Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ИЛЛЮСТРАЦИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ИЛЛЮСТРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
496
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЛЛЮСТРАЦИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ / КОМПОЗИЦИЯ / СЛОВО / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / ILLUSTRATION / ARTISTIC THINKING / COMPOSITION / WORD / ARTISTIC IMAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щетинин Игорь Дмитриевич

В данной статье рассмотрены проблемы формирования художественного мышления младших школьников в ходе выполнения иллюстрации на уроках изобразительного искусства. Автор рассматривает современные проблемы развития художественного мышления с помощью композиционных приемов, применимых в иллюстрации, ряд эффективных методов работы с текстом литературного произведения.This article discusses the problems of forming the artistic thinking of younger students in the course of performing illustrations in fine art lessons. The author considers modern problems of developing artistic thinking using compositional techniques used in illustration. Considers a number of effective methods of working with the text of a literary work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ИЛЛЮСТРАЦИИ»

Педагогика

УДК 378

доцент кафедры искусств, Заслуженный художник РФ Щетинин Игорь Дмитриевич

Институт Психологии и Педагогики Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ИЛЛЮСТРАЦИИ

Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы формирования художественного мышления младших школьников в ходе выполнения иллюстрации на уроках изобразительного искусства. Автор рассматривает современные проблемы развития художественного мышления с помощью композиционных приемов, применимых в иллюстрации, ряд эффективных методов работы с текстом литературного произведения.

Ключевые слова: иллюстрация, художественное мышление, композиция, слово, художественный образ.

Annotation. This article discusses the problems of forming the artistic thinking of younger students in the course of performing illustrations in fine art lessons. The author considers modern problems of developing artistic thinking using compositional techniques used in illustration. Considers a number of effective methods of working with the text of a literary work.

Keywords: illustration, artistic thinking, composition, word, artistic image.

Введение. На современном этапе развития общества перед современной школьной образовательной системой стоит первоочередная задача формирование мышления подрастающего поколения, развитие гармоничной личности.

Мышление, как один из основных психологических процессов, берет начало своего развития в раннем детстве и продолжает развиваться в школьные годы. Поэтому именно школа является плодотворной почвой для становления и развития различных видов мышления, в том числе и художественного мышления.

Изложение основного материала статьи. Природу художественного мышления изучали такие ведущие психологи, философы и педагоги, как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Л. Андреев, В.В. Канащенкова, А.А. Люблинская, В.С. Кузин и мн.др. Именно их труды послужили основой нашей работы.

Говоря о значении понятия «художественное мышление», следует отметить, что различные ученые понимаю его по-разному. Так, по мнению В.С. Кузина художественное мышление - это особый сплав творческого и рационального начал. Творческое начало в данном случае связано с субъективным восприятием и отражением окружающей нас действительности, в то время как рациональное начало - это объективное отражение реальности. Именно поэтому художественные образы, «толкования» окружающих нас явлений становятся и новыми и узнаваемыми одновременно [1].

Так, например, А.А. Беляев указывает, что художественное мышление в широком смысле охватывает и психическую активность личности. Психическая активность, рассматриваемая в художественном аспекте, неразрывно связана с восприятием художественных произведений [2]. Однако, мыслительные процессы (такие как анализ, синтез, сравнение, обобщение) при восприятии художественных произведений формируют у человека определенную оценку действительности с точки зрения тех общеэстетических норм и идеалов, которые присущи данному обществу на данном этапе развития.

Таким образом, в данной трактовке акцент делается именно на восприятие уже созданных произведений искусства, а не на создание новых.

Зачастую художественное мышление синонимируют с мышлением образным, однако, Лейзеров А.Т. разводит эти два понятия и дает термину следующую трактовку: «образное мышление - эмоционально-оценочное, чувственно-наглядное отражение человеком своего многостороннего восприятия мира, которое становится художественным только тогда, когда весь этот процесс оказывается подчиненным определенной цели - созданию предназначенного для других людей произведения» [3].

В данной трактовке акцентируется внимание на непосредственной художественной деятельности, а не на восприятии произведения и переживании эстетических чувств, вызванных этим восприятием.

