УДК 65.012.7
Л.Л. Божко
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНДУСТРИАЛЬНО-ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Экономические национальные системы Республики Казахстана и Российской Федерации, столкнувшиеся с суровыми реалиями трансформационных процессов в ходе становления производственных отношений современного рыночного хозяйства, демонстрируют в последние годы мировому сообществу пример формирования контуров общего экономического пространства.
Надежную основу данного явления должны составлять курс на индустриально-инновационное развитие, модернизационные преобразования в экономике, активизацию развития торгово-экономических связей между казахстанскими и российскими регионами, прежде всего, приграничными. С 1 июля 2010 г. начал свою работу Таможенный союз между Казахстаном, Россией и Белоруссией, что позволило полностью открыть таможенные границы, подготовить единый Таможенный кодекс и установить единые тарифы трех стран.
На 7-м Форуме межрегионального сотрудничества Казахстана и России, проходившем в Усть-Каменогорске в 2010 г., была выдвинута инициатива создания Ассоциации регионов двух стран, которая будет разрабатывать и проводить мониторинг конкретных проектов сотрудничества на двухстороннем и многостороннем уровнях.
В этих условиях особенно актуальным является проведение системного углубленного исследования региональной интеграции как одного из основных трендов развития современной экономики, изучение границ в качестве специфических институциональных проявлений, приграничных территорий (регионов), функционирование и развитие которых происходит в условиях новой исторической обстановки.
В современный период развитие приграничных территорий - это закономерный процесс
эволюции производительных сил на качественно новом уровне производственных отношений, сосредоточивающий инновации, науку, образование и другие необходимые перспективные условия для развития личности, бизнеса, государства, охватывающий сопредельные территории. В условиях многочисленности приграничных регионов в Республике Казахстан и Российской Федерации их функционирование и устойчивое развитие как административно-территориальных единиц, социально-экономических систем имеет стратегическое значение для региональной экономики сопредельных государств.
Основой современной мировой экономики становятся инновации и экономика знаний, поэтому чтобы не остаться на периферии мирового развития, необходимо стать развитыми региональными центрами инноваций для успешного внедрения и продвижения на внешние рынки передовых технологических разработок.
Необходимо отметить, что сотрудничество Республики Казахстан и Российской Федерации прирастает взаимодействием регионов: с одной стороны, реализуются крупные прорывные проекты в области космоса, энергетики, сферы безопасности, а с другой - поступательно реализуются программы сотрудничества между регионами в таких сферах, как транспорт, торговля, ЖКХ.
Таким образом, возникает взаимодополняющий формат двухуровневого сотрудничества, где трансграничные проекты превращаются в фундамент Евразийского партнерства, и определяется новая повестка дня.
В то же время проблемы реализации государственных стратегий развития невозможно рассматривать вне контекста готовности регионов к их решению. Поэтому не случайно, что именно проблема инновационного взаимодействия становится наиболее актуальной в по-
^Научно-технические ведомости СПбГПУ 1' 2011. Экономические науки
следнее время. Инновации призваны стать основой модернизационных стратегий России и Казахстана.
Среди экономических реформ, актуальных для сопредельных стран, первоочередой задачей является создание технологической базы, на основе которой возможна реальная модернизация национальных экономик. Россия и Казахстан идентичны - имеют огромные территории и отсутствие эффективного механизма управления этим пространством. А значит, именно регионы призваны стать «точками роста», способными осуществить качественный скачок в максимально сжатые сроки.
К сожалению, приходится констатировать, что в области инновационной деятельности и технологий в приграничных регионах наблюдается недостаток инновационных подходов к развитию производств, квалифицированных кадров для работы на высокотехнологичном оборудовании в промышленности, сельском хозяйстве и других отраслях экономики. Можно констатировать также, что в ряде компаний внедряются передовые решения, но отсутствуют интегрированные инновационно-технологические стратегии, реализуемые проекты разрознены. Нет единых процессов принятия инвестиционных решений в области технологий и инноваций, а также системы управления технологическими проектами и решениями. В некоторых компаниях текущая инновационная деятельность слабо координируется, квалификация инженерных кадров не везде соответствует международным стандартам. Не применяется и персонализированная система КР1, которая стимулировала бы этот процесс, а используемые методы мотивации не способствуют рационализаторской инициативе сотрудников. Идет активное внедрение современных 1Т-систем, но в них не закладываются программные продукты для проведения мониторинга инновационного процесса.
