ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 316.4
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИМИДЖА ОРГАНИЗАЦИИ
Комарова Т.А., магистрант 3 курса направления подготовки 38.04.03 «Управление персоналом» ФГБОУ ВО «ОрелГУЭТ»
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается понятие «имидж организации». Проводится анализ составляющих внутреннего и внешнего имиджа, а также факторов на него влияющих. Изучается процесс формирования позитивного образа компании и методы его оценки. Акцентированы дискуссионные аспекты исследования; проведена систематизация признаков, формирующих концепции по созданию объективного представления об организации. Система деятельности компании по созданию позитивного имиджа должна иметь не разовый, а постоянный характер. Поэтому компании необходимо регулярно проводить анализ, оценивать и вносить своевременно корректирующие действия в свою деятельность по созданию корпоративного имиджа и только в этом случае можно рассчитывать на долговременный успех.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Имидж, виды имиджа, образ, внутренний и внешний облик организации. ANNOTATION
The article deals with the concept of «image of the organization». The analysis of components of internal and external image, and also factors influencing it is carried out. The process of forming a positive image of the company and methods of its evaluation are studied. The discussion aspects of the research are emphasized; the systematization of the features forming the concepts of creating an objective idea of the organization is carried out. The system of the company's activities to create a positive image should not be one-time, but permanent. Therefore, the company needs to regularly analyze, evaluate and make timely corrective actions in its activities to create a corporate image, and only in this case you can count on long-term success.
KEY WORDS
Image, types of image, type, internal and external appearance of the organization.
Имидж организации - это собирательный образ, звеньями которого являются внутренняя и внешняя политика организации, а также межличностные отношения. Формирование имиджа играет огромную роль при координации действий в политике организации.
Понятие «имидж» имеет много значений, одно из них репутация, которую приобретают в процессе деятельности. Для делового мира данное понятие определяется как репутация или индивидуальность компании. Термин «имидж» по своему определению близок к понятию «образ», который отражает представление о внутреннем и внешнем облике организации. Внутреннюю и внешнюю политику организации отражает система отношений между сотрудниками компании и с ее клиентами, дизайн интерьера офиса, фирменный стиль одежды. Эти элементы позволяют внушать клиентам и деловым партнерам представление о солидности организации, надежности, готовности ее сотрудников идти навстречу пожеланиям клиентов [1, 3, 5].
Создавая определённое общественное мнение, организация формирует во внешней среде условия, которые обеспечивают реализацию поставленных целей и
задач. Поэтому работа по формированию общественного мнения является первостепенной по отношению к другим звеньям комплекса продвижения имиджа компании. Создание и развитие общественного мнения по времени должно начинаться раньше, или может совпадать, а также интегрироваться с другими типами коммуникационной деятельности организации. Имидж, или образ, формируется совокупностью всех представлений, опыта, знаний, чувств, желаний, которые связаны с определённым объектом.
В производственно-коммерческой деятельности систематизация различных подходов позволяет понимать под имиджем организации совокупность характеризующих и идентифицирующих определенную особенность компании, которая заключается в установленных символах (название, логотип), конфигурациях информации (сообщения о политической ориентации, финансовой мощности, безопасности, качестве товаров, инновационных научных достижениях и т.п.). Эти элементы создаются организацией целенаправленно, передаются внутреннему и внешнему окружению в процессе коммуникационной деятельности (реклама, продвижение товаров и услуг, связи с общественностью, спонсорство и т.д.), распознаются, анализируются, оцениваются и воспринимаются аудиторией. В процессе целенаправленной работы эти элементы занимают определенное место в сознании и системе ценностей субъекта и впоследствии определяют дальнейшее отношении к данной организации, а также к ее продукции и услугам.
Описанное определение является широким понятием и включает период формирования имиджа, а также определяет субъектов восприятия образа компании и направления передачи. Имидж является сформированным в сознании субъекта эмоционально-оценочный взгляд к объекту под влиянием субъективных характеристик и способа восприятия поступающей информации об объекте [2, 4, 8].
