Научная статья на тему 'Формирование и развитие культурологии в Азербайджане'

Формирование и развитие культурологии в Азербайджане Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
629
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ИСТОРИЯ / ТЕОРИЯ / КУЛЬТУРОЛОГИЯ / АЗЕРБАЙДЖАН / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / CULTURE / HISTORY / THEORY / CULTURAL STUDIES / AZERBAIJAN / CIVILIZATION / FORMATION / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Мир-Багирзаде Самира Алтай Гызы

В статье впервые рассмотрены процессы становления и эволюции азербайджанской школы культурологии, раскрыты значимость и научная ценность понятий культуры, цивилизации. Дана характеристика культурологических исследований в Азербайджане. Актуальность работы выражается в представлении историко-теоретического анализа культуры Азербайджана в различных аспектах. Культурология состоявшаяся и утвердившаяся наука, в рамках которой проводятся фундаментальные исследования, значимые международные форумы, симпозиумы, конференции в Азербайджане, например: «Бакинский Форум Всемирного межкультурного диалога», «Бакинский международный гуманитарный форум», «Исламская солидарность: гармония религиозного и культурного разнообразия», «Традиции религиозной толерантности на Кавказе и модель мультикультурализма Азербайджана». Основные направления в области культуры закреплены и на законодательном уровне. Все это создает условия для углубленного изучения культуры Азербайджана, его истории, традиций, а также теоретических аспектов и подчеркивает важность и необходимость разносторонних исследований в культурологии и ее дальнейшего развития как науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF CULTURAL SCIENCE IN AZERBAIJAN

The paper for the first time considers the genesis, development and formation of the Azerbaijani school of cultural studies, reveals the importance and scientific value of the concepts of culture and civilization. An analysis of cultural studies in Azerbaijan has been conducted. The relevance of the work is characterized by the fact that this article presents a historical and theoretical analysis of Azerbaijan culture in various aspects. Cultural studies is an established science, which is devoted to a lot of research, fundamental and meaningful international forums, symposia, conferences in Azerbaijan: Baku Forum of World Intercultural Dialogue, Baku International Humanitarian Forum, Islamic Solidarity: Harmony of Religious and Cultural Diversity, Traditions of Religion tolerance in the Caucasus and the multiculturalism model of Azerbaijan. The main directions in the field of culture are also indicated in the laws on science of Azerbaijan. All this provides the basis for an in-depth study of the culture of Azerbaijan, its history, traditions, as well as its theoretical aspects and emphasizes the importance and necessity of comprehensive studies in cultural studies and its further development as a science.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие культурологии в Азербайджане»

УДК 008:001.89(479)

С. А. Мир-Багирзаде

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРОЛОГИИ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

В статье впервые рассмотрены процессы становления и эволюции азербайджанской школы культурологии, раскрыты значимость и научная ценность понятий культуры, цивилизации. Дана характеристика культурологических исследований в Азербайджане. Актуальность работы выражается в представлении истори-ко-теоретического анализа культуры Азербайджана в различных аспектах. Культурология - состоявшаяся и утвердившаяся наука, в рамках которой проводятся фундаментальные исследования, значимые международные форумы, симпозиумы, конференции в Азербайджане, например: «Бакинский Форум Всемирного межкультурного диалога», «Бакинский международный гуманитарный форум», «Исламская солидарность: гармония религиозного и культурного разнообразия», «Традиции религиозной толерантности на Кавказе и модель мультикультурализма Азербайджана». Основные направления в области культуры закреплены и на законодательном уровне. Все это создает условия для углубленного изучения культуры Азербайджана, его истории, традиций, а также теоретических аспектов и подчеркивает важность и необходимость разносторонних исследований в культурологии и ее дальнейшего развития как науки.

Ключевые слова: культура, история, теория, культурология, Азербайджан, цивилизация, формирование, развитие.

