ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 2
ÔIDIÈDJÂAÎÈÂ È DAÇÂÈÙÈÂ EIOAAOAOEIIIUO NÂBÇÂÉ IA AAÇA ÔÈÎAÎNIÂI-ÏDNU0ËAÎTI-AADADÎUO ADÔÏÏ
МАРЕМШАОВА С.А.,
аспирант,
Карачаево-Черкесская технологическая академия, 369000, Черкесск, КЧР, ул. Ставропольская, 36;
ЭФЕНДИЕВА А.А.,
кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Институт информатики и проблем регионального управления КБНЦ РАН,
г. Нальчик, ул. И. Арманд, 37 а;
ШАХМУРЗОВ З.М.,
аспирант,
Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия им. В.М. Кокова, 360004, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Толстого, 185
В статье рассмотрены основные принципы создания развития интеграционных связей на базе финансово-промышленно-аграрных групп.
Ключевые слова: интеграция; финансы; промышленность; сельское хозяйство; стратегия; управление.
In article main principles of creation of development of integration communications on the basis of financially-industrially-agrarian groups are considered.
Keywords: integration; the finance; the industry; agriculture; strategy; management.
Коды классификатора JEL: Q13, Q14, Q18.
В АПК Российской Федерации и ее регионах наблюдается разрыв и несовершенство межхозяйственных связей, прослеживается монополизм перерабатывающих и торговых организаций, растут взаимные неплатежи, в отрасль практически не привлекаются инвестиции. В условиях несовершенства рыночной системы хозяйствования продуценту очень сложно противостоять такому числу экстремальных факторов. В настоящей статье сделана попытка раскрыть роль и значение финансово-промышленноаграрных групп (ФПАГ) в процессе адаптации и повышения эффективности функционирования агропредприятий рыночной ориентации.
Финансово-промышленно-аграрная группа создается и формируется в целях установления рациональных кооперационных, технологических и экономических связей между предприятиями, организациями и учреждениями — членами данной группы путем объединенного использования финансового, производительного и товарно-
© С.А. Маремшаова, А.А. Эфендиева, З.М. Шахмурзов, 2010
го капитала, а также материальных ресурсов ее участников, чтобы повысить эффективность производства, привлечь необходимые инвестиции для ускорения научнотехнического прогресса.
ФПАГ — это, по-существу, кооперативный союз (объединение, ассоциация) государственных, акционерных, коллективных и других предприятий и организаций разной формы собственности в целях организации совместного производства сельскохозяйственной продукции, кредитно-финансового, страхового и информационного обслуживания членов группы, координации мероприятий по реализации (сбыту), хранению, переработке и транспортировке продукции, материально-технического обеспечения, ремонта и совместного использования отдельных видов техники, оборудования и других средств производства, разработки: и внедрения мероприятий по использованию современных достижений науки, техники и передового опыта.
Данная структура создается на основе программного подхода, что вызывается высокой значимостью структурных преобразований в агропромышленном комплексе путем интеграции финансового, производительного и товарного капитала, а также масштабами организации самоуправляющихся и саморазвивающихся экономических структур рыночного типа, ориентированных на всемерное внедрение достижений научно-технического прогресса [2].
Роль и значение ФПАГ является особенно важной в условиях глубокого кризиса сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности и всей экономики России, когда требуется ускоренная мобилизация ресурсов и их концентрация для развития приоритетных направлений в АПК.
ФПАГ, исходя им вышеизложенного, должны решать следующие конкретные задачи:
1. Концентрация инвестиционных ресурсов на приоритетные направления АПК.
2. Обеспечение финансовыми ресурсами научно-исследовательских и проектноконструкторских организаций для развития научно-технического прогресса на предприятиях АПК.
3. Повышение конкурентоспособности и экспортного потенциала предприятий АПК и содействие демонополизации рынков продукции АПК.
4. Осуществление прогрессивных структурных изменений в системе АПК.
5. Формирование оптимальных технологических, кооперационных и экономических связей в условиях развития рыночных отношений.
6. Поиск и подбор участников ФПАГ, заинтересованных в совместной деятельности и имеющих общие экономические интересы.
7. Формирование единой взаимоприемлемой стратегии поведения на товарных рынках.
8. Формирование необходимого начального капитала.
9. Выбор оптимальных форм и методов руководства совместной деятельностью.
10. Разработка механизма наращивания собственного капитала,
Основные принципы создания ФПАГ:
добровольность; прибыльная деятельность; влиятельность на выбор приоритетов развития (например, на основе получения или приобретения ею основного пакета акций предприятий, входящих в группу); ответственность за нормальное функционирование всех входящих в ФПАГ предприятий и подразделений; соблюдение деловой этики.
