УДК 336
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМА ПЛАНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
© А.А. Уманец, Т.Н. Толстых
Рассмотрены вопросы формирования и разработки механизма планирования системы менеджмента качества промышленного предприятия.
Ключевые слова: система менеджмента качества; механизм планирования.
Высокое качество товаров и услуг становится в современных условиях важнейшим фактором формирования предпочтений покупателей и заказчиков и обеспечения конкурентоспособности предприятий. Достижение высокого качества продукции и лидерства в конкуренции обусловили необходимость внедрения на российских предприятиях систем менеджмента качества (СМК). Однако исследования последних лет показывают целесообразность дополнения сложившейся СМК соответствующим механизмом внутрихозяйственного контроля, важным элементом которого является планирование качества. Под планированием качества понимается установление обоснованных заданий по выпуску продукции с требуемыми значениями показателей качества на заданный момент или в течение заданного интервала времени. Планирование повышения качества должно опираться на научно обоснованное прогнозирование потребностей внутреннего и внешнего рынка. При этом большую роль в правильном обосновании планов повышения качества приобретают использование данных о результатах эксплуатации продукции, обобщение и анализ информации о фактическом уровне ее качества.
В современных условиях хозяйствования разработка оптимальных методов планирования качества стала особенно актуальной. В нашей стране совершенствование системы планирования долгие годы было направлено на повышение ее гибкости и изменение распределительных функций различных уровней управления и планирования. С целью повышения эффективности функционирования предприятий делались попытки усилить роль планирования на уровне предприятия путем усиления его роли в общей системе централизованного планирования.
Планирование в СМК - широко используемый в управлении качеством инструмент, позволяющий аккумулировать информацию, требуемую для реализации разнообразных управленческих функций. Возникновение и использование этих систем обусловлено назревшими потребностями менеджмента, а дальнейшее развитие определяется во многом новыми тенденциями в теории и практике менеджмента, прежде всего концепцией TQM (Total Quality Management - Глобальный менеджмент качества) и современными стандартами качества ИСО 9000:2008. Другими словами, бюджетирование СМК развивается под влиянием новых идей менеджмента и модифицируется в связи с его возникающими информационными потребностями [1].
Необходимость планирования качества в современных условиях хозяйствования в России вполне очевидна. Почти все российские предприятия имеют функциональную структуру управления. В основу организации производства положен принцип разделения труда не только по видам деятельности, но и по операциям. В силу этого актуальным становится вопрос оценки СМК как организационной структуры по выполнению всеми ее сотрудниками своих обязанностей. Поэтому чем сложнее организационная структура экономического субъекта, тем более совершенной и гибкой должна быть система внутрихозяйственного планирования.
Современный менеджмент направлен на создание таких систем управления, которые должны быть ориентированы, прежде всего, на качество, а также должны быть результативными и эффективными. Вопросы эффективности, результативности и качества системы управления являются актуальными и при создании СМК предприятия.
Таким образом, особый интерес к функционированию в управлении обусловил выделение функционального аспекта планирования СМК ПП. Анализ качественной определенности в ее функциональном аспекте позволяет ввести понятие эффективности. Это возможно на том основании, что функциональность предполагает наличие вполне определенного эффекта в тех взаимодействиях, в которых проявляется качественная определенность объекта. Следовательно, становится легко усматриваемой связь эффективности и качества. Именно качество элементов принципиально ограничивает возможности функционирования синтезированной из них системы. Определенное качество системы в целом и ее отдельных элементов обусловливает эффективность как самой системы, так и ее отдельных составляющих. Сама возможность изменить эффективность системы зависит от изменения качества ее составляющих или ее структуры.
СМК ПП представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции и услуг. В современных условиях для большинства ПП характерна реактивная форма планирования при управлении качеством, т. е. принятие управленческих решений как реакции на текущие проблемы, или т. н. «латание дыр». Между тем основными направлениями совершенствования планирования деятельности предприятий в области качества в экономике являются: повышение гибкости производства в целях быстрой смены объектов производства с учетом требований рынка; создание и внедрение интегрированных систем производственного планирования; повышение качества выпускаемой продукции; обеспечение высокой надежности и устойчивости производственных процессов; широкое применение новых наукоемких технологий; информатизация; автоматизация; техническое и технологическое перевооружение, направленное на снижение материалоемкости, трудоемкости выпускаемой продукции.
Наилучших результатов в создании и выпуске конкурентоспособной продукции добиваются предприятия, обладающие исчерпывающими сведениями о состоянии и
возможностях производственных процессов, а также своевременно вырабатывающие управляющие воздействия по их совершенствованию.
Планирование - функция управления, включающая следующий комплекс работ: анализ ситуаций и факторов внешней среды; прогнозирование, оценка и оптимизация альтернативных вариантов достижения целей, сформулированных на стадии стратегического маркетинга; разработка плана; реализация плана; организация выполнения плана.
Планирование качества - деятельность, которая устанавливает цели и требования к качеству и применению элементов системы качества.
Планирование СМК - деятельность, которая охватывает: планирование качества продукции (идентификация, классификации и оценка характеристик качества, а также установление целей, требований к качеству и штрафных санкций); планирование управленческой и функциональной деятельности (подготовка применения СМК, в т. ч. организация и составление календарного графика); подготовку программы качества и выработку положений по улучшению качества.
Современный российский опыт в области управления качеством показывает, что повышение роли планирования в СМК ПП в рыночных условиях хозяйствования изменило требования к содержанию самого плана качества. Существующая практика планирования СМК российских ПП представлена, по нашему мнению, тремя основными моделями.
1. Планирование СМК по советской модели: оценка наличия материальных и финансовых ресурсов; оценка состояния производственных фондов на начало нового периода; оценка состояния производства, возможностей его расширения и перевооружения; оценка реализации выпускаемой продукции, исходя из конъюнктуры рынка, конкурентоспособности товаров для прогнозирования денежных поступлений по всем видам деятельности; укрупненные нормативы; определенные пропорции в распределении доходов по важнейшим направлениям.
2. Планирование СМК на основе здравого смысла. Эта модель наблюдается в компаниях, начавших свою деятельность в период экономических реформ в России. Оперативное управление в таких ПП находится на не-
высоком уровне вследствие того, что бизнес на начальных стадиях функционирования был довольно простым, и система планирования в таких фирмах к настоящему времени еще не сформировалась в более или менее законченном виде. Поэтому выявить основные элементы этой системы в данное время представляется довольно затруднительным.
3. Менеджмент качества западных фирм, работающих на российском рынке. Основой данной модели финансового управления является построение системы бюджетов.
В работе предложены следующие основные принципы планирования СМК: преемственность стратегического и текущего планов, их согласованность в территориальном разрезе; социальная ориентация плана; ранжирование объектов планирования по их важности; адекватность плановых показателей; согласованность плана с параметрами внешней среды системы управления; вариантность и адаптивность плана; сбалансирован-
ность плана (при условии обеспечения по важнейшим показателям резерва); экономическая обоснованность плана; автоматизация системы планирования; обеспечение обратной связи системы планирования.
Вербально механизм планирования СМК можно представить в виде следующей последовательности действий: проведение декомпозиции процесса; определение показателей качества процесса и составляющих его подпроцессов; сбор и предварительная обработка данных, полученных в ходе измерения показателей качества процесса; установление корреляции между показателями качества, выявление ключевых показателей качества и управление процессом СМК через изменение их значений [3].
Состав и взаимосвязь основных требований планирования СМК, предъявляемых к производству продукции и услуг, представлены на рис. 1.
