Научная статья на тему 'Формирование и развитие моделей взаимодействия власти и бизнеса в зарубежных странах'

Формирование и развитие моделей взаимодействия власти и бизнеса в зарубежных странах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
244
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА / ЕС / ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ЕВРОКОМИССИЯ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО (ГЧП)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петрова Юлия Игоревна, Чахкиев Геннадий Геннадьевич, Кривцова Марина Константиновна

В статье рассматривается проблема взаимодействия власти и бизнеса в зарубежных странах. Авторы дают характеристику моделей взаимоотношения предпринимательства и властных структур, проводят сравнительный анализ моделей стран Европейского союза (ЕС).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE MODELS OF INTERACTION BETWEEN THE AUTHORITIES AND BUSINESS IN FOREIGN COUNTRIES

In the article the problem of interaction between the authorities and business in foreign countries is considered. The authors give the detailed characteristic of the models of interrelation of business and power structures; they carry out the comparative analysis of the models in the countries of the European Union.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие моделей взаимодействия власти и бизнеса в зарубежных странах»

Ю.И. Петрова Г.Г. Чахкиев М.К. Кривцова

УДК 82.15.00

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МОДЕЛЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Аннотация. В статье рассматривается проблема взаимодействия власти и бизнеса в зарубежных странах. Авторы дают характеристику моделей взаимоотношения предпринимательства и властных структур, проводят сравнительный анализ моделей стран Европейского союза (ЕС).

Ключевые слова: модель взаимодействия власти и бизнеса, ЕС, плюралистическая модель, Еврокомиссия, государственно-частное партнерство (ГЧП).

Julia Petrova Gennadii Chakhkiyev Marina Krivtsova

THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE MODELS OF INTERACTION BETWEEN THE AUTHORITIES AND BUSINESS IN FOREIGN COUNTRIES

Abstract. In the article the problem of interaction between the authorities and business in foreign countries is considered. The authors give the detailed characteristic of the models of interrelation of business and power structures; they carry out the comparative analysis of the models in the countries of the European Union.

Keywords: model of interaction of the authorities and business, European Union, pluralistic model, European Commission, public-private partnership.

Для развитых в демократическом смысле стран, таких как США и страны ЕС, характерна плюралистическая модель взаимодействия бизнеса и государства, которая базируется на англоамериканской традиции, сформировавшейся в контексте следующих культурно-исторических особенностей:

— самостоятельность в принятии решений, индивидуальность, свобода выбора как преобладающие принципы общественного поведенческого приоритета. Большая часть граждан Объединенного Королевства и США ориентирована на личный успех, готовность воспринимать риски, которые могут возникать при продвижении по карьерной лестнице или при открытии бизнеса. Общественность признает в качестве базового приоритета высокий уровень личного уровня материального благосостояния;

— модель соперничества, конкуренции выступает в качестве основного условия социально-экономического и личностного развития. Первоочередными правилами делового этического поведения выступают поддержание атмосферы корпоративного духа, основанного не на коллективном, а на индивидуальном вкладе каждого его члена в развитие организации, уважительное отношение к уникальности выполнения задач, стремление к лучшему личному результату в рамках общей стратегической цели;

— получение максимальной прибыли, несмотря на декларируемые принципы социально-ответственного поведения, корпоративного гражданства является основным показателем успешности;

— власть на всех ее уровнях должна выполнять роль политического регулятора, основными задачами которого является разработка правил регулирования, разрешении конфликтов, с которыми не может справиться само деловое сообщество (сильна тенденция к саморегулированию бизнеса), и поддержке национального бизнеса на международных рынках. Вмешательство государства в экономику как экономического агента категорически не приветствуется;

© Петрова Ю.И., Чахкиев Г.Г., Кривцова М.К., 2014

— несмотря на развитые механизмы саморегулирования, очень широкое распространение в качестве метода разрешения конфликтов в бизнесе получили судебные тяжбы между различными группами участников корпоративных отношений [2].

Таким образом, основными характеристиками плюралистической модели взаимодействия бизнеса и власти выступают:

— наличие стабильных групп давления, соперничающих за оказание наибольшего влияния на властные структуры и разработку экономических приоритетов развития;

— оформленный корпоративный или общественный интерес, реализация которого возможна только на законных основаниях;

— стремление к наибольшему экономическому эффекту;

— государство, властные институты которого сохраняют объективность в принятии решений, осуществляют политику, свободную от прямого воздействия групп давления, в то время как косвенное воздействие может осуществляться посредством выдвижения предложений через имеющиеся институты представительства интересов.

В концепции плюрализма государству отводится роль арбитра, наблюдающего за соблюдением баланса среди групп интересов. Надо иметь в виду, что участники могут отстаивать не только экономические, но и общественные интересы. Основные отличительные особенности плюралистической модели взаимодействия власти и бизнеса в США представлены в таблице 1.