В приграничных регионах недостаточно развита инфраструктура поддержки и развития предпринимательства, в частности обеспечивающая предпринимателей надежной и достоверной информацией о конъюнктуре рынка, слабо развиты информационно-аналитические
центры предпринимательства; отсутствует циркуляция технической информации (достижения одних компаний недоступны или неизвестны другим, т. е. не достигается cross business эффект). Не в полной мере используется инвестиционный потенциал регионов, недостаточно совместных международных и межрегиональных инвестиционных проектов.
Большая роль в устранении вышеприведенных проблем отводится зонам высоких технологий, оказывающим максимальное воздействие на экономику и общество страны в средне-и долгосрочной перспективе путем организации инновационных проектов и технологических прорывов на специально организованных научно-технологических площадках.
Анализ развития социально-экономической среды приграничных регионов позволил выделить ряд сильных сторон для создания зоны высоких технологий: выгодное географическое положение (близость территории Российской Федерации дает возможность привлечения ее научно-технического потенциала, наличие крупных потребителей конечной продукции - России и Китая); человеческие ресурсы (исторически сложившаяся система подготовки кадров, высококлассные инженерные кадры); богатая минерально-сырьевая база; развитые промышленные комплексы с экспортным потенциалом; наличие инновационной инфраструктуры; наличие потенциальных заказчиков и предприятий для внедрения новых инновационных разработок.
В проекте создания зоны высоких технологий предлагается использовать идеологию форсайта, которая выбрана на основе ее успешного применения за рубежом. Уникальность форсайта заключается в соединении технологических знаний с немаловажными социальными аспектами страны с целью достижения консенсуса между государством, бизнесом и обществом.
В результате реализации форсайт-проекта создаются научно-технологические площадки, обеспечивающие разработку новых технологий, которые в краткосрочной и среднесрочной перспективе должны продаваться потребителям - крупным и средним промышленным предприятиям как в Казахстане, так и за рубежом.
В настоящее время в Казахстане организуются незначительные форсайт-исследования отдельных отраслей и направлений, однако технологический форсайт-проект регионального или национального масштаба еще не начинался.
Предлагаемый подход может быть использован в процессе разработки межотраслевого научно-технологического плана страны. Организованная работа экспертов в строгом соответствии с форсайт-технологией позволит выработать стратегии и конкретные программы действий для привлекательных отраслей приграничных регионов казахстанско-российского порубежья.
Ключевыми игроками в рамках создания зоны высоких технологий могут стать конструкторские бюро (КБ), выполняющие опытно-конструкторские разработки. Уже создано конструкторское бюро транспортного машиностроения, в Восточно-Казахстанской области целесообразно создать КБ горно-металлургического машиностроения, в Северо-Казахстан-ской области - КБ нефтегазового оборудования, в Костанайской области - КБ сельхозмашиностроения.
Одним из путей активизации торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества с Российской Федерацией является создание центра приграничного сотрудничества. Центр приграничного сотрудничества целесообразно расположить на северной стратегической оси территориального развития казахстан-ско-российского приграничья.
В связи с этим следует определить роль перспективных населенных пунктов приграничных территорий в качестве узловых точек приграничного сотрудничества и разработать меры по их развитию. Центр приграничного сотрудничества должен включать торгово-ярмарочную площадь, транспортно-логистический узел, банковские филиалы, представительства контрольно-пропускных, таможенных служб обоих государств. Управление центром должно осуществляться казахстанской и российской сторонами в соответствии с принятыми стандартами международной торговли.
