УДК: 334.021
Б01 10.24411/2409-3203-2020-12242
ФОРМИРОВАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Рябичева Ольга Ивановна
к.э.н., доцент кафедры «Финансы и кредит» ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет» Россия, г. Махачкала Хасбулатова Зарема Магомедаминовна студентка 3 курса профиля «Финансы и кредит» ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет» Россия, г. Махачкала
Аннотация. В условиях усиления экономических санкций и макроэкономической нестабильности в экономике Российской Федерации усиливается роль государственного сектора, основными экономическими субъектами которого выступают государственные корпорации (далее - госкорпорации; ГК).
Благодаря своему масштабу, они позволяют развиваться целым отраслям хозяйственной деятельности человека. Некоторые из госкорпораций являются практически монополистами в своих отраслях, что наделяет их системообразующими и координирующими функциями в процессе формирования факторов, способствующих развитию экономики.
Кроме того, опыт формирования государственных корпораций является важным для российской экономики в условиях выхода ее на траекторию инновационного развития.
В этой связи целесообразно рассмотреть основные характеристики, историю появления и перечень государственных корпораций, представленных в настоящее время, как объекта исследования, для отслеживания их становления и последующего влияния на экономику. Методологической базой исследования послужили методы анализа и синтеза, а также ретроспективный анализ.
В настоящее время одной из первых созданных государственных корпораций в условиях нашей страны, признано Агентство по реструктуризации кредитных организаций. Данная государственная корпорация была создана еще в 1999 году. Стоит отметить, что возникновение государственных корпораций в целом позволяет государству укрепить те или иные позиции в государственном реальном секторе, что должно способствовать более эффективному развитию.
В исследовании рассматриваются основные особенности формирования и функционирования государственных корпораций на современном этапе. Кроме того, исследуется опыт Российской Федерации в образовании государственных корпораций. Также изучены исторические аспекты развития государственных корпораций на различных эволюционных этапах. При ближайшем рассмотрении сущности государственных корпораций, делается вывод об основных преимуществах и недостатках государственных корпораций.
Ключевые слова: корпорации, инвестиции, экономика, Росатом, Роскосмос, Ростех, Внешэкономбанк.
FORMATION AND FUNCTIONING OF STATE CORPORATIONS IN MODERN
CONDITIONS
Ryabicheva Olga Ivanovna
PhD, associate Professor of department of «Finance and credit» Dagestan State University Russia, Makhachkala Hasbulatova Zarema Magomedaminovna student of department of «Finance and credit» Dagestan State University Russia, Makhachkala
Annotation. In the context of increasing economic sanctions and macroeconomic instability in the economy of the Russian Federation, the role of the public sector is being strengthened, the main economic subjects of which are state corporations (hereinafter - state corporations; GC).
Due to their scale, they allow the development of entire branches of human economic activity. Some of the state corporations are practically monopolists in their industries, which gives them system-forming and coordinating functions in the process of forming factors that contribute to the development of the economy.
In addition, the experience of forming state-owned corporations is important for the Russian economy as it enters the path of innovative development.
In this regard, it is useful to consider the main characteristics, the list of state corporations currently, as an object of study, to monitor their formation and the subsequent impact on the economy. The methodological basis of the research was the methods of analysis and synthesis, as well as retrospective analysis.
Currently, the Agency for restructuring credit organizations is recognized as one of the first established state corporations in our country. This state Corporation was established in 1999. It is worth noting that the emergence of state corporations in General allows the state to strengthen certain positions in the public real sector, which should contribute to more effective development.
The study examines the main features of the formation and functioning of state corporations at the present stage. In addition, the article examines the experience of the Russian Federation in the formation of state corporations. The historical aspects of the development of state corporations at various evolutionary stages are also studied. Upon closer examination of the essence of state corporations, the conclusion is made about the main advantages and disadvantages of state corporations.
Key words: corporations, investments, Economics, Rosatom, Roscosmos, Russian technologies, Vnesheconombank.
В настоящее время, в связи с принятием Федерального Закона №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», были утверждены принципы и правила отнесения корпораций к государственным. Так, согласно данному закону, государственной корпорацией признается юридическое лицо, которое учреждено Российской Федерацией с использованием имущественных взносов и которое создается в целях решения большого количества социальных, общественно-полезных и управленческих задач. Государственные корпорации обязательно должны создаваться в соответствии с федеральным законодательством, в котором четко установлены цели создания таких организаций, а также функции их деятельности [2. с.90].