Г О С уд :±р' Л1 Е ЄНН ая, стр 4СПЄЕ4ЯИ ЕНуїрнННЯЯ НД ПреДГірїЯІИЯНа
ПрСИЗЕО ДСГЕнННЫЄ Пр ОЦЄ С СЫ
Эйр акте ри стики и пока зате пи
Пр СИЗ Е и Д СТ Е ЄННЬІ X Пр ОЦ Є С С О Е , ОПре Д Є П Ш ШИ Є ЕОЗМОЖНОСТИ об ЄСПЙЧЄНИЯК4ЧН і7ГЕ:і Пр0 ДИКЦИИ
К ач и с те енн ын кар актери 'ттіпаї и _ коты е '7ГЕ нннт показате пи каче ства продукции
Требования
ИОН СТруЕГ Ор ск ой документации, ■к НОН Є СКНХ ус ІЮЕИИ, г.те ждународнон, государственной іі отраслевой Н Д спраизЕОДСГвен-ныл праце сс ам
Пока з ате пи кач ества (с о от еєтс теи я'і пр ои з е о дс те енных пр оце с сое
X
ЇХ-
НІ С НО ЕН ын
X
X
Доп О ПНИТ Н пьн Ын
X
X
•Фунвци она пьн ые | | Природоохранные
Наз-
наче-
ния
Надеж-
ности
Стабильно і ль
Безо-
пасн-
ости
Прогре С С ИЕН О С ТЕ!
X
Эбсономичности
Эко логичное ти
Адаптируемо - СТИ Те нно - ЛОГИЧНО СТИ
Ресур- соем- кое™ Себе-стои-МО СТИ
Тре бованияк ПрОИЗЕОДСТЕу
и система качества
Политика ОтЕЄТСТ- Система Пери о ди- З'праЕПе-НИе Закупил Иденти-
е об пасш ЕЄННО СТЬ качества че 0:301 И КОНІр ОЛЬ продук- фикация и
качества руко еод- анализ за проекти- ции проспе-
ет е а контракта рованием живае- МО 'ЛЬ
Контроль Ксррект- Переме- ?Пр:1ЕПе- Регистрация Кадры, ІТаТЛСГИ-
и испыта- руыщие щение, НИе Д:ІННЬЕ-[, те ]-ниче с - ческие
ние: Е03ДЄИСТ- зфанение процесс а- ЕНуірЄННЯЯ кое методы
ЕИЯ и ми проверка обе ЛУЖИ-
поставка Еание
Требования вон структ ор ск ой документации, те ]ниче ских ус ЛОВИЛ, те ждународнои, государственной и отраспе еои НД, а также пспре бите пей к качеству продукции
Маркетинг Разраб очка продукции Снабжение Разраб очка процессов ПрОИЗЕОД-'Л ЕС' Контроль и ИШЫГаНИЯ Баковка и зфанение Реализация Эксплуата- ция Тшпизация
Рис. 1. Основные требования к процессу планирования СМК 1111
Планирование СМК может быть сформулировано в виде принципа деятельности или долгосрочной цели и включать:
- улучшение экономического положения предприятия;
- расширение или завоевание новых рынков сбыта;
- достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих фирм;
- ориентацию на удовлетворение требований потребителей определенных отраслей или определенных регионов;
- освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах;
- улучшение важнейших показателей качества продукции;
- снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;
- увеличение сроков гарантии на продукцию;
- развитие сервиса.
Процессы планирования, связанные с СМК, можно разделить на следующие пять основных классов [4]:
1) бизнес-процессы выпуска продукции или услуг (межфункциональные процессы, заканчивающиеся выпуском продукции или услуги для конкретного потребителя);
2) процессы жизненного цикла продукции или услуг (являются подпроцессами бизнес-процессов);
3) вспомогательные (обеспечивающие) процессы (изготовление инструментов и технической оснастки, планирование и учет, управление персоналом и другие процессы, обеспечивающие функционирование бизнес-процессов);
4) технические процессы (функции) продукции или услуги (удовлетворяемая потребность, физические операции (изучение, изменение направления, соединение и другие функции) продукции или услуги);
5) процессы СМК (группа процессов, определенных международными стандартами ИСО 9000: системы менеджмента качества, ответственность руководства, менеджмент ресурсов, производство продукции и измерение, анализ, улучшение).
На рис. 2 представлено формирование механизма планирования СМК ПП.