Культура представляет собой созидательный процесс, обеспечивающий интеллектуальное, этическое, правовое, экономическое и институциональное развитие общества, его поступательный прогресс во времени и пространстве. Культура рассматривает интеллектуальную и творческую эволюцию общества на протяжении всего человеческого развития и вносит положительные коррективы, она является общественным достоянием, охватывающим духовную жизнь, человеческие связи, отношения, материальные предметы и ценности, в которые, прежде всего, входят устоявшиеся традиции, обряды, мировоззрения, философия созидания и жизнедеятельности. Резкий интеллектуальный прогрессивный переход общества ведет к появлению нового социального явления, называемого цивилизацией. Она отличается своим революционным изменением в сторону интеллектуального, творческого, технологического развития. Цивилизация характеризуется целостной

системой культуры, интегрирующей в себе такие институты, как письменность, государственность, управление, наука и образование, религиозные и экономические институты и др., а также высоким технологическим уровнем. Ярким примером наиболее эффективных локально-исторических цивилизаций являются древнегреческая, древнеримская, египетская, а также арабо-исламская, построившая могущественное государство, именуемое арабским халифатом, объединенная общим языком - арабским, на котором написан Коран, имела сложную и высокоразвитую культуру, характеризовалась великими открытиями в области науки и техники (достижения в области сельского хозяйства, ирригационная система, инженерные сооружения: канализации, дамбы, водохранилища; обработка металлов, производство бумаги, хлопка, ткани и др.). Сегодня в цивилизационном развитии лидируют восточно-азиатские страны, к которым относятся Китай, Сингапур, Япония, Южная Корея

и др., играющие большую роль в прогрессе человеческого общества. Каждая цивилизация определяла те ценности, которые становятся важными для всех и которая причисляет себя к ней.

Изучением культуры занимается сравнительно новая наука, называемая культурологией, которая использует достижения и методы многих общественных и гуманитарных наук: истории, философии, археологии, этнографии, антропологии, логики, психологии, этики, эстетики, искусствоведения, социологии, лингвистики, филологии, географии, экономики, истории и теории государства и права, религиоведения, экологии, политологии и др. Такое скрупулезное изучение истории духовной и материальной культуры человечества требует ответа на многие вопросы - появления и развития человека, становления и развития общества и государства, сущности, структуры и особенностей созданных ценностей, географических, исторических и социальных условий, места и времени их создания; целей, технологий, сравнительной ценности и авторов созданного; механизмов функционирования, взаимосвязей и законов развития институтов и областей культуры, способов хранения, потребления, обмена и передачи культуры новым поколениям; ценности и значения культуры для настоящего и будущего.

Каждая культура отражает внутреннюю специфику, т.е. традиции, обряды, религию, национальные особенности, и неповторима по своей колоритности и разнообразию и, соприкасаясь с другими культурами, представляет собой их синтез и целостность, а также многообразие. Эта взаимосвязь происходила во все времена человеческого общества: войны, торговые и культурные связи обновляли культуру и вносили новые тенденции в ее развитие. В период техническо-информационного развития такая взаимосвязь усилилась и приняла масштабный характер, она создала конгломерат культур, где проявляется каждая их особенность, и в то же время происходит взаимопроникновение и синкретизм.

Азербайджан, соединяя многие культуры Востока и Запада, вбирая в себя культуру многих народов, не потерял своей национальной самобытности. Изучение его культуры является ключом к выявлению множества сложных процессов, явлений и закономерностей в развитии мировой культуры, определяющие научные и практические пути, формы и методы решения важнейших национальных, региональных и глобальных про-

цессов на всех этапах человеческого развития, начиная с древнейших времен, продолжая современностью и прогнозируя будущее.

Достижение этой цели требует четкого представления, исследования и нового звучания понятия «культура», ее сущности, структуры, функций, признаков, значения теоретических проблем, разработки и совершенствования понятийно-категориального аппарата культурологии.

Исследования в области азербайджанской культурологии требуют основательного изучения данной дисциплины. Среди разработанных и фундаментальных работ необходимо выделить следующие.

Мамедов Ф. «Культурология - вопросы теории и истории» [Мамедов, 2002, с. 128-287], где в разделе «Об основных периодах, закономерностях и особенностях истории развития мировой культуры» представлена история мировой культуры, начиная с древнего, античного, средневекового периодов, включая и Мусульманский Ренессанс, Возрождение, Реформацию в Европе, Новое время и современный период, раскрывается эволюционный процесс культурного развития человеческого общества на примере выдающихся личностей.