Кроме того, в учредительных документах могут быть названы еще дополнительно несколько принципиально важных моментов. К их числу можно отнести следующие:
1. Финансово-промышленно-аграрная группа может создаваться путем приобретения одним из участников группы пакетов акций других предприятий, учреждений и организаций, которые становятся участниками группы, а также
ТЕRRА ECONOMCUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3
путем передачи участниками группы своих пакетов акций в доверительное управление одному из участников группы.
2. Многовариантность создания и формирования финансово-промышленноаграрных групп.
3. Применение разных организационно-правовых форм интеграции финансового, производительного и торгового капитала при разработке отдельных вариантов формирования ФПАГ.
4. Первоочередное создание ФПАГ на базе предприятий, имеющих тесные технологические, кооперационные и экономические связи.
5. Государственное содействие, а также поддержка областных (краевых или республиканских) и местных администраций созданию, формированию и функционированию ФПАГ.
6. Использование при формировании ФПАГ рыночных и внерыночных методов консолидации пакетов акций, принадлежащих государству.
7. Социально-экономическая обоснованность проектов создания и формирования.
8. При создании и формировании ФПАГ не предусматривается никаких ограничений по долям государственной или какой-либо другой собственности. Не предусматривается также ограничений по долям материальных активов в структуре капитала.
9. В финансово-промышленно-аграрных группах не разрешается перекрестное владение акциями участниками группы, а также владение кредитнофинансовым органом (инвестиционным институтом) акциями любого предприятия-частника группы в размере более чем 50%, Не разрешается одной ФПАГ приобретение акций предприятий другой подобной группы.
10. Предприятия и организации — учредители ФПАГ являются полноправными членами группы.
11. Ассоциированные члены группы имеют особый, несколько более низкий правовой статус. Ассоциированное членство устанавливается на определенный срок — до 2-3 лет. По истечении срока оно может быть продлено. Ассоциированные члены в Совете не могут иметь более 20% мест.
12. Члены ФПАГ аккумулируют в паевых капиталах определенную сумму финансовых средств, необходимых для осуществления своей деятельности.
13. Учреждение ФПАГ не обусловливается какими-либо специальными разрешениями государственных органов Российской Федерации.
14. Решение о создании ФПАГ принимается на учредительном собрании открытым голосованием. Учредительное собрание принимает устав и избирает руководящие органы группы.
15. ФПАГ считается созданной с момента ее регистрации в соответствии с действующим Положением.
Порядок формирования ФПАГ
Процесс формирования включает следующие этапы:
1. Подбор структурных подразделений — основных учредителей ФПАГ.
2. Выработка основных принципов создания группы.
3. Разработка концепции — проекта функционирования и бизнес-плана развития.
4. Рассмотрение и утверждение проекта о создании ФПАГ концепции и бизнес-плана развития.
5. Составление учредительных документов (устава, учредительного договора) и принятие их на общем собрании учредителей.
6. Подача заявления в Правительство Чеченской Республики о разрешении на создание ФПАГ, после этого — заявки о регистрации группы в Республикан-
ский комитет по управлению государственным имуществом, а также в областной фонд имущества.
Подбор структурных составляющих осуществляет инициативная группа, избранная из числа основного (начального) состава учредителей ФПАГ. Финансово-промышленно-аграрная группа является юридическим лицом, имеет свои: печать и бланк, товарный знак и другую атрибутику.
Предприятия, организации, учреждения, входящие в ФПАГ, сохраняют свою полную самостоятельность, также являются юридическими лицами, имеют свои печать и бланк, товарный знак и другую атрибутику.
Руководители или представители предприятий, организаций или учреждений — членов группы входят в Совет, который работает на общественных началах. При Совете организуется исполнителем дирекция во главе с Генеральным директором и аппарат управления.
Численность и расходы по аппарату управления определяет Совет.
Небольшой опыт создания подобного рода структур все же позволил нам выделить четыре основных типа финансово-промышленно-аграрных групп:
1) по формам производственной интеграции:
• вертикальными;
• горизонтальными;
• конгломератами;
2) по отраслевой принадлежности:
• отраслевыми;
• межотраслевыми;
3) по масштабам деятельности:
• областными;
• межобластными;
4) по степени диверсификации:
• монопрофильными;
• многопрофильными.
