Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА: НА ПРИМЕРЕ СКФО'

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА: НА ПРИМЕРЕ СКФО Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
68
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРЕНД / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ТУРИЗМ / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ЭКОНОМИКА СКФО

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Жерукова Аксана Борисовна, Байсултанова Лейла Борисовна, Тенова Залина Юрьевна, Анищенко Елена Александровна, Кулюшина Наталья Евгеньевна

Туристическая отрасль по праву признана одной из важнейших отраслей экономики государства. Вследствие ограничений в результате пандемии, затронувшей каждую страну мира, данная отрасль оказалась одной из самых пострадавших. При этом, именно пандемия COVID 19 оказалась тем фактором, который способствовал развитию внутреннего туризма в России, когда население страны отдавало предпочтение внутренним путешествиям по России. СКФО является одним из наиболее перспективных направлений развития туристических путешествий. В представленной статье освещаются основные проблемы развития туризма в СКФО с учетом существующих в настоящее время вызовов, как на мировом, так и национальном и региональном уровнях. Для выявления проблем развития туристической отрасли экономики СКФО проведен анализ особенностей развития данного федерального округа, выделены факторы, оказывающие положительное и отрицательное влияние на развитие туризма. Автором подчеркнута необходимость дальнейшего совершенствования государственной поддержки развития рассматриваемой отрасли и развития организационных основ в регионах СКФО, как одного из направлений повышения уровня социально-экономического развития СКФО и страны в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Жерукова Аксана Борисовна, Байсултанова Лейла Борисовна, Тенова Залина Юрьевна, Анищенко Елена Александровна, Кулюшина Наталья Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF AN INSTITUTIONAL MODEL FOR THE DEVELOPMENT OF TOURISM: ON THE EXAMPLE OF THE NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT

The tourism industry is rightfully recognized as one of the most important sectors of the state economy. Due to restrictions as a result of the pandemic that has affected every country in the world, this industry has been one of the hardest hit. At the same time, it was the COVID 19 pandemic that turned out to be the factor that contributed to the development of domestic tourism in Russia, when the country’s population preferred domestic travel in Russia. The North Caucasus Federal District is one of the most promising areas for the development of tourist travel. This article highlights the main problems of tourism development in the North Caucasus Federal District, taking into account the current challenges, both at the global, national and regional levels. To identify the problems of development of the tourism industry of the economy of the North Caucasus Federal District, an analysis of the features of the development of this federal district was carried out, factors that have a positive and negative impact on the development of tourism were identified. The author emphasizes the need for further improvement of state support for the development of the industry in question and the development of organizational foundations in the regions of the North Caucasus Federal District, as one of the ways to increase the level of socioeconomic development of the North Caucasus Federal District and the country as a whole.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА: НА ПРИМЕРЕ СКФО»

Формирование и развитие институциональной модели развития туризма: на примере СКФО

Жерукова Аксана Борисовна,

доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и менеджмента в туризме социально-гуманитарного института Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова E-mail: zherukova65@mail.ru

Байсултанова Лейла Борисовна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента в туризме социально-гуманитарного института Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова E-mail: baileila@mail.ru

Тенова Залина Юрьевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента в туризме социально-гуманитарного института Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова E-mail: tzu79@mail.ru

Анищенко Елена Александровна,

старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента в туризме социально-гуманитарного института Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова E-mail: fo_booblik@mail.ru

Кулюшина Наталья Евгеньевна,

старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента в туризме социально-гуманитарного института Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова; E-mail: nata961521@gmail.com

Туристическая отрасль по праву признана одной из важнейших отраслей экономики государства. Вследствие ограничений в результате пандемии, затронувшей каждую страну мира, данная отрасль оказалась одной из самых пострадавших. При этом, именно пандемия COVID 19 оказалась тем фактором, который способствовал развитию внутреннего туризма в России, когда население страны отдавало предпочтение внутренним путешествиям по России. СКФО является одним из наиболее перспективных направлений развития туристических путешествий. В представленной статье освещаются основные проблемы развития туризма в СКФО с учетом существующих в настоящее время вызовов, как на мировом, так и национальном и региональном уровнях. Для выявления проблем развития туристической отрасли экономики СКФО проведен анализ особенностей развития данного федерального округа, выделены факторы, оказывающие положительное и отрицательное влияние на развитие туризма. Автором подчеркнута необходимость дальнейшего совершенствования государственной поддержки развития рассматриваемой отрасли и развития организационных основ в регионах СКФО, как одного из направлений повышения уровня социально-экономического развития СКФО и страны в целом.

