Научная статья на тему 'Формирование гуманистической направленности в общении детей дошкольного возраста'

Формирование гуманистической направленности в общении детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
785
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБЩЕНИЯ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Терещенко Ольга Геннадьевна

В статье рассмотрена актуальная проблема дошкольного образования формирование гуманистической направленности общения дошкольников. Установлены педагогические условия формирования гуманистической направленности общения детей: гуманизация взаимоотношений взрослых и детей во всех формах учебно-воспитательной работы в детском саду; создание позитивного эмоционального климата взаимоотношений детей в коллективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Терещенко Ольга Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование гуманистической направленности в общении детей дошкольного возраста»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ОБЩЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Терещенко О.Г.

Терещенко Ольга Геннадьевна - воспитатель,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 91 «Мишутка»,

г. Симферополь

Аннотация: в статье рассмотрена актуальная проблема дошкольного образования - формирование гуманистической направленности общения дошкольников. Установлены педагогические условия формирования гуманистической направленности общения детей: гуманизация взаимоотношений взрослых и детей во всех формах учебно-воспитательной работы в детском саду; создание позитивного эмоционального климата взаимоотношений детей в коллективе.

Ключевые слова: общение, гуманистическая направленность общения, дети дошкольного возраста.

Исходя из приоритетов государственной политики в развитии дошкольного образования особую актуальность приобретают проблемы гуманизации всех сфер жизнедеятельности дошкольников. Базовый компонент дошкольного образования в России сосредоточивает внимание практиков на выделении общения как одной из ведущих деятельностей детей дошкольного возраста. Обогащение общения гуманистическим содержанием, предоставление ребенку свободы в выборе партнера по общению - важные условия целостного развития личности в дошкольном возрасте.

Проблема формирования гуманистической направленности общения в педагогическом процессе дошкольного учебного заведения и в настоящее время остается особенно актуальной, так как достаточно распространенными являются явления негуманного поведения детей, что является следствием авторитарного стиля взаимоотношений, недостаточно высокой культуры общения взрослых (воспитателей, родителей) с детьми. Требуют исследования вопросы гуманизации педагогического процесса ДОУ, совершенствование профессиональной компетентности воспитателей, в основе которой лежит восприятие ребенка как неповторимой целостной личности с присущими только ей особенностями, понимание специфики сотрудничества в конфликтных ситуациях.

Потребность в общении со взрослыми развивается у ребенка в течение всего дошкольного детства, взрослый становится образцом для подражания.

Влияние общения со взрослыми на процесс общения детей можно рассматривать в нескольких аспектах: 1) непосредственное общение воспитателя с детьми, которое имеет прямое влияние на особенности общения детей со сверстниками; 2) общение воспитателя с коллегами, родителями, которое воспринимается ребенком как образец должного поведения и имеет косвенное влияние общения детей со сверстниками; 3) непосредственное общение родителей с детьми, которое имеет прямое влияние на характер общения детей со сверстниками; 4) общение родителей между собой, которое воспринимается ребенком как образец должного поведения в семье и имеет косвенное влияние общения детей со сверстниками.

Одной из наиболее распространенных причин отклонений в развитии ребенка являются нарушенные семейные отношения - неблагоприятный тип воспитания и общения с детьми. Поскольку взаимоотношения внутри семьи и за ее пределами взаимосвязаны, то проблемы в отношении к себе, к другим людям могут проявляться у ребенка в виде эмоциональных переживаний, нарушении социальной адаптации или даже в виде неврозов.

Расстройства и дисгармония взаимоотношений между родителями, как замечает А. Кононко, нередко обусловливают проявления ребенком асоциального поведения. Ссоры, недоразумения, споры матери и отца провоцируют «тяжелую» поведение -агрессивность, негативизм, непослушание, грубость, злобность [3, 143]. Такая атмосфера в семье, конечно, не способствует приобретению ребенком навыков и опыта гуманного поведения, и отнюдь не является примером гуманного общения.

Доминирующая роль в формировании личности ребенка, в том числе особенностей его общения, отношения к себе и окружающим, принадлежит семье. Но семья не может быть единственным полюсом воспитания и социализации ребенка. В дошкольном детстве есть еще одна составляющая жизни ребенка - это дошкольное учреждение, в котором он находится большую часть времени, а воспитатель является значимым взрослым во всех сферах жизнедеятельности ребенка в дошкольном учреждении.

Каждый педагог имеет индивидуальный стиль общения и деятельности. От личности педагога и его стиля взаимодействия во многом зависит результат воспитательного воздействия на конкретного ребенка и коллектив детей в целом. В процессе общения педагог должен не только теоретически передавать детям свой опыт и знания, но, прежде всего, транслировать собственным поведением отношение к другому человеку. Личностные качества воспитателя, проявляющиеся в его профессиональной деятельности, становятся весомым фактором, определяющим содержание, особенности влияния его на личность ребенка. Слова и поступки педагога определяют особенности и дальнейшее развитие его взаимоотношений с детьми, влияют на развитие самосознания детей, на формирование дружеских привязанностей среди сверстников.

Важно заметить, что стиль взаимодействия педагога с детьми имеет прямое влияние на характер общения детей друг с другом, общую атмосферу в детской группе. Таким образом, взаимоотношения детей в общении напрямую зависят от собственного педагогического почерка педагога. По мнению И. Беха, характер восприятия ребенком воспитательных воздействий зависит от того, как он воспринимает личность воспитателя, от которого исходит воспитательное действие, и какое отношение к нему у него возникает. Так, если педагог демонстрирует доброжелательное отношение к детям, поддерживает их инициативу, проявляет заинтересованное внимание, помогает в сложных ситуациях, то высока вероятность того, что дети будут общаться друг с другом по таким же правилам. И наоборот, авторитарное отношение педагога к детям, подавление самостоятельности, использование негативных оценок в отношении личности, а не действий ребенка, может привести к низкой групповой сплоченности, частых конфликтов между детьми, а также других сложностей в общении [1, 128].

Таким образом, важными условиями формирования гуманистической направленности общения позитивного эмоционального климата в детском коллективе, который предусматривает изменение обстановки в дошкольном учебном заведении, максимально приблизив ее к семейной: любви, уважения, где старшие заботятся о младших, оберегают и защищают их, реализация воспитателями индивидуального подхода в работе с детьми, которые испытывают трудности в общении, а также гуманизация взаимоотношений взрослых и детей, которые непосредственно влияют на формирование гуманистических ценностей подрастающего поколения. Обеспечить эти условия поможет, по нашему мнению, организация личностно-ориентированного общения, которое строится на принципах личностного подхода, при котором личность выступает как совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия.

Общение со взрослыми, бесспорно, имеет важное значение в личностном развитии ребенка дошкольного возраста. Однако для ребенка этого возраста не

менее важным является и общение со сверстниками. Опыт полученный в общении со взрослыми ребенок позже реализует в общении со сверстниками, поэтому чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают взаимоотношения со сверстниками.

Дети стремятся друг к другу ради совместного участия в игре, обсуждение жизненных проблем и т.п. В общении со сверстником проявляется потребность ребенка в активности и познании окружающей среды и себя самого, собственно поэтому в деловых и познавательных мотивах сверстник выступает для ребенка как средство этого познания. С другой стороны, в общении со сверстником имеют место и личностные мотивы, выражающие потребность ребенка в общении с приятными ему детьми. В этом случае сверстник выступает целью, к которой стремится ребенок.

Можно выделить следующие особенности общения со сверстниками:

1. Яркая эмоциональная насыщенность. Общение со сверстниками, как правило, сопровождается резкими интонациями, криком, смехом, кривлянием и т.п.

2. Нестандартность детских высказываний, отсутствие жестких норм и правил. Разговаривая друг с другом, дети используют самые неожиданные, непредсказуемые слова, сочетания слов и звуков, фраз.

3. Преобладание инициативных высказываний над теми, которые требуют ответа. Такая несогласованность коммуникативных действий может быть поводом для конфликтов, обид и недоразумений. Соответственно, диалог, как правило, отсутствует, так как дети перебивают друг друга, каждый говорит о своем, не слушая при этом партнера.

4. Богатое по своему функциональному назначению: это и управление действиями партнера, и контроль за его действиями, и навязывание собственных образцов поведения (заставить сделать именно так), совместная игра, постоянное сравнение возможностей («Я так могу, а ты?») др. В частности, действия ребенка, направленные на сверстника, более разнообразны, чем в общении с взрослым.

По свидетельству Я. Коломинского, одни дети ведут себя в группе достаточно активно, они самоуверенны, свободно себя чувствуют в среде сверстников. Другие, наоборот - не встречают благоприятного эмоционального климата, чувствуют себя неуверенно, подавленно, подчиняются другим [2, 40]. Довольно часто между детьми в группе детского сада возникают конфликты. Однако, особое значение имеют, не очевидные внешние конфликты, а именно внутренние конфликты, способствующие психологической изоляции от сверстников, отстранению ребенка от совместной жизни и деятельности группы дошкольников. Такие конфликты могут возникать в различных сферах детских взаимоотношений, однако главной их особенностью является проникновение в межличностные взаимоотношения детей, что предопределяет возникновение проблем именно в этой сфере, общении и взаимодействии сверстников между собой.

Важное значение в становлении гуманистической направленности личности ребенка имеет группа сверстников. Ребенка и его индивидуальное развитие с момента, когда он попал в группу сверстников, невозможно рассматривать вне его взаимоотношения с другими членами группы. Именно в коллективе детей, на основе опыта общения со сверстниками закладываются основы нравственной личности. Утверждению в сознании ребенка гуманистических чувств, способствует участие ребенка в групповом взаимодействии. Вживаясь в группу сверстников, дошкольник учится согласовывать свои цели и интересы с целями и интересами группы, переживать, отвечать не только за себя, но и за товарищей.

Взаимоотношения в коллективе детей выстраиваются на принципах доброжелательности, готовности при любых обстоятельствах помочь товарищу. Признаки коллективизма проявляются в готовности выполнять посильные дела, необходимые для отдельных детей и группы в целом, в непосредственной радости не

только за свои успехи, но и за достижения товарищей. Дети в коллективе становятся организованными, ответственными общие дела.

Для того чтобы предупредить и избежать появления в поведении детей антигуманных поступков, способствующих снижению потребности в общении со сверстниками, необходимо предоставить гуманным отношениям взаимный характер. Так, исследования психологов удостоверяют тот факт, что если малоавторитетным детям, с низким социометрическим статусом в группе, обеспечить успех в деятельности, то это может привести к изменению их статуса и стать эффективным средством нормализации их отношений со сверстниками, а также повысить их активность и уверенность в себе.

Таким образом, гуманные взаимоотношения являются значимыми для ребенка, поскольку обусловливают стремление к установлению личных контактов друг с другом, потребность в поддержке и признаны со стороны окружающих.

Список литературы

1. Бех ЖД.Личностно-ориентированный подход: теоретико-технологические основы. М.: Просвещение, 2003. 280 с.

2. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Что такое педагогическое общение // Дошкольное воспитание, 1985. № 6. С. 39-43.

3. Кононко А.Л. Социально-эмоциональное развитие личности (в дошкольном детстве). К.: Образование, 1998. 255 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.