Разрозненность действий агропромышленных структур и отсутствие собственной финансово-кредитной системы затрудняет устойчивое функционирование сельскохозяйственных предприятий в рыночных условиях. Ситуация обостряется и в связи с ростом монополизма перерабатывающих и торговых предприятий, с разрозненностью действий крупного и мелкого производства, с отсутствием возможности получения дешевого кредита.
Все эти трудности были присущи ряду сельскохозяйственных предприятий Че-гемского района, где нами были разработаны программы их адаптационного развития на основе формирования финасово-промышленно-аграрных групп (хоздоговор № 004 от 08.0б.0б).
Сельхозпредприятия испытывают трудности с продвижением продукции на рынок, финансовым обеспечением и неэквивалентными отношениями с комбикормовыми заводами, большинство из которых не желает строить свои отношения с производителями агросырья на «давальческом» принципе.
Несколько иные отношения складываются между сельскими товаропроизводителями и мясоперерабатывающими предприятиями, когда существующая система налогообложения мясокомбинатов ориентирует их не на закупку сырья, а только на оказание услуг (забой и реализация) [2].
Для облегчения взаиморасчетов между поставщиками сырья, птицефабриками и мясной торговлей, осуществляющихся не только на основе традиционной схемы оборота капитала, но и с применением своеобразных бартерных сделок, нужен единый финансовый орган. Лучше, если это будет банк, его филиал или финансово-расчетный центр.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3
Финансово-промышленно-аграрная группа (ФПАГ) представлена четырьмя основными блоками структурных составляющих: 1) производство комбикормов (минимум два комбикормовых завода, производящих комбикорма для птицы, крупного рогатого скота и свиней); 2) производство сырья; 3) переработка сырья и реализация готовой продукции через торговую сеть (мясокомбинат, птицефабрики и другие предприятия);
4) финансово-кредитное учреждение (банк), осуществляющее финансово-кредитное обеспечение членов ФПАГ.
К простым контрактам относятся те, в которых изложено не более 2-3 условий, а к сложным — еще и соблюдение требований кооператива по технологии, соглашения о производственных услугах. Так, например, к числу сложных можно отнести контракты на основе заработной платы, так как в них неизбежно перечисление комплекса прав и обязанностей договаривающихся сторон. Работа сельских товаропроизводителей оплачивается из расчета установленных в контракте расценок, дифференцируемых по качеству. Оплата производится в объемах, строго соответствующих размеру поставок по контракту [4].
В контрактах с фиксированной ценой указывается ее стабильная величина на срок, указанный в договоре. Там же называется и размер скидок за продукцию, качество которой отклоняется от принятого стандарта.
В арендных контрактах оговаривается количество сдаваемых фермеру или личному подсобному хозяйству на откорм животных, принадлежащих кооперативу. Оплата за труд осуществляется по указанным в контрактах расценкам в расчете на одну голову скота или птицы. Кооператив поставляет и оплачивает корм, осуществляет ветеринарную помощь и надзор за его содержанием, обеспечивает горюче-смазочными материалами, энергоресурсами, медикаментами. За несвоевременное снабжение этими ресурсами кооператив несет финансовую ответственность.
В контракте обязательно оговаривается механизм экономических взаимоотношений между учредителями интеграционного формирования. В основе этого механизма должны быть заложены следующие принципы:
• коллегиальное принятие решения по ценам на сырье, идущее в переработку;
• сельские хозяйства должны поставлять не менее 75% произведенного сырья для переработки;
• перерабатывающее предприятие производит предоплату товаропроизводителям в размере 30% от запланированного объема, поставляемого по договору сырья, а также 2 раза в месяц осуществляет текущие расчеты с его поставщиками;
• переработчик агросырья сам доставляет его своим транспортом в счет своих расходов, а также выдает беспроцентные кредиты сельским товаропроизводителям для расширения производства сырья;
• переработчик, как основной интегратор, должен поощрять непосредственных производителей агросырья за достижение повышенной производительности труда.
ЛИТЕРАТУРА
1. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и инноваций. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997.
2. Менеджмент организации / Под ред. 3.П. Румянцева, Н.А. Соломатин. М.: ИНФРА-М, 1997.
3. Соколов Д.В., Титов А.Б., Шабанова М.М. Предпосылки анализа и формирования инновационной политики. СПб.: ГУЭФ, 1997.
4. Фатхудинов Р.А. Инновационный менеджмент. М.: ЗАО «Бизнес-Школа» (ИНТЕЛ-СИНТЕЗ), 1997.
5. Цыгичко В. Н. Руководителю о принятии решений. 2-е изд. испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 1996.
6. Шумпетер И. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. С. 164.