Ключевые слова: бренд, стратегия развития, туризм, туристическая инфраструктура, экономика СКФО.

Одним из важнейших и перспективных направлений развития российской экономики в целом и ее регионов является туризм. Актуальность развития туризма в регионах России еще более повышается в свете происходящих событий последних лет. Так, отрицательное влияние на развитие отрасли оказала пандемия COVID19, когда спрос в этом секторе был одним из наиболее пострадавших от нее, в результате чего не только компании, но и национальная экономика, серьезно пострадали от остановок, ограничений на поездки и исчезновения международных поездок. Новые факторы, такие как СВО на Украине, также усложняют восстановление отрасли.

Кроме того, отрицательное влияние оказали и санкции Запада, но при этом они способствовали развитию внутреннего туризма. Данное развитие нельзя назвать достаточным, что обусловлено сравнительно низким уровнем развития туристической инфраструктуры в регионах страны, несоответствием цены и качества туристских услуг, низким уровнем сервиса, недостатком квалифицированного персонала в отрасли.

Следует отметить, что отрасль туризма по праву считается одной из движущих сил экономического роста страны [8, ^ 215] и Россия в этом ключе не является исключением. Обладая высоким туристским потенциалом, по сравнению с мировым туристическим рынком Россия занимает незначительное положение.

В рейтинге конкурентоспособности индустрии туризма и путешествий Россия находится лишь на 39-м месте из 140 стран, по данным на 2019 г. (в рейтинге 2020 г. и 2021 г. по России официальных сведений нет) [14].

Согласно статистическим сведениям валовая добавленная стоимость отрасли в 2021 г. составила 93,5 млрд руб. и практически стабильно увеличивалась, за исключением 2020 г. [13]

Вклад туризма в ВВП страны незначительный и составляет 0,11% в 2021 г. (рис. 1).

(113 013

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

Рис. 1. Доля ВДС туризма в ВВП страны,% [13]

сз о

со £

m Р

сг

от А

Согласно Стратегии развития туризма в Российской Федерации [1], основной курс отрасли направлен на развитие внутреннего и въездного туризма в стране за счет формирования конкурентоспособного туристического продукта, развития инфраструктуры, обеспечения качественных и доступных туристских услуг на территории РФ, ориентируясь на лучший отечественный и международный опыт развития туристских кластеров и привлечение потенциальных клиентов к местам притяжения.

Целесообразно дальнейшее развитие туристической отрасли в России и регионах с учетом ее высокой значимости и стабильности, а также общемировых процессов, демографической ситуации и пр. С этой точки зрения Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО), имея колоссальный рекреационный потенциал, по праву можно считать одним из наиболее востребованных туристских территорий страны. Содействие развитию туризма в данном регионе оказывают как благоприятные природно-климатические условия и не до конца раскрытый рекреационный потенциал округа, так и его богатое историко-культурное наследие, гостеприимство и радушие кавказского населения.

Важнейшим и необходимым условием дальнейшего развития туризма в СКФО выступает поддержка со стороны государства. В виду большой значимости дальнейшего формирования и развития индустрии в контексте развития региона и в целом России, на правительственном уровне в 2019 г. была разработана Стратегия развития туризма на территории СКФО до 2035 г. [2], в которой определены наиболее приоритетные его виды и перспективные направления, а также основные этапы дальнейшего развития. Целью указанной стратегии выступает стимулирование роста вклада туризма регионов СКФО в ВВП страны, привлечение иностранных туризмов в регион, повышение основных показателей социально-экономического развития региона с учетом принципов устойчивого развития.

Приоритетным направлением туристической отрасли Северо-Кавказского федерального округа является активный, лечебно-оздоровительный и культурно-познавательный виды туризма.

