОМС участвует не менее 10 частных учреждений здравоохранения.

Отметим, что частные медицинские учреждения, несмотря на не очень выгодно низкие тарифы, заинтересованы в работе в системе ОМС. Это во многом связано с формирующимся спросом пациентов, которые в последнее время начали активно интересоваться возможностями обязательного и добровольного медицинского страхования. Ситуацию может существенно улучшить принятие реальных тарифов на медицинские услуги в системе ОМС, которые бы учитывали использование современных технологий и оборудования.

Есть заинтересованность в сотрудничестве с частными клиниками, включенными в систему ОМС, и у страховых компаний. Для страховщиков такая ситуация выгодна, так как в случае, если страховая компания имеет собственный медицинский центр или клинику, формируется более качественный и комфортный уровень обслуживания пациентов. Несмотря на сказанное, включение медицинских учреждений всех типов и видов в систему ОМС по-прежнему остается больным вопросом.

Важным направлением внедрения механизмов ГЧП является совершенствование медицинской профилактики, гигиеническое воспитание населения и формирование здорового образа жизни. Оно должно быть, по нашему мнению, направлено на дальнейшее развитие профилактического звена регионального здравоохранения путем расширения за счет проектов ГЧП уже существующей инфраструктуры и профилактику инфекционной заболеваемости гриппом, краснухой, туберкулезом, дифтерией, коклюшем, столбняком и т. д.

Кроме того, возможной формой ГЧП является создание государством совместно с бизнес-струк-

турами так называемых Служб здоровья, которые могут обеспечить существенное повышение качества и доступности медико-профилактической помощи. В таких службах необходимо, по нашему мнению, сосредоточить систему средств воздействия на население, направленную на повышение уровня знаний, информированности и практических навыков в области здоровья, соблюдение рекомендаций врача для повышения качества жизни, сохранения трудоспособности и активного долголетия.

Основными функциями Служб здоровья должны стать:

- комплексное информирование населения по вопросам здорового образа жизни;

- проведение коммуникационных кампаний, направленных на пропаганду здорового образа жизни;

- мониторинг факторов риска развития социально значимых болезней;

- обучение врачей и работников образования методам мотивирования населения по вопросам здорового образа жизни.

Ключевыми бизнес-структурами, участвующими в реализации проектов Служб здоровья, должны, по нашему мнению, стать средства массовой информации. Их роль заключается в организации тематических телепрограмм, радиопередач, публикаций статей в прессе, проведении массовых профилактических акций, производстве и размещении социальной рекламы и т. д.

Еще одним направлением реализации государственно-частного партнерства являются обслуживающие медицинскую отрасль процессы. К ним относятся:

- сбор, переработка и утилизация медицинских отходов;

- ремонт и обслуживание медицинской техники;

- обеспечение лекарственными препаратами;

- предоставление автотранспортных услуг и т. д.

Важной проблемой является создание и введение в действие предприятий, обеспечивающих сбор, переработку и утилизацию медицинских отходов. Создание подобных структурных подразделений в каждом медицинском учреждении высокозатратно и чаще всего нецелесообразно. Поэтому необходима либо организация государственных (муниципальных) унитарных предприятий по переработке медицинских отходов, либо создание ГЧП аналогичного профиля.

Значимым направлением реализации партнерства государства и бизнеса являются и обслуживающие медицинскую отрасль процессы - ремонт и обслуживание медицинской техники, обеспечение лекарственными препаратами, предоставление для медицинских учреждений услуг автотранспорта и т. д. Опыт работы в этом направлении у российских учреждений здравоохранения накоплен.

Исторически вначале была осуществлена реорганизация государственных предприятий в государственные унитарные предприятия, которые местами сохранились, а местами были акционированы.

Однозначную оценку этого события произвести сложно. В ряде случаев реорганизация государственных предприятий в частные на фоне отсутствия развитой конкурентной среды привела к сокращению объемов необходимых для здравоохранения услуг, их дефициту и, как следствие, удорожанию и снижению качества. С другой стороны, на высококонкурентном рынке такая реорганизация, напротив, стала инструментом увеличения объемов, спектра и повышения качества услуг для медицинских учреждений.

В настоящее время рассматривается возможность проведения пилотных проектов по государственно-частному партнерству в нескольких регионах России по передаче в концессию государственных клиник, созданию больничных касс, передаче федеральных целевых программ в области здравоохранения в управление частным управляющим компаниям и т. д. [2]. Вместе с тем, перспективы их реализации непонятны из-за неоднозначного отношения к ним органов государственного (муниципального) управления.

По мнению С.Н. Ларина, с которым мы полностью согласны, принципиальная схема взаимодействия участников ГЧП должна иметь следующую ступенчатую структуру:

1. Формирование и выражение инициативы о создании проекта ГЧП государством.