«Культурология, как путь к эффективной жизнедеятельности» [Мамедов, 2006], в которой прослеживается логическое развитие просветительской идеи многих поколений передовых ученых и мыслителей Азербайджана, подчеркивавших жизненную необходимость сохранения культурного наследия и модернизации азербайджанской культуры. Исследование подтверждает историческую правильность подходов к пониманию культуры М. Ф. Ахундова, А. А. Бакиханова, Г. Джавида, А. Агаоглу, А. Гусейнзаде, М. Э. Расулзаде, Уз. Гаджибекова, С. Вургуна и других выдающихся представителей интеллигенции Азербайджана, раскрывающих роль культуры, как важнейшего фактора преодоления отсталости страны, национального возрождения и прогрессивного развития азербайджанского народа, показывающих пути достижения этой цели. В монографии содержатся многие практические культурологические знания, она подразделяется на 2 части, первая из которой содержит базовые понятия, формулы и концепции культуры и культурологии, способствующие формированию правильных, научных представлений о жизни и деятельности человека, общества и государства. Вторая часть содержит разные ста-

тьи, некоторые из них касаются истории развития мировой культуры и азербайджанского общества, самосознания, содержат сравнительный анализ.

В монографии «Культура управления» [Маме-дов, 2009] дан оригинальный культурологический подход к управленческим проблемам, новая форма систематизации и описания управленческих процессов на уровне личности, семьи, коллектива, государства и международного сообщества, рассмотрены также вопросы реформы системы государственного управления в Азербайджанской республике, прослеживается история государственного управления в разных странах Запада и Востока, представлены взгляды Насираддина Туси, Низами, М. Ф. Ахундова и др.

В учебном пособии Гусейнова И., Эфендиева Т. «История культурологии» [Гусейнов, Эфендиев, 2012] исследованы история и генезис науки культурологии, в книге подчеркивается значимость обрядов и традиций, изучен культурологический аспект ислама в Азербайджане, рассмотрены проблемы мифологии тюркской книги «Деде Горгут» в контексте культурологии, средневековой азербайджанской культуры и ее историческое развитие, а также ряд других вопросов.

Многие учебные пособия и монографии раскрывают определенные стороны исследования истории культуры Азербайджана, носят локальный характер и требуют в дальнейшем углубленного, последовательного и поэтапного изучения данного предмета: Дадашзаде М. А. «Духовная культура азербайджанского народа в средние века» (исто-рико-этнографическое исследование) [Дадашзаде, 1985]; Ахмед А. С. «Духовная культура Азербайджана в Х1-Х11 веках - этнографическое исследование» [Ахмед, 2012]; Гасымов Х. «Азербайджанская культура в средние века» [Гасымов, 2002]; Гасанзаде Н. «Культурология» [Гасанзаде, 2013]; Гасымов Х., Эфендиев О. А. «Азербайджанская культура в ХУ1-ХУИ веках» [Гасымов, Эфендиев, 2002]; Ибрагимов Дж. «Азербайджанская культура в XV веке» [Ибрагимов, 1981]; Амрахов И., Исмаил М. «Азербайджанская культура в период второй мировой войны» [Амрахов, Исмаил, 2004]; Шекиханова М. М. «Философия суфизма в концепции «совершенного человека» [Шекиханова, 2007]; Зарганаева И. З. «Философско-этические взгляды Абу Гамида Газали» [Зарганаева, 2007]; Мустафаев Р. «Проблема равенства в мусульманской цивилизации средневековья» [Мустафаев,

2010]; Мир-Багирзаде С. А. «Культура исламской цивилизации» [Мир-Багирзаде, 2011]; Мир-Багир-заде С. А. «Очерки по теории и истории культуры Азербайджана» [Мир-Багирзаде, 2019]; Мир-Ба-гирзаде Ф. А. «Роль, место и значение символов в познании» [Мир-Багирзаде, 2011].

