Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СОМАТОТИПОВ МЫШЦ У СТУДЕНТОВ 13-15 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММОЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СОМАТОТИПОВ МЫШЦ У СТУДЕНТОВ 13-15 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММОЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
85
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientific progress
Область наук
Ключевые слова
пловцы 13-15 лет / мышечный соматотип / общие и частичные измерения. / swimmers 13-15 years old / muscular somatotype / general and partial measurements.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Акмалжон Насирдинович Қосимов

В статье сравниваются общие и частичные измерения состава тела подростков, наблюдается повышение функциональных возможностей и формирование перспективных соматипов для плавания, математическая и статистическая обработка количественных показателей, повышение мышечной силы тела у пловцов 13-15 лет. Выявлено относительное физическое развитие студентов 13-15 лет, формирование грудно-мышечных и мышечных соматотипов у юных пловцов, а в спорте плавание эти соматотипы изучались в перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND PHYSICAL DEVELOPMENT OF MUSCLE SOMATOTYPES IN STUDENTS 13-15 YEARS OLD AT THE SCHOOL PROGRAM

The article compares general and partial measurements of the body composition of adolescents, there is an increase in functional capabilities and the formation of promising somatypes for swimming, mathematical and statistical processing of quantitative indicators, an increase in muscle strength of the body in swimmers 13-15 years old. Revealed the relative physical development of 13-15 year old students, the formation of pectoral and muscular somatotypes in young swimmers, and in swimming, these somatotypes were studied in the future.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СОМАТОТИПОВ МЫШЦ У СТУДЕНТОВ 13-15 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММОЙ»

ФОРМИРОВАНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СОМАТОТИПОВ МЫШЦ У СТУДЕНТОВ 13-15 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ШКОЛЬНОЙ

ПРОГРАММОЙ

Акмалжон Насирдинович ^осимов

Преподаватель кафедры теории и методики физической культуры Ферганского

государственного университета akmalj on.qosimov86@gmail.com

АННОТАЦИЯ

В статье сравниваются общие и частичные измерения состава тела подростков, наблюдается повышение функциональных возможностей и формирование перспективных соматипов для плавания, математическая и статистическая обработка количественных показателей, повышение мышечной силы тела у пловцов 13-15 лет. Выявлено относительное физическое развитие студентов 13-15 лет, формирование грудно-мышечных и мышечных соматотипов у юных пловцов, а в спорте плавание эти соматотипы изучались в перспективе.

Ключевые слова: пловцы 13-15 лет, мышечный соматотип, общие и частичные измерения.

FORMATION AND PHYSICAL DEVELOPMENT OF MUSCLE SOMATOTYPES IN STUDENTS 13-15 YEARS OLD AT THE SCHOOL

PROGRAM

ABSTRACT

The article compares general and partial measurements of the body composition of adolescents, there is an increase in functional capabilities and the formation of promising somatypes for swimming, mathematical and statistical processing of quantitative indicators, an increase in muscle strength of the body in swimmers 13-15 years old. Revealed the relative physical development of 13-15 year old students, the formation of pectoral and muscular somatotypes in young swimmers, and in swimming, these somatotypes were studied in the future.

Keywords: swimmers 13-15 years old, muscular somatotype, general and partial measurements.

ВВЕДЕНИЕ

По данным педиатрической службы Министерства здравоохранения Республики Узбекистан, 23% подростков в стране входят в 1 группу риска, которая рекомендует обследование и контроль сердечно-сосудистой системы, у

33% детей в группе диагностирован диагноз: различные респираторные и респираторные заболевания. Различные заболевания произошли из-за ослабления иммунной системы. У 20% детей диагностированы различные заболевания опорно-двигательного аппарата. Одними из самых распространенных заболеваний при анализе здоровья школьников являются заболевания сердечно-дыхательной системы, вегето-сосудистая дистония, функциональная кардиопатия, избыточная масса тела.

Однако в школьных программах не уделяется должного внимания индивидуальному подходу учащихся с использованием средств физического воспитания в зависимости от уровня физического развития, функционального состояния, уровня здоровья. Школы, с другой стороны, изучали не только образовательный процесс, преимущества формирования здоровья детей и подростков, а также пользу физических упражнений для здоровья.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ И МЕТОДОЛОГИЯ.