Таблица 1

Основные отличительные особенности плюралистической модели взаимодействия власти и бизнеса в США [4]

Базовые признаки модели Характеристика

Субъекты взаимодействия Властные структуры (представители разных уровней управления); бизнес (включает все его формы - малый, средний, крупный, транснациональный); общественность (в форме ассоциаций, институтов представительства интересов, официально зарегистрированного лобби)

Характер взаимодействия субъектов Конструктивный, основан на совокупности разнообразных связей: рекурсивной (развитие каждого субъекта связано с другим, нарушение пропорциональности в развитии не выгодно для всех субъектов взаимодействия); синергическая (основана на усилении эффекта от структурированных в рамках нормативного поля коопераций субъектов по достижению результата, достичь которого невозможно вне конструктивных рамок сотрудничества); циклическая (основана на возможности включения различных субъектов в управленческие циклы при принятии решений по интересующей проблеме)

Распространение Нацелено на глобальное признание плюралистической модели партнерства посредством планетарного распространения американской бизнес-культуры, успешность которого объясняется стремительным развитием высоких технологий, благодаря чему американская модель партнерства транслируется на весь мир, становясь эффективным политическим и идеологическим инструментом

Базовые признаки модели Характеристика

Нормативно-правовое поле Федеральное законодательство США, законодательство штатов, нормативно-правовые акты на уровне местного самоуправления подробно регламентируют вопросы форм, институтов, сфер взаимодействия. Предусматривается освещение результатов взаимодействия в СМИ или на сайтах субъектов. При оглашении информации каждый гражданин может высказывать свое согласие или несогласие по проектам взаимодействия

Контроль Проекты ГЧП, лоббистские организации, представительства интересов, ассоциации, общественные организации подлежат проверке независимыми экспертными объединениями

Участие в политическом процессе В равной степени все заинтересованные стороны при полной независимости государства от прямого давления. Властные структуры сохраняют за собой монопольное право распределения ограниченных ресурсов в соответствии с интересами общества

Таким образом, можно утверждать, что в плюралистической модели США взаимодействие власти и бизнеса оказывает существенную роль на решение инфраструктурных, экономических вопросов, представляется неотъемлемым инструментом выражения интересов отдельных бизнес-групп, позволяет организовать прогрессивное развитие общества в целом. Для плюралистической модели характерен взаимовыгодный характер сотрудничества на базе равенства сторон, демократических принципов выражения интересов, приоритета права и равенства перед законом.

Наиболее значимым европейским институтом власти для представительства интересов бизнеса в странах Европейского союза является Еврокомиссия, которая обладает исключительным правом законодательной инициативы. Представители интересов участвуют в работе экспертных консультативных комитетов Еврокомиссии, которые выполняют важную технократическую функцию по рационализации и деидеологизации проводимой европейской политики.

В Совете Министров представительство интересов бизнеса основано на косвенных инструментах и осуществляется посредством определенной позиции правительственных структур государств-членов ЕС. Для Европарламента, в котором совместно с Советом Министров рассматриваются, вносятся поправки и одобряются законопроекты Еврокомиссии, взаимодействие с бизнесом основано на плюралистической модели. В ее рамках бизнес использует законные формы представительства интересов через внутрипарламентский лоббизм, внепарламентские форумные объединения, в которых европарламентарии на систематической основе проводят консультации с представителями бизнеса. В работе подобных круглых столов и объединений принимают участие более одной трети европарламентариев.

Плюралистическая модель партнерства бизнес-структур и Европарламента объясняется, главным образом, тем, что члены парламента, по сути, независимы от своих европейских партий и фракций, они действуют как самостоятельные субъекты политики. Подобная независимость способствует тому, что парламентская политика вбирает в себя обширный спектр разнообразных интересов. Более того, считается, что из всего многообразия институтов европейской власти Европарламент наиболее чувствителен к восприятию общественных интересов. Поэтому представители предпринимательского сектора при выстраивании стратегии представительства интереса в Европарламенте обязаны не только отстаивать свои бизнес-позиции, но и проводить нейтрализацию влияния тех общественных институтов, лоббисты которых могут оказывать отрицательное воздействие на их деятельность. Данная ситуация свидетельствует о важности выработки стратегии представительства бизнес-интересов в

Европарламенте с учетом всех негативных факторов влияния. Территориальное происхождение ев-ропарламентариев способно оказывать значительную роль в поддержке интересов бизнеса, который так или иначе имеет отношение к определенной локальной территории. Бизнес-структуры также формируют от территорий своего присутствия парламентские коалиции защиты своих интересов.

