Научная статья на тему 'Формирование и оценка профессиональных компетенций студентов-физиков: критерии и уровни их сформированности'

Формирование и оценка профессиональных компетенций студентов-физиков: критерии и уровни их сформированности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
589
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCE / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / СПЕЦКУРСЫ / COURSES / РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ / IMPLEMENTATION OF COMPETENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дамбуева А.Б., Скокова Л.В.

В статье рассмотрены возможности формирования и оценки профессиональных компетенций. Представлена структура профессиональной компетенции, выделены уровни ее развития, а также факторы и условия, необходимые для их успешного формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дамбуева А.Б., Скокова Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND EVALUATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF PHYSICS STUDENTS: THE CRITERIA AND LEVELS OF FORMATION

The paper considers the notion of professional competence, the possibility of its formation. The structure of professional competence is presented, levels of its development are highlighted, and the factors and conditions necessary for the successful formation are stated.

Текст научной работы на тему «Формирование и оценка профессиональных компетенций студентов-физиков: критерии и уровни их сформированности»

ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ-ФИЗИКОВ: КРИТЕРИИ И УРОВНИ ИХ СФОРМИРОВАННОСТИ

FORMATION AND EVALUATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF PHYSICS STUDENTS: THE CRITERIA AND LEVELS OF FORMATION

А. Б. Дамбуева, Л. В. Скокова

В статье рассмотрены возможности формирования и оценки профессиональных компетенций. Представлена структура профессиональной компетенции, выделены уровни ее развития, а также факторы и условия, необходимые для их успешного формирования.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, компетентностный подход, спецкурсы, реализация компетенций.

A. B. Dambueva, L. V. Skokova

The paper considers the notion of professional competence, the possibility of its formation. The structure of professional competence is presented, levels of its development are highlighted, and the factors and conditions necessary for the successful formation are stated.

Keywords: professional competence, competence approach, courses, implementation of competency.

Одной из стратегических целей высшего профессионального образования становится формирование у выпускника вуза не системы знаний, умений и навыков, а компетентности, как совокупности особых качеств, сформированных на способности применения знаний и умений в деле [1]. При этом особое значение приобретают качество, эффективность образования и гуманистический подход к обучению с учетом новейших данных антропологии, культурологии, философии, педагогики и психологии [2].

Одним из возможных подходов, позволяющих решить указанные задачи, является компетентностный подход, который рассматривается как совокупность принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов [3].

Основными критериями качества подготовки выпускников становятся компетентность, под которой понимается совокупность знаний, умений, опыта, отраженная в теоретико-прикладной подготовленности к их реализации в деятельности на уровне функциональной грамотности, и компетенция, которая объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющие результата образования, интегрирует близкородственные умения и знания, относящиеся к широким сферам культуры и деятельности [4].

Выделение компетентностного подхода, как стратегии развития высшего профессионального образования, обуславливает появление ряда проблем.

Одной из проблем является дефицит учебно-методических материалов и методической готовности преподавателей к реализации компетентностного подхода в высшей школе [5]. Суть проблемы состоит в том, что приобретение, преобразование и использование знаний - это процессы, требующие использования активных образовательных технологий. И следовательно, прежде чем осуществлять кон-

троль компетенций, их необходимо сформировать, используя современные педагогические технологии, которые должны охватывать весь образовательный процесс.

На физико-техническом факультете Бурятского государственного университета (БГУ) на 1-м и 2-м курсах в процессе изучения дисциплин базовой части профессионального цикла происходит формирование и развитие способностей использовать базовые теоретические знания для решения профессиональных задач, применять на практике базовые профессиональные навыки. Именно на младших курсах необходимо создать условия для вовлечения всех студентов в учебный процесс, так как на данном этапе возникает внутренняя мотивация, определяющая активную позицию студентов в данном процессе, желание заниматься исследовательской деятельностью.

На третьем курсе студенты распределяются по трем профилям: физика конденсированного состояния вещества, фундаментальная физика, физика Земли и планет.

В связи с этим преподавателями факультета разработаны и внедрены в учебный процесс спецкурсы интегра-тивного характера. В таблице представлены дисциплины вариативной части профессионального цикла основной образовательной программы бакалавров физики.