СКФО обладая богатейшим комплексом туристическо-рекреационных ресурсов, можно охарактеризовать рядом специфических особенностей, которые позволяют реализовать разработанную Стратегию развития туризма в регионе, а именно:

1) выгодное с точки зрения туристических поездок географическое местоположение СКФО и благоприятные природно-климатические усло-^ вия. Кроме того, регион характеризуется благо-= приятным температурным режимом, как в летнее, е так и зимнее время;

й 2) СКФО обладает уникальнейшим природно-° ресурсным потенциалом, характеризующий мине-ав ральными питьевыми водами, термальными вода-

ми и лечебной грязью, памятники истории и культуры, а также уникальные природные комплексы, что повышает перспективность развития туризма в регионе [7];

3) в СКФО расположены такие уникальные туристические ресурсы, как заповедники, национальные парки и госзаказники. Кроме того, на любой вкус туриста в зимнее время можно задействовать и крупнейшие горнолыжные курорты (Домбай, Приэльбрусье, Цей), а в летний сезон продвигать пляжный сезон с точки зрения расположенного в Дагестане побережья Каспийского моря [6];

4) подчеркнем и инфраструктурную обеспеченность СКФО, который расположен относительно близко к крупным российским и зарубежным рынкам. Регион обеспечен достаточной системой транспортной коммуникации, а именно имеется Махачкалинский морской порт, развиты сети железнодорожного и воздушного транспорта. При этом, имеющуюся туристическую инфраструктуру нельзя назвать достаточной и не требующей дальнейшего своего развития [4, с. 38]. Для туристической индустрии региона характерен высокий износ инфраструктуры в местах размещения туристов, недостаточное количество данных мест в целом, высокие темпы роста цен на услуги по размещению туристов, низкое качество оказываемых услуг, недостаточное число мест размещения соответствующих международным стандартам, сравнительно высокая стоимость размещения туристов и пр.;

5) регион в силу положительного прироста населения и высокого уровня рождаемости, а также высоким удельным весом молодого населения -27% (в среднем по РФ - 23%) [5] относительно других регионов страны характеризуется высоким трудовым потенциалом развития туризма.

Но на вышеизложенном, достоинства региона с позиции дальнейшего развития заканчиваются. Их нивелирует сам уровень развития и состояние экономики входящих в СКФО республик и областей, которое характеризуется в два раза ниже темпами роста промышленности от среднероссийских показателей [3, с. 124].

СКФО занимает восьмое место среди имеющихся восьми округов России по уровню доходов населения, которые в 1,5 раз меньше, чем среднероссийский показатель (рис. 2), а во входящей в СКФО Республике Ингушетии уровень доходов населения в 2,1 раз меньше, чем средний уровень доходов населения по стране.

Аргументом в пользу необходимости поддержки развития туризма в СКФО также служит повышение уровня безработицы в регионе и стране в целом и более высокий ее уровень в регионе (13,9% против 5,8% в России в целом в 2021 г.) [13].

И это притом, что СКФО является важнейшим регионом с большим потенциалом, имеющим большое геополитическое значение.

Ситуация с пандемией, естественно, оказал отрицательное влияние на все курорты региона.

40000 35000 30000 25000 20000 15000 10000 5000 0

• Северо-Кавказский

Республика Дагестан

К Республика Ингушетия

Ж Кабардино-Балкарская Республика

Рис. 2. Сравнение среднедушевых денежных доходов населения регионов СКФО и РФ в целом, руб./мес.[13]

Еще одним фактором, влияющим на въездной и внутренний туризм является высокая стоимость внутреннего транспорта, «ситуация, близкая к монопольной, на рынке авиаперевозок, а также дефицит недорогих аэропортов не топового уровня.

Туроператорам до сих пор еще сложно сотрудничать с имеющимися местами размещения в СК-ФО вследствие недостаточного уровня автоматизации бронирования внутри них.

Одной из важнейших направлений развития является брендирование туристических потоков Северного Кавказа. В настоящее время о туристическом потенциале СКФО малоизвестно как в самой России, так и за рубежом, население недостаточно осведомлено о том, что такое Северный Кавказ и чем он знаменит.

Анализируя проблемы развития въездного туризма в СКФО и перспективы его развития, важно отметить такую значимую проблему, как отсутствие у коренного населения навыка владения иностранными языками, прежде всего английским. Так, по данным рейтинга, составленного Региональным центром лингвистических исследований (РЦЛИ), сразу четыре субъекта СКФО входят в десятку регионов России с наихудшими показателями по знанию английского языка населением: Кабардино-Балкария (1-е место), Республика Дагестан (4-е место), Северная Осетия (8-е место), Ставропольский край (10-е место) [11].

В туристической отрасли СКФО недостаточно развита организация крупных событийных мероприятий, в рамках которых возможно привлечение туристов и активное продвижение региона. Кроме того, явной проблемой развития отрасли является зачастую низкая обустроенность существующих туристских маршрутов по СКФО, а именно дефицит унифицированной системы туристской навигации, отсутствие смотровых площадок, отсутствуют информационные щиты с историческими справками по имеющимся объектам.

