Научная статья на тему 'Формирование художественного образа в рисовании у детей дошкольного возраста в процессе использования натуры'

Формирование художественного образа в рисовании у детей дошкольного возраста в процессе использования натуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1716
410
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прохорова А.В.

В статье обосновывается важность формирования художественного образа, как основная составляющая развития детского изобразительного творчестваЦель статьи заключается в рассмотрении методических приёмов использования натуры в процессе рисования, как средства формирования художественного образа в рисунках детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование художественного образа в рисовании у детей дошкольного возраста в процессе использования натуры»

Формирование художественного образа в рисовании у детей дошкольного возраста в процессе использования натуры

Прохорова А.В.,

старший преподаватель кафедры дошкольного образования ИППО ГБОУВО МГПУ, Москва, Россия

Аннотация. В статье обосновывается важность формирования художественного образа, как основная составляющая развития детского изобразительного творчестваЦель статьи заключается в рассмотрении методических приёмов использования натуры в процессе рисования, как средства формирования художественного образа в рисунках детей дошкольного возраста.

Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетического воспитания дошкольников. Образы детского творчества рассматриваются как художественные, если в них находят отражение жизненные обобщения. Художественный образ аккумулирует достижения ребёнка в познавательной, эстетической, эмоциональной и социальной сферах.

Несмотря на значительный вклад исследователей в изучение проблемы развития художественного образа в рисунках детей дошкольного возраста, некоторые её аспекты вызываютсложности для практических работников.Анализ работы детских садов в области художественного образования, позволил нам сделать выводы, что сами педагоги закладывают основу для проявления в детских рисунках шаблонности. Во-первых, это связано с использованием репродуктивного метода как основы обучения рисованию на любых возрастных этапах дошкольного возраста. Во-вторых, не отводится должного значения наблюдению окружающей действительности дошкольниками как средства развития художественного образа.

Современные исследования направлены на поиск технологий преодоления стереотипности и шаблонности в детской изобразительной деятельности. Акцент делается на поиске таких педагогических условий, которые бы способствовали самостоятельному выстраиванию образа ребёнком, особенно в старшем дошкольном возрасте.

Основным условием формирования художественного образа считают непосредственное чувственное ознакомление с предметами и явлениями действительности. Реализацией данного условия на практике может служить использование натуры в процессе рисования дошкольников. Однако в современной практике художественной деятельности дошкольников рисование с натуры один из наиболее сложных для реализации.Со стороны педагогов наблюдается недостаточный интерес к таким занятиям. В результате они носят пассивный характер или вообще не используются в работе с детьми. Мы считаем, что данный вид рисования, являясь способом отражения действительности, необходим при обучении дошкольников изобразительным навыкам и позволяет приобщать детей к обследованию предметов и явлений.

Возможность изображения дошкольниками предмета, явления в процессе его непосредственного восприятия с определённой точки обзора с целью как можно более точной и выразительной его передачи долгое время оспаривалась в дошкольной педагогике. Н.П. Сакулина одна из первых обратилась к этому виду рисования. В исследованиях Р.Г. Казаковой доказано, что дошкольнику доступно изображение

предмета с натуры, без передачи объёма и перспективы. Дошкольник изображает форму линейным контуром, строение, величину частей в предмете, цвет, расположение в пространстве[1,с 45]. Исследования. С.В. Погодиной доказывают, что рисовать с натуры дети уже способны в возрасте трёх лет. Дети познают свойства и качества предметов окружающего мира, что в целом сказывается на общем творческом развитии дошкольника.[3,с 128].

Детская изобразительная деятельность по своим объективным возможностям носит творческий характер. В рисовании с натуры ребёнок стремится передать не только особенности постановки, но и пытается выразить своё отношение к ней. Дети получают возможность отразить свои впечатления, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. Задача взрослого - помочь ребёнку в этом. По мере накопления жизненного опыта ребёнок всё больше узнает и умеет делать. И чем больше и шире объём его знаний, чем богаче и разнообразнее представления и воображение, тем больше уверенности и изобразительности в умениях и навыках.