2. Предложения частного бизнеса по реализации выдвинутой инициативы.

3. Согласование существенных условий, а также интересов государства и частного бизнеса в рамках будущего проекта.

4. Закрепление достигнутых договоренностей между государством и бизнес-структурами в контракте.

5. Исполнение сторонами принятых в рамках проекта ГЧП обязательств.

6. Анализ полученных результатов.

7. Разработка новых, более совершенных моделей ГЧП.

8. Формирование новых инициатив со стороны государства [1].

Вместе с тем, описанная схема является оптимальным вариантом реализации механизма ГЧП и в реальности сопряжена с множеством трудностей. Перечислим основные.

Первый блок проблем носит общественнополитический характер. Он в той или иной мере связан с недостаточной степенью готовности российского общества к реализации государственночастного партнерства. Основными проблемами в данном ракурсе являются:

- отсутствие государственной, национальной концепции поэтапного введения и использования моделей ГЧП, содержащей перспективные для

государства направления развития партнерства в области инновационного развития, комплексного решения проблем здравоохранения, повышения качества жизни населения, образования, дорожного строительства и т. д.;

- отсутствие в России опыта эффективного взаимодействия между государством и частным бизнесом, что создает определенную степень недоверия бизнеса к государственным инициативам, а также требует тщательного изучения и рационального применения опыта зарубежных стран.

Для системы здравоохранения указанные проблемы еще более актуальны, так как внедрение схем ГЧП является для медицины новым. Если в дорожном хозяйстве, нефтедобывающей отрасли, энергетике и т. д. есть уже сложившаяся практика подобных партнерств и определенное понимание участниками сути явления, то в здравоохранении понимание целей, задач возможностей ГЧП необходимо формировать «с нуля».

Следующий блок проблемных вопросов носит правовой характер. В настоящее время в России назрела необходимость создания целостной системы законодательных инициатив относительно ГЧП. Основными проблемами правового характера, с нашей точки зрения, являются:

- отсутствие федерального законодательства о ГЧП, в котором должен быть установлен предмет регулирования, определены национальные подходы к проблеме, прописаны формы и механизмы его реализации в России и устранены нормативноправовые и административные барьеры [10];

- отсутствие законодательных документов, регламентирующих организацию ГЧП на уровнях субъектов РФ и муниципалитетов, корреспондирующихся с соответствующим федеральным законодательством;

- несовершенство ФЗ РФ «О концессионных соглашениях» и, как следствие, серьезные ограничения в его использовании;

- несовершенство действующего закона о государственных закупках (ФЗ РФ № 94 от 21.07.2005 г. в ред. от 20.04.2007 г.) в части недостаточного учета специфики ГЧП и отсутствия механизмов реализации проектов;

- сложность урегулирования прав на объекты интеллектуальной собственности, созданные с использованием бюджетных и внебюджетных средств, что практически неизбежно при реализации схем ГЧП и др.

В сфере здравоохранения к указанному комплексу проблем добавляется еще один блок - наличие многочисленных нарушений свободных принципов конкуренции. В интервью начальника Управления контроля социальной сферы и торговли Федеральной антимонопольной службы Т.В. Нижегородцева перечислены 3 типовых вида правонарушений:

1. Полное или частичное ограничение доступа частных лечебно-профилактических учреждений в

систему обязательного медицинского страхования. Эти нарушения квалифицируются ФАС как наиболее грубые.

2. Различное возмещение органами управления здравоохранением стоимости платных услуг государственным и негосударственным медицинским учреждениям (негосударственным лечебно -профилактическим учреждениям возмещаются меньшие суммы).

3. Ущемление прав негосударственных учреждений здравоохранения при выделении квот на оплачиваемые из средств бюджета койко-места. Такой подход вредит организации здравоохранения, так как больницы, сохраняя инертность, не стремятся улучшать качество медицинской помощи и обслуживания пациентов [11].

Блок проблем внедрения ГЧП в здравоохранении связан с препятствиями, которые видят в реализации партнерских проектов бизнес-структуры. Они являются отражением высокой степени недоверия к государству относительно выполнения им своих обязательств. Это высокая вероятность непрогнозируемого секвестра бюджетов уже одобренных проектов, нарушения графиков их финансирования, возможность досрочного расторжения партнерских договоров без достаточных причин и адекватной компенсации затрат инвестора и др.

Кроме того, бизнес озабочен проблемой неравномерности партнерства, наличием субъективизма в принятии решений со стороны государственных органов, отсутствием должной координации проектов с государственными структурами, сложностью бюрократического механизма ГЧП, чрезмерными ожиданиями государства по быстрому возврату инвестиций и т. д. Отдельный блок проблем связан с недостаточной информированностью участников о возможных моделях ГЧП и способах их оптимизации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для обеспечения работоспособности государственно-частных партнерств в здравоохранении важно, по нашему мнению, соблюдение следующих условий.

