РАЗДЕЛ IV
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37
Трапицына Ольга Григорьевна
Аспирант лаборатории литературы Российской академии образования «Институт художественного образования», trapicyna-olga@rambler.ru, Москва
ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Trapitsyna Olga Grigorevna
The post-graduate student Laboratory of the literature in Establishment Russian Academy of éducation «Institute of art formation»; trapicyna-olga@rambler.rü, Moscow
J • i Г ' i |v • • , , | -i'i If ‘ ' ; », ! ’ i1 ’ H ’ 1 ' f f î I .г 1 '
FORMATION OF HUMANISTIC PRÏNCIPLES AT SENIOR PUPILS AT LITERATURE LESSONS
В законе РФ «Об образовании» в качестве важнейшего принципа, на котором основывается государственная политика в области духовной жизни общества, указывается «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности» [1]. Образование должно указывать путь к духовному совершенству, а задача учителя-словесника - не только обучение, но и нравственное воспитание учащихся.
В традиционной системе российского образования, сложившейся еще в XVIII веке, предметом, закладывающим ценностные (мировоззренческие) основы будущего гражданина, является литература. Эта функция литературы утратила своей актуальности и в XX столетии, скорее напротив — она стала ещё более насущной. Для её решения очень важно приблизить школьника к художественному миру писателя, сделать мир классика близким и понятным, а проблемы, им вскрытые, злободневными и актуальными. На приобщение учащихся к чтению эстетически и нравственно полноценной литературы и нацелен аксиологический принцип изучения литературы в школе.
Специфика подросткового возраста заключается в становлении мировоззрения, индивидуальной системы ценностей. В этот период времени формируется ценностное отношение к миру, к себе, к окружающим людям. Отсюда значимость гуманистических ценностей для старшеклассников. Ценности, несущие в себе опыт, накопленный многими поколениями, помогают подростку сориентироваться в выборе ролевой идентификации, которая будет служить ему базой для его последующего развития как взрослого человека. В связи с этим, велика роль уроков литературы. Художественные произведения, изучаемые в школе, отражают ценност-
ное мировосприятие автора и концентрируют в себе вечные культурноисторические ценности.
Старшеклассники в силу своих возрастных особенностей способны более критически и осмысленно, чем учащиеся начальной и средней школы, оценивать и усваивать нравственный опыт, заключённый и отраженный в литературном произведении. Кроме того, подростковый возраст предполагает большую силу нравственных переживаний. На уроках литературы, сопереживая героям художественного произведения, подросток получает возможность дать выход своим эмоциям, учится понимать и оценивать личность другого человека, исходя из общечеловеческого понятия о ценностях, морали и нравственности. Учителю при этом надо понимать, что жизненные ценности воспринимаются подростком только в личностном, конкретном воплощении, часто отождествляясь с живым человеком, в котором эти ценности воплощены. Причем, подросток 12-15 лет в познании действительности более субъективен, чем подросток 16-18 лет, который больше задается мировоззренческими вопросами своего места в мире, своих возможностей и самооценки. Задача учителя - помочь осуществлению максимально полезного диалога учащегося и литературного произведения, в результате которого у учащегося должны сформироваться ответы на вопросы о смысле жизни и понятие об общечеловеческих ценностях, которые и составляют основу культуры.
В методической, учебной литературе тема нравственности, духовного формирования личности в художественной литературе рассматривается в контексте анализа исторического процесса в России первой половины XX века. Между тем, эта тема заслуживает особого внимания и должна рассматриваться не только в контексте исторического процесса, но и сама по себе, как актуальная общечеловеческая проблема, А это предполагает творческое прочтение действующих программ по литературе для углубление в них аксиологических аспектов.
На сегодняшний день имеется несколько программ по литературе для старшей школы, утверждённых Министерством образования и науки РФ - под редакцией Т.Ф. Курдюмовой, А.Г. Кутузова, В.Я. Коровиной, М.Б. Ладыгина и др.. Программа Т.Ф.Курдюмовой нацелена на становление духовного мира учащегося, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей. Целью программы М.Б. Ладыгина является постижение школьниками литературы как вида искусства через знакомство с основными законами литературного творчества. Целью программы А.Г. Кутузова является формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры, Кроме утверждённых на федеральном уровнях программ, существует множество программ по литературе, действующих в том или ином регионе. Так, главная установка программы под редакцией А.И.Квяжицкого, весьма активно внедряемой в современном московском
образовании, - привить школьникам понимание того, что литература пересоздаёт действительность по законам художественного мира и грамотный читатель никогда не станет низводить художественное произведение на уровень бытовой истории.
Различия между программами - а они достаточно велики, особенно в старшей школе - не отменяют, в основном, присущую им общность ценностных категорий. В традициях и национальной культуре России в качестве самого главного начала в человеке, его идеала закладывались такие черты, как правдолюбие, совесть, нравственная чистота, стремление творить добро, совершать подвиги ради людей. Эти качества поддерживаются народными традициями и становятся стержневыми компонентами личности человека. В целом - и это очень важно в контексте рассматриваемой нами проблематики - они совпадают и с общечеловеческими ценностями, сформированными в рамках христианского нравственного идеала.
Все ценности можно поделить на две большие группы (универсальные категории): нравственные и познавательные. Нравственные ценности
— это ценности, имеющие непосредственное отношение к воспитанию личности человека, к его духовности: Дом/семья, Дружба, Любовь, Патриотизм, Честь. Познавательные ценности - те, которые имеют отношение к чему-то более или менее внешнему по отношению к личности человека, к его культурности, воспитанности, социализованности: Красота, Природа, Жизнь, Мудрость, Познание. Такое разделение важно для того, чтобы учащиеся могли для себя разграничить ценности, внутренне присущие русскому человеку, и ценности, имеющие внешний характер, связанные с познанием, мудростью, восприятием красоты и т.п., но не являющиеся внутренними морально-нравственными качествами человека, личности.
В старшей школе формирование духовных ценностей можно рассмотреть на примере прозы М. А. Шолохова, творчество которого даёт читателю объемное и полное представление об огромном нравственном потенциале русского человека, русского духа. Традиции эпической прозы Шолохова обращены к «вечным» проблемам, и именно в творчестве М.А. Шолохова по-новому осмысливаются духовные человеческие ценности: человек, личность, общество, добро, зло.
Вводя такие понятия, как универсальные категории, а это - образы странника, защитника, Матери-Земли, мы обогащаем ценностные знания учащихся. Все эти образы присущи художественному миру Шолохова. Раскрывая сквозь призму аксиологического принципа идеи, которые воплощают собой герои Шолохова, учитель может добиться формирования гуманистических ценностей у старшеклассников.
Аксиологический принцип изучения творчества писателя фокусирует внимание на наиболее содержательно значимых сторонах его произведений. Несмотря на существующее множество подходов к анализу произведений современной литературы, в том числе и прозы М.А. Шолохова, аксиологический принцип вполