СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012
УДК 331.101.3
В. Ф. СТУКАЧ Е. Ю. ЛАЛОВА
Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина
ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА БАЗОВОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
В настоящей статье рассмотрено понятие базового человеческого капитала сельского хозяйства, представлены результаты оценки стоимости базового человеческого капитала в Омской области, норма отдачи затрат на профессиональное образование в молочно-мясном скотоводстве.
Ключевые слова: базовый человеческий капитал, сельское хозяйство, молочномясное скотоводство, инвестиции в образование, внутренняя норма отдачи от образования.
В настоящее время теория человеческого капитала признана во всем мире, а сам человеческий капитал является одним из важнейших источников экономического роста. В большинстве литературных источников человеческий капитал определяется как запас знаний, навыков и способностей, которые есть у каждого человека и которые могут использоваться им как в производственных, так и в потребительских целях. «Человеческий капитал — это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас физического здоровья, знаний, навыков, умений, мотиваций, который используется в той или иной сфере приложения труда и приносит доход, как собственнику рабочей силы, так и работодателю» [1].
В структуре составляющих человеческого капитала нами выделены две основные структурные единицы, различающиеся по способам формирования, содержанию и методам оценки. Это базовый и развитый человеческий капитал. Например, применительно к скотоводству базовый человеческий капитал работников — это совокупность индивидуальных культурных, нравственных, социальных, интеллектуальных, физических и духовных возможностей индивидуума, накопленных им к началу трудовой деятельности в молочно-мясном скотоводстве и используемых для дальнейшего развития человеческого капитала. Наличие базового человеческого капитала является необходимым условием формирования развитого человеческого капитала, или, как его понимают большинство исследователей, человеческого капитала. Структура и факторы формирования человеческого капитала в соответствии со стадиями его формирования (рис. 1).
Базовый человеческий капитал работников включает 4 структурные составляющие — культурно-нравственный капитал, личный и инфраструктурный социальный капитал, базовый интеллектуальный капитал и капитал здоровья индивидуумов. Базовый интеллектуальный капитал предполагает получение профессионального образования в соответствии с предполагаемой профессией. С момента начала работы в сельском хозяйстве, как и в других сферах производительной деятельности, происходит развитие человеческого капитала, основным направлением которого является накопление ква-
лификационного капитала (системы практических навыков по выбранной профессии) и дальнейшее развитие интеллектуального капитала (углубление и расширение теоретических знаний, подкрепленное практической деятельностью). Немаловажным
Рис. 1. Схема формирования и развития человеческого капитала
Рис. 2. Схема оценки базового человеческого капитала в сельском хозяйстве
направлением развития человеческого капитала является формирование инновационного капитала. Таким образом, базовый человеческий капитал является основой, на которой в будущем будет сформирован человеческий капитал, эффективно работающий в производственной сфере.
Базовый человеческий капитал предполагает наличие следующих условий:
—достижение индивидуумом трудоспособного возраста;
— получение общего (полного) среднего и / или профессионального образования;
— наличие физического здоровья, позволяющего работать;
— накопление культурно-нравственных и социальных навыков существования в коллективе.
Каждое условие необходимо для возможности трудоустройства и получения доходов в виде заработной платы или от осуществления предпринимательской деятельности в отрасли.
М. М. Критский выделяет в структуре человеческого капитала авансированный человеческий капитал. По его определению, «авансированный человеческий капитал — это инвестиции в воспитание и образование субъекта, которые накапливаются к началу производственной деятельности» [2]. Можно провести определенную аналогию между авансированным капиталом М. М. Критского и предложенным нами базовым человеческим капиталом. Схожесть этих понятий состоит в том, что и тот, и другой рассматривается до начала трудовой деятельности, основное различие этих двух категорий в том, что нами базовый человеческий капитал рассматривается как основа дальнейшего развития человеческого капитала. Такой подход расширяет перспективы наиболее точной оценки человеческого капитала с позиций его формирования и использования через применение разных методов на каждой стадии воспроизводства человеческого капитала.
Второе отличие предлагаемой нами категории «базовый человеческий капитал» от авансированного капитала М. М. Критского определяется особенностями отрасли молочно-мясного скотоводства. В настоящее время более 85% рабочих и 10% специалистов сельского хозяйства не имеют специального профильного профессионального образования. Развитие человеческого капитала происходит по-
средством повышения квалификации без отрыва от производства или через обучение на заочной форме обучения, что не может расцениваться как авансирование в будущую профессию, а является способом развития человеческого капитала.
Основой для разработанной нами методики оценки базового человеческого капитала послужил инвестиционный подход, использовавшийся Дж. Кендриком, А. И. Добрыниным, С. А. Дятловым, М. М. Критским, В. Т. Смирновым, И. В. Скобляко-вой и др., как один из наиболее простых и надежных. Данный подход не требует абстрагирования от структуры человеческого капитала. Выбор структурных составляющих базового человеческого капитала основывается не только на многочисленных исследованиях человеческого капитала российских и зарубежных ученых, но и на данных авторского исследования.
Что касается методики М. М. Критского, то она включает в стоимость авансированного человеческого капитала приведенные к единой размерности инвестиции в дошкольное воспитание (!д.в.), в общее образование ^о.о.) и специальное образование ^с.о.). Стоимость авансированного капитала рассчитывается по формуле 1.
Кав = !д.в.+ !о.о.+ !с.о. (1)
Мы ввели понятие базового человеческого капитала как величину относительно постоянную. Оценка стоимости базового капитала в рублях основана на затратах семьи и государства на культурно-нравственное, социально ориентированное воспитание, среднее образование до достижения трудоспособного возраста, профессиональное образование, поддержание здоровья, обеспечения социальных гарантий и уровня жизни индивидуума до начала трудовой деятельности. Затраты на базовый капитал можно структурировать, как показано на рис. 2.
Для оценки фактических затрат на формирование человеческого капитала используются различные источники информации. В настоящее время органами государственной статистики не регистрируется сумма затрат на воспитание ребенка в семье до достижения трудоспособного возраста, однако есть данные о прожиточном минимуме, реальных доходах и расходах семьи и их структуре, а также
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012
Средняя стоимость базового человеческого капитала в зависимости от уровня профессионального образования, тыс. руб.
Показатель Нет профессионального образования Начальное профессиональное образование Среднее профессиональное образование Высшее профессиональное образование
Число лет для учета затрат сумма Число лет для учета затрат сумма Число лет для учета затрат сумма Число лет для учета затрат сумма
Затраты бюджета муниципального образования на социально-культурную сферу, среднее полное образование, здравоохранение и т.д. на 1 человека 18 715,61 19 755,37 21 834,88 23 914,39
Затраты домохозяйств на 1 члена домохозяйств 18 980,21 19 1034,59 21 1143,49 23 1252,39
Затраты бюджета на профессиональное образование — — 61,9 3 217,2 5 445,0
Стоимость базового человеческого капитала х 1695,82 х 1851,86 х 2195,57 х 2611,78
расходах бюджетов муниципальных районов на здравоохранение, дошкольное и общее образование, культуру, спорт и содержание инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства и т.д. Расходы на профессиональную подготовку можно определить расчетным методом зная объем средств учебных заведений и численность обучающихся.
Величина накопленного базового капитала может различаться в зависимости от тех навыков, знаний, которые получил человек до начала трудовой деятельности. К дополнительным знаниям и умениям могут относиться занятия в кружках по интересам, занятия творчеством, спортом, углубленное изучение иностранных языков, занятия с репетиторами с целью улучшения качества образования по некоторым предметам. Получение этих дополнительных умений требует финансовых, материальных затрат и затрат времени. Стоимость базового человеческого капитала увеличивается на сумму этих дополнительных вложений.
Дополнительные затраты в базовый капитал, осуществляемые государством, человеком и родителями, разница в уровне жизни и социальном статусе семьи и будет составлять ту разницу, которая отличает базовый капитал одного человека от базового капитала другого.
При расчете средних затрат на формирование базового человеческого капитала работников отрасли молочно-мясного скотоводства Омской области (табл. 1) за основу приняты статистических данные о затратах семьи и государства в ценах 2009 года на одного человека до начала трудовой деятельности. В стоимость базового человеческого капитала включены расходы государства на здравоохранение и спорт, культуру, средства связи и др. Для упрощения расчетов предполагалось, что средства бюджета распределялись между получателями медицинских, образовательных и других услуг равномерно, качество и объем оказываемых услуг также одинаковы в пределах одного района, не зависимо от того, где оказывались услуги — в сельской местности или в городской. В среднем по Омской области бюджеты муниципальных образований в 2009 году тратили
на одного получателя услуг 715,61 руб. бюджетных средств. Расходы домохозяйств на воспитание ребенка (на приобретение продуктов питания, одежды, предметов длительного пользования, предметов для увлечений, отдыха, развлечений, оплата услуг жилищно-коммунального хозяйства, услуг связи и др.) публикуются в статистической отчетности. Затраты семьи рассчитаны исходя из потребительских расходов домашних хозяйств в среднем на одного члена домохозяйств в сельской местности за вычетом расходов на алкогольные напитки и табачные изделия и составляют 4537,66 руб. в месяц, и соответственно, 980 208 руб. за 18 лет. Расходы семьи для расчета стоимости базового человеческого капитала должны быть увеличены на суммы, приходящиеся на время получения профессионального образования на очной форме обучения. Продолжительность обучения может различаться в соответствии с уровнем получаемого профессионального образования.
