Научная статья на тему 'Формирование и развитие навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи'

Формирование и развитие навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1075
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ / WORD FORMATION / ЛОГОПЕД / SPEECH THERAPIST / УЧИТЕЛЬ / TEACHER / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Азизова Н.Р., Даудова А.М., Иванова Е.Н.

Одним из главных свойств созревания человека является формирование речи. Развитие речи важно начинать с самых первых дней жизни ребёнка и в соответствии с особенностями его развития необходимо постепенно усложнять задачи воспитания. Тем самым, для того, чтобы правильно воспитать ребёнка, формировать его речь как важнейший фактор социализации, необходимо понимать процессы, которые происходят с ребёнком в процессе его развития. С самого раннего возраста ребёнка, для родителей важно распознавать существующие проблемы с речью. В тоже время на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие еще частично. Отсюда такое разнообразие нарушений нормы детьми. В процессе обучения навыкам словообразования, ребёнок учится вычленять части слова (приставки, суффиксы, окончания), осмыслять их и оперировать ими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Азизова Н.Р., Даудова А.М., Иванова Е.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE SKILLS OF WORD FORMATION IN CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

One of the main properties of human maturation is the formation of speech. Speech development it is important to start from the very first days of a child's life and in accordance with the peculiarities of its development it is necessary to gradually complicate the tasks of education. Thus, in order to properly educate the child, to form his speech as an important factor of socialization, it is necessary to understand the processes that occur with the child in the process of its development. From the earliest age of the child, it is important for parents to recognize the existing problems with speech. At the same time, at various stages of development of children's speech, some elements of the language are already learned, and others are still partially. In the process of learning the skills of word formation, the child learns to isolate parts of the word (prefixes, suffixes, endings), to understand them and operate on them.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи»

Table 6

Presents the responses of the college students through a feedback and a conversation, which were compared with the results of the previous hypotheses (1-5)

After

Name of category Questions % Average level

I have the tools to deal with a multicultural society 51 67.2 3.4 Intermediate

I can build a program / plan to deal with the other 52 79.2 4.0 High

I now have many human values 53 85.6 4.3 High

Communicating continuously with students from other cultures 54 83.2 4.2 High

Choosing English was for a reason related to communication between cultures 25 66.4 3.3 Intermediate

Teaching topics related to the culture of other people: religion, celebrations, holidays 26 75.2 3.8 High

The role of the college in preparing students well for teaching in a multicultural society 50 73.6 3.7 High

By analyzing all of the data and the hypotheses of the re- achieved. Only one hypothesis is simply achieved, despite the fact search and the tables with the percentages, we can say that most that there was a progress in this category as the research proof them were highly achieved, and some of them were partially gressed.

Библиографический список / References

1. McLaren M.C. Interpreting Cultural Differences: the Challenge of Intercultural Communication. Norfolk: Biddles, 1998.

2. Halabi R. Dialogue between Identities, Meetings between Arabs and Jews in Neveh Shalom. Tel Aviv, KM Press, 2000.

Статья поступила в редакцию 13.08.18

УДК 371

Azizova N.R., Doctor of Culturology, Head of Educational and Methodical Department, University of Professional Standards (Moscow, Russia), E-mail: him23l0@yandex.ru

Daudova A.M., teacher, speech therapist, MBDOU № 126 (Astrakhan, Russia), E-mail: adelyadauddova@gmail.com Ivanova E.N., primary school teacher, GBOU School № 1498 "Moscow International School" (Moscow, Russia), E-mail: Marvel84@mail.ru

FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE SKILLS OF WORD FORMATION IN CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT. One of the main properties of human maturation is the formation of speech. Speech development it is important to start from the very first days of a child's life and in accordance with the peculiarities of its development it is necessary to gradually complicate the tasks of education. Thus, in order to properly educate the child, to form his speech as an important factor of socialization, it is necessary to understand the processes that occur with the child in the process of its development. From the earliest age of the child, it is important for parents to recognize the existing problems with speech. At the same time, at various stages of development of children's speech, some elements of the language are already learned, and others are still partially. In the process of learning the skills of word formation, the child learns to isolate parts of the word (prefixes, suffixes, endings), to understand them and operate on them.

