Научная статья на тему 'Формирование художественной интеллигенции в Осетии (конец хiх начало хх века)'

Формирование художественной интеллигенции в Осетии (конец хiх начало хх века) Текст научной статьи по специальности «Культура. Культурология»

CC BY
67
26
Поделиться
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / УРБАНИЗАЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ОБЩЕСТВЕННО-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по культуре и культурологии, автор научной работы — Гутиева Эльвира Шамильевна

В статье рассматриваются неизученные вопросы, связанные с формированием творческой интеллигенции в Осетии в конце ХIХ начале ХХ в., и определяются факторы, способствовавшие появлению и развитию музыкальной культуры и профессиональных музыкантов представителей местных народностей. The paper covers the questions that have not been researched before, connected with forming of creative intelligentsia in Ossetia at the turn of the 20th century. The author also defines the factors that promoted occurrence and development of musical culture and professional musicians representatives of local nationalities.

Текст научной работы на тему «Формирование художественной интеллигенции в Осетии (конец хiх начало хх века)»

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В ОСЕТИИ

(конец ХТХ - начало ХХ века)

Работа представлена отделом истории Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева

Владикавказского научного центра Российской Академии наук и Правительства РСО-А.

Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор З. В. Канукова

В статье рассматриваются неизученные вопросы, связанные с формированием творческой интеллигенции в Осетии в конце Х1Х- начале ХХ в., и определяются факторы, способствовавшие появлению и развитию музыкальной культуры и профессиональных музыкантов - представителей местных народностей.

Ключевые слова: национальная культура, музыкальные традиции, урбанизация, модернизация, общественно-культурная среда, художественная интеллигенция.

E. Gutiyeva

FORMING OF ARTISTIC INTELLIGENTSIA IN OSSETIA AT THE TURN

OF THE 20th CENTURY

The paper covers the questions that have not been researched before, connected with forming of creative intelligentsia in Ossetia at the turn of the 20th century. The author also defines the factors that promoted occurrence and development of musical culture and professional musicians - representatives of local nationalities.

Key words: national culture, musical traditions, urbanisation, modernisation, public-cultural environment, artistic intelligentsia.

В процессе формирования художественной интеллигенции в Осетии значительную роль сыграла музыкальная традиция в городе Владикавказе, в которой определенное место занимают национальная и воинская духовая музыка, гастролеры и местные профессионалы.

Народная музыка и народные музыкальные инструменты были неотъемлемой частью духовной культуры городского населения - осетин, русских, армян, грузин и др. Но сфера ее бытования не ограничивалась национальной обрядовой жизнью. Она переходила в национальную городскую культуру,

стала обязательным компонентом городских развлечений. Корреспонденты местных газет, описывая различные культурные мероприятия, часто отмечали наличие «туземной музыки» и «туземных танцев». Это явление достаточно четко просматривается в описаниях народных гуляний, вечеров, спектаклей, дивертисментов.

Феноменом культурной жизни была воинская оркестровая музыка. Свои оркестры имели Апшеронский пехотный полк и Терское казачье войско. Симфонический оркестр Терского казачьего войска, составляющий 70 человек, был гордостью горожан. Им руководил капельмейстер И. Фельбе. Репертуар был очень разнообразным, включал народную музыку, современную, классическую - фрагменты опер и симфонических произведений. Местная пресса отмечала, что оркестр, «бесспорно, составляет одно из лучших украшений нашего театра. Публика положительно изумлялась и недоумевала, каким образом наши казаки могли быть доведены до такой виртуозности, блеска и даже шика в исполнении пьес» [5, с. 2].

Приобщению горожан к музыкальной культуре способствовали гастроли. Иностранные и российские знаменитости, дававшие гастрольные концерты в Тифлисе, часто останавливались и во Владикавказе. Горожанам были хорошо известны имена многих солистов императорских оперных театров, всемирно известных виртуозов-инструменталистов, композиторов.