Необходимость создания центра приграничного сотрудничества обусловлена задачами,
стоящими перед приграничными регионами, по повышению конкурентоспособности и инновационной активности региональных предприятий, созданию инновационной инфраструктуры, разработке и продвижению кластерных технологий, развитию научного потенциала и успешному позиционированию региональной экономики с учетом территориальной близости к границе с Российской Федерацией.
Создание центра приграничного сотрудничества позволит упростить административные процедуры, связанные с оформлением грузов, получением разрешительных и согласительных документов, значительно сократить транспортные издержки по перевозке грузов и, следовательно, повысит инвестиционную активность в создании совместных производств, реализации инфраструктурных проектов по оснащению и развитию приграничных территорий.
Реализация проекта должна обеспечить в соответствии со стратегией индустриально-иновационного развития страны увеличение среднегодового объема производства по приграничным регионам на 204 млрд тенге. Прямые выгоды от реализации данного проекта, могут получить в северном и западном регионах Республики Казахстан 104 предприятия горнодобывающей отрасли, 285 - перерабатывающей отрасли, 978 - строительства и 137 предприятий энергетики. Прогнозные темпы роста объемов производства повлекут за собой создание более 15 тыс. новых рабочих мест, рост налоговых поступлений в сумме около 6 млрд тенге в год, рост средней заработной платы на 32 %.
Социально-экономический эффект от реализации проекта включает: диверсификацию региональной экономики, рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, создание новых рабочих мест, увеличение валового регионального продукта, повышение конкурентоспособности продукции региональных предприятий, увеличение доли продукции с казахстанским содержанием и высокой добавленной стоимостью, развитие приграничной торговли и сотрудничества.
Таким образом, предлагаемый методологический инструментарий регулирования развития
Научно-технические ведомости СПбГПУ 1' 2011. Экономические науки
приграничных территорий включает целый комплекс мероприятий, направленных на формирование и развитие индустриально-инновационной инфраструктуры приграничного сотрудничества.
Основными качественными результатами развития приграничных территорий станут укрепление приграничного сотрудничества, рост производительности факторов производства, развитие и укрепление национальной инновационной системы, снижение уровня концентрации экономики и усиление роли малого и среднего бизнеса в процессе индустриализации, рациональная организация производительных сил индустриального сектора, рост качества человеческого капитала.
Приграничные регионы могут стать ведущими операторами по развитию инновационной инфраструктуры. Формирование и развитие индустриально-инновационной инфраструктуры приграничного сотрудничества, создание и внедрение наукоемких технологий и конкурентоспособной продукции секторов «экономики будущего» позволят Казахстану создать основы постиндустриальной экономики.
Только комплексная система инструментов и мер государственной поддержки позволит скоординировать и сконцентрировать усилия государства и бизнеса и приведет к синергетическому эффекту в индустриально-инновационном развитии страны, позволит достичь поставленных целей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вардомский, Л.Б. Российское порубежье в условиях глобализации [Текст] / Л.Б. Вардомский. - М.: Кн. дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 216 с.
2. Перская, В.В. Экономическая идеология и внешнеэкономическая политика России [Текст] / В.В. Перская. - М.: Анкил, 2007. - 216 с.
3. Кузнецов, А.В. Интернационализация российской экономики: Инвестиционный аспект [Текст] / А.В. Кузнецов. - М.: КомКнига, 2007. - 288 с.
4. Мировая экономика: прогноз до 2020 года [Текст] / под ред. акад. А.А. Дынкина; ИМЭМО РАН. -М.: Магистр, 2008. - 492 с.
5. Буров, М.П. Система регулирования экономического взаимодействия регионов [Текст] : [моногр.] / М.П. Буров. - М., 2008. - С. 221-230.
6. Гранберг, А.Г. Основы региональной экономики [Текст] / А.Г. Гранберг. - М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2004. -С. 56.
7. Стратегия территориального развития Республики Казахстан до 2015 года [Текст].
8. Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы [Текст].