Ниже приведены наиболее часто встречающиеся заболевания при анализе здоровья школьников 13-15 лет, занимающихся плаванием и физкультурой по школьной программе - заболевания кардиореспираторной системы, вегето-сосудистая дистония, функциональная кардиопатия, избыточная масса тела. .. тех, кто проводил исследования. Булгакова Н.Ю., Морозова Т.С., 2003, Сердюковская Г.Н., 2009, Селуянов В.Н., 2009, Икрамов А.И., Ахмедова Д.И., 2010, Румба О.Г., 2011, Хуббиев Ш.З., 2012, Ю.Я. Лобанов, 2018). Но при разделении больных или ослабленных детей в школах по типу заболевания необходимо учитывать, какие патологические процессы развиваются в системах, их составляющих (Цвек С.Ф., Язловецкий BC, 1983, Братухин А.Г., 2007, Ким МА., 2008, Сонькин В.Д., 2009, Крутько В.Б., 2009, Коданева Л.Н., Белокринкина А.В., 2018). Восстановление здоровья таких детей - задача не только медицинского персонала, но и специалистов в области физического воспитания.

АНАЛИЗ И РЕЗУЛЬТАТЫ.

Для решения поставленных в статье вопросов был проведен мониторинг уровня физического развития школьников 13-15 лет и юных спортсменов, занимающихся плаванием. Для этого были проанализированы общие и частичные измерения в каждой возрастной группе детей с использованием антропометрических и функциональных методов. Из анализируемых антропометрических показателей наблюдалось увеличение длины тела, увеличение роста у детей 13-14 лет - 3,6%, у школьников - 2,3%. Известно, что степень изменчивости показателя длины тела практически не высока, поскольку степень наследования этого признака составляет 97% и является завышенной (Л.П. Сергиенко, 2003). У пловцов скорость возрастного увеличения длины рук и ног была выше, чем длины тела, и составляла 10,3% для длины руки и 9,4% для

длины ноги в возрасте от 13 до 14 лет и 7% для школьников. Процессы роста продолжаются в возрасте 14-15 лет, достигая 9,8% для стопы.

На качественные изменения указывают не только положительные соматические изменения в результате регулярных тренировок пловцов, но и развитие аэробных возможностей (показатель OTS) и силовых качеств (показатель динамометрии тела). У 15-летних пловцов прирост силы мышц туловища составил 27,2%, а у школьников - 12,6%. Увеличение окружности грудной клетки, увеличение жизненной емкости легких от функциональных показателей и интенсивное увеличение длины рук и ног обеспечивают формирование у пловцов соматотипов грудного и мышечного типа. Соматотипов пищеварительного типа не наблюдалось. среди пловцов. У юных пловцов возрастной диапазон 13-15 лет соответствует этапу глубокой специализации от начального этапа подготовки. Рост, наряду с процессами развития, приводит к повышенной подвижности и формированию специфичных для пловцов морфотипов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И РЕКОМЕНДАЦИИ.

У пловцов 13-15 лет выявлено формирование грудно-мышечного и мышечного соматотипов, перспективных в плавании. Уровень физического развития детей, которые занимаются плаванием, по сравнению со студентами, которые не занимаются спортом на регулярной основе, варьируется не только с возрастом, но и в результате процесса упражнений. Антропометрия - суммарные показатели из обмеров тела - масса тела, длина тела, окружность грудной клетки определялись у школьников 13, 14, 15 лет (60 детей) и 13-15 подростков, занимающихся плаванием (51 пловец). Частичные измерения включали ширину плеч, длину руки и длину ноги.

REFERENCES

1. Болтабаев, М. Р., & Сафарова, Д. Д. (2019). ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ДЕТЕРМИНИРОВАННОСТЬ ИММУНОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ИХ РОЛЬ ПРИ СПОРТИВНОМ ОТБОРЕ. In Физическое развитие студентов в современном мире (pp. 48-53).

2. Safarova, Z. S. (2021). WOMEN'S CONTRIBUTION TO THE DEVELOPMENT OF UZBEK ART. young, 7(3).

3. Нишонова, Д. (2021). Болаларда гипертермик синдромни даволашда антипиретиклар танлашнинг асосий мезонлари. Общество и инновации, 2(3/S), 430-436.

4. Rakhimova, L. A. (2021). IMPROVEMENT OF THE TRAINING PROCESS FOR PHYSICAL DEPARTMENTS AND ACHIEVEMENT OF EFFICIENCY. Scientific progress, 2(8), 76-81.

5. Рахимов, Д. Ш. (2021). САНОАТ ЩТИСОДИЁТИДА МАХАЛЛИЙЛАШТИРИЛАЁТГАН МАДСУЛОТЛАРНИ ДИВЕРСИКАЦИЯЛАШ ОМИЛИ СИФАТИДА. Scientific progress, 7(6), 505-511.

6. Yuldashov, I., & Goynazarov, G. (2021). A NEED TO IMPROVE THE INSTITUTIONAL SYSTEM FOR INCREASING THE SOCIAL ACTIVITY OF YOUNG PEOPLE AT THE STAGE OF DEVELOPMENT. Интернаука, (12-3), 1819.