Важнейшей проблемой развития туризма в регионе остается существование негативных стереотипов, которые свойственны российскому туризму в целом. В существующих условиях многое основано на применении организационного ресурса, дефицит которого может выступить серьезным препятствием в реализации всей стратегии.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что развитию туризма в СКФО препятствует ряд проблем, решение которых позволит развить отрасль в регионе и способствовать уровню

экономического развития региона. Безусловно за последние годы было достаточно много сделано по преодолению того негативного образа, который был сформирован у регионов России, входящих в СКФО. Поступательный прогресс в туристической отрасли экономически выгодно самому региону, как с точки зрения уровня экономического развития ФО, так и уровня и качества жизни населения региона, способствовать повышению конкурентоспособности СКФО, как внутри страны, так и на международной арене.

Литература

1. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 года № 2129-р). Tourism.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://tourism.gov.ru/contents/doc-umenty/strategii/strategiya-razvitiya-turizma-v-rossiyskoy-federatsii-v-period-do-2035-goda (дата обращения: 25.09.2022)

2. Распоряжение Правительства РФ от 07.03.2019 № 369-р «Об утверждении Стратегии развития туризма на территории Северо-Кавказского округа до 2035 года (ред. от 17.12.2021) https:// docs.cntd.ru/document/553884081(дата обращения: 25.09.2022)

3. Аванесов А. Г., Аванесова Е.А. Перспективы развития туризма Северного Кавказа в период экономической нестабильности // Вестник Института дружбы народов Кавказа (Теория экономики и управления народных хозяйством). -2021. - № 3(59). - С. 121-127.

4. Ершова Е.Ю., Огаркова И.В., Ершов Ю.В. Тенденции развития индустрии туризма в СевероКавказском Федеральном округе // Региональные проблемы преобразования экономики. -2018. - № 5. - С. 36-42.

5. Инвестиционный портал Северо-Кавказского федерального округа [Электронный ресурс]. -URL: http://investkavkaz.ru/about. (дата обращения: 26.09.2022)

6. Корпорации развития Северного Кавказа // Офиц. сайт [Электронный ресурс]. - URL: http:// krskfo.ru/115 (дата обращения: 26.09.2022)

7. Курорт 26. Туристический портал КавМинВод // Офиц. сайт [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.kurort26.ru/ (дата обращения: 26.09.2022)

8. Кузнецова О.П., Косьмин А.Д., Кузьменко А.А., Кузнецов В.В., Кузнецова С.В., Самохва-лова О.М. Туризм как драйвер социально-экономического и социокультурного развития страны // Экономические отношения. - 2019. -№ 3. - С. 215-217.

9. Лебедева С.А. Оценка популярности видов туризма среди российских потребителей // Экономика, предпринимательство и право. -2020. - № 7. - С. 2105-2116.

10. Плотникова В.С., Глушанок Т.М. Современное состояние и прогнозирование основных тен-

сз о

со £

m Р

сг

от А

2015

2018

2019

2020

денций развития туризма в Республике Карелия // Экономика, предпринимательство и право. - 2020. - № 3. - С. 831-844.

11. Регионы с наибольшим дефицитом преподавателей иностранных языков. [Электронный ресурс]. - URL: https://rcli.ru/ issledovanie/regiony-s-naibolshim-defitsitom-prepodavatelej-inostrannyh-yazykov/ (дата обращения: 27.09.2022)

12. Русина А.Н., Карпычева О.В., Якимова Е.А., Лихман Д.А. Перспективы развития внутреннего туризма в современных условиях // Экономика, предпринимательство и право. - 2021. -Том 11. - № 10. - С. 2343-2356.

13. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: https://ross-tat.gov.ru/statistics/accounts (дата обращения: 26.09.2022)

14. TheTravel&TourismReports 2019. Рейтинг Всемирного экономического форума (WEF). [Электронный ресурс]. URL: https://www3.weforum. org/docs/WEF_TTCR_2019.pdf (дата обращения: 27.09.2022)

FORMATION AND DEVELOPMENT OF AN INSTITUTIONAL MODEL FOR THE DEVELOPMENT OF TOURISM: ON THE EXAMPLE OF THE NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT

Zherukova A.B., Baisultanova L.B., Tenova Z. Yu., Anishchenko E.A., Kulushi-na N.E.