Очень многие диссертации посвящены теоретическим разработкам, в области истории культуры и рассмотрению различных аспектов данного предмета. Среди них есть исследования, посвященные культурным связям: Абдуллаев Ч. «Культурные связи Германии и Азербайджана» [Абдуллаев, 2007]; Гусейнова Ф. «Культурологические аспекты Азербайджано-Турецких отношений в период независимости» [Гусейнова, 2007]; Керимли В. «Развитие культурных отношений народов Азербайджана и Грузии (конец XIX - начало XX вв.)» [Керимли, 2002]; Мамедова Г. «Культурные связи Ирана и Азербайджана» [Мамедова, 1999]. Представляют интерес следующие диссертации, рассматривающие различные векторы исследования культурологии: Джафарзаде З. «Историко-типологические методологические проблемы восточной культуры» [Джафарзаде, 2008]; Алиева Е. «Исторические этапы развития культурологической мысли в Азербайджане» [Алиева Е., 2007]; Алиева С. «Роль исламской религии в развитии культуры современного Азербайджана» [Алиева, 2004]; Мамедова Х. «Основные этапы и особенности развития просвещения Азербайджана» [Мамедова, 1998]; Садыгза-де Х. «Проблемы разработок, сбора и пропаганды материальной культуры музеев» [Садыгзаде, 2008]; Сулейманов М. «М. А. Расулзаде и азербайджанская культура» [Сулейманов, 2000]; Сулейманов М. «Азербайджанская культурологическая мысль в начале ХХ века» [Сулейманов, 2014]; Аббасов Н. «Предпосылки развития культурных ценностей и культурная политика Азербайджана в современный период» [Аббасов, 2010]; Мамедли Г. «Процесс эволюции религии на материале древних верований и ислама» [Мамедли, 2012]; Алиева П. «Теоретические проблемы искусства в научном наследии Мурсала Наджафова» [Алиева, 2016]; Кязими Г. «Культурные проблемы в наследии Джафара Джа-ббарлы» [Кязими, 2010]; Абдуллаева Р. «Проблема художестенного стиля в информационной культуре» [Абдуллаева, 2003] и др.

История культуры Азербайджана богата своим наследием, основанным на многообразии традиций. Многие вопросы сравнительно новой науки куль-

турологии остаются пока открытыми и подлежат дальнейшей разработке: исследование древнего и средневекового периода, который мало изучен и представляет большой интерес в сфере зарождения и влияния мировых религий - зороастризма, иудаизма, христианства, ислама (Азербайджан был на стыке зарождения и развития многих религий), так и появления цивилизаций, культур на данной территории - тюрки, каганат Хазаров, гунны, исламская цивилизация. Исследования остаются еще открытыми и незавершенными в ввиду того, что многие руны - древние письмена - не расшифрованы или были уничтожены временем и войнами. Исламскую культуру необходимо рассматривать с новой научной точки зрения (исключая атеистическую идеологию советской культуры). Большая поисковая работа в архивах, библиотеках, частных коллекция, музеях мира, а также совместные научные разработки могут помочь в исследовании материала и раскрытию важных пробелов в истории культуры Азербайджана.

Топонимические названия на Апшеронском полуострове говорят о появлении здесь древнейших культур, включая и религии. Гора Хызыра (Бешбар-маг), море Хазар, племена хазары дают почву для размышлений о том, что здесь была другая ветка иудаизма, где обитал пророк Хизр (гора пророка Хизра-Бешбармаг), ради которого по сюжету ав-раамических книг пророк Моисей двинулся в путь для получения знаний и опыта [Мир-Багирзаде, 2019]. Само название этого кавказского региона говорит о присутствии здесь легендарного и мудрого Пророка Хизра (арабское имя, месторасположение - Азербайджан) или Георгия (христианский вариант пророка Хизра - победоносный и святой Георгий, месторасположение - Грузия). Слово «Баку» произошло от древнейшего слова «Багава-на», как отмечает С. Ашурбейли в своем исследовании «Очерк истории средневекового Баку (VIII -начало XIX вв.)», - и переводится как «город Бога» [Ашурбейли, 1964, с. 40-41]. Здесь широко была распространена другая древнейшая религия - зороастризм, о чем свидетельствуют древние капища и переделанные в мечети алтари зороастрийцев. На наскальных изображениях древнего Гобустана мы видим солярные знаки (солнце, выгравированное в виде круга с лучами или перекрестием, лодки с сияющим солнечным диском на носу, датируемые II тыс. до н. э.), о чем говорил и Тур Хейердал [Heyerdahl, 2000], имевшие распространение позже и у других народов.

Сильнейшие традиции, религии, верования имеют возможность распространяться в другие регионы, если они имеют сильную почву влияния, и ассимилироваться в другой культуре, либо удерживают свою главенствующую позицию, если она принята обществом. Влияние и распространение римской, а позже христианской культуры мы можем видеть на Апшеронском полуострове, например, по надписи в Гобустане о присутствии XII Молниеносного легиона у подножия горы Бе-юк-даг, относящаяся к I в. н. э. между 89-94 гг., оставленная римским легионом императора Домициана с прозвищем «Фульмината», которая гласит: «Время императора Домициана Цезаря Августа Германского, Луций Юлий Максим, Центурион XII Легиона Молниеносного». Или по названию села Раманы, которое, несмотря на влияние различных факторов и большого исторического промежутка времени, оставило глубокий след и отпечаток. Или по архитектурным памятникам культуры Албании, что говорит о явном влиянии древних культур, включая римскую. Все эти явления требуют глубокого и тщательного исследования, благодаря которому мы узнаем, что страна Азербайджан хранит в себе много интересного, содержательного, глубокого, познавательного, дающего размышления о том, что корни многих религий зародились или пересеклись в этой прекрасной стране, столица которого почетно называлась городом Бога.

Таким образом, нам представляется, что глубокое и всестороннее исследование истории культуры Азербайджана занимает важное место в культурологии, что дает возможность раскрытию неизвестных и неисследованных страниц истории нашей культуры для полного и комплексного представления и видения данного предмета.

Культурология - состоявшаяся и утвердившаяся наука, которой в Азербайджане посвящается много фундаментальных исследований, международных форумов, симпозиумов, конференций: «Бакинский Форум Всемирного межкультурного диалога», «Бакинский международный гуманитарный форум», «Исламская солидарность: гармония религиозного и культурного разнообразия», «Традиции религиозной толерантности на Кавказе и модель мультикультурализма Азербайджана». Ежегодно 16 ноября отмечается Международный День толерантности, учрежденный в 1995 г. по случаю 50-летия ЮНЕСКО. Следует также отметить, что недавно (30.06.2019-10.07.2019)

в Баку состоялась 43 сессия Всемирного наследия (ЮНЕСКО), которая решала проблемы мирового уровня. Основные направления в области культуры обозначены и в законах о науке Азербайджана. Все это дает основание для углубленного изучения

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Аббасов, 2010 - Аббасов Н. Предпосылки развития культурных ценностей и культурная политика Азербайджана в современный период. Диссертация. Баку, 2010. (Abbasov N. Mtiasir §araitda Azarbaycan dovlatinin madaniyyat siyasati va manavi dayarlarin inki§af amillari. Vissertasiya. Baki, 2010).

Абдуллаев, 2007- Абдуллаев Ч. Культурные связи Германии и Азербайджана. Диссертация. Баку, 2007.

Абдуллаева, 2003 - Абдуллаева Р. Г. Проблема художественного стиля в информационной культуре. Баку, 2003.

Алиева, 2004 - Алиева С. Роль исламской религии в развитии культуры современного Азербайджана. Диссертация. Баку, 2004. (Oliyeva S. Mtiasir Azarbacan madaniyyatinin inki§afinda islam dininin rolu. Dissertasiya. Baki, 2004).

Алиева, 2007 - Алиева Е. Исторические этапы развития культурологической мысли в Азербайджане. Диссертация. Баку, 2007. (Oliyeva Y. Azarbaycanda kulturoloji fikrinin tarixi inki§af marhalasi. Disertasiya. Baki, 2007).

Алиева, 2016 - Алиева П. Теоретические проблемы искусства в научном наследии Мурсала Над-жафова. Диссертация. Баку, 2016. (Oliyeva P. Mtirsal Nacafovun elmi irsinda incasanatin nazari problemlari. Dissertasiya. Baki, 2016).

Амрахов, Исмаил, 2004 - Амрахов И., Исмаил М. Азербайджанская культура в период второй мировой войны. Баку, 2004. (Omrahov i., ismail M. Azarbycan madaniyyati ikinci dtinya mtiharibasi illarinda. B., 2004).

Ахмед, 2012 - Ахмед А. С. Духовная культура Азербайджана в XI-XII веках - этнографическое исследование. Баку, 2012. (Ohmad A. S. XI-XII asrlarda Azarbaycan manavi madaniyyati-etnoqrafik ara§dirma. Baki, 2012).

Ашурбейли, 1964 - Ашурбейли С. Б. Очерк истории средневекового Баку (VIII - начало XIX вв.). Баку, 1964.

Гасанзаде, 2013 - Гасанзаде Н. Культурология. Баку, 2013. (Hasanzada N. Kulturologiya. Baki, 2013).

Гасымов, 2008 - Гасымов X. Азербайджанская культура в средние века. Баку, 2008. (Qasimov X. Orta asrda Azarbaycan madaniyyati. Baki, 2008).

Гасымов, Эфендиев, 2002 - Гасымов X., Эфенди-ев О. Азербайджанская культура в XVI-XVII веках. Баку, 2002. (Qasimov X., Ofandiyev O. Azarbaycan madadniyyati XVI-XVII asrlarda. Baki, 2002).

культуры Азербайджана, ее истории, традиций, а также теоретических аспектов и подчеркивает важность и необходимость разносторонних исследований и дальнейшего развития культурологии как науки.

REFERENCES

Abbasov, 2010 - Abbasov N. Predposylki razvitiya kul'tumyh cennostej i kul'turnaya politika Azerbajdzha-na v sovremennyj period. Dissertaciya. Baku, 2010. (in Russian)

Abdullaev, 2007 - Abdullaev Ch. Kul'turnye svyazi Germanii i Azerbajdzhana. Dissertaciya. Baku, 2007. (in Russian)

Abdullaeva, 2003 - Abdullaeva R. G. Problema hu-dozhestvennogo stilya v informacionnoj kul'ture. Baku, 2003. (in Russian)

Alieva, 2004 - Alieva S. Rol' islamskoj religii v raz-vitii kul'tury sovremennogo Azerbajdzhana. Dissertaciya. Baku, 2004. (in Russian)

Alieva, 2007- Alieva E. Istoricheskie etapy razvitiya kul'turologicheskoj mysli v Azerbajdzhane. Dissertaciya. Baku, 2007. (in Russian)

Alieva, 2016 - Alieva P. Teoreticheskie problemy iskusstva v nauchnom nasledii Mursala Nadzhafova. Dissertaciya. Baku, 2016. (in Russian)

Amrahov, Ismail, 2004 - Amrahov I., Ismail M. Azerbajdzhanskaya kul'tura v period vtoroj mirovoj vojny. Baku, 2004. (in Russian)

Ahmed, 2012 - Ahmed A. S. Duhovnaya kul'tura Azerbajdzhana v XI-XII vekah - etnograficheskoe issle-dovanie. Baku, 2012. (in Russian)

Ashurbejli, 1964 - Ashurbejli S. B. Ocherk istorii srednevekovogo Baku (VIII - nachalo XIX vv.). Baku, 1964. (in Russian)

Gasanzade, 2013 - Gasanzade N. Kul'turologiya. Baku, 2013. (Hasanzada N. Kulturologiya. Baki, 2013) (in Russian)

Gasymov, 2008 - Gasymov H. Azerbajdzhanskaya kul'tura v srednie veka. Baku, 2008. (in Russian)

Gasymov, Efendiev, 2002 - Gasymov H., Efendiev O. Azerbajdzhanskaya kul'tura v XVI-XVII vekah. Baku, 2002. (in Russian)

Gusejnov, Efendiev, 2012 - Gusejnov I., Efendiev T. Istoriya kul'turologii, uchebnik. Baku, 2012. (in Russian) Gusejnova, 2007 - Gusejnova F. Kul'turologicheskie aspekty Azerbajdzhano-tureckih otnoshenij v period nezavisimosti. Dissertaciya. Baku, 2007. (in Russian)

Dadashzade, 1985 - Dadashzade M. A. Duhovnaya kul'tura azerbajdzhanskogo naroda v srednie veka

Гусейнов, Эфендиев, 2012 - Гусейнов И., Эфендиев Т. История культурологии, учебник. Баку, 2012. (Н^еуге^ I., Эfэndiyev Т. Ки1^ок^уа tarixi. Dэrslik. Вак1, 2012).

Гусейнова, 2007 - Гусейнова Ф. Культурологические аспекты Азербайджано-турецких отношений в период независимости. Диссертация. Баку, 2007.

Дадашзаде, 1985 - Дадашзаде М. А. Духовная культура азербайджанского народа в средние века (историко-этнографическое исследование). Баку, 1985. (Dada§zadэ М. А. Azэrbaycan хаЦтт оГа эsr mэnэvi mэdэniyyэti, tarixi-etnografik tэdqiqat. Вак1, 1985).

Джафарзаде, 2008 - Джафарзаде З. Историко-ти-пологические методологические проблемы восточной культуры. Диссертация. Баку, 2008. (Cэfэrzadэ Z. §эщ mэdэniyyэtinin tarixi tipologiyasmm metodoloji ршЫетЬп. Dissertasiya. Вак1, 2008).

Зарганаева, 2007 - Зарганаева И. З. Философ-ско-этические взгляды Абу Гамида Газали. Баку, 2007. (Zэrqanayeva I Z. ЭЬи Hэmid Qэzalinin fэlsэfэ-si-etik gбru§lэri. Вак1, 2007).

Ибрагимов, 1981 - Ибрагимов Дж. Азербайджанская культура в XV веке. Баку, 1981. (ibrahimov С. XV эsrdэ Azэrbaycan mэdэniyyэti. Вак1, 1981).

Керимли, 2002 - Керимли В. Развитие культурных отношений народов Азербайджана и Грузии (конец XIX - начало XX вв.). Диссертация. Баку, 2002.

Кязими, 2010 - Кязими Г. Культурные проблемы в наследии Джафара Джаббарлы. Диссертация. Баку, 2010.

Мамедли, 2012 - Мамедли Г. Процесс эволюции религии на материале древних верований и ислама. Диссертация. Баку, 2012.

Мамедов, 2002 - Мамедов Ф. Т. Культурология. Вопросы теории и истории. Баку, 2002.

Мамедов, 2006 - Мамедов Ф. Т. Культурология, как путь к эффективной жизнедеятельности. Баку, 2006.

Мамедов, 2009 - Мамедов Ф. Т. Культура управления. Баку, 2009.

Мамедова, 1998 - Мамедова Х. Основные этапы и особенности развития просвещения Азербайджана. Диссертация. Баку, 1998. (Mэmmэdova Н. Azэrbaycan maarifciliyi тЫ§а£т эsas тэЛэЫэп vэ xtisusiyyэtlэri. Dissertasiya. ВаЪ, 1998).

Мамедова, 1999 - Мамедова Г. Культурные связи Ирана и Азербайджана. Диссертация. Баку, 1999.

Мир-Багирзаде, 2011 - Мир-Багирзаде С. А. Культура исламской цивилизации. Баку, 2011.

Мир-Багирзаде, 2011 - Мир-Багирзаде Ф. А. Роль, место и значение символов в познании. Баку, 2011.

Мир-Багирзаде, 2019 - Мир-Багирзаде С. А. Очерки по теории и истории культуры Азербайджана. Баку, 2019.

(istoriko-etnograficheskoe issledovanie). Baku, 1985. (in Russian)

Dzhafarzade, 2008 - Dzhafarzade Z. Istoriko-tipo-logicheskie metodo-logicheskie problemy vostochnoj kul'tury. Dissertaciya. Baku, 2008. (in Russian)

Zarganaeva, 2007 - Zarganaeva I. Z. Filosofsko-eticheskie vzglyady Abu Gamida Gazali. Baku, 2007. (in Russian)

Ibragimov, 1981 - Ibragimov Dzh. Azerbajdzhan-skaya kul'tura v XV veke. Baku, 1981. (in Russian)

Kerimli, 2002 - Kerimli V. Razvitie kul'turnyh otnoshenij narodov Azerbajdzhana i Gruzii (konec XIX - nachalo XX vv.). Dissertaciya. Baku, 2002. (in Russian)

Kyazimi, 2010 - Kyazimi G. Kul'turnye problemy v nasledii Dzhafara Dzhabbarly. Dissertaciya. Baku, 2010. (in Russian)

Mamedli, 2012 - Mamedli G. Process evolyucii re-ligii na materiale drevnih verovanij i islama. Dissertaciya. Baku, 2012. (in Russian)

Mamedov, 2002 - Mamedov F. T. Kul'turologiya. Voprosy teorii i istorii. Baku, 2002. (in Russian)

Mamedov, 2006 - Mamedov F. T. Kul'turologiya, kak put' k effektivnoj zhiznedeyatel'nosti. Baku, 2006. (in Russian)

Mamedov, 2009 - Mamedov F. T. Kul'tura uprav-leniya. Baku, 2009. (in Russian)

Mamedova, 1998 - Mamedova H. Osnovnye etapy i osobennosti razvitiya prosveshcheniya Azerbajdzhana. Dissertaciya. Baku, 1998. (in Russian)

Mamedova, 1999 - Mamedova G. Kul'turnye svy-azi Irana i Azerbajdzhana. Dissertaciya. Baku, 1999. (in Russian)

Mir-Bagirzade, 2011 - Mir-Bagirzade S. A. Kul'tura islamskoj civilizacii. Baku, 2011. (in Russian)

Mir-Bagirzade, 2011 - Mir-Bagirzade F. A. Rol', mesto i znachenie simvolov v poznanii. Baku, 2011. (in Russian)

Mir-Bagirzade, 2019 - Mir-Bagirzade S. A. Ocherki po teorii i istorii kul'tury Azerbajdzhana. Baku, 2019. (in Russian)

Mustafaev, 2010 - Mustafaev R. Problema ravenstva v musul'manskoj civilizacii srednevekov'ya. Baku, 2010. (in Russian)

Sadygzade, 2008 - Sadygzade H. Problemy razrabot-ok, sbora i propagandy material'noj kul'tury muzeev. Dissertaciya. Baku, 2008. (in Russian)

Sulejmanov, 2000 - Sulejmanov M. M. A. Rasulzade i azerbajdzhanskaya kul'tura. Dissertaciya. Baku, 2000. (in Russian)

Мустафаев, 2010 - Мустафаев Р. Проблема равенства в мусульманской цивилизации средневековья. Баку, 2010. (Mustafayev R. Orta asr mtisalman sivilizasiyasinda barabarlik problemi. Baki, 2010).

Садыгзаде, 2008 - Садыгзаде Х. Проблемы разработок, сбора и пропаганды материальной культуры музеев. Диссертация. Баку, 2008. (Sadiqzada H. Muzeylar vasitasila maddi madaniyyat i§lanmasi, topl-anmasi va tabligi problemlari. Dissertasiya. Baki, 2008).

Сулейманов, 2000 - Сулейманов М. М. А. Расул-заде и азербайджанская культура. Диссертация. Баку, 2000. (Stileymanov M. M. Э. Rasulzada va Azarbaycan madaniyyati. Dissertasiya. Baki, 2000).

Сулейманов, 2014 - Сулейманов М. Азербайджанская культурологическая мысль в начале ХХ века. Диссертация. Баку, 2014. (Stileymanov M. XX asrin avvallarinda Azarbaycan kulturoloji fikri. Dissertasiya. Baki, 2014).

Шекиханова, 2007 - Шекиханова М. М. Философия суфизма в концепции «Совершенного человека». Баку, 2007. (§akixanova M. M. Sufizmin falsafasinin «Kamil insan» konsepsiyasi. Baki, 2007).

Heyerdahl, 2000 - Heyerdahl T. Scandinavian Ancestry Tracing Roots to Azerbaijan // Azerbaijan International. 2000. Summer.

Sulejmanov, 2014 - Sulejmanov M. Azerbajdzhan-skaya kul'turologicheskaya mysl' v nachale ХХ veka. Dissertaciya. Baku, 2014. (in Russian)

Shekihanova, 2007 - Shekihanova M. M. Filosofiya sufizma v koncepcii «Sovershennogo cheloveka». Baku, 2007. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Heyerdahl, 2000 - Heyerdahl T. Scandinavian Ancestry Tracing Roots to Azerbaijan // Azerbaijan International. 2000. Summer.

S. A. Mir-Bagirzade

FORMATION AND DEVELOPMENT OF CULTURAL SCIENCE IN AZERBAIJAN

The paper for the first time considers the genesis, development and formation of the Azerbaijani school of cultural studies, reveals the importance and scientific value of the concepts of culture and civilization. An analysis of cultural studies in Azerbaijan has been conducted. The relevance of the work is characterized by the fact that this article presents a historical and theoretical analysis of Azerbaijan culture in various aspects. Cultural studies is an established science, which is devoted to a lot of research, fundamental and meaningful international forums, symposia, conferences in Azerbaijan: Baku Forum of World Intercultural Dialogue, Baku International Humanitarian Forum, Islamic Solidarity: Harmony of Religious and Cultural Diversity, Traditions of Religion tolerance in the Caucasus and the multiculturalism model of Azerbaijan. The main directions in the field of culture are also indicated in the laws on science of Azerbaijan. All this provides the basis for an in-depth study of the culture of Azerbaijan, its history, traditions, as well as its theoretical aspects and emphasizes the importance and necessity of comprehensive studies in cultural studies and its further development as a science.

Keywords: culture, history, theory, cultural studies, Azerbaijan, civilization, formation, development.

Мир-Багирзаде Самира Алтай гызы,

кандидат филологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник,

Институт архитектуры и искусства Национальной академии наук Азербайджана (Баку, Азербайджан) samiramb777@mail.ru

Mir-Bagirzade Samira Altai gizi,

Ph.D. in Philology, Associate Professor, Leading Researcher,

Institute of Architecture and Art of the Azerbaijan National Academy of Sciences samiramb777@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.