1. Партнерства должны создаваться в соответствии с основными национальными приоритетами, сформулированными в Концепции развития здравоохранения до 2020 года (в ней предусмотрено развитие сектора социальных услуг на принципах ГЧП). Это должны быть ключевые направления развития здравоохранения, которые одновременно имеют большую общественную значимость и являются слишком затратными для государства. Только в этом случае проекты ГЧП будут выгодно дополнять, а не дублировать государственные инициативы.

2. Государственная политика в области государственно-частного партнерства в здравоохранении должна быть динамичной и гибкой, оперативно реагировать на изменения экономической ситуации, конкурентной среды и т. п.

3. Ключевыми критериями привлечения заинтересованных бизнес-структур должны быть: их нацеленность на долгосрочные проекты (так как в коротких проектах применительно к ГЧП в медицине нет смысла), соответствующий уровень компетентности и наличие успешного опыта реализации аналогичных программ.

4. До начала реализации проекта должны быть определены источники финансирования на все время его осуществления.

5. Должна быть организована эффективная инфраструктура управления проектом ГЧП, в том числе в его финансовой части, на все время его реализации.

6. До начала реализации проекта должны быть законодательно определены гарантии для частных инвесторов.

7. Проект должен быть проверен на наличие в регионе аналогичных медицинских центров, так как покупка услуг в уже существующих клиниках зачастую выгоднее для госбюджета, чем строительство нового медицинского центра.

Кроме того, необходимо совершенствование нормативно-правой базы в области ГЧП в здравоохранении. Для решения данной проблемы важно:

- закрепить возможность и формы долговременного сотрудничества учреждений здравоохранения и бизнес-структур, что позволит обеспечить более стабильный и качественный характер реализации проектов ГЧП;

- определить правовые механизмы, стимулирующие приток частных инвестиций в государственное (муниципальное) здравоохранение и обеспечить систему гарантий для инвесторов;

- определить правовые механизмы возникновения новых организационно-правовых форм медицинских учреждений, способных привлекать частные финансовые ресурсы для решения государственных задач;

- разработать и внедрить систему аналитических исследований ГЧП в здравоохранении и программ повышения квалификации кадров в этой области.

Решение перечисленных задач будет способствовать развитию ГЧП в медицине и, как следствие, реализации крупномасштабных затратных общественно значимых проектов, направленных на улучшение здоровья населения.

Литература

1. Ларин, С.Н. Государственно-частное партнерство: зарубежный опыт и российские реалии / С.Н. Ларин // Государственно-частное партнерство в инновационных системах / под общ. ред. С.Н. Сильверстова. - М.: Изд-во ЛКИ, 2008. -С. 51-62.

2. http://www.орес.т/роШ_с1ос.а8р?й_но =56613

3. http://www.орес.ru/news_doc.а8р?й_но =46747

4. http://medi.az/index.php?option=com_content &task=view&id=103&Itemid=58

5. http://fbr.info/content/view/714024/140/ 9. http://ifti.ru/publicationsZ9

6. http://rudoctor.net/medicine2009/bz-fw/med- 10. http://www.hse.ru/lingua/en/news/recent/401

wmjeh.htm 6069.html

7. http://www.anoufriev.ru/index.php?id=829 11. http://www.anoufriev.ru/index.php?id=829

8. http://ifti.ru/publications/9

Поступила в редакцию 18 марта 2009 г.

Окольнишникова Ирина Юрьевна. Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой «Маркетинговые коммуникации», заместитель декана факультета коммерции Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск. Область научных интересов - государственно-частное партнерство в сфере здравоохранения, организация и управление предпринимательской деятельностью на рынке медицинских услуг. Контактный телефон: 8-919-11-555-70. Е-mail: okolnishnikova@susu. ac.ru

Okolnishnikova Irina Yurievna. Candidate of Pedagogy, associate professor, Head of the Marketing Communications department, Deputy Dean of the faculty of Commerce, South Ural State University, Chelyabinsk. Scientific interests: private-public partnership in the sphere of public health service, organization and management of business at the medical service market. Telephone: 007-919-11-555-70. Е-mail: okolnishnikova@ susu.ac.ru

Каточков Виктор Михайлович. Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Экономика торговли» факультета коммерции ЮжноУральского государственного университета, г. Челябинск. Область научных интересов - экономика и управление в промышленности, коммерческая деятельность промышленных предприятий, логистика. Контактный телефон: 8-919-11-555-10

Katochkov Viktor Mikhailovich. Doctor of Economics, professor, Head of the Trade Economics department of the faculty of Commerce, South Ural State University. Scientific interests: economics and management in industry, commercial activity of industrial enterprises, logistics. Telephone: 007-919-11-555-10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.