Таким образом, суммируя все приведенные выше толкования рассматриваемого понятия, мы можем сделать вывод, что в художественном мышлении одновременно задействовано сразу три сферы: восприятие произведений, переживание эстетических эмоций и деятельность. Поэтому практическим выражением художественного мышления является творческая деятельность учащихся.

Творчество в широком смысле, по мнению В.С. Мухиной, это деятельность, направленная на получение чего-то нового [4].

Логика развития рассматриваемых трактовок привела к постановке вопроса о взаимосвязи художника и зрителя. Бесспорно, искусство обладает огромной практической действенностью. В конечном счете, это указывает на социальные закономерности, формирующие художественно-творческое мышление и определяющие его специфические черты. Одна из характеристик художественного мышления - это его образность. Оно сочетает в себе обобщенные представления о предмете или явлении и в то же время его конкретные, выдающиеся черты, которые преломляются через наше восприятие. На основе этого формируется личное представление человека о каком-либо наблюдаемом явлении[5].

Искусство, посредством воссоздания окружающей нас действительности, расширяет и углубляет реальный жизненный опыт человека. Именно художественное мышление «питает» когнитивные, предметные и другие (в том числе абстрактные и конкретные) познавательные идеи детей. Поэтому создавая определенный художественный образ, ребенок, прежде всего, отражает уровень своих знаний об окружающем его мире, уровень эмоциональной отзывчивости на различные явления.

Однако, невозможно создать полноценное и самодостаточное произведение, руководствуясь только эмоциями. Необходимо и рациональное зерно. Именно на эту особенность художественного мышления обращает внимание В.С. Кузин. На основе предложенной им формулировки мы можем выделить основные проблемы формирования художественного мышления в образовании:

- тесная связь с образным мышлением;

- первостепенная роль художественных эмоций в формировании художественного мышления;

- невозможность существования художественного мышления без научного.

Таким образом, анализ литературы позволил нам уточнить понятие «художественное мышление» и обозначить для своего дальнейшего исследования основные проблемы формирования у учащихся данного вида мышления.

Книжная иллюстрация - это особая область искусства, имеющая многовековую историю. На разных этапах своего развития перед иллюстрацией стояли разные задачи: первоначально она служила своего рода «фотографией» определенного исторического явления. На сегодняшний день иллюстрация воспринимается нами как художественная переработка текста и отображение словесных образов в образах изобразительных. Художественный язык иллюстрации в каждом конкретном случае соответствует стилю, содержанию и общему настрою произведения. Это достигается за счет наличия в арсенале художника-иллюстратора огромного разнообразия и богатства средств выражения родившейся идеи.

В толковых словарях иллюстрация выступает как многозначный термин. Иллюстрация - (от лат. illustratio - освещение - наглядное изображение), 1)объяснение с помощью наглядных примеров; 2) изображение, сопровождающее и дополняющее текст; 3) область изобразительного искусства, связанная с образным истолкованием литературных произведений [6].

Изучение иллюстрации не возможно без изучения составных частей самой книги, так как иллюстративный материал является неотъемлемой частью целого книжного композиционного ансамбля.

Художник сегодня не просто создает иллюстрации к литературному произведению, но и оформляет книгу как единое целое. Обложка, переплет, книжный блок, суперобложка, форзац, титульный лист, шмуцтитулы, иллюстрации (фронтиспис, полосы, заставки, концовки, инициалы и т.д.), шрифты, - все это является составными частями книги. При этом все эти элементы упорядочены в единую композиционную схему.

Особенно важным является эстетическое оформление детской книги, так как художник зачастую является первым воспитателем вкуса маленького читателя. Детские литературные произведения запоминаются не только за счет своего содержания, но и за счет художественно выполненной иллюстрации.

Таким образом, иллюстрация может являться средством привлечения ребенка к чтению. Красочная и привлекательная картинка, дополняющая текст облегчает восприятие самого текста, заставляет маленького читателя вдумываться в смысл произведения, активируя тем самым мыслительную деятельность. Справедливо отмечено, что «Иллюстрация - мощное средство воздействия. Она может обогатить произведение и может обеднить его» [7].

Необходимо тщательно выбрать иллюстрируемый фрагмент, чтобы в наилучшем свете представить литературное произведение. Привлекательность иллюстрации во многом зависит не только от мастерства художника, но еще и от того, насколько он понял текст, пережил описанные события.