Изучение спецкурсов создает благоприятные возможности для развития профессиональной компетентности студентов, так как деятельность студентов содержит элементы будущей профессиональной деятельности: самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию, их использование в практической и экспериментальной деятельности; самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новые; нахождение различных решений проблемных ситуаций; установление связи между различными явлениями.

Организация активной учебно-познавательной деятельности коррелирует с занятиями, проводимыми в форме

Таблица

Перечень спецкурсов, изучаемых по профилям

Физика конденсированного состояния вещества Фундаментальная физика Физика Земли и планет

Названия спецкурсов

Введение в физику твердого тела Введение в нанотехнологии Введение в солнечно-земную физику

Молекулярная акустика Теория колебаний и волн Физика Солнца

Физика неупорядоченных сред Электродинамика сверхвысоких частот Физика межпланетной среды

Практическая радиотехника Статистическая радиофизика Радиоастрономия

Физика квантовых жидкостей Основы радиофизических измерений Физика ионосферы

Основы моделирования физико-химических процессов Физика тонких пленок Физика магнитосферы

лекции, включающих дискуссии, диалоги, экскурсии, проблемные ситуации, а также с практическими занятиями, проводимыми в форме круглого стола, форума, деловых игр, лабораторных работ исследовательского характера. Целями таких занятии являются формирование у студентов навыков в решении конкретных задач и проблем, с которыми они будут встречаться в будущей профессиональной деятельности; развитие способности комплексного подхода к решению любой проблемы, творческого мышления [6].

Одной из важнейших задач учебного процесса становится организация самостоятельной работы по физике, решение которой способствует развитию таких качеств, как стремление к саморазвитию, самообразованию, проектированию собственного творческого роста. В связи с этим актуальность приобретают такие задания, как аналитические описания научных открытий, изучение перспектив развития научных направлений, актуальных для рынка труда, решение и составление задач, в том числе с производственным содержанием.

К сожалению, недостаточная методическая разработанность активных форм и методов обучения не позволяет в должной мере использовать их в практике вузовского преподавания в связи с тем, что нередко преподаватели вузов занимаются научной деятельностью, не связанной с педагогическими исследованиями. Преподаватели, чей научный интерес находится в области фундаментальных исследований, не имеют возможности уделять внимание педагогическому творчеству, используя устаревшие репродуктивные приемы и методы обучения.

Одним из способов устранения этих проблем могли бы стать межвузовские методические центры, организующие повышение квалификации по программе «Активные образовательные технологии в высшей школе» и способствующие разработке, хранению и распространению методической информации.

В частности, в Бурятском государственном университете ежегодно проводятся курсы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава. Например, в 2012-2013 учебном году институтом непрерывного образования БГУ предложены следующие направления: новые формы управления образовательным процессом: проектный подход к управлению качеством образования; информационная компетентность в системе профессионального образования.

При определении критериев оценки эффективности формирования профессиональной компетенции необходимо учитывать уровень формирования у студентов общепрофессиональных знаний, умений, навыков и профильно-специализированных способностей, востребованных современным рынком труда.

Для этого нами выделены такие ее структурные компоненты, как мотивационный, когнитивный, процессуальный, креативный и рефлексивно-оценочный [7].

Мотивационный компонент отражает готовность личности к освоению профессиональных компетенций. Одним из возможных способов его оценивания является анкетирование студентов.

Когнитивная составляющая включает в себя совокупность физических знаний, формирующих научную картину мира, системное мышление, интеллект. Показатели темпа и качества усвоения знаний позволяют оценить обучаемость студента. Свойства интеллекта характеризуют успешность интеллектуальной деятельности студента с точки зрения скорости переработки информации в условиях решения профессиональных задач [8]. В условиях балльно-рейтинговой системы на экзамене когнитивную составляющую можно оценивать на основе тестов, физических диктантов, контрольных работ.

Процессуальный компонент предполагает владение студентами определенным объемом практических умений. Оценивание процессуального компонента возможно при выполнении студентами лабораторных работ, решении экспериментальных задач на практических занятиях. Для проверки навыков самостоятельного экспериментирования можно задавать домашний эксперимент, результаты которого должны быть оформлены в отдельной тетради.

