Научная статья на тему 'Формирование и модернизация внешнеэкономической политики России в условиях глобализации'

Формирование и модернизация внешнеэкономической политики России в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
129
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ПРОЦЕССЫ / МОДЕЛЬ / ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ИНТЕГРАЦИЯ / THE NATIONAL ECONOMY / THE PROCESSES / THE MODEL / OPERATION / FOREIGN POLICY INTEGRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суржиков М. А.

В статье представлена кибернетическая модель системы национальной экономики и способность ее переходить в иное состояние под влиянием внешнеэкономических управляющих воздействий. Описывается взаимосвязь между возмущающими и управляющими воздействиями и реакции системы на входные переменные и ее воздействие на внешнюю среду. Рассмотрено воздействие внешнеэкономической политики по решению задачи выхода России на информационные и инновационные рынки в целях преодоления отсталой структуры внешней торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents a cybernetic model of the national economy and its ability to transform into a different state under the influence of external controls. The relationship between the perturbing and controlling actions and system responses to the input variables and its impact on the environment are described. The impacts of foreign economic policy to promote the emergence of Russia on the information and innovative markets in order to overcome backward structure of foreign trade are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Формирование и модернизация внешнеэкономической политики России в условиях глобализации»

Суржиков М.А.

к.э.н., доцент кафедры «Меж- дународная торговля и таможен- ное дело» РГЭУ (РИНХ)

Эл. Почта: 2980135@mail.ru ФОРМИРОВАНИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

В статье представлена киберне- тическая модель системы националь- ной экономики и способность ее пере- ходить в иное состояние под влиянием внешнеэкономических управляющих воз- действий. Описывается взаимосвязь между возмущающими и управляющи- ми воздействиями и реакции системы на входные переменные и ее воздействие на внешнюю среду. Рассмотрено воздействие внешнеэкономической по- литики по решению задачи выхода Рос- сии на информационные и инновацион- ные рынки в целях преодоления отста- лой структуры внешней торговли.

Ключевые слова: национальная экономика, процессы, модель, функцио- нирование, внешнеэкономическая поли- тика, интеграция.

Рассмотрение проблем формиро- вания методологических основ глобали- зации мировой экономики позволяет выявить закономерность неравномерно- сти распределения преимуществ и рис- ков глобализации. Она заключается в том, что положительные аспекты глоба- лизации, хотя и в совершенно разном

объеме, присущи всем странам участ- никам этого процесса, а его недостатки концентрируются в странах, развиваю- щихся.

Дальнейшие изыскания привели к возможности формулировки закона глобализации мировой экономики, ко- торый проявляется в том, что развитие производительных сил и производст- венных отношений, начавшись в рамках национальной экономики, достигнув определенного, заданного уровня зрело- сти, неизбежно перерастает государст- венные рамки и стремится к формиро- ванию единого мирового экономическо- го пространства. Этот закон, будучи экономическим законом-тенденцией, не выражает строгой количественной зави- симости между явлениями и не фикси- руется в строгой экономической моде- ли, однако выражает устойчивые тен- денции и однозначно предопределяет общие пути мирового развития. Закон глобализации, как и другие экономиче- ские законы, имеет объективную при- роду, действует вне зависимости от органов власти и юридических законов отдельного государства и, тем более, желаний отдельных граждан и общест- венных объединений, однако получает отражение в межгосударственных со- глашениях.

Подобное представление мировой экономики и место, занимаемое в ней национальными экономическими сис- темами отдельных стран, может быть дано в виде кибернетической модели.

С точки зрения эффективности и результативности процессов, проте- кающих в системах, прежде всего, ин- тересует управляемость национальной экономики как системы - ее способ- ность переходить в иное состояние под влиянием внешнеэкономических управляющих воздействий. Из множества внешних воздействий представляют ин- терес лишь те, которые в условиях ре- шаемой задачи существенно влияют на состояние системы. Эти внешние воз-

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 31 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

действия называют входными величи- нами, а элементы системы, к которым они приложены, - входами системы.

Так, на народнохозяйственную систему отдельной суверенной страны существенно воздействуют такие фак- торы, как: процессы глобализации ми- ровой экономики, тенденции развития мирохозяйственных и региональных рынков, спрос и предложение на вы- пускаемую продукцию, цены на сырье и энергетические ресурсы, налоговая политика государств. Они рассматри- ваются как входные воздействия на на- роднохозяйственную систему.

Для эффективного взаимодействия с системой международных экономиче- ских отношений выделяются два типа входных величин: управляющие и воз- мущающие воздействия. Поведение системы под воздействием входных величин показано на рис.1.

Возмущающие воздействия (М1, М2, Мз, ... Мк), как правило, невозмож- но или экономически нецелесообразно изменить со стороны рассматриваемой системы. Возмущающие воздействия могут быть лишь учтены системой на- циональной экономики при ее интегра- ции в мировую экономику. В данном случае возмущающими воздействиями являются основополагающие докумен- ты Организации Объединенных Наций (ее устав, цели и принципы действия, решения Экономического и социально- го совета ООН), задачи деятельности международных институтов, опреде- ляемые Организацией европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС) и Организацией экономическо- го сотрудничества и развития (ОЭСР).

Входные переменные Возмущающие воздействия

т

Мл, Мг, Мз, . . . Мк

Управляющие воздействия

XI, Х2, Хз,

. X

Национальная экономика как система

Внутреннее состояние

Ш1, Ш2, тз, . . . тп У1, У2, Уз,

. Ур

Выходные переменные

>

*

Рис. 1. Кибернетическая модель системы национальной экономики в условиях глобализации

Управляющие воздействия (Х1, Х2, Хз, ... Х ) представляют собой парамет- ры, значениями которых можно распоряжаться при управлении системой и которые можно изменять с целью осу- ществления действий, предпочтитель-

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 з2 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

ных по сравнению с другими возмож- ными движениями управляемой систе- мы. Для национальной экономической системы управляющие воздействия во- площены в национальной экономиче- ской стратегии, концепции экономиче- ской безопасности, ее внешнеэкономи- ческой, ценовой, финансовой, социаль- ной политике, в целевых комплексных программах. Положения двусторонних экономических отношений должны быть отнесены к управляющим воздей- ствиям, так как в ходе межгосударст- венных переговоров возможно было достижение желаемого компромисса.

В ходе развития глобализации ус- ловия этого процесса в значительной мере

ужесточались, что в рассматри- ваемом контексте переводило ряд фак- торов из управляющих воздействий в категорию возмущающих воздействий. Так, Генеральное соглашение по тари- фам и торговле (ГАТТ) предусматрива- ло прецедентное положение «историче- ские права», согласно которому всту- пающему в данное соглашение государству позволялось сохранять в силе обя- зательные нормы законодательства, принятые до присоединения к ГАТТ и в принципе противоречившие обязатель- ствам в рамках ГАТТ (данная ситуация квалифицируется как управляющее воз- действие). Соглашение Всемирной тор- говой организации (ВТО) отменило действие категории «исторические пра- ва»[1.с.271] (возмущающее воздейст- вие), что в рамках традиционного права следует квалифицировать как законода- тельное положение, имеющее обратное действие, что не может не вызывать возражение.

К возмущающим воздействиям следует отнести принципы и нормы ме- ждународного экономического сотруд- ничества, установленные Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), детерминирующие реко- мендации по проблематике развития и связанные с ними вопросы торговли,

финансов, задолженностей, инвестиций, передачи технологий путем проведения переговоров на межправительственном уровне. Хотя эти документы и являются результатом переговорного процесса, практика показывает, что их невозмож- но квалифицировать как Парето- оптимальные. Аналогично характери- зуются направления стимулирования структурной перестройки Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), фактически откры- вающие (или запрещающие) «доступ к источникам знаний, практическому опыту и ресурсам в целях содействия улучшению жизни населения»[1с.196]. Декларативность подобного целепола- гания дает возможность его широкой трактовки. Если к тому же учесть, что ПРООН управляет Фондом капитально- го развития Организации Объединен- ных Наций (ФКРООН), Фондом Организации Объединенных Наций для раз- вития в интересах женщин (ЮНИФЕМ), программой Добровольцы Организации Объединенных Наций (ДООН), то их определение как возмущающих воздей- ствий для отдельных национальных эко- номик не вызывает сомнения. Глобали- стская направленность в последнее де- сятилетие обрела еще большую чет- кость и из достаточно расплывчатой превратилась в четко определенную -теперь ПРООН призвана координиро- вать усилия по достижению «целей ты- сячелетия». Жесткую систему возмущающих воздействий задает совокупность реше- ний таких организаций как Организация Объединенных Наций по промышлен- ному развитию (ЮНИДО), практически предопределяющая развивающимся странам и странам с переходной эконо- микой их нишу в условиях процесса глобализации; Международная органи- зация по стандартизации (ИСО), упоря- дочивающая системы мировой торговли и формирующая стандарты, обязатель- ные для применения во всем мире; Ко-

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 33 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

миссия Организации Объединенных Наций по праву международной торгов- ли (ЮНСИТРАЛ), разрабатывающая ряд конвенций, типовых законов и дру- гих документов по материально- правовому регулированию торговых сделок и другим аспектам хозяйствен- ного права, определяющим развитие международной торговли в условиях глобализации.

Реакция системы на входные пе- ременные и ее воздействие на внешнюю среду характеризуются значениями ее выходных переменных величин (Уі, У2, Уз, ... Ур). Совокупность выходных ве- личин и их изменения определяют по- ведение системы,

позволяют оценивать соответствие конкретных действий стратегическим целям. В данном слу- чае к таким показателям относятся: объем валового продукта, соотношение экспорта и импорта, качество готовой продукции, ценовая политика государ- ства, его мирохозяйственные связи, та- рифная политика.

Изменения в определенных преде- лах входных величин влечет за собой изменение и выходных параметров сис- темы. При этом изменения последних не осуществляются мгновенно: сущест- вует определенное временное запазды- вание. Входные переменные являются причиной, выходные - следствием, по- этому последние никогда не могут предшествовать первым.

Надо заметим, что возмущающие воздействия могут иметь не только внешнее, но и внутреннее происхожде- ние: изменение свойств элементов сис- темы в ходе длительной работы или в результате нарушения нормального функционирования элементов системы. Внутреннее состояние системы характеризуется совокупностью значе- ний величин, определяющих ее поведе- ние, то есть переменными состояниями системы (т1, Ш2, тз, ... Шп). В зависимо- сти от множества допустимых состоя- ний системы подразделяются на непрерывные (переменные состояния мо- гут принимать любые значения в напе- ред заданных пределах) и дискретные (в них внутреннее состояние может при- нимать конечное число фиксированных значений). Таким образом, все выше- перечисленные переменные, дающие полное представление о самой систе- ме и характере ее поведения во внешней среде, могут быть подразделены на сле- дующие группы:

- входные переменные (Х1, Х2, Хз,

... Х ; М1, М2, Мз, ... Мк), представляющие сигналы, генерируемые системами, внешними по отношению к дан- ной системе и влияющие определенным образом на ее поведение;

- выходные переменные (У1, У2, Уз, ... Ур), характеризующие реакцию системы на внешнее воздействие, по- зволяющие описать конкретные аспек- ты повышения системы в известных ус- ловиях;

- переменные состояния (т1, Ш2, тз, ... Шп), характеризующие динамиче- ское поведение исследуемой системы.

Для характеристики систем и оп- ределения стратегии их развития су- ществует множество обобщающих и специальных научных дисциплин, осно- вополагающей среди которых является общая теория систем - междисципли- нарная область научных исследований, в задачи которой входит разработка обобщенных моделей систем, построение формализованного аппарата описа- ния функционирования и поведения системных объектов, создание обоб- щенных теорий систем разного типа (таких как теория динамики систем, их целенаправленного поведения, истори- ческого развития, иерархического строения, процессов управления в сис- темах). Дальнейшая детализация этой проблемы выходит за рамки данного исследования.

В контексте вышеизложенного концентрированное выражение интере- сов национальной экономики в услови-

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 34 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

ях глобализации проявляется в рамках категории внешнеэкономической поли- тики.

О значимости социально- экономических категорий достаточно полно можно судить по их статусу, мес- ту в иерархии категориального аппара- та. Так в рамках советской

экономики внешнеэкономическая политика рас- сматривалась лишь в части, касающейся категории экономической политики, при этом оба понятия были предельно политизированы. «Экономическая по- литика - система экономических меро- приятий, осуществляемых государством в интересах господствующего класса в досоциалистических формациях, в ин- тересах всего общества - при социа- лизме.... Важная часть экономической политики - внешнеэкономическая по- литика, воздействующая на развитие социалистической экономической инте- грации, укрепление прочного и взаимо- выгодного сотрудничества с развиваю- щимися странами, расширение эконо- мических и научно-технических связей с промышленно развитыми капиталистическими странами на основе после- довательного соблюдения принципов мирного сосуществования»[2, с.614-615].

В настоящее время подобное со- отношение в обществоведческом аспек- те в значительной мере сохранилось, правда, в деидеологизированном виде:

«Экономическая политика - проводи- мая государством система действий (мер) по управлению экономикой, при- данию определенной направленности экономическим процессам в соответст- вии с целями, задачами, интересами страны. Включает в себя социальную, налогово-бюджетную, финансово- кредитную, инвестиционную, внешнеэкономическую (курсив наш - авт.), на- учно-техническую и иные составляю- щие»[3, с.1447].

В специальной научной литературе категории внешнеэкономической политики уделяется несравненно большее внимание, и не в подчиненном, вспомогательном, а самостоятельном и само- достаточном смысле. Этой категории посвящена обстоятельная статья в эн- циклопедическом словаре, в которой В.В. Перская приводит следующее оп- ределение: «Внешнеэкономическая по- литика (ВЭП) - это деятельность госу- дарства в области развития и регулиро- вания экономических отношений с дру- гими странами. Основной ее задачей является формирование благоприятных внешнеэкономических условий для расширения воспроизводственного про- цесса в стране, а также оптимизация участия страны в международном раз- делении и кооперировании труда. ВЭП решает задачи сбалансированности внешнеэкономических операций с от- дельными государствами и регионами, проблемы оптимизации процесса хозяй- ственного взаимодействия отдельных субъектов внешнеэкономической деятельности различных государств на ос- нове безусловного обеспечения эконо- мической безопасности страны»[4,с.86].

Надо отметить безусловную связь двух важнейших категорий: внешнеэко- номической политики и экономической безопасности страны при непременном приоритете последней. В аналогичном плане ВЭП характеризуется и в специ- альной работе по проблемам экономи- ческой безопасности: «Внешнеэконо- мическая политика - проводимая правительством страны, государственная политика в области экспорта и импорта, таможенных пошлин, тарифов, ограни- чений, привлечения иностранного капи- тала и вывоза капитала за рубеж, внеш- них займов, предоставления экономиче- ской помощи другим странам, осущест- вления совместных экономических про- ектов. Понятие «внешнеэкономическая политика» более широкое, чем внешне- торговая политика»[5, с.91].

В этом определении отмечается несколько положений:

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 з5 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

- ВЭП - государственная полити- ка, то есть формулируется на высшем уровне и при соответствующем утвер- ждении приобретает характер законода- тельного документа;

- ВЭП реализуется правительством страны, то есть исполнительная власть несет ответственность перед законода- тельной властью на ее надлежащее ис- полнение;

- ВЭП не может быть отождеств- лена с внешнеторговой политикой, так как оказывается значительно шире и многогранней ее.

В условиях глобализации мирово- го хозяйства именно ВЭП призвана обеспечить обретение Россией в миро- вом хозяйстве места и исполнение роли, адекватных ее экономическому, научно- техническому, интеллектуальному по- тенциалу, при безусловном соблюдении и защите национальных экономических интересов на основе планомерно и по- следовательно осуществляемых, про- грессивных структурных преобразова- ний хозяйственного комплекса. ВЭП решает задачу выхода России на информационные и инновационные меж- дународные рынки в целях преодоления отсталой структуры внешней торговли и формирования благоприятного инве- стиционного климата. Разработка и реа- лизация стратегии ВЭП осуществляют- ся как в целом по стране, так и в ее ре- гионах по отношению к отдельным странам и соответственно их регионам. Особую значимость для регионов в со- временных условиях имеет формирование взаимовыгодных партнерских от- ношений в рамках приграничной тор- говли на основе действующего между- народного права и формируемого в Рос- сии правового поля. Концепция ВЭП включает также тактику ее проведения, то есть совокупность методов и средств для достижения целей, для сохранения и преумножения получаемых результатов.

ВЭП неразрывно связана с внутренней политикой, служит ее логическим продолжением и развитием за пределами национальной государствен- ной границы. Однако, при всем много- образии и значимости задач, основной, независимо от избранной государством модели хозяйствования, является функ- ция формирования благоприятной эко- номической среды для оптимизации воспроизводственного процесса в стра- не. Переход к новому типу хозяйство- вания логически обусловливает форми- рование качественно новых основ взаи- модействия отечественной экономики с мировой, внутреннего рынка с внеш- ним. Существенно возрастает значение, и усложняется роль внешнеэкономиче- ского фактора в развитии страны. Это выражается в существенной трансфор- мации зависимости России от внешних рынков, в изменении характера и механизмов взаимодействия с зарубежными партнерами. Именно это предопределя- ет выработку новых принципов и мето- дов реализации ВЭП. В современных условиях специфика разработки кон- цепции ВЭП определяется также необ- ходимостью выявления рациональных и имеющих перспективное значение для страны сфер и форм участия во внеш- них связях. Не менее важен также вы- бор стратегически важных геополитических, географических (региональных) приоритетов для экономического сотрудничества.

Значительно реже предметом рас- смотрения становится внешнеэкономи- ческая стратегия - «основное направле- ние развития в области внешнеэконо- мического сотрудничества с зарубеж- ными партнерами. Оно избирается го- сударством (при разработке концепции и реализации целей и задач внешнеэко- номической политики), хозяйствующим субъектом (компанией) при осуществ- лении им внешнеэкономической дея- тельности; основывается на сопоставле- нии внутренних (сильных и слабых) факторов предпринимательской дея- тельности, на изучении внешних воз-

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 зб

можностей, угроз и рисков, учет кото- рых необходим для достижения постав- ленных целей»[4 с.88]. Следует разли- чать три разновидности стратегии:

- корпоративную, которая рас- сматривает вопросы выбора сферы биз- неса, что характерно для ранней стадии существования инновационной компа- нии;

- деловую, направленную на ус- пешное соперничество с конкурентами в той сфере бизнеса, в которой компа- ния оперирует;

- функциональную, позволяющую принимать правильные решения при выборе тех или иных подходов для реа- лизации отдельных функций менедж- мента. В рамках ее реализации разраба- тывается маркетинговая стратегия, осуществляется стратегический кон- троллинг, вырабатывается стратегия развития персонала.

Таким образом, взаимосвязь внешнеэкономической политики и внешнеэкономической стратегии позво- ляет реализовать преемственность ос- новополагающих внешнеэкономических императивов на макро- и микроэконо- мическом уровнях. Российская экономика достаточно тесно интегрирована в мировую эконо- мику. Ее рыночный статус признан многими торговыми партнерами, в том числе ЕС и США. Россия активно уча- ствует в работе многих интеграционных группировок и международных органи- заций.

Вместе с тем необходимо продол- жить работу по повышению открытости экономики, более полной интеграции в мирохозяйственные связи. Без достиже- ния более высокой степени открытости

экономики невозможно обеспечение устойчивого экономического роста.

Если главной целью ВЭП России является ее дальнейшая эффективная интеграция в систему международного разделения труда как важнейшее усло- вие стабильности функционирования национальной экономики и экономиче- ского роста, то последовательная реали- зация этой цели должна изменить ха- рактер интеграции России в мировую экономику, сделать этот процесс управ- ляемым, подчиненным долгосрочным экономическим задачам, основанным на расчете, а не на предположении, и - что самое главное -направленным на струк- турную перестройку российской эконо- мики и обеспечение интересов россий- ских участников внешнеэкономических операций.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Глобальное экономическое регулиро- вание: учебник/ под ред. проф. В.Н.Зуева.-М.: Магистр, 2011.

2.Большая советская энциклопедия.

Изд. 3-е.Т.29.М., 1978.

3.Большая Российская энциклопедия. Энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия,

2011.

4.Энциклопедический словарь. Совре- менная рыночная экономика. Государ- ственное регулирование экономических процессов/ Общ. ред.: д.э.н.,проф .Кушлин В.И.,д.э.н.,проф., член- корр.РАН Чичканов В.П.-М.: Изд-во РАГС, 2004. 5.Экономическая безопасность. Энцик- лопедия /Авт.идеи, рук. проекта д.ю.н. А.Г.Шаваев.- М.: Изд. дом «Правовое просвещение»,2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.