Научная статья на тему 'Формирование и развитие историко-биографического романа в татарской литературе'

Формирование и развитие историко-биографического романа в татарской литературе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
196
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
татарский историко-биографический роман / Духовно-нравственные ценности народа / историческая личность / формирование и становление историко-биографического романа / эволюция героя / образ общественно-политического деятеля / синтез документального факта и вымысла

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Асфандиярова А. Ф.

Возникновению и формированию романов историко-биографического характера в татарской литературе предшествовал длительный период поисков. Характерные особенности биографий выявляются в орхоно-енисейских надписях. Появление в конце XIX и в начале ХХ века первых биобиблиографических книг предшествовало дальнейшему развитию биографического жанра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие историко-биографического романа в татарской литературе»

УДК 821.512.145.09

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКОГО РОМАНА В ТАТАРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

© А. Ф. Асфандиярова

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

Россия, Республика Башкортостан, 450000 г. Уфа, ул. Октябрьской Революции, 3а.

Тел.: +7 (347) 72 98 20.

E-mail: ajg-asfandiyaro@yandex. ru

Возникновению и формированию романов историко-биографического характера в татарской литературе предшествовал длительный период поисков. Характерные особенности биографий выявляются в орхоно-енисейских надписях. Появление в конце XIX и в начале ХХ века первых биобиблиографических книг предшествовало дальнейшему развитию биографического жанра.

Ключевые слова: татарский историко-биографический роман, духовно-нравственные ценности народа, историческая личность, формирование и становление историкобиографического романа, эволюция героя, образ общественно-политического деятеля, синтез документального факта и вымысла.

Формированию и становлению историкобиографического романа в татарской литературе предшествовал ряд этапов. Первые орхоно-енисейские надписи биографического характера в общетюркской литературе наблюдаются еще в древнейших рунических, мемориальных хрониках [1]. Известным в истории видным деятелям в форме эпитафии посвящались хвалебные оды, где с помощью художественных средств освещались в основном их деяния и подвиги. Такие надгробные надписи носили в себе и особенности эпоса. Отсюда следует, что элементы биографического жанра неразрывно связаны с народным творчеством, а именно - с историческими легендами, эпосами, преданиями. Исторические факты в эпосах освещаются по-разному. Образу исторической личности присущи, главным образом, героические качества. Это объясняется, в первую очередь, стремлением народа видеть своего национального героя борцом за свободу Отчизны. Например, Чура Нариков, живший в 20-е годы XVI века, в истории фигурирует как политик и дипломат своего времени. В народе рождается эпос «Чура батыр». Эпос вобрал в себя особенности биографического жанра: изображение детства будущего борца, героические поступки и деяния, связанные с дальнейшей жизнью. Герой в данном случае идеализирован. Такие же качества биографического характера раскрываются в исторических баитах.

В конце XIX - нач. XX века в татарской литературе появляются книги биобиблиографического характера. В содержании книги Ш. Марджани «Вафият эл-эслэф вэ тэхият эл-эхлаф» («Подробное о предшественниках и их приветствие потомкам», 1883, на арабском языке) имеются уникальные материалы по истории древней и средневековой арабской поэзии через биографию великих поэтов. Чуть позже был издан труд «Мостафадел-эхбар фи эхвали Казан вэ Болгар». Продолжая традиции Ш. Марджани, выдающийся просветитель и мыслитель Р. Фахретдинов в своей монументальной работе «Асар» в хронологической последователь-

ности приводит ценные сведения о многих выдающихся людях, начиная с периода Волжской Булга-рии до начала XX века. «Р. Фахретдином впервые в национальной исторической науке были выработаны первые теоретические принципы построения биографических описаний как метода исторического исследования» [2]. Известные критики и литературоведы рассматривают эти работы биобиблио-графического характера по-разному. Их называют и циклом словарей [3], и типом биобиблиографиче-ских энциклопедий [4].

Бурный рост просветительского движения в конце XIX - нач. XX века в жизни татарского народа пробудил появление разных по содержанию и идейно-тематическим направлениям биографических книг. В основном в них освещалась жизнь известных просветителей и мыслителей своего времени. Например, в книгах Й. Акчуры «Дамелла Галимджан Баруди» (1907), Г. Баттала «Габделвали Яушев» (1913), Б. Шарафи «Биография Гани Xу-саинова» (1913) использованы различные сведения, представляющие собой элементы для изучения биографий личностей, наиболее приближенных к народу, т. е. тех, кто поддерживал образованность, нравственность - все то, что составляет духовную культуру.

С 50-х годов XX столетия возникает интерес к социально-философскому осмыслению образов исторических личностей, и со временем это становится самостоятельным направлением в татарской литературе.

Произведения М. Гали «Детство Каюма» (1958), Г. Шариповой «Семья Гафура» (1962), Ш. Маннура «Муса» (1959-1964), Дж. Тарджема-нова «Юность Лобачевского» (1965), А. Расиха «Ямашев» (1967-1981) являются убедительными образцами историко-биографических романов

60-80 годов XX века. Несмотря на это автором первого историко-биографического романа в татарской литературе следует считать Ахмеда Файзи (1903-1958). Значит, становление татарского историко-биографического романа как жанра приходится именно на время появления произведения А. Файзи «Тукай» (1952).