В младшем школьном возрасте детей отличает огромная наблюдательность и любознательность. Они очень четко чувствуют и улавливают настроение литературного произведения. А.А. Люблинская, специалист по психологии развития, отмечает, что степень яркости представлений во многом зависит от слова, особенно художественного описания [8].

Следовательно, художественное слово и иллюстрация неразрывно связаны друг с другом. Так, ребенок может заинтересоваться сюжетом сказки, и из этого интереса впоследствии вырастет художественный образ, воплощенный в иллюстрации. То есть ребенок придет к изобразительному искусству через литературу. Однако, возможен и другой вариант, широко распространенный в младшем школьном возрасте: когда первое, что привлекает ребенка в книге - это иллюстрация. Зачастую именно богатая и красочная эстетически организованная иллюстрация становится причиной выбора любимых сказок ребенка.

Большую роль иллюстрации в формировании художественного мышления раскрыла Т.А. Репина, которая экспериментальным путем установила, что «художественные иллюстрации оказывают значительное влияние на понимание текста, которое проявляется в выразительности, образности, связности пересказа, в более точном проникновении в смысл» [9].

Таким образом, художественная иллюстрация активирует мыслительную деятельность ребенка -заставляет анализировать, соотносить текстовой образ явления и его изобразительное проявление. Иллюстрация, являясь пограничной областью на стыке двух видов искусств - литературы и изобразительного искусства, позволяет проследить проявления различных мыслительных операций младших школьников. Такая мыслительная операция как синтез в иллюстрации выражается через тесную связь литературного произведения с изображением. Текст и его художественный образ, как уже говорилось ранее, являются частями одного целого, поэтому воспринимаются ребенком как единый организм.

Работа над созданием иллюстрации по прочитанному произведению начинается, как правило, с сопоставления текста литературного произведения с его существующим иллюстративным образом, созданным профессиональным художником. При этом важно акцентировать внимание учащихся на выявлении главной мысли в тексте и сопоставлении законов композиции в иллюстрации, с помощью которых художник «переводит» словесный образ изобразительный. Учитель аргументирует эту мысль с помощью объяснения цели использования тех или иных композиционных приемов, выбор формата изображения, его расположение в структуре книги; создание композиционного центра, использования цветовой гаммы и многое другое.

Выводы. Таким образом, что художественная иллюстрация, являясь одной из основных структурных единиц книги, обладает огромными потенциальными возможностями в процессе формирования художественного мышления при умелом использовании на уроке эффективных педагогических методов и композиционных приемов: сопоставление текста литературного произведения с его иллюстративным образом; выявление главной мысли текста, объяснение цели использования тех или иных композиционных приемов, аргументирование и выбор формата изображения, его расположение в структуре книги, создание композиционного центра произведения с использованием различных композиционных приемов: выделение цветом, размером, формой, построение изображения по правилу «Золотого сечения».

Литература:

1. Кузин В.С. Психология / Под ред. Б.Ф. Ломова. Учебник. 2-е изд., перераб. И доп. М.: Высш. школа, 1982. - 256 с., ил. С. 162

2. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А.А. Беляева и др. — М.: Политиздат, 1989. — 447 с., С. 115

3. В.В. Канащенкова. Статья «подходы к исследованию феномена «художественное мышление». Вектор науки ТГУ 3(6), 2011, с. 143

4. Мухина В.С. монография «Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта», 1981 - электронный ресурс

5. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю: проблемы художественного творчества - электронный ресурс

6. Энциклопедический интернет-словарь http://tolkslovar.ru/i1820.html

7. Гриценко З. Детская книга и художники-иллюстраторы/З. Гриценко. - (чтение художественной литературы) // Дошкольное воспитание. - 2012. - №3. - с. 46

8. Школа изобразительного искусства в десяти выпусках. Выпуск седьмой. - Издательство Академии художеств СССР, Москва, 1963. - с. 206

9. Репина Т.А. Роль иллюстраций в понимании литературного произведения детьми дошкольного возраста // Вопросы эстетического воспитания в детском саду. М., 1960