7. Рахимов, Д. Ш. (2020). ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ УЗБЕКИСТАНА. In МИНТАКА ИКТИСОДИЁТИНИ ИНВЕСТИЦИЯЛАШНИНГ МОЛИЯВИЙ-ХУКУКИЙ ВА ИННОВАЦИОН ЖИ^АТЛАРИ (pp. 523-527).

8. Yuldashev, I. A. (2020). PEDAGOGICAL BASES OF FORMATION OF SOCIAL ACTIVITY IN PEDAGOGICAL SCIENCES. Теория и практика современной науки, (5), 67-69.

9. Ahmadjanovich, U. A. (2021). The Main Ways To Improve The Efficiency Of Investment Activity For The Development Of Socio-Economic Processes. International Journal of Progressive Sciences and Technologies, 24(2), 197-205.

10. Рахимов, Д.Ш. (2018). Эркин иктисодий зоналар ва кичик саноат зоналари фаолиятини самарадорлигини ошириш. Узбекистон ицтисодий ахборотномаси, 1(3),49-52

11. Еойназаров, F. А. (2021). КИЧИК МАКТАБ ЁШДАГИ БОЛАЛАРГА БЕРИЛАДИГАН ДАРАКАТЛИ УЙИНЛАР. Scientific progress, 2(1), 202-211.

12. Халматжанова, Г. Д. (2021). НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ И ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО КЛАСТЕРА В УЗБЕКИСТАНЕ. Scientific progress, 2(3), 179-186.

13. Хакимов, Д. Р. (2019). Стратегические задачи по развитию государственно-частного партнерства. Образование и наука в России и за рубежом, (16), 158-161.

14. Рахимов, Д. (2019). Свободно-экономические зоны-расширение экспортного потенциала Узбекистана. Архивариус, (12 (45)).

15. Urinov, A. G. A. (2003). ECONOMIC REFORMS IN UZBEKISTAN: SPECIFIC FEATURES, RESULTS AND PROBLEMS. Eurasian Vision: Felicitation Volume on the 70th Birthday of Prof. Devendra Kaushik, 187.

16. Soliev, F., Makhmutaliev, A., & Goynazarov, G. (2021). WAYS TO EFFECTIVELY SOLVE MODERN EDUCATIONAL PROBLEMS USING ART TECHNOLOGIES ON THE BASIS OF COLLABORATIVE PEDAGOGY. Scientific progress, 2(8), 276-280.

17. Raximov, D. (2021, December). DETERMINED CRITERIA FOR DIVERSIFICATION IN INDUSTRIAL ENTERPRISES. In International Scientific and Current Research Conferences (pp. 60-64).

18. Rahmonaliyevich, K. D. (2020). Choosing the optimal rule of monetary policy, taking into account changes in the main macroeconomic indicators. ACADEMICIA: AN INTERNATIONAL MULTIDISCIPLINARY RESEARCH JOURNAL, 70(12), 1351-1356.

19. Khalmatjanova, G. D. (2020). Mechanisms of formation of agricultural clusters in the economy of Uzbekistan. ACADEMICIA: AN INTERNATIONAL MULTIDISCIPLINARY RESEARCH JOURNAL, 10(12), 847-852.

20. Юлдашев, И. (2010). ОИЛА, МАДАЛЛА, МАКТАБ ДАМКОРЛИГИДА ТАРБИЯВИЙ ИШЛАР САМАРАДОРЛИГИНИ ОШИРИШ. Известия ВУЗов (Кыргызстан), (6), 112-113.

21. Raximov, D. S. (2021). DIVERSIFIKATSIYA HUDUDLAR SANOATNI MUVOZANATLI STRATEGIK RIVOJLANTIRISh YO 'NALIShLARI. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 1(3), 199-207.

22. Хакимов, Д. Р. (2021). ХУДУД САНОАТИНИ ДИВЕРСИФИКАЦИЯ КДЛИШ ОРКДЯИ РАКОБАТБАРДОШЛИГИНИ ОШИРИШ ИМКОНИЯТЛАРИ. Scientific progress, 2(1), 631-638.

23. Bobojonov, N. N. (2021, August). Pedagogical problems of forming a sense of loyalty to the national army in students. In Archive of Conferences (pp. 104-109).

24. Gulomov, E. (2021, June). PREPARATIONS FOR THE 1991 PRESIDENTIAL ELECTION IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN. In Конференции.

25. Valievich, D. S. (2020, December). FEATURES OF MOTOR ACTIVITY AT PRIMARY SCHOOL AGE. In Конференции.

26. Каримов, У. К. Г. К. ИЛМ-ФАН ВА ТАЪЛИМ СОДАСИДАГИ АХБОРОТЛАШУВ.

27. Karimov, U. U. (2021). Scientific and Theoretical Foundations of the Formation of the Social Environment in the Family. Oriental Journal of Social Sciences, 37-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.