ПЛАНИРОВАНИЕ СМК ПП
, \ 2 N 3 \ \ 5 \ 6 \
1 / 2 / 3 / 4 5 / 6 /
ПРОЦЕССЫ ИЗМЕРЕНИЕ,
ЖИЗНЕННОГО АНАЛИЗ ,
ЦИКЛА ПРОДУКЦИИ УЛУЧШ ЕНИЕ
Процессы жизненного цикла продукции / услуги
7
Рис. 2. Формирование механизма планирования СМК: 1 - анализ требований к качеству; 2 - разработка процессов СМК; 3 - материально-техническое обеспечение СМК; 4 - процесс производства;
5 - корректирующие и предупреждающие действия; 6 - аудит качества; 7 - улучшение СМК
Таким образом, процесс формирования механизма планирования СМК ІIII повышения качества продукции ІIII можно представить в виде схемы (рис. 3).
l6
l
J.
З
I
4
I
zrxi
lO
ll
l2
l3
l4
X
l3
Рис. 3. Схема формирования организационно-экономического механизма планирования качества СМК ПП: 1 - позиционирование рынка; 2, 3, 4 - миссия, видение и кредо СМК 1Ш; 5 - поле взаимодействия СМК и планирования; 6-10 - компоненты концепции планирования качества 6М1; 11 - институциональные регуляторы; 12 - ожидания потребителей; 14-15 - циклы Де-минга РБСЛ и 8БСЛ2, соответственно; 16 - корректирующие воздействия
В схеме формирования механизма планирования СМК ІIII в качестве экономического регулятора выступает программа планирования качества 6М, а роль регулирую-
1 6М: исходное сырье, материалы (materials) - Mi; машины, оборудование (mashines) - М2; персонал (man) - М3; методы (methods) - М4; измерения (metrology) - М5; окружающая среда (media) - М6.
2 PDCA и SDCA- циклы Деминга: Р - plan (планирование), S - standard (стандартизация), D - do (выполнение), C - control (контроль), A - action (действие).
щего органа выполняют циклы Деминга-Исикавы РБСЛ и 8БСЛ. В их основе лежит утверждение, что они представляют собой продолжающийся процесс непрерывных усовершенствований - будь то качество продукции ПП, методы выполнения работ или мероприятия, направленные на снижение затрат или повышение удовлетворенности покупателей продукции или услуг. Причем цикл 8БСЛ, направленный на выявление и устранение любых сбоев и проблем в новом процессе, позволяет разработать новый стандарт как дополнительный резерв повышения качества продукции ПП.
Для управления процессом планирования СМК ПП требуется проводить измерение и мониторинг ее показателей качества (ПК), на основании которых принимается решение о необходимости принятия соответствующих мер. Планирование качества невозможно без определения его показателей качества и ПК составляющих его подпроцессов. Основная задача определения ПК - установление параметров процесса, которые следует подвергать мониторингу и измерениям. Важно отметить, что набор ПК может периодически актуализироваться и изменяться.
ПК планирования СМК и составляющих его подпроцессов можно разбить на: ПК, относящиеся к выходам процесса (в т. ч. функциональные характеристики продукции); ПК, относящиеся к управляемым параметрам (режимам функционирования процесса); ПК, относящиеся к затратам на процесс (использованные ресурсы).
Также необходимо отметить разделение ПК на непрерывные (количественные) ПК, единицы измерения которых принадлежат к бесконечно делимому континууму или шкале, и дискретные (качественные) ПК, единицы измерения которых принадлежат к определенным группам или категориям [5]. Несмотря на то, что управление сложными процессами может базироваться на ПК обоих видов, применение количественных ПК предпочтительнее.
Международные стандарты качества
ИСО серии 9000 выделяют следующие виды заинтересованных сторон планирования качества: потребители и конечные пользователи; работники организации; владельцы / инвесторы; поставщики и партнеры; государство (общество).
2
З
б
7
8
9
На основании требований потребителя устанавливаются ПК выходов процесса, которые можно условно разбить на три группы:
1) функциональные характеристики результатов процесса (например, производимой продукции);
2) время производства этой продукции;
3) время доставки продукции (в случае если потребителем является внутренний процесс или процесс, переданный на аутсорсинг) и затраты на производство продукции.
После определения требований потребителя организации необходимо сформулировать ПК подпроцессов, начиная с процессов, выходы которых образуют выходы процесса, и далее по направлению к входам процесса. ПК подпроцессов можно разбить на три группы:
1) функциональные характеристики производимой в ходе подпроцесса СМК;
2) функциональные характеристики ресурсов, поступающих на вход подпроцесса;
3) управляющие воздействия.