84

раздел ФИЛОЛОГИЯ и ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

В романе А. Файзи «Тукай» освещаются детские и юношеские годы великого татарского поэта Габдуллы Тукая. Сюжет и композиция основаны на биографических фактах, и автор придерживается конкретной последовательности в изображении реальных событий. Отображая основные события жизни Тукая, А. Файзи воссоздает реальную картину той эпохи. Образ поэта раскрывается в органическом единстве с судьбой народа, во внутренней связи с жизнью общества. Показывая главного героя в гуще событий своего времени, автор сумел осветить процесс его становления и развития как личности.

Произведение А. Расиха «Ямашев» было написано в тот период, когда в стране царил тоталитарный режим. Изображается судьба не только одного человека, поднимаются вопросы, связанные с ним и эпохой. А. Расих сумел достаточно разносторонне воссоздать образ Xусаина Ямашева. Исходя из идеологических требований своего времени писатель последовательно прослеживает, как единственный сын купца Мингазетдина Ямашева под влиянием русских социал-демократов и воздействием нарастающего революционного движения масс становится революционером. Автор также убежденно показывает, как под влиянием Xусаина Ямашева и его соратников пробуждается классовое самосознание татарских рабочих.

В таких произведениях, как «Семья Гафура» Г. Шариповой, «Ямашев» А. Расиха, «Тукай»

А. Файзи изображается переломный период в жизни татарского народа. Это время бурных и социальных перемен, когда проходила борьба рабочих и крестьян за свои идеалы. В центре стоит образ человека, который был активным участником революционных событий. Указанные романы написаны методом социалистического реализма: авторы

стремились показать богатый внутренний мир человека в обстоятельствах революционной борьбы.

В послевоенные годы XX века татарский историко-биографический роман развивался и в военно-патриотическом направлении. «Осознание

писателями идеала патриотизма как возвышенного привело к преобладанию в прозе пафоса героики» [5]. К примеру, в романах Г. Абсялямова «Газинур» (1951), Ш. Маннура «Муса» (1959-1964) наблюдается героический пафос.

В романе Ш. Маннура «Муса» изображаются реальные события 1940-1944 гг. Писатель раскрывает в образе поэта Мусы Джалиля именно те патриотические чувства, которые присущи каждому человеку, несущему ответственность и общечеловеческий долг перед Отечеством и своим народом. В образе Мусы утверждаются цельность характера и богатство духовного мира, ценность человеческого бытия. Герой проходит испытания судьбой, историей, но сохраняет душевную красоту, ему присущи такие простые человеческие черты, как честность, порядочность, способность сопротивляться среде, чуткость к чужому страданию, честь, внутреннее достоинство человека.

Писатель акцентировал внимание на героизм, стойкость духа поэта, проявленные в борьбе с фашизмом. Патриотизм и стойкость духа борца за свободу проявляются не только в поступках. Самый главный девиз и могучая сила заключаются в его стихах. Ш. Маннур неоднократно подтверждает эту истину в своем произведении.

Для историко-биографических романов 90-х годов прошлого столетия становится важным рассмотрение жизнедеятельности исторических личностей в тесной взаимосвязи национальносамобытного начала и общечеловеческих проблем. Именно такое новое понимание истории приводит к необходимости раскрытия особенностей исторических личностей в историко-биографических романах. В связи с большими преобразованиями, происходившими в стране за последние двадцать лет, по-новому осмысливается историческое прошлое наших предков, по-новому раскрываются образы выдающихся сыновей татарского народа. На протяжении многих лет критики и литературоведы рассматривали художественные достижения в рамках соцреализма. В герое вырисовывались лишь общественные, классово-политические взгляды.

В современных татарских историко-биографических романах выявляется еще одна особенность -активизация национально-исторического фактора. Идейно-тематическое содержание классовой борьбы, претерпевая глубокие изменения, перерастает в проблему национально-освободительного характера, что находит свое отражение, главным образом, в судьбах исторических личностей отдельной нации. Именно такой своеобразной постановкой проблематики выделяется роман Р. Мухаммадиева «Мост над адом» и роман-трилогия С. Поварисова «Заря пророка» (1999), «На седьмом небе» (1999), «Один шаг до рая» (2000).

«Будучи человеком своего времени, автор биографического произведения - вполне или не вполне осознанно, но непременно - всматривается в своего героя и открывает его с позиций своего времени» [6]. Р. Мухаммадиев начинает повествование о жизни и деятельности выдающегося общественного и политического деятеля бурных лет революции, Гражданской войны и борьбы угнетенных народов России за свободу и равенство Мир-саита Султан-Галиева с вопроса героя: «Можно ли и татарам выступать против царя?!». Такой вопрос одиннадцатилетнего ребенка приводит отца в шок, но одновременно тот признает, что возник он не спонтанно, а явился результатом воздействия образа жизни семьи, всей общественно-политической обстановки, окружающей мальчика. Его отец, сельский учитель, выписывает газеты, имеет библиотеку. Юный Мирсаит читает все, что есть в доме, и знания, полученные из книг и газет, соединяются в его душе с размышлениями о жизни, судьбе татар. Формированию личности и духовного мира Сул-тан-Галиева, прежде всего, способствуют окру-

жающая обстановка, печатные издания, а также непосредственное влияние отца - передового сельского интеллигента.

В романе Р. Мухаммадиева «Мост над адом» Мирсаит Султан-Галиев изображен как борец за исконные права татар и всех тюркских народов России. Писатель показывает, как Султан-Галиев стал первой жертвой разворачиваемого в стране массового террора. Его трижды арестовывали, дважды приговаривали к расстрелу. В 1940 году приговор был приведен в исполнение. Автор романа исходит из исторически достоверных сведений о жизни главного героя. Это произведение дает возможность не только понять переломы в жизни и деятельности героя в новых ракурсах, но и осознать значимость и роль борьбы за великое будущее своего народа. С другой стороны, детально показывая трагическую судьбу героя, боровшегося за законные права ранее угнетенных народов, писатель приводит читателя к мысли, что в условиях социализма права народа сильно ущемлялись. Но в этом, собственно, и проявляется одна из специфических черт жанра историко-биографического романа: как правило, он строится на документальной основе, сюжетом его являются крупные события, имевшие место в истории, а основными героями - подлинные исторические лица.

Ведущей идеей произведения Р. Мухаммадие-ва является, несомненно, отражение в образе Мир-саита Султан-Г алиева таких национальных нравственных качеств, как беззаветная преданность идеалам свободы и счастья, упорство в борьбе за осуществление своих гуманистических идеалов.

В произведениях С. Поварисова «Заря пророка», «На седьмом небе», «Один шаг до рая» показано духовное формирование крупнейшего художника слова - Галимджана Ибрагимова.

С. Поварисов выразительно рисует картины жизни юного Галимджана, показывает - что очень важно - процесс духовного возмужания, духовного взлета своего героя, т. е. в романе изображено становление личности Галимджана, развитие его прогрессивных воззрений. Окружающая его действительность расширяется шаг за шагом. Вначале это семья, вобравшая в себя лучшие черты татарского народа: честность, трудолюбие, уважение к лучшим традициям, книжному знанию; затем - жизнь села со всеми ее противоречиями. Позже мы видим героя в консервативном медресе в Оренбурге, а затем в самом прогрессивном для своего времени медресе «Галия» в Уфе.

Следует отметить, что эволюция главного героя изображена как путь постепенного впитывания им лучших духовных черт народа. Автор стремился отразить общечеловеческие качества в образе Г. Ибрагимова. Несмотря на тяжелые испытания, продиктованные самой судьбой и той эпохой, он смог сохранить до конца своей жизни все моральные и нравственные качества, которые присущи только сильному духом человеку.

Образ Галимджана Ибрагимова, сыгравшего прогрессивную роль в истории духовной культуры народа, организует сюжет романа, построенного в целом на поступательном развитии самой истории, исторической судьбы народа. Показывая разностороннюю деятельность своего героя (работа над художественными произведениями, педагогическая, научная и общественная деятельность), С. Пова-рисов утверждает неразрывную связь духовно-нравственных черт человека с его исторической эпохой. Каждый шаг писателя-классика обусловлен самой общественно-политической жизнью народа, страны. Его взлеты и трагический финал жизни отражают драматические моменты истории родного народа.

Таким образом, татарский историко-биографический роман в формировании, становлении и развитии жанра представляет собой сложный процесс, одним из важных тенденций которого является отражение образов выдающихся исторических лиц, символизирующих духовный и нравственный облик всего народа. Показывая пути формирования конкретных исторических личностей в конкретной исторической среде, писатели раскрывают не только характеры этих личностей, но и те духовные черты самого народа, которые порождают, воспитывают и выводят на историческую арену выдающихся общественно-политических деятелей прошлого.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бакиров М. Генезис и древнейшие формы общетюркской поэзии: автореф. дисс. ... д-ра фил. наук. Казань, 1999. 62 с.

2. Байбулатова Л. Ф. Значение свода «Асар» Ризы Фахретди-на для изучения духовной культуры тюркских народов Поволжья и Приуралья // Проблемы башкирской, татарской культуры и наследие Ризы Фахретдинова: мат-лы межрегионального симпозиума. Уфа: Принт+, 2006. 29 с.

3. Гайнуллина Г. Развитие татарской автобиографической прозы в 60-70 годы XX века: автореф. дисс. ... канд. фил. наук. Казань, 2001. 9 с.

4. Xусаинов Г. Ризаитдин бэн Фахретдин. Уфа: Китап, 1997. 52 с.

5. Федосеева Н. Жанровое многообразие марийской исторической прозы 1970-1990 годов: автореф. дисс. ... канд. фил. наук. Чебоксары, 2000. 15 с.

6. Порудоминский В. Прошлое без грима // Литературная газета. 1975. 29 октябрь. №44. С. 5.

Поступила в редакцию 20.09.2009 г. После доработки — 16.02.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.