Также в рассматриваемом федеральном законе установлен порядок образования и функционирования государственных корпораций. Некоторые статьи определяют их правовой статус, а также методы реорганизации и ликвидации. Помимо прочего стоит отметить, что федеральное законодательство устанавливает условия создания и перераспределения имущества государственных корпораций.
Отличительные характеристики такой правовой формы как госкорпорация от иных похожих (госкомпании, госпредприятия), представлены на нижеследующей схеме (рисунок 1).
Рис. 1. Основные отличительные характеристики госкорпорации (источник: разработано
автором)
Как уже было отмечено, формирование государственных корпораций началось с середины 90-х годов прошлого века, однако только к настоящему времени сформировались достаточно крупные корпоративные структуры в государственном секторе российской экономики. В ходе периода с 2004 по 2007 год происходило активное создание ГК. Было создано 7 самостоятельных ГК, представленных на схеме ниже, причем каждая с целью решения конкретных задач [3. с.188].
Рис. 2. Государственные корпорации в Российской Федерации (источник: разработано
автором)
Так как имущество госкорпораций формируется лишь за счёт денежных средств государства, то, следовательно, именно государство единолично получает возможность направлять её деятельность в нужное русло, развивать необходимые отрасли и создавать множество инноваций. На данный момент, в 2020 году, имеют большое значение для экономики страны и позволяют осуществлять планомерное развитие своей отрасли следующие госкорпорации: «Росатом», «Ростех», «Роскосмос», «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» и «Агентство по страхованию вкладов». Рассмотрим специфику каждой из них.
ГК «Росатом» обеспечивает проведение государственной политики в области развития атомной отрасли, выполнение заданий государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа [4. с. 684].
«Ростех» - государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции.
Одной из крупнейших государственных корпораций, существующих и по сей день является «Роскосмос». Создание данной корпорации определяло вектор развития космической отрасли нашей страны. Ее создание состоялось путем преобразования Федерального космического агентства «Роскосмос».
Из-за своей специфики отрасли, требующей большого количества денежных и интеллектуальных ресурсов, производственных мощностей, «Роскосмос» является, фактически, монополистом. Он обеспечивает реализацию государственной политики и оказывает услуги в сфере космической деятельности, а также осуществляет работу в рамках МКС.
Необходимо также отметить следующую государственную корпорацию, создание которой было необходимо для усиления экономического роста нашей страны, а также стимулирования инвестиционной активности как на внутреннем рынке, так и на внешнем. Так, в 2007 году был принят федеральный закон «О банке развития». Данным законом закреплялось учреждение «Внешэкономбанка», который был нужен для финансирования наиболее крупных инвестиционных проектов. Важной определяющей чертой данных проектов является то, что они не могли быть реализованы коммерческими банками по причине их размеров и сроков исполнения.
Также необходимо упомянуть государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов». Данная корпорация существует и по сей день, поскольку
191
необходима для обеспечения системы страхования вкладчиков на современном этапе. Основная функция - страхование вкладов населения. Участие в системе страхования обязательно для всех банков, имеющих право на работу с частными вкладами, а вклады считаются застрахованными со дня включения банка в реестр банков - участников системы обязательного страхования вкладов.
Таким образом, в современных экономических реалиях госкорпорации, являясь экономическими агентами государственного сектора, позволяют контролировать развитие стратегически важных отраслей экономики, координировать их развитие и обеспечивать межотраслевое перераспределение ресурсов, создавая мощный потенциал для структурной модернизации экономики.
Список использованных источников:
1. Асатрян А.А. Становление и развитие государственных корпораций в России // Проблемы развития современного общества. - 2019. - С. 53-57.
2. Мартыненко Т.В. Противоречивость экономических и нормативно-правовых основ деятельности государственных корпораций в Российской Федерации // СевероКавказский юридический вестник. - 2019. - № 1. - С. 90-96.
3. Непойранов А.С. Анализ идентифицированных рисков государственных корпораций // Информационные технологии в контроле, управлении качеством и безопасности. - 2019. - С. 188-192.
4. Шаталова А.И. Недостаточная прозрачность российских государственных корпораций // Научный аспект. - 2019. - № 2. - С. 684-687.