В табл. 1 представлены заинтересованные стороны и основные требования, связанные с разработкой механизма планирования СМК1.
Основным фактором, определяющим степень координации планирования СМК является решение о выборе метода осуществления координации.
При разработке механизма планирования СМК целесообразно применение цикла Де-минга РБСЛ как к отдельным процессам, так и к СМК 1111 в целом (рис. 4а). Однако для достижения оптимальной степени планирования СМК используется эффект от совместного действия циклов Деминга РБСЛ и 8БСЛ (рис. 46).
В качестве альтернатив координации отдельных планов возможны последовательный и синхронный (параллельный) подход. В случае синхронной координации осуществляется параллельное согласование всех процессов с учетом их временной, функциональной и иерархической взаимозависимости, а также их отношения к общим целям предприятия. Хотя этот способ позволяет достичь максимальной координации и способствует оптимальной реализации целей предприятия, на практике его осуществление связано с рядом проблем, и прежде всего, с ограниченностью информационного потенциала плановых
служб при охвате всех важнейших взаимозависимостей планирования. Необходимость одновременного учета большого количества данных ведет к тому, что параллельный подход может быть реализован лишь в рамках краткосрочного планирования. Следующим недостатком синхронного планирования является его недостаточная гибкость, так, даже минимальные изменения внешней среды и данных могут вести к необходимости пересмотра всего цикла, что связано с большими расходами. Это ведет к тому, что в современных быстро меняющихся условиях синхронное планирование часто ведет к принятию неоптимальных решений. Также необходимо отметить демотивирующий аспект синхронного планирования, т. к. оно недостаточно полно использует знания и готовность к сотрудничеству децентральных органов планирования. Это, в свою очередь, снижает точность планирования и эффективность информационно-коммуникационных процессов.
Целесообразно комбинировать синхронную координацию тех планов, для которых это представляется возможным, а затем последовательно согласовывать оставшиеся планы. Такой подход позволяет получить довольно высокую степень согласованности планов.
Важным моментом при этом является последовательность отдельных этапов планирования, а также контрольные точки для осуществления обратной связи - проверки согласованности завершенных этапов. Последовательность планирования обусловливается значимостью отдельных подразделений и протекающих там процессов. Одним из принципов ранжирования отдельных областей планирования является ориентация на узкие места. Оптимизация достижения системы целей требует как можно более полно использовать ограниченные ресурсы, объем которых зачастую не поддается согласованию. На практике чаще всего основным узким местом является сбыт, поэтому при последовательном планировании именно это подразделение планируется в первую очередь.
Основными альтернативами, позволяющими учесть все возникающие в рамках иерархии планов взаимозависимости, являются методы планирования снизу-вверх (bottom-up), сверху-вниз (top-down) и метод обратных потоков.
l По материалам исследований В. А. Терехина.
Таблица 1
Элементы разработки механизма планирования СМК
Субъекты планирования СМК Тип планирования СМК Требования к планированию СМК Требования потребителей к СМК
Потребители и конечные пользователи Внутренний и внешний Требования к условиям хранения и использованию продукции Качество продукции и сопутствующих услуг: - функциональные требования к продукции; - время от принятия заказа до доставки продукции; - цена продукции (для внешних потребителей)
Поставщики и партнеры Внутренний и внешний Качество сырья или продукции, переданной на аутсорсинг, и сопутствующих услуг: - функциональные требования; - время доставки; - себестоимость (для внутренних поставщиков); - цена (для внешних поставщиков и подрядчиков) Требования к условиям хранения и использованию сырья и материалов. Качество полуфабрикатов и/или материалов, переданных подрядчику, а также сопутствующих услуг: - функциональные требования; - время доставки
Государство и общество Внешний Сертификация и стандартизация Выполнение законодательных требований и/или добровольно взятых на себя обязательств, в т. ч. в области: - требований к продукции и процессам, - экологии, - охраны труда
А л н у а ч л ш
и
Планирование
Проектирование
Прогнозирование
Цикл
PDCA
СО
Контроль и мониторинг
Организация Мотив ация Координация
и
а 6
Рис. 4. - Методология разработки механизма планирования СМК 1111: а - соотношение функций планирования СМК; 6 - системное взаимодействие циклов Деминга РБСЛ и 8БСЛ (1 - зона синергизма за счет непрерывного улучшения качества продукции, товаров и услуг)
В рамках планирования top-down или «сверху-вниз» исходным пунктом является стратегическое планирование, результаты которого одновременно являются предпосылками для оперативного планирования. Соответствующим образом ранжированные планы служат для реализации принятых на высших уровнях иерархий целей и альтернатив.