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Ярцев Артем Александрович

Оренбургский институт путей сообщения (филиал) Федерального

государственного бюджетного образовательного учреждения высшего

образования «Самарский государственный университет путей сообщения» (г. Оренбург);

кандидат педагогических наук, доцент Малахова Ольга Юрьевна

Оренбургский институт путей сообщения (филиал) Федерального

государственного бюджетного образовательного учреждения высшего

образования «Самарский государственный университет путей сообщения» (г. Оренбург)

ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТА - ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ПРОСТРАНСТВО: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена комплексному исследованию проектирования досуговой деятельности студента вуза в контексте выстраивания дополнительного образовательного пространства. Обобщен и проанализирован теоретический научный опыт по исследуемой теме. Предложена характеристика понятий: «досуговая деятельность» и «дополнительное образовательное пространство». Делается акцент на принципах и подходах к процессу педагогического проектирования досуговой деятельности студента. Приводится анализ эмпирических данных, полученных в результате работы по выстраиванию дополнительного образовательного пространства; намечаются перспективы исследования.

Ключевые слова: досуговая деятельность студента, педагогическое проектирование, дополнительное образовательное пространство, педагогические принципы и подходы.

Annоtation. The article is devoted to a comprehensive study of the design of leisure activities of a University student in the context of building additional educational space. Theoretical scientific experience on the subject is summarized and analyzed. The article offers a description of the concepts: "leisure activities" and "additional educational space". Emphasis is placed on the principles and approaches to the process of pedagogical design of leisure activities of the student. The analysis of empirical data obtained as a result of the work on building additional educational space is given; research prospects are outlined.

Keywords: leisure activities of the student, pedagogical design, additional educational space.

Введение. Система образования находится в непрерывном процессе трансформаций и обновления форм, методов и средств для реализации компетентностного подхода, одного из центральных в современной педагогике (что коррелирует с действующим ФГОС). Традиционное образовательное пространство студента наполнено академическими дисциплинами, образовательный потенциал которых не всегда способен полноценно сформировать профессионально и личностно значимые качества будущего специалиста. В данном контексте одна из значимых проблем - поиск дополнительного образовательного пространства и его проектирование с учетом интересов и запросов студентов. В основу проектирования содержания досуговой деятельности студентов положены идеи Концепции модернизации высшего образования, а также современный социальный заказ, требующий инновационных подходов к образовательному процессу и его результатам: выпускник вуза должен быть способен жить и трудиться в динамично меняющихся социально-экономических условиях, быть мотивированным к непрерывному самообразованию, владеть навыками выстраивания эффективной коммуникации, обладать потенциалом профессионального и личностного роста, реализовывать его в деятельности.

Возрастающий междисциплинарный интерес к исследованию досуга молодежи детерминирован особенностями развития российского общества, в котором происходят изменения содержания и структуры досуга под воздействием социокультурных трансформаций. Отсюда - новые виды досуга, развлечений, часто граничащих с девиантным поведением Т.о., досуг как социокультурная сфера жизнедеятельности современного студенчества требует серьезного научного осмысления и нуждается в целенаправленном педагогическом проектировании для того, чтобы досуг стал не просто развлечением, а дополнительным образовательным пространством, в котором будущий специалист обогатится новым знанием, приобретет полезные умения, успешно самоопределится, социализируется, найдет себя в социуме и культуре.

Изложение основного материала статьи. Проектирование содержания досуговой деятельности студентов объективно продиктовано необходимостью модернизации всей системы образования, в т.ч. вузовской. Мы разделяем научное мнение [5] о том, что досуговая деятельность — это осознанная и целенаправленная активность человека, позволяющая ему удовлетворять собственные потребности, личные интересы, осуществлять свободный выбор занятий, в которых он может самоутвердиться, самореализоваться, самосовершенствоваться, искать и находить себя, при этом расширяется его коммуникативный спектр, вырабатывается характер, определяются мировоззренческие ориентиры. Досуговая деятельность молодежи должна выступать гармоничным дополнением к основным образовательным программам и способствовать формированию всесторонне развитой, компетентной, конкурентоспособной личности. Молодой человек, вовлеченный в социально одобряемый досуг, позитивно настроен, эмоционально устойчив, не склонен

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.