В августе 1868 г. во Владикавказе состоялся концерт М. Балакирева. Он исполнял «Лунную сонату» Бетховена, «Вальс-каприз» Ласковского, произведения Шопена, Шумана, Мендельсона. На концерте присутствовал сам великий князь, но публики было совсем немного [1, с. 41-45]. Очевидно, в то время среди горожан было не так много ценителей искусства. Факты срыва концертов зафиксированы в местной прессе. Когда состоялись

гастроли известного пианиста Рудольфа Фель-дау, «его постигла та же участь, которую выносит большинство музыкальных знаменитостей и талантов, дающих проездом свои концерты. Зал блистал пустотой». Корреспондент «Терских ведомостей» насчитал в нем не более 40-50 посетителей [6, с. 3].

Но со временем ситуация менялась, гастроли становились желанным явлением. В ноябре 1869 г. горожане восторженно принимали известного скрипача Генриха Венявского, профессора Петербургской консерватории [4, с. 3]. Во Владикавказе бывал проездом П. И. Чайковский.

В 1899 г. на сцене городского театра пела известная «меццо-сопрано» Мария Корини, в марте того же года здесь проходили гастроли итальянской оперы под управлением К. Кастеллано, концерты шестилетнего пианиста Рауля Кочальско-го, концерт популярной исполнительницы Д. Далгат, окончившей курс Дрезденской консерватории [2, с. 140; 8, с. 1; 9, с. 2]. На сцене владикавказского театра итальянская оперная группа ставила оперу Д. Верди «Риголетто».

Гастроли именитых исполнителей способствовали развитию местной музыкальной культуры.

Самый яркий след в ней оставил живший много лет во Владикавказе известный музыкант Султан-бек Абаев, стоявший у самых истоков музыкальной жизни города. Он учился в Петербургской консерватории в скрипичном классе, под руководством профессора Венявского. В ноябре 1869 г. он приехал во Владикавказ. Свои первые концерты Абаев давал для узкого круга лиц, в доме горожанина Иналука Тхостова. В декабре 1869 г. в переполненном зале Владикавказского общественного собрания прошел его большой концерт, в котором участвовали местные музыканты И. Реннерт, Р. Л. Битиев, А. Жукаев, М. Коченов, Х. Есиев. Выступле-

ние С. Абаева произвело сильное впечатление на публику, его «встречали дружными рукоплесканиями, заставляли по два раза повторять некоторые пьесы, особенно «Венецианский карнавал», который Абаев исполнял неподражаемо [7, с. 1].

В конце 1869 г. дирекция прогимназии и местного Горского пансиона Владикавказа организовали занятия музыкой, пригласив С. Абаева на должность преподавателя. Занятия были добровольными, но активно посещались молодыми горцами. Через пять месяцев сформированный С. Абаевым оркестр из воспитанников пансионата уже мог исполнять небольшие произведения. Он часто давал благотворительные концерты, помогая бедным ученикам ремесленного училища, сиротам, ученицам Ольгинской женской гимназии, многим нуждающимся горожанам. В 1880-х гг. С. Абаев принимал участие в концертах петербургских и московских театров вместе с признанными мастерами вокального и инструментального жанров. Местная пресса отмечала, что он ничуть не уступал в мастерстве виртуозным мастерам Санкт-Петербурга и Москвы. Он преподавал во Владикавказском реальном училище, в Ольгинской женской гимназии, работал в оркестре Терского казачьего войска. Султан-бек Абаев был автором нескольких музыкальных произведений, а также занимался переложением горских мелодий на ноты.

В это же время в городе был известен осетинский музыкант Ражден Битиев. Он участвовал в концертах С. Абаева, преподавал музыку в классической гимназии и других учебных заведениях. Известно имя осетинского скрипача Михаила Коченова. Он принимал участие в первом концерте С. Абаева, который признавал его талант и старался оказать посильную помощь в получении музыкального образования.

Местная пресса зафиксировала в 1870 г. имя осетинки О. Г. Баевой: «мягкая и вместе

с тем удивительно точная в музыкальном отношении игра пьесы, выбранной О. Баевой, вполне заслуживает того живого сочувствия, которыми встречены они были со стороны публики» [3, с. 10].

Введение преподавания музыки и пения во владикавказских учебных заведениях сыграло большую роль в распространении музыкальной культуры. Если прежде занятия музыкой были обязательной составляющей домашнего воспитания дворян, то в 1870-1880 гг. они стали более доступны горожанам.