В противоположном случае планирования Ьойош-ир, или «снизу-вверх», исходным является уровень оперативного планирования. На базе его данных последовательно формируются более долгосрочные планы. Данный процесс обеспечивает больший потенциал реализации планов высших инстанций, чем предыдущий. Однако при этом не-
достаточно учитываются перспективы дальнейшего развития и существует опасность концентрации краткосрочных альтернатив.
В связи с тем, что данные методы, базирующиеся на однонаправленной координации (когда данные предыдущих этапов планирования определяют рамки последующих), не позволят обеспечить оптимальную с точки зрения достижения целей предприятия координацию, особенно важное значение имеет иерархичная, построенная по циркулярному принципу координация процесса планирования. Циркулярный метод согласования, также называемый методом обратных потоков, интегрирует в себе преимущества обратных и прямых методов планирования.
Результатом этого процесса является интегрированный и согласованный план предприятия, который отражает в агрегированной форме цели, мероприятия, ресурсы и сроки, а также ответственных за выполнение. При необходимости корректировки процесс иерархической координации может включать частичный или полный повтор отдельных циклов. Кроме того, такой кооперационный процесс, требующий активного участия всех вовлеченных сторон, позитивно влияет на мотивацию сотрудников при разработке и реализации планов, поддерживает и облегчает согласование различных планов и повышает стабильность планирования.
Методологический подход к разработке механизма планирования СМК ПП представлен на рис. 5.
Повышение эффективности согласования планов посредством их оптимальной адаптации с учетом изменений во внутренней и внешней среде предприятия реализует метод скользящего планирования, позволяющий с опережением учитывать потенциально необходимые в будущем изменения, являясь, таким образом, существенной предпосылкой достижения перспективных целей предприятия.
Скользящее планирование представляет собой типичный вариант межцикличного согласования. В ходе выполнения детальных планов на основании вновь полученной и обработанной информации осуществляется поэтапная (например, поквартальная) детализация укрупненных планов. На базе прогрессивной детализации планов и их поэтапном выполнении осуществляется адаптация
укрупненных планов к горизонту планирования, путем их увеличения на один период.
Дополнение скользящего планирования итеративным планированием обеспечивает интеграцию и адаптацию планов во времени путем контроля, конкретизации и изменения отдельных планов на самых ранних этапах планирования. При этом итеративное планирование не ограничивается простой актуализацией более ранних планов. Итеративное планирование подразумевает цикличную, рекурсивную актуализацию и корректировку системы планирования путем проверки влияния новых данных удлиненного горизонта планирования на общие принципы и ограничения планирования.
Рассмотренные выше принципы позволяют достичь достаточно высокой степени гибкости планирования. Гибкое планирование имеет задачу обеспечения «динамичной рациональности» принимаемых в условиях неопределенности многоступенчатых решений и подразумевает формирование одного определенного (обязательного) плана для первого планового подпериода и условных (необязательных) альтернативных планов на весь горизонт планирования.
Гибкое планирование позволяет повысить способность управления, своевременно реагировать на изменяющуюся ситуацию, что, однако, требует наличия эффективной системы раннего оповещения.
В отличие от этого, жесткое планирование мало соответствует требованиям целенаправленной адаптации планов в условиях сложных и динамичных изменений внутри организационной структуры. При таком планировании уже к началу первого планового подпериода абсолютно определенно устанавливается последовательность планов на весь горизонт планирования. Хотя такое жесткое планирование и обеспечивает функциональную координацию и реализуемость планов, его применение не всегда целесообразно и возможно, т. к. оно предполагает наличие полной информации о будущем развитии плановых величин и исключает возможность эффективной адаптации к непредвиденному развитию ситуации. Кроме того, опыт показывает, что обработка информации при реализации гибкого планирования не требует существенно больших расходов, чем осуществление жесткого планирования.