Креативная составляющая оценивается на основе способности порождать оригинальные идеи, новые образовательные продукты, использовать нестандартные способы деятельности. На занятиях по физике это становится возможным при составлении кроссвордов по заданной теме, задач, в основу условия которых положен эксперимент, детская игрушка, парадокс, данные из других научных областей, анализ литературных, кинематографических произведений. Для оценки креативной составляющей студенты составляют портфолио.

Применение метода портфолио дает возможность преподавателю создать дополнительные условия для результативной учебной работы обучающихся за счет активной самостоятельной работы, повышения ответственности за собственные достижения, развития технологии самоорганизации учебной деятельности, развития взаимодействия основных участников образовательного процесса [9].

Рефлексивно-оценочный компонент предполагает наличие у студентов способностей к осознанию себя и окружающего мира в процессе учебной деятельности. Оценка рефлексивно-оценочного компонента может производиться на основе анкетирования, беседы со студентами.

На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой теме нами выделены 3 уровня сформированности профессиональных компетенций, осваиваемых в процессе изучения профильных дисциплин.

Высокий уровень освоения профессиональных компетенций характеризуется сформированностью системы фундаментальных понятий, теорий, явлений, законов физики, умением применять знания в измененной ситуации, решать задачи высокого уровня сложности, требующих комплексного применения знаний; четким владением техникой физического эксперимента, творческим подходом к его постановке; наличием познавательных, профессионально-ценностных и личностных мотивов; устойчивым интересом к изучению профильных дисциплин; удовлетворенностью результатами обучения. Студентам с высоким уровнем освоения профессиональных компетенций свойственно стремление к целеполаганию, рефлексии, самообразованию, проявляющееся в постоянном изучении научной литературы и в качественном ее анализе. Наблюдается генерирование собственных подходов, стратегий решения задач.

Средний уровень характеризуется сформированностью системы знаний, освоением понятийного аппарата по профильным дисциплинам, владением материалом на уровне применения знаний в знакомой ситуации. Отмечается недостаточно полное и не всегда последовательное выполнение действий, составляющих структуру физического эксперимента, невостребованность отдельных его элементов. Характерны удовлетворенность результатами учебного процесса, стремление к самоанализу отмечается по мере возникновения интереса. Наблюдается ценностное отношение к самообразованию на фоне эпизодического изучения научной литературы, недостаточное владение способами и приемами ее обработки.

Низкий уровень характеризуется наличием у студентов только внешнего мотива, обуславливающего направленность учебных действий, либо безразличным отношением к ним. Этим определяется слабая сформированность системы фундаментальных понятий, теорий, законов физики; приблизительное представление об условиях осуществления эксперимента, слабое владение техникой эксперимента. При этом отсутствует стремление к самообразованию, студент редко обращается к научной литературе, а

также не испытывает необходимости в анализе своей деятельности и ее результатов.

Реализация компетенций происходит в процессе практик. В соответствии с выбранным профилем студенты физико-технического факультета БГУ проходят учебно-производственную практику в лабораториях физики конденсированного состояния вещества, физики наносистем, физики плазмы и плазменных технологий, а также в центре космических услуг БГУ, Институте физического материаловедения Бурятского научного центра СО РАН, Институте солнечно-земной физики СО РАН. Безусловно, это является первым шагом к осуществлению связи теории с практикой, проявлению способности студента действовать за пределами учебных ситуаций, самореализации личности.

После прохождения практики студенты сдают дневник с указанием характера ежедневных работ, отчет с результатами выполнения индивидуального задания, отзыв руководителя практики с оценкой его теоретической подготовки, способностей, дисциплинированности, заинтересованности в получении знаний и навыков. В период обучения на практике можно оценить качество приобретаемых студентами компетенций.

Оценивание компетенций с помощью различных видов практик возможно через публичную защиту практик; через проведение экзаменов в особой форме; через выставление оценок к перечню компетенций самими студентами и руководителями практик.

Таким образом, проверка сформированности профессиональных компетенций должна включать входной контроль знаний, умений и навыков студентов до внедрения в учебный процесс спецкурсов, рубежную диагностику освоения модулей спецкурсов, итоговый контроль сформированности профессиональных компетенций, диагностику удовлетворенности студентов качеством образования, а также осуществляется на основе анализа результатов успеваемости, защиты курсовых проектов, выпускных квалификационных работ и отчетов по практике, выступлений на ежегодной студенческой научной конференции.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев А. В. Знания или компетенции // Высш. образование в России. 2005. № 2. С. 3-11.