Расходы на профессиональное образование в настоящее время могут быть оплачены из бюджетов разных уровней и самими обучающимися. В настоящее время в Омской области нет образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, обучение в которых осуществлялось бы на коммерческой основе. Все затраты на подготовку рабочих и специалистов со средним профессиональным образованием оплачиваются из средств государства. Специалистов с высшим профессиональным образованием для животноводства готовят в Омском государственном аграрном университете по специальностям ветеринария и зоотехния. Средняя сумма бюджетных средств, выделяемых в год на одного обучающегося составляет 89 тыс. руб. Стоимость обучения на коммерческой основе определяется в соответствии с рыночными ценами на образовательные услуги и в 2010 году составляла 40000 руб. в год, что не покрывает затраты бюджета.
Средняя стоимость базового человеческого капитала работников скотоводства рассчитывалась в зависимости от уровня профессионального образования. Расчет производился из того допущения,
Данные для расчета нормы отдачи от среднего и высшего профессионального образования
в молочно-мясном скотоводстве
Уровень образования работника Годовая зарплата, Es, тыс. руО. Годовая зарплата при условии, что у него нет образования, Еп, тыс.руб. Норма отдачи на образование, г Число лет образования на базе 11 классов, Б, лет Инвестиции в образование, тыс. руб. Потенциальный заработок за s-1 лет Отношение инвестиций к потенциальному заработку, к
Среднее профессиональное 108,5 88,9 0,0275 3 185,9 177,8 1,0456
Высшее профессиональное 177,0 88,9 0,0478 5 445,0 355,6 1,2511
го скотоводства. Как следствие, просматриваются
что индивидуум не делает значительных перерывов после окончания учебного заведения (школа, ПТУ, ССУЗ или вуз) и началом трудовой деятельности. В стоимость базового человеческого капитала не включены упущенные заработки за годы обучения. Средняя стоимость базового человеческого капитала может служить неким ориентиром при оценке индивидуального базового капитала отдельно взятого работника. При этом для оценке используются сведения, полученные у работника посредством анкетирования.
Затраты на формирование базового человеческого капитала возрастают на 10—12% относительно предыдущего уровня образования. На какую отдачу может рассчитывать специалист с высшим образованием, готовясь работать в отрасли молочномясного скотоводства Омской области? Насколько оправданны затраты времени и финансовых средств индивидуума и государства? Чтобы ответить на эти вопросы, можно рассчитать норму отдачи затрат на образование по уравнению Дж. Минцера. Упрощенная форма уравнения Минцера при постоянной норме отдачи без учета опыта работы и прочих факторов будет выглядеть как:
lnEs = 1пЕ0 + гкБ, (2)
где, Es — годовая заработная плата индивида, имеющего s лет образования;
Е0 — годовая заработная плата индивида при условии, что у него нет никакого образования;
г — норма отдачи на образование;
s — число лет образования;
к — отношение инвестиций в s-й год обучения к годовому потенциальному заработку, который индивид получал бы, если он ограничился бы обучением в течение s-1 лет [3].
Норма отдачи на образование в молочно-мясном скотоводстве для специалистов со средним профессиональным образованием составляет 2,75% и для специалистов с высшим специальным образованием 4,78% (табл. 2). По данным исследований А. В. Шо-банова и О. Н. Покусаева для России частные нормы отдачи от высшего образования колеблются в пределах 8—10%, для Европы норма отдачи достигают 50 — 100%. Сравнивая полученные результаты становится ясно, что для выпускников школ профессиональная деятельность в молочно-мясном скотоводстве, и как следствие получение профессионального образования по профилю отрасли животноводства не является инвестиционно-привлекательной. Это приводит к утечке потенциально-перспективных молодых людей в более высокооплачиваемые отрасли на этапе выбора профессии, что ослабляет базовый уровень человеческого капитала отрасли молочно-мясно-
еще две негативные тенденции. На предприятия, занятые производством продукции скотоводства, трудоустраиваются работники, не имеющие необходимого уровня профильного профессионального образования, соответствующего квалификационным требованиям. Это значительно снижает темпы развития и накопления человеческого капитала и эффективность его использования в отрасли. Вторая негативная тенденция заключается в возникших проблемах по передаче накопленного человеческого капитала в виде знаний следующим поколениям. Изначально низкий уровень человеческого капитала выражается в нехватке высококлассных специалистов не только на производстве, но и в образовании, что создает преграды для полноценного воспроизводства специалистов в области зоотехнии и ветеринарии.