На современном этапе встала необходимость создания и реализации образовательной модели использования натуры в дошкольном возрасте. Можно представить некоторые её направления:

• обогащение представлений детей о предметах и явлениях окружающей действительности;

• расширение круга изображаемых объектов (предметы окружающей действительности, натюрморт, пейзаж):

• организация наблюдений детей с целью формирования нужных представлений об изображаемом образе;

• уточнение закономерностей изображения с натуры, доступных детям старшего дошкольного возраста;

• использование на занятиях по рисованию с натуры педагогических эскизов, нескольких вариантов натурных постановок;

• последовательное усложнение, вариативность заданий, направленных на развитие творчества детей.

Хотелось бы обратить особое внимание, что обучение восприятию натуры надо начинать с младшего дошкольного возраста. Несмотря на то, что в этот период детям ещё не доступно рисование с натуры, однако начинать работу по использованию натуры в качестве объекта для изображенияважно именно в этом возрасте. Малышамочень важно обследовать предметы с целью изучения их свойств и признаков. Это могут быть реальные предметы, объекты окружающей действительности, предметы с чётким силуэтом, в которых можно вычленить простые геометрические формы. Таким образом, в процессе изучения натуры происходит развитие познавательной сферы ребёнка, стимулируется творческая активность.

Со среднего дошкольного возраста возможно использование нескольких натурных постановок. Наиболее удачным можно считать использование натюрморта в качестве натуры. Натюрморты могут отличаться друг от друга. Главное учесть количество предметов и его компоновку. Педагог вместе с детьми может провести анализ всей композиции, её колорита, определить месторасположение всех её компонентов по отношению друг к другу. Такой анализ натуры позволит детям более удачно создать свой образ в рисунке.

В старшем дошкольном возрасте натурные постановки для рисования становятся сложнее и разнообразнее, и дети уже сами могут их составлять. При таком подходе к практической деятельности развивается эстетический вкус. Очень важно в этом возрасте показать ребятам многоплановость композиции. Анализируя натуру, мы приучаем дошкольников выделять предметы в соответствии с их расположением по отношению друг к другу. Специально создавая композиции, где детям хорошо видна заслоняемость одного предмета другим, педагог способствует формированию умения строить

многоплановые композиции при создании не только натюрморта, но и сюжетного рисунка. Специально подсвечивая натуру, педагог развивает умения детей видеть свет и тень, расширяет возможности световосприятия.

Зачастую при организации работы, педагоги используют натуру только как образ для восприятия, а сам процесс рисования осуществляется по образцу-рисунку, выполненному заранее. Однако следует отметить, что еще в исследованиях Н.П. Сакулиной были сделаны выводы о специфическом влиянии на работу детей одновременного использования и натурного образа и образца-рисунка. В данном случае дети не смотрят на натуру, а срисовывают с образца. Образец в известной степени заслоняет от детей форму предмета [5,с 86]. В старшей группе наличие готового способа изображения снижало активность восприятия и поисков средств изображения.

Мы придерживаемся того же мнения и считаем, что использование готового рисунка-образца одновременно с натурой нецелесообразно, т. к. дети этого возраста уже могут искать способы изображения, опираясь на восприятие натуры. Наиболее целесообразно, в старшем дошкольном возрасте, использовать педагогические эскизы, где один и тот же натюрморт изображён с разных точек зрения разными материалами. Такие изображения будут вызывать у детей удивление и восхищение, что естественно повысит интерес к натуре.

Очень важно построить процесс восприятия натуры в дошкольном возрасте так, чтобы ребёнок мог перенести полученные знания в собственную продуктивную деятельность, научился видеть и чувствовать красоту окружающего мира. Только тогда художественный образ в рисунках детей станет более выразительным, а значит, мы сможем видеть проявления детского изобразительно творчества.

Литература

1. Казакова, Р. Г. Актуальные проблемы теории и методики развития детского изобразительного творчества / Казакова Р.Г. - М.:МПГУ, 2004. - 125 с.

2. Погодина С. В. развитие детского изобразительного творчества: история и перспективы, мифы и реальность/- М.: 2013.-242 с.

3. Сакулина, Н.П. Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста на занятиях рисованием / Н.П. Сакулина - М., Изв. АПН РСФСР, 1959. - 165с.

4. Флерина, Е.А. О руководстве восприятием дошкольника в процессе обучения [Электронный ресурс] / Е.А. Флерина // Дошкольная педагогика. 1952. - №2 - С.57.-Режим доступа^А^ pedlib.ru>Books/1/0424/1_0424-45.shtml.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.