Привлечение дополнительных доступных ресурсов -экстенсивный рост
Оценка возможности привлечения дополнительных ресурсов при сохранении технико-экономического уровня СМК
Рис. 5. Механизм планирования СМК ПП
При формировании механизма планирования СМК, в т. ч. к составляющим ее процессам, необходимо учитывать институциональные требования, устанавливающие значения ПК как к входам и выходам процесса и, соответственно, составляющих его подпро-
цессов, так и к их управляющим воздействиям. Кроме того, ПП может добровольно полностью или выборочно выполнять рекомендации различных заинтересованных сторон. Схема выделения ПК процесса и составляющих его подпроцессов представлена в табл. 2.
Таблица 2 Последовательность планирования процессов СМК
Наименование этапа планирования СМК Краткое описание этапа планирования СМК
1. Выделение ПК выходов процесса Рассмотрение процесса с помощью модели «черного ящика», формирование ПК выходов процесса
2. Выделение ПК выходов подпроцессов «с конца» вплоть до ПК входов процесса Использование имеющейся декомпозиции процесса для выделения ПК выходов подпроцессов начиная с последнего до ПК входов процесса
3. Выделение управляющих воздействий подпроцессов Идентификация управляющих воздействий для каждого подпроцесса
4. Определение ограничений для ПК процесса Определение максимальных и/или минимальных значений ПК процесса, установленных законодательными требованиями, добровольно взятыми обязательствами и т. д.
По мнению автора, качество продукции и услуг закладывается в конструкторской и технологической документации, поэтому в работе разработаны следующие методические рекомендации планирования совершенствования СМК ПП:
- необходимо планировать, осваивать и совершенствовать производство продукции, пользующейся спросом, т. е. производить то. что кто-то купит, а если улучшать этот товар, то число его покупателей будет расти, улучшатся экономические показатели предприятия и можно будет найти средства для реализации следующих этапов решения проблем качества;
- необходимо формировать дилерскую, торговую сеть продаж, а также распространения товара и информации о нем. Нет этого -никакое планирование СМК не спасет предприятие;
- следует минимизировать издержки производства. С этой целью необходимо все
пересчитать, переосмыслить материальнотехническую базу предприятия, отказаться от всего лишнего, провести реструктуризацию. Не сделав этого, начинать планирование качества не стоит, т. к. невозможно правильно считать затраты на качество и, следовательно, управлять экономикой качества;
- необходимо отладить контроль за финансами. Главный фактор, способствующий этому, - отсутствие у больших промышленных предприятий их реальных собственников. На таких предприятиях собственностью практически распоряжаются высшие менеджеры, и потому многое зависит от их порядочности и честности.
На большинстве же российских ПП предложенные рекомендации нужно внедрять практически с нуля. И только после того, как на предприятии как-то справились с этой задачей, оно может приступать к созданию и сертификации СМК.
1. Адлер Ю., Щепетова С. Бюджетные системы -инструмент управления качеством. URL: http://www.iteam.ru/publications/quality/section _59/article_8/. Загл. с экрана.
2. Теория активных систем и совершенствование хозяйственного механизма / Бурков В.Н. [и др.]. М., 1984.
3. Управление качеством. Робастное проектирование. Метод Тагути / Леон Р. [и др.]; пер. с англ. М., 2002.
4. Управление качеством продукции. Инструменты и методы менеджмента качества / Пономарев С.В. [и др.]. М., 2005.
5. Spanyi А., Wurtzel М. Six Sigma for the Rest of Us // Quality Digest. 2003. № 6.
Поступила в редакцию 8.09.2009 г.
Umanetz A.A., Tolstykh T.N. Formation and working out of mechanism of the industrial enterprise quality management system planning. Questions of formation and working out of mechanism of the industrial enterprise quality management system planning are considered.
Key words: system of the quality management; planning mechanism.