Выделение базового человеческого капитала в структуре человеческого капитала открывает новые возможности для оценки уровня и структуры инвестиций в человека, позволяет использовать дифференцированные методы оценки для каждого этапа воспроизводства человеческого капитала. Полученные результаты исследования базового человеческого капитала работников животноводства Омской области показывают, что основу инвестиций в воспитание человека до достижения совершеннолетнего возраста составляют вложения семьи. Инвестиции на профессиональную подготовку работников молочно-мясного скотоводства осуществляет в основном государство. Поскольку норма отдачи от профессионального образования работников в животноводстве крайне низка, даже по сравнению с общероссийским уровнем, эти затраты являются низкоэффективными, а обучение по этим направлениям подготовки невостребованно. Одним из основных направлений улучшения ситуации является повышение средней заработной платы высококвалифицированным рабочим, специалистам и руководителям, что обеспечит конкурентную среду и повышение уровня человеческого капитала отрасли в регионе.
Библиографический список
1. Стукач, В. Ф. Конкурентоспособность специалистов сельского хозяйства : монография / В. Ф. Стукач, А. М. Тетерева. — Омск : Изд-во ОмГАУ, 2008. — 184 с.
2. Критский, М. М. Человеческий капитал / М. М. Критский. — Л. : Изд-во ЛГУ, 1991. — 117 с.
3. Шобанов, А. В. Управление человеческим капиталом: теория и практика. / А. В. Шобанов, О. Н. Покусаев // Этап: экономическая теория, анализ, практика. — 2010. — № 2. — С. 110-123.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012
СТУКАЧ Виктор Фёдорович, доктор экономических наук, профессор (Россия), заведующий кафедрой экономики и управления сельскохозяйственным производством.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
ЛАЛОВА Елена Юрьевна, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.02.2012 г.
© В. Ф. Стукач, Е. Ю. Лалова
УДК 656.07;62-5 С. М. ХАИРОВА
А. С. КОЙЧУБАЕВ
Омский государственный институт сервиса
РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРАЦИИ ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК В ПЕРСПЕКТИВНЫХ УСЛОВИЯХ ЕДИНОГО ТРАНСПОРТНОГО ПРОСТРАНСТВА
Статья посвящена вопросам развития интеграционных процессов приграничных территорий Республики Казахстан и Российской Федерации в условиях развития ЕврАзЭС, как одной из самых успешных интеграционных структур на постсоветском пространстве. Новизна статьи заключается в построении концептуальных направлений развития Восточно-Казахстанского транзитного потенциала, что позволит повысить потенциальные объемы производимой продукции в регионе, активизировать центральные магистрали региона («Омск—Майкапчагай», Турксиб, водные пути по р. Иртыш и т.п.) и сформировать новые источники повышения уровня валового регионального продукта.
Ключевые слова: Таможенный союз, ЕврАзЭС, транзитный потенциал региона, региональный транспортно-логистический центр.
Основным направлением развития современной мировой экономики является интеграция, в региональные экономические союзы объединяются страны на всех континентах, что обеспечивает их более эффективное взаимодействие и открытие новых возможностей и перспектив.
В общественном сознании ЕврАзЭС — самая успешная интеграционная структура на постсоветском пространстве. Уже первое 10-летие ЕврАзЭС было ознаменовано созданием Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России, формированием Антикризисного фонда и Центра высоких технологий ЕврАзЭС. Сегодня ЕврАзЭС — это признанная мировым сообществом международная организация с ясными и понятными целями, четкой структурой и задачами, обеспечивающая реальную интеграцию экономик Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана [1].
С 1 июля 2011 года Таможенный союз заработал в полноформатном режиме — все виды государственного контроля (таможенный, транспортный, ветеринарный, санитарный и фитосанитарный), за исключением пограничного, были перенесены на внешний контур границы территории Таможенного союза.
Успехи в работе Таможенного союза создали условия для дальнейшего углубления интеграционных процессов, которые позволили начать переход к но-
вому этапу интеграции — созданию Единого экономического пространства, что, несомненно, придаст новый импульс развитию, модернизации и диверсификации экономик государств-участников, росту взаимной торговли, повышению конкурентоспособности на мировом рынке товаров и государств Сообщества.
Важными преимуществами на пути достижения ЕврАзЭС нового уровня развития является наличие мощного транзитно-транспортного потенциала государств сообщества.
Согласно Указу Президента Республики Казахстан от 28 августа 2006 года № 167 «О Стратегии территориального развития Республики Казахстан до 2015 года», одной из основных задач является формирование полноценной национальной транспортно-коммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей потребности экономики в транспортных услугах и интеграцию страны с региональной и мировой экономической системой. Приоритетом дальнейшего развития транспортно-коммуникационного комплекса (особенно при планировании новых маршрутов) должно стать формирование (укрепление) коммуникационных коридоров и узловых торгово-логистических центров [2].
В этих условиях совершенствование региональной интеграции цепями поставок в едином транс-