Key words: word formation, speech therapist, teacher, general underdevelopment of speech.

Н.Р. Азизова, д-р культурологии, руководитель учебно-методического отдела, ООО ДПО «Университет профессиональных стандартов», г. Москва, E-mail: him2310@yandex.ru

А.М. Даудова, учитель-логопед, МБДОУ № 126, г. Астрахань, E-mail: adelyadauddova@gmail.com

Е.Н. Иванова, учитель начальных классов, ГБОУ Школа № 1498 «Московская Международная Школа», г. Москва,

E-mail: Marvel84@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Одним из главных свойств созревания человека является формирование речи. Развитие речи важно начинать с самых первых дней жизни ребёнка и в соответствии с особенностями его развития необходимо постепенно усложнять задачи воспитания. Тем самым, для того, чтобы правильно воспитать ребёнка, формировать его речь как важнейший фактор социализации, необходимо понимать процессы, которые происходят с ребёнком в процессе его развития. С самого раннего возраста ребёнка, для родителей важно распознавать существующие проблемы с речью. В тоже время на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие еще частично. Отсюда такое разнообразие нарушений нормы детьми. В процессе обучения навыкам словообразования, ребёнок учится вычленять части слова (приставки, суффиксы, окончания), осмыслять их и оперировать ими.

Ключевые слова: словообразование, логопед, учитель, общее недоразвитие речи.

Словообразование - раздел языкознания, в котором излага- слов, создание новых слов в языке, а правильный анализ слова ются способы и средства образования слов, их строение. Изуче- способствует овладению орфографией, освоению правописания ние законов словообразования помогает понять происхождение слов [1]. Современные лингвисты описывают словообразование

как процесс или результат образования новых слов, названных производными, на базе однокоренных слов или словосочетаний посредством принятых в данном языке формальных способов, которые служат для семантического переосмысления или уточнения исходных единиц - соединение основ с суффиксами (столик, за-столь-н-ый); соединение нескольких основ (уткоколенный, громкоговоритель, сенокос, вертолет): перевод основ из одного класса в другой (руль - рулит, золото - золотой); чередование в составе основы (глухой-глушь) и др. [2].

Словообразование - важнейший источник пополнения словарного состава языка, а также - это наука о том, как «делать слова». Как в норме, так и в патологии развитие словообразования представляет сложный, многообразный процесс. Дети не сразу и не вдруг овладевают лексико-грамматическим строем, слоговой структурой слов, словоизменением и т. д. В старшем дошкольном возрасте специалисты рекомендуют знакомить детей с типичными способами словообразования. Прежде всего, необходимо закрепить полученные на предыдущих возрастных этапах такие грамматические навыки, как навыки образования наименований детёнышей животных, птиц с помощью суффиксов (грачонок-грачата, снегирь-снегирята, один-много, но один птенчик - ласточка синичка, а много - ласточки, синички). Более сложная задача - образование названий профессий от разных частей речи с помощью суффиксов, приставок и других слов [3].

Любой процесс развития словообразования не обходится без каких-либо проблем, и ребёнок делает ошибки, образуя новые слова. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь ребёнку усвоить законы образования слов и предупредить нарушения.

Ниже приведем пример занятий по развитию речи.

Тема: День Защитника Отечества.

Цели:

1. Уточнить знания детей об армии, расширить и обогатить словарный запас по теме.

2. Сформировать навыки словообразования и словоизменения, научить определять родственные слова.

3. Учить составлять простые распространенные и сложноподчиненные предложения.

4. Воспитывать чувство патриотизма - гордости за свою Родину и армию.

5. Развивать внимание, память, логическое мышление, общую и мелкую моторику.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки, игровое поле на каждого ребёнка, картинки с изображением парашютов, магнитная доска.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Прочитать детям стихотворение Н. Френкеля:

Землю родную, поля, города, не отдадим мы врагу никогда.

Армия наша крепка и сильна.

Зорко страну охраняет она.

2. Беседа:

Какой праздник отмечает наша страна 23 февраля?

Чей это праздник?

Кто такие защитники Отечества?

Как называется наше Отечество, страна?

Как вы думаете, каким должен быть защитник Отечества?

(смелым, храбрым, мужественным, доблестным, отважным, героическим).