Kabardino-Balkarian State University named after I.I. Kh. M. Berbekova

The tourism industry is rightfully recognized as one of the most important sectors of the state economy. Due to restrictions as a result of the pandemic that has affected every country in the world, this industry has been one of the hardest hit. At the same time, it was the COVID 19 pandemic that turned out to be the factor that contributed to the development of domestic tourism in Russia, when the country's population preferred domestic travel in Russia. The North Caucasus Federal District is one of the most promising areas for the development of tourist travel. This article highlights the main problems of tourism development in the North Caucasus Federal District, taking into account the current challenges, both at the global, national and regional levels. To identify the problems of development of the tourism industry of the economy of the North Caucasus Federal District, an analysis of the features of the development of this federal district was carried out, factors that have a positive and negative impact on the development of tourism were identified. The author emphasizes the need for further improvement of state support for the development of the industry in question and the development of organizational foundations in the regions of the North Caucasus Federal District, as one of the ways to increase the level of socioeconomic development of the North Caucasus Federal District and the country as a whole.

Key words: brand, development strategy, tourism, tourism infrastructure, economy of the North Caucasus Federal District.

References

1. Strategy for the development of tourism in the Russian Federation for the period up to 2035 (approved by the order of the Government of the Russian Federation of September 20, 2019 No. 2129-r). tourism.gov.ru. [Electronic resource]. URL: https://tour-ism.gov.ru/contents/documenty/strategii/strategiya-razvitiya-turizma-v-rossiyskoy-federatsii-v-period-do-2035-goda (date of access: 09/25/2022)

2. Decree of the Government of the Russian Federation of 07.03.2019 No. 369-r "On approval of the Strategy for the Development of Tourism in the North Caucasus District until 2035 (as amended on 12/17/2021) https://docs.cntd.ru/docu-ment/553884081(date of access: 25.09.2022)

3. Avanesov A.G., Avanesova E.A. Prospects for the development of tourism in the North Caucasus during the period of economic instability // Bulletin of the Institute of Friendship of the Peoples of the Caucasus (Theory of Economics and Management of the National Economy). - 2021. - No. 3 (59). - S. 121-127.

4. Ershova E. Yu., Ogarkova I.V., Ershov Yu.V. Trends in the development of the tourism industry in the North Caucasian Federal District // Regional problems of economic transformation. -2018. - No. 5. - S. 36-42.

5. Investment portal of the North Caucasian Federal District [Electronic resource]. - URL: http://investkavkaz.ru/about. (date of access: 26.09.2022)

6. Corporations for the Development of the North Caucasus // Official. site [Electronic resource]. - URL: http://krskfo.ru/115 (date of access: 26.09.2022)

7. Resort 26. Tourist portal KavMinVod // Official. site [Electronic resource]. - URL: http:// www.kurort26.ru/ (date of access: 26.09.2022)

8. Kuznetsova O.P., Kosmin A.D., Kuzmenko A.A., Kuznetsov V.V., Kuznetsova S.V., Samokhvalova O.M. Tourism as a driver of socio-economic and socio-cultural development of the country // Economic relations. - 2019. - No. 3. - P. 215-2178.

9. Lebedeva S.A. Assessing the popularity of tourism types among Russian consumers // Economics, Entrepreneurship and Law. -2020. - No. 7. - S. 2105-2116.

10. Plotnikova V.S., Glushanok T.M. The current state and forecasting of the main trends in the development of tourism in the Republic of Karelia // Economics, Entrepreneurship and Law. -2020. - No. 3. - P. 831-844.

11. Regions with the largest shortage of foreign language teachers. [Electronic resource]. - URL: https://rcli.ru/issledovanie/regiony-s-naibolshim-defitsitom-prepodavatelej-inostrannyh-yazykov/ (date of access: 27.09.2022)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Rusina A.N., Karpycheva O.V., Yakimova E.A., Likhman D.A. Prospects for the development of domestic tourism in modern conditions // Economics, entrepreneurship and law. - 2021. - Volume 11. - No. 10. - S. 2343-2356.

13. Federal State Statistics Service [Electronic resource]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/accounts (date of access: 09/26/2022)

14. TheTravel&TourismReports 2019. World Economic Forum (WEF) rating. [Electronic resource]. URL: https://www3.wefo-rum.org/docs/WEF_TTCR_2019.pdf (accessed 09/27/2022)

a.

e

CM

cn

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.