2. Востриков А. А., Дудина Е. Н. Концепция подготовки педагогов-исследователей на основе компе-тентностного подхода // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. Томск, 2011. № 1 (103). С. 59-62.

3. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школ. технологии. 2005. № 5. С. 3-12.

4. Зеер Э. Ф, Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие. М., 2005.

5. Сивицкая Л. А., Смышляева Л. Г., Смышляев А. В. Реализация компетентностного подхода в высшей школе: дефициты методической готовности преподавателей // Вестн. Томского гос. пед. унта. Томск, 2010. № 12 (102). С. 52-55.

6. Попова Т. Н. Формирование профессиональной компетентности студентов медицинских колледжей на занятиях по фармацевтической химии // Наука и школа. 2008. № 3. С. 52-53.

7. Дамбуева А. Б. Формирование исследовательской компетентности будущих физиков // Вестн. Бурятского гос. ун-та. Улан-Удэ, 2012. № 15. С.40-44.

8. Чешуина Т. Г. Формирование профессионально-

педагогической компетентности студентов педвуза в период производственный практики // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. Томск, 2004. № 5. С. 184-188.

9. Лыгина Н. И., Макаренко О. В., Резников Б. С. Портфолио как технология развития компетентности основных участников образовательного процесса // Сибирский пед. журн. 2012. № 6. С. 74-80.

ФОРМИРОВАНИЕ УМСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ СТУДЕНТОВ

FORMATION OF MENTAL IMAGES IN THE PROCESS OF EDUCATIONAL RESEARCH OF STUDENTS

В. А. Белянин, В. Б. Белянина

Полнота сформированного умственного образа у студента рассматривается как один из критериев понимания и усвоения им учебного материала. Формировать умственный образ предлагается в процессе учебных исследований через специальное выделение в материале курса физики физических ситуаций, обнаружение зависимостей физических величин и их исследование.

Ключевые слова: умственный образ, учебное исследование, будущий учитель физики, исследовательская компетенция, методология научного исследования.

V. A. Belyanin, V. B. Belyanina

The completeness of a student's formed mental image is considered as one of the criteria for understanding and assimilation of the training material. It is proposed to form a mental image in the process of educational research through a special allocation of physical situations on the materials of Physics, the detection of dependencies of physical quantities and their investigation.

Keywords: mental image, educational research, future physics teacher, investigative competence, research methodology.

Активное взаимодействие человека с окружающей действительностью способствует развитию его ориентировочно-исследовательской деятельности, заключающейся в обследовании окружающего мира и в формировании образа ситуации, на основе которого осуществляется ориентация и регуляция двигательного поведения человека в соответствии с условиями стоящей перед ним задачи [1]. Следовательно, в процессе обучения у студента должны быть сформированы соответствующие образные представления по учебному предмету, что является одним из критериев понимания и усвоения им учебного материала. Однако в настоящее время сфор-мированность образных представлений обучающихся преподавателями не контролируется и не выступает для студентов результатом обучения. Знания студентов на выходе обучения, как правило, отрывочны, фрагментарны и в целом не являются полными. Отсутствие качественных знаний студентов по предмету не позволяет сформировать требуемые для будущей профессиональной деятель-

ности умения, навыки и необходимые предметные и профессиональные компетенции.

Сформировать образы фрагментов учебных дисциплин можно в результате деятельности студентов по выполнению соответствующих учебных исследований, для которых сформированность образа исследуемого объекта будет выступать целью и результатом. Уточним, что для дисциплины «физика» такими фрагментами могут выступать физические ситуации [2].

Результатом учебно-исследовательской деятельности студента, основу которой составляют учебные исследования (обнаружение и творческое решение учебно-исследовательских задач или проблем экспериментального или теоретического плана, процесс и результат решения которых заранее неизвестен и должен выполняться в соответствии с методологией научного исследования), может стать: 1) усвоение материала курса физики; 2) усвоение методологии научного (учебного) исследования; 3) формирование мысленного образа исследуемой учебной физической ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.