Имидж организации формируется в тесной взаимосвязи со многими технологиями маркетинга, а также с управленческой функцией компании по организации общественного образа. Маркетинг компании предполагает проведение анализа и оценки существующего мнения, разработки плана мероприятий по улучшению этого мнения, а также проведение периодической проверки состояния образа. В силу близкой взаимосвязи между маркетингом и деятельностью по рекламе, работе с кадрами, формированию общественного мнения в ряде организаций объединяются под единым руководством.
Процессы создания, развития и поддержания имиджа организации следует рассматривать как совокупность взаимосвязанных этапов. При этом каждый этап подразумевается как система следующими из этого результатами. Причем результаты каждого этапа должны своевременно определяться и оцениваться. Рассматриваемый этап должен управляться, а также при проектировании процесса этапа необходимо устанавливать его ресурсное обеспечение.
Руководство компании должно устанавливать долгосрочную программу в формировании, развитии и поддержании имиджа организации, изменяя эту политику в поставленные цели и задачи для подразделений и сотрудников. Вовлечение сотрудников в процесс постоянного совершенствования обслуживания потребителя и улучшения качества производимой продукции. Весь коллектив компании должен знать, понимать и содействовать удовлетворению ожиданий и потребностей клиентов.
К составляющим внутреннего имиджа можно отнести: образ руководителя компании (его способности, социально-психологические характеристики и внешние данные); образ персонала (физические, социальные данные, культура, профессиональная компетентность, личностные характеристики и т. д.); корпоративная культура компании (социально-психологический климат, надежность и комфортность компании) создающая значительный потенциал для формирования позитивного имиджа [6, 7].
Внешний имидж выходит за границы компании, и к составляющим его можно отнести: бизнес-имидж компании (представление компаньонов об организации как субъекте определённой деятельности с учетом деловой репутации, лояльности к
компаньонам, надёжности и информационной открытости); социальный имидж организации (общественное представление о социальных целях, значимости компании в социально-экономической и культурной жизни общества, а также спонсорстве, содействию и поддержке общественных движений, участие в решении проблем экологии, здравоохранения и др.); имидж организации для государственных структур (представление о компании администрации региона, исполнительной и законодательной власти; значимость компании для региона, степень участия компании в региональных социальных программах, количество предоставляемых рабочих мест и др.); имидж организации у потребителей (представление о компании и его характеристика, которая отличают данную компанию от других; качество обслуживания и предоставление услуг, дизайн, фирменный стиль, системы скидок и др.).
Каждая целевая группа общественности обеспечивает формирование для себя имидж компании исходя из критериев, которые им кажутся наиболее важными.
Таким образом, каждая компания нацелена на формирование позитивного имиджа, но для этого необходимо составить план с учетом всех механизмов взаимодействия его отдельных элементов. Причем компания сможет достичь успеха только в том случае, если она сосредоточится на осуществление самых важных элементов плана по созданию положительного образа. В тоже время, если остальные пункты плана будут пренебрегаться, то общий имидж и в последующем репутация компании могут пострадать.
Библиография:
1. Арькова Т.Ю. Сущность HR-брендинга как средства управления имиджем организаций // Грани познания. 2012. № 1 (15). С. 41-45.
2. Горчакова Р.Р. Имидж организаций //Актуальные вопросы экономических наук. 2012. № 25-1. С. 82-86.
3. Грицкевич О.В. Особенности формирования имиджа организаций на современном этапе // Гео-Сибирь. 2011. Т. 3. № 1. С. 34-38.
4. Депелян Р.А. Технологии связей с общественностью в формировании внутреннего имиджа организации // Российская школа связей с общественностью. 2011. Т. 3. С. 46-58.
5. Ковалева Е.Н. Имидж организации: концептуализация подходов // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2015. № 3. С. 316-330.
6. Логовая К.С. Особенности формирования имиджа коммерческих организаций // Аллея науки. 2017. Т. 3. № 10. С. 52-55.
7. Мухамадиева Л.Н., Дедова Д.И., Абузярова М.И. Особенности формирования имиджа компании // «Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования»: Электронный сборник статей по материалам XI студенческой международной научно-практической конференции. - Новосибирск.: Изд. АНС «СибАК». 2016. № 8 (11). С. 300-306.
8. Охлопкова Н.А., Михайлова А.В. Имидж организации как инструмент развития организации в XXI веке // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 4-1. С. 82.