Что должны делать защитники Отечества? (защищать, оберегать, отстаивать, охранять, побеждать).

Кто знает, как называются люди, которые командуют солдатами и матросами? (командиры, офицеры).

3. Упражнение: «Покажи и назови».

Библиографический список

Учитель предлагает детям рассмотреть картинки и ответить на вопросы:

Кто это? (Это лётчик и т. д.).

Что делает лётчик? (Лётчик управляет самолетом). Что защищает лётчик? (Лётчик защищает воздушное пространство нашей страны).

Также о: танкистах, солдатах, ракетчиках, моряках, пограничниках.

4. Упражнение: «Составь новое слово».

Учитель предлагает подумать и сказать, как называется человек, который:

управляет танком - танкист;

управляет вертолетом;

служит в артиллерии;

служит в пехоте;

служит на море;

служит в десантных войсках;

управляет самолётом;

управляет ракетными установками;

охраняет границу;

прыгает с парашютом.

5. Физкультминутка.

Дети выполняют движения по тексту.

Лётчики-пилоты если в самолеты, Морские волки, моряки,

Над землей летают, небо охраняют. Поднялись на корабли.

В море уплывают, море охраняют.

Бравые солдаты взяли автоматы,

Врагов не пускают - страну защищают.

Пехота в бой шагает, нас всех защищает.

6. Игра «Найди пару».

Учитель предлагает детям подобрать пару к картинкам и составить предложение.

Танкист - танк (Храбрый танкист управляет танком). Лётчик - самолет (Отважный лётчик управляет самолётом). Моряк - корабль. Солдат - автомат. Пограничник - собака.

Дети делают вывод: Воины защищают Родину.

7. Игра «Четвёртый лишний»

Учитель называет четыре слова, дети называют лишнее, объясняя свой выбор.

Танкист, радист, артиллерист, тракторист. Подводный, подводник, подводить, водолаз. Защита, защищать, защипывать, защитник. Лётчик, охотник, ракетчик, пограничник.

8. Упражнение: «Исправь предложение». Вертолётчик ПОДНЯЛ самолет в воздух и завел мотор. Снаряды взрывались, потому что бойцы укрылись в окопе. Солдат выполнил задание, поэтому офицер дал ему приказ.

9. Игра «Парашютисты»

На доске прикреплено игровое поле. У детей картинки с изображением парашютов с обозначенными номерами приземления А4, ИЗ, У2, 01 и т. д.

10. В конце учитель спрашивает: Ребята, о ком мы сегодня говорили? Кто такие защитники Отечества?

Таким образом, проведённый анализ педагогической литературы выявил наиболее актуальные вопросы по словообразованию, так как в логопедии и педагогике делается акцент на развитие словообразования детей с общим недоразвитием речи. В свою очередь, стало необходимым совершенствование традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, эффективных научно-обоснованных путей развития словообразования у детей с ОНР.

1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Москва, 2004.

2. Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва, 2000.

3. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. Москва, 2000.

References

1. Arushanova A.G. Rech'irechevoe obschenie detej. Moskva, 2004.

2. Cejtlin S.N. Yazykirebenok: Lingvistika detskojrechi: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva, 2000.

3. Alekseeva M.M., Yashina B.I. Metodika razvitiya rechi i obucheniya rodnomu yazyku doshkol'nikov: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. i sred. ped. ucheb. zavedenij. Moskva, 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 08.08.18

УДК 81

Dementieva Yu.V., Oand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Psychology and Pedagogy, Gzhel State

University (Electrоisоlator, Russia), E-mail: artgzhel@yandex.ru

THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF YOUNG TEACHERS AS A PEDAGOGICAL PROBLEM. The article shows the necessity of organization of support of beginning teachers in high school. Employers want to see a professionally competent, self-thinking teacher who is ready psychologically and practically to teach in the conditions of modern society. Practice of work with young teachers shows that even a high degree of readiness for pedagogical activity does not guarantee a quick personal and professional adaptation of the young teacher. The main difficulties faced by young teachers are shown, the main directions and principles of the organization of work are considered. The author concludes that the professional development of novice teachers is a complex and multifaceted process, which is implemented through the organization of self-education, the work of teachers, mentors, involvement of social partners, etc.