В 1882 г. во Владикавказе был создан кружок любителей музыки, который состоял из хора и оркестра. Свою задачу кружок видел в устройстве музыкальных вечеров. Некоторые из них привлекали массу горожан, а критики давали восторженные отзывы. «В оркестре оказалось много опытных и даровитых музыкантов, обладающих хорошей техникой и экспрессией... эффект вышел громадный, публика просто бесновалась от восторга. не хватало стульев, большинство стояло плотной стеной позади и по сторонам, запрудив все входы в залу» [10, с. 3]. Особой популярностью пользовался оркестр господина Казбека, исполнявший произведения Моцарта. Музыкальный кружок устраивал и концерты с «живыми картинами».

Позднее этот кружок был реорганизован во Владикавказское отделение Императорского Русского музыкального общества. Оно часто устраивало вечера камерной музыки, концерты. В 1906 г. музыкальное общество подготовило большой праздник в честь памяти Глинки, по поводу открытия ему памятника в Петербурге. При обществе был открыт любительский хор, а позднее - музыкальная школа [4, с. 3]. Общество способствовало оживлению музыкальной жизни в городе.

В конце XIX в. во Владикавказе начала плодотворную педагогическую и артистическую деятельность талантливая пианистка

З. В. Долбежева - представительница город-

ской армянской общины. Она часто выступала в концертных отделениях литературномузыкальных вечеров. Долбежева была инспектором и преподавателем музыки, а позднее - членом Владикавказского отделения Императорского Русского музыкального общества. Неоценимый вклад в городскую культуру внесла основательница местного музыкального училища «пианистка-виртуозка» Л. О. Кетхудова, окончившая курс Московской консерватории с золотой медалью, известная в Москве и Тифлисе [11, с. 1]. В 1899 г. состоялся концерт восьмилетнего виолончелиста Михаила Хуциева [12, с. 1].

По инициативе барона И. Р. Штейнге-ля, потомственного дворянина Льва Каменского, а также группы горожан было учреждено музыкальное общество «Владикавказский артистический кружок» с целью «развития и распространения среди посторонних лиц музыкальных познаний, сближения музыкальных деятелей для взаимопомощи и художественного преуспения, для ознакомления с произведениями музыкальной литературы» [14, л. 1-4]. В 1909-1910 гг. членами

общества были 108 горожан, среди них осетины - И. Т. Кусов, Г. Р. Баев, Л. Б. Газданов, А. Н. Кодзаев, Ф. П. Туганов, П. И. Тугано-ва, У. А. Цаликов, А. И. Цариев. При кружке была открыта музыкальная школа с классами рояля, струнных, духовых и других инструментов, с классом пения, декламации, драматического искусства, хоровым классом. Для горожан устраивались лекции по истории музыки, теории искусства, музыкальные собрания и чтения [15, л. 5]. Такие мероприятия часто бывали благотворительными. В 1909 г. в городе прошел большой концерт известного местной публике музыканта - певца А. Аликова. Приняв участие в этом концерте, владикавказцы материально поддержали Аликова, чтобы помочь завершить ему образование за рубежом [13, с. 2].

В интеллигентной среде занятия музыкой становились все более престижными. Развитие городской культуры способствовало формированию художественной интеллигенции, в частности профессиональных музыкантов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кунин И. В. Балакирев М. А. Жизнь и творчество в письмах и документах. М. 1967. 144 с.

2. Сафарян С. Н. Султан-бек Абаев. Нальчик, 1964. 152 с.

3. Статьи неофициальной части «Терских ведомостей». Владикавказ, 1870. С. 10.

4. Терек. 1910. № 3806.

5. Терские ведомости. 1879. № 45.

6. Терские ведомости. 1883. № 23.

7. Терские ведомости. 1899. № 53.

8. Терские ведомости. 1890. № 124.

9. Терские ведомости. 1913. № 24.

10. Терские ведомости. 1883. № 23.

11. Терские ведомости. 1898. № 10.

12. Терские ведомости. 1899. № 107.

13. Терские ведомости. 1909. № 14.

14. ЦГА РСО-А. Ф. 199. Оп. 1. Д. 81. Л. 1-4.

15. ЦГА РСО-А. Ф. 199. Оп. 1. Д. 366. Л. 5.