Закрепление структурного представительства интересов бизнеса осуществляется в Европейском Экономическом и Социальном Комитете (ЕЭСК), который является консультативным институтом власти ЕС и располагает официальными рекомендательными полномочиями. Специфика работы данного института состоит в том, что в его компетенцию входит предоставление заключений по законопроектным предложениям Еврокомиссии в социально-экономической сфере. Указанные документы являются обязательными для ознакомления во всех институтах европейской власти до утверждения соответствующих законопроектов. По сути, ЕЭСК представляет собой корпоративистский институт, целью создания которого выступает организация эффективной системы взаимодействия европейских властей с представителями социально-экономических групп интересов. В его составе субъекты коммерческого сектора, профсоюзы, члены потребительских ассоциаций и других общественных объединений стран-членов ЕС. Влияние ЕЭСК зависит от достижения внутреннего консенсуса между группами с противоположными интересами. Обостренная внутренняя конкуренция между группами приводит к потере влияния комитета. Как правило, институты европейской власти получают от ЕЭСК либо обзор различных точек зрения по конкретному вопросу, либо общую абстрактную рекомендацию. В этой связи можно сделать вывод, что ЕЭСК оказывает незначительную роль организации как европейский корпоративистский институт. У бизнеса остается много альтернативных возможностей эффективного влияния на принятие политических решений в ЕС (см. табл. 2).

Таблица 2

Основные отличительные особенности плюралистической модели взаимодействия власти и бизнеса в странах ЕС[3]

Базовые признаки модели Характеристика

Субъекты взаимодействия Властные структуры (представители разных уровней управления); бизнес (преимущественно влияние на власть получают компании, у которых сложились наиболее доверительные отношения с властью, основанные на репута-ционных преимуществах, степени активности партнерства, в том числе и теневого, с органами власти. Субъект партнерства «бизнес» в основном представлен крупным сегментом); общественность (в форме ассоциаций, как правило представляющих национальные интересы)

Характер взаимодействия субъектов Основан на поиске и согласовании различного рода интересов. Присутствует конфликтное взаимодействие. Взаимодействие затруднено излишней забюро-кратизированностью механизмов сотрудничества

Формы взаимодействия Косвенная форма партнерства включает наличие третьей стороны - юридических фирм, сопровождающих представительство интересов бизнеса в институтах европейской власти или агентств по внешним связям, которые привлекаются в ситуации, когда бизнес участвует в противостоянии с общественными организациями и социальными движениями. Услугами указанных агентств предприниматели также пользуются в случаях организации проведения публичных мероприятий и работы со СМИ, т.е. при высокой политизации и общественной значимости каких-либо вопросов, затрагивающих интересы бизнеса.

Базовые признаки модели Характеристика

Прямая форма - через участие бизнеса в экспертной поддержке разрабатываемых европейскими властями решений. В последние годы во властных институтах ЕС широкое распространение получил феномен «экспертократии», когда в условиях нехватки экспертных ресурсов европейские власти для разработки законодательства стали обращаться за помощью к представителям интересов бизнеса

Данные таблицы 2 позволяют заключить, что в европейской модели взаимодействия власти и бизнеса имеет место достаточно сильное влияние бизнеса на процессы принятия надправительствен-ных и государственных решений. От масштаба и размера бизнес-структуры зависит, как правило, масштабность ее влияние на выработку общеевропейской политики. Любая законодательная инициатива предусматривает учет интересов бизнеса и требует соответствующее внешнее экспертное заключение. Считается, что благодаря внешней экспертизе появляется возможность снижения прямого влияния бизнес-организаций на процесс выработки решений и повышается их объективность. Система внешней оценки строится на этапе проектирования законопроекта. В Еврокомисии на этапе подготовки нормативно-правового документа издаются специальные консультационные документы, именуемые Зеленая Книга и Белая Книга (см. рис.).

Рис. Состав и структура консультационных документов начального этапа законодательных инициатив [1]

Как показывают данные рисунка, документы способны структурировать процессы рассмотрения законодательных инициатив, направлены на упорядочение консультационного процесса, а также гарантируют учет интересов всех заинтересованных сторон.

Одной из проблем развивающейся плюралистической модели взаимодействия власти и бизнеса в институциональной системе ЕС является проблема большого количества представляемых интересов. Это вынудило Еврокомиссию содействовать не только образованию европейских федераций, которые бы упрощали работу, связанную с учетом интересов всех заинтересованных сторон, но и стимулировать развитие консультационных форумов в форме прямого диалога еврокомиссаров и высокопоставленных служащих Еврокомиссии с наиболее влиятельными представителями бизнеса. Та-

ким образом, в Еврокомиссии существует две противоположные тенденции во взаимодействии бизнеса и власти: для взаимодействия в экспертных комитетах характерен сильный плюрализм, а для руководящего уровня Еврокомиссии характерен корпоративизм.

Библиографический список

1. Бутова Т.В. Власть и бизнес в современном обществе / Т.В. Бутова [и др.]. - М., 2007.

2. Королев Е.А. Опыт взаимодействия бизнеса и власти в Европейском Союзе: материалы докладов XV международной конференции «Ломоносов-2008». Государственное и муниципальное управление. - М.: МГУ, 2008. - С. 9.

3. Рагулина Ю.В. Организация взаимодействия властных структур и бизнеса / Ю.В. Рагулина [и др.]. М.: КНОРУС, 2014. - С. 33.

4. Филина С.Ю. Взаимосвязь ожиданий производителей и потребителей (на примере США) // Банковские технологии. - 2013. - № 1(204). - С. 54-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.