Key word: young teacher, principles of work with young teachers, directions of work.

Ю.В. Дементьева, канд. пед. наук, доц., доц. каф. психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Гжельский государственный

университет», пос. Электроизолятор, E-mail: artgzhel@yandex.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ МОЛОДЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В статье показана необходимость организации сопровождения начинающих преподавателей в вузе. Работодатели хотят видеть профессионально-компетентного, самостоятельно мыслящего преподавателя, который готов психологически и практически к преподаванию в условиях современного социума. Показаны основные трудностям, с которыми сталкиваются молодые преподаватели, рассмотрены основные направления и принципы организации работы. Автор делает вывод о том, что профессиональное становление начинающих преподавателей - сложный и многогранный процесс, которое реализуется через организацию самообразования, работу педагогов-наставников, привлечения социальных партнеров и т. д.

Ключевые слова: молодые преподаватели. принципы работы с молодыми преподавателями, направления работы.

Работа с молодыми преподавателями является актуальным направлением деятельности современного вуза. Это является важным условием формирования из молодого специалиста сотрудника, готового к освоению образовательных инноваций и способного к активизации деятельности студентов, которые, в силу возраста, гораздо быстрее откликаются на педагогические воздействия преподавателей, близких к ним по возрасту.

К молодым преподавателям мы условно относим следующие группы работников:

- выпускников вуза, получивших диплом о педагогическом образовании и, в тот же год трудоустроившихся в образовательную организацию;

- преподавателей, имеющих опыт работы в других образовательных учреждениях, но на работу в вуз устроившихся впервые;

- преподавателей, вернувшихся к профессиональной педагогической деятельности после длительного перерыва (трёх и более лет).

Тем самым в данной статье речь пойдёт о начинающих преподавателях.

Безусловно, большая работа с молодыми преподавателями проводится в рамках обучения в аспирантуре. Но, как показывает опыт, не каждый молодой педагог имеет возможность обучаться в аспирантуре или, обучаясь, формировать необходимые, прежде всего, практические умения и компетенции.

Между тем, общество предъявляет к современному преподавателю ряд серьёзных требований. Прежде всего, работодатели хотят видеть профессионально-компетентного, самостоятельно мыслящего преподавателя, который готов психологически и практически к преподаванию в условиях современного социума.

Многие исследователи рассматривают первые годы работы преподавателей как активный период профессионального становления.

Весте с тем, сущность категории «профессиональное становление» может быть выявлена в сопоставлении ее с категориями «формирование» и «развитие».

Термин «Профессиональное становление» можно трактовать с различных позиций (табл. 1).

Развитие личности молодого преподавателя происходит путем качественных изменений, ведущих к новому уровню её целостности. При этом развитие предполагает:

- изменение сложившихся установок и ориентаций,

- формирование необходимых мотивов поведения под влиянием факторов, связанных с осуществлением профессиональной педагогической деятельности.

В то же время надо отметить, что практика работы с молодыми преподавателями показывает, что даже высокий уровень готовности к педагогической деятельности не гарантирует быстрой личностной и профессиональной адаптации молодого преподавателя.

Таблица 1

№ Учёный Содержание термина «Профессиональное становление»

1. Б.Г. Ананьев Соотносит профессиональное становление молодого преподавателя с накоплением опыта практической деятельности и приобретением мастерства (акме) [1].

2. Т.В. Зеер и ряд других учёных [2] , Понимают под профессиональным становлением развёрнутый во времени процесс овладения профессией. «Профессиональное становление» рассматривается как некое формообразование личности, адекватное требованиям профессиональной деятельности.

3. Т.В. Кудрявцев Рассматривает процесс профессионального становления как длительный процесс развития личности, начиная с формирования профессиональных намерений в юности до полной реализации себя в профессиональной деятельности [3].

4. А.К. Маркова Рассматривает профессиональное становление и развитие как накопление качественных изменений в психике человека на пути его движения к профессионализму [4].

5. Е.М. Павлютенков Под профессиональным становлением понимает последовательные изменения различных сфер (самосознания, потребностно-мотивационной и операционно-технической сфер) [5].

Анализ содержания термина «Профессиональное становление»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.