УДК 619:616.995.132.6 ФОРМИРОВАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ ОЧАГОВ
ТРИХИНЕЛЛЕЗА
А.В. УСПЕНСКИЙ доктор ветеринарных наук
Всероссийский научно-исследовательский институт гельминтологии
им. К.И. Скрябина
Резюме
Анализируются основные пути и факторы передачи трихинелл в условиях Крайнего Севера. Циркуляция возбудителя осуществляется с участием ограниченного количества видов восприимчивых животных в сложных географических и климатических условиях, что обуславливает высокую устойчивость паразита к низким температурам. Учитывая наличие генетически резистентных к таким условиям трихинелл, а также возможную их циркуляцию в системе природно-санитарный биоценоз, рекомендуется контролировать режимы фростиро-вания свиных туш в целях обеспечения защиты населения от трихинеллеза.
Введение
Трихинеллез - особо опасная паразитарная болезнь человека и животных, характеризующаяся широким распространением в природном и си-нантропном биоценозах. Сложность организации эффективных мер борьбы с этой инвазией обуславливается во-вле-чением в систему циркуляции паразита широкого круга домашних и диких животных, отсутствием, как правило, выраженных клинических признаков заболевания и недостаточно высоким санитарным уровнем животноводческих объек-тов.
Хозяевами Trichinella spiralis являются более 120 видов животных и десятки видов птиц, обитающих практически на всех континентах от Арктики до тропиков. Надежность и по-
стоянство паразитарной системы с участием ТпсЫпе11а базируются на широких контактах и пищевых связях животных в дикой природе и окружении человека. Колоссальная численность грызунов, насекомо-ядных и мелких хищников способствует рассеиванию ТпсЫпе11а в природе (зоологический трихи-неллез), тогда как крупные хищники накапливают возбудителя и длительно его сохраняют (лисицы, волки, медведи и др. заражены до 30-50%), участвуя в передаче инвазии домашним животным (через трупы, тушки и др.). Поэтому полное недопущение инвазии на свинофермы вряд ли представляется возможным.
Материалы и методы
В работе использовали результаты собственных исследований, отечественных и зарубежных авторов по ветеринарно-санитарной экспертизе на трихинеллез туш диких промысловых и домашних животных.
Трихинеллоскопический контроль проводили методом переваривания мышечной ткани в искусственном желудочном соке, компрессорной трихинеллоскопии с использованием аппаратов типа АВТ и устройств для полевой трихинеллоскопии ТП.
Результаты и обсуждение
Анализ особенностей циркуляции T. spiralis на неблагополучных территориях свидетельствует о выраженной адаптации возбудителя к определенным видам домашних и диких животных, населяющих конкретную геоклиматическую зону, что позволяет его характеризовать как географический изолят. Так, северные, палеарк-тические трихинеллы, как правило, паразитируют на ограниченном видовом составе диких и домашних животных. В этих условиях следует выделять наиболее активно функционирующие системы паразит-хозяин, играющие важную роль в общей эпизоотической и эпидемической цепи трихинеллеза.
Высокая экстенсинвазирован-ность T. spiralis животных, населяющих острова Полярного бассейна, в частности, белого медведя и морских млекопитающих, относительно изолированных от материковой зоны, свидетельствует о постоянной циркуляции возбудителя в этой ограниченной системе. Оба вида животных являются объектом промысловой охоты, что, безусловно, представляет угрозу для
населения данного региона. Передача инвазии между белыми медведями и морскими млекопитающими, в частности, моржами может осуществляться как путем хищничества, так и поедания падали (3, 4). Нельзя, очевидно, исключать и возможность инвазирования этих животных через помет хищных птиц, гидробионтов, трупы ездовых собак, тушки пушных зверей, выброшенных в море (рис. 1). Именно этим, скорее всего, обуславливается высокий уровень зараженности также тюленей, белух, кольчатых нерп (2, 5, 6).
Определенную роль в поддержании инвазии в северных регионах, безусловно, играют и другие животные, населяющие этот регион, в частности, песец, лемминг, волк, росомаха, полевки, у которых циркуляция возбудителя также обуславливается характером трофических связей. Значительные популяции большинства видов этих животных, способность к масштабным миграциям создают предпосылки заноса инвазии в синантропный биоценоз (рис. 2).
Возможно, мясо северного оленя не играет существенного значения в эпидемиологии трихинеллеза, тем не менее, случаи обнаружения личинок трихинелл в оленине имели место.
Высокий уровень зараженности личинками трихинелл росомахи, характер питания которой (падаль, остатки добычи волков, медведей, ослабленные животные) и обширные границы ареала обитания позволяют ее считать одним из ведущих звеньев в распространении инвазии.
Человек
Рис. 1. Циркуляция T. spiralis в условиях Полярного бассейна
Рис. 2. Циркуляция T. spiralis в материковой части Северных областей
Заражение волков и медведей (тундра, лесотундра, тайга) трихинеллами вызывается вследствие хищничества, хотя при определенных условиях (зимний период) не исключается и поедание ими падали. При этом важное эпидемиологическое значение имеет употребление населением медвежьего мяса, не прошедшего трихи-неллоскопический контроль.
С учетом развития охотничьего промысла у населения данного региона потенциальным источником инвазии являются туши животных, добытых на охоте, при этом наибольшую опасность имеет мясо белого медведя
и морских млекопитающих. Вспышки трихинеллеза у эскимосов в Гренландии от употребления мяса моржей и белух наблюдали Roth (6) и Madsen (5). Проведенное сероэпидемиологическое обследование коренных народов Чукотки (1) показало высокий процент положительных реакций (39%) с антигенами трихинелл. Таким образом, заражение людей трихинеллезом может происходить при употреблении мяса медведей, морских млекопитающих (менее вероятно, оленины), и домашних животных, в частности, свиней, которым скармливали отходы добытых на охоте животных.
Учитывая активную циркуляцию возбудителя трихинеллеза в условиях Севера с вовлечением в систему кругооборота паразита широкого спектра животных, необходимо отметить, что эпизоотическая и эпидемическая ситуации по данному зоонозу формируются на фоне чрезвычайно низких зимних температур, нередко превышающих 50оС и ниже.
Это позволяет предположить, что географический изолят трихинелл, циркулирующий в данном регионе, обладает высокой резистентностью к низким температурам. Распространение инвазии осуществляется посредством хищничества и поедания животными падали. Именно значение падали представляется наиболее значимым. В течение длительного зимнего периода, физиологически сложного для животных из-за бескормицы, суровых температурных условий, накапливается большая масса павших животных, среди которых могут быть и потенциально зараженные трихинеллами. Весной, после вытаивания трупов, они становятся доступными для широкого круга хищных, плотоядных животных, а при таянии льдов, и некоторых видов морских млекопитающих. В связи с этим, можно заключить, что обеззараживания трупов животных от личинок трихинелл в зимний период не происходит. Наличие генетически резистентных к низким температурам арктических (северных) изолятов трихинелл безусловно имеет и важное эпидемическое значение. Склонность большинства животных северных регионов к обширным миграциям не исключает занос устойчивых к низким температурам изолятов трихинелл в более южные районы и
передачи возбудителя широкому кругу диких и домашних животных, в т.ч. свиньям.
Существующая система противо-трихинеллезных мероприятий, основанная в большинстве стран на комплексе организационно-хозяйственных мероприятий и ветеринарно-санитарной экспертизе туш животных, позволяет, в целом, профилактировать это заболевание у населения.
Однако, не может не настораживать тот факт, что в ряде стран, экспортирующих свинину, в угоду коммерческим целям, дискутируется возможность отказа от трихинеллоскопии и ее замена обеззараживанием свиных туш низкими температурами. Международная комиссия по трихинеллезу (МКТ), изучавшая данный вопрос, указывает на опасность в этом плане генетически резистентных к низким температурам изолятов трихинелл (Рекомендации МКТ п. 2.2.).
В свете высказанных выше соображений относительно возможности заноса устойчивых северных изолятов трихинелл в синантропный биоценоз, предлагаемые рядом стран технологические нормативы для обеззараживания свиных туш при температуре порядка -17-23оС в течение 3-4 суток представляются явно недостаточными. В соответствии с рекомендациями МКТ, для гарантии потребителя от заражения трихинеллезом, куски мяса толщиной до 15 см должны быть заморожены при температуре минус 15оС и ниже в течение 3 недель, а толщиной до 69 см - при той же температуре не менее 4 недель.
Исследования, положенные в основу обоснования данных режимов,
проводились не на северных изолятах трихинелл.
В целях обеспечения надежной защиты потребителя от трихинеллеза и выпуска мясной продукции высокого качества, в частности, по паразито-логическим показателям, ветеринарная служба РФ регламентирует осуществление экспертизы на трихинеллез туш и мясопродуктов, выработанных как в условиях отечественного производства, так и в рамках проведения мониторинга за качеством продукции, поступившей по импорту из стран, где это заболевание периодически регистрируется. Мясная продукция из этих регионов поступает, главным образом, на промпереработку.
Таким образом, распространение трихинеллеза в природном и синан-тропном биоценозах, многообразие трофических связей у диких и домашних животных в условиях северных регионов, формируют, в целом, и неблагополучный по этой инвазии эпидемиологический фон.
Наличие устойчивых к низким температурам географических изоля-тов трихинелл, паразитирующих у большинства промысловых животных, их склонность к обширным миграциям, способствуют заносу возбудителя и в более южные регионы и вспышкам трихинеллеза у свиней, других домашних животных и населения.
Комплексный подход к профилактике трихинеллеза, основанный на выполнении ветеринарно-санитарных, организационно-хозяйственных мероприятий на животноводческих объектах, обязательной трихинеллоскопии туш свиней, промысловых животных и мясной продукции, внедрение иммунологической диагностики позво-
ляют обеспечить защиту населения и улучшить эпидемическую и эпизоотическую обстановку по этой инвазии.
Литература
1. Бессонов А.С., Вольфсон А.Г., Комиссарова З.А. // Wiadomosci Parazy-tologiczne. - 1961.- №15. - P. 2.
2. Бритов В.А. // Зоологический журнал. - 1962. - 41. - Т.2.
3. Козлов Д.П., Березанцев Ю.А. // Тр. Гельминтол. лаб. АН СССР. - 1961. - Т. 11.
4. Селищева Т.Н. // Матер. меж-вед. совещ. по трихинеллезу, альвео-коккозу и описторхозу. - Алма-Ата, 1966.
5. Madsen H. // Medd. Granland. -1961. - V. 159, N 7.
6. Roth H. // J. Parasitol. - 1956. - V. 42, N 3.
Formation and functioning of natural nidus of trichinellosis A.V. Uspensky Summary
The basic ways and factors of transfer of Trichinella spp. in the North of Russia are analyzed. Circulation of the infection is carried out with participation of the limited quantity of species of susceptible animals in difficult geographical and climatic conditions that causes high stability of the parasite to low temperatures. Taking into account presence genetically resistant to such conditions Trichinella spp. and also their possible circulation in system naturally-sanitary bioce-nosis it is recommended to control modes of frosting of swine pork with a view of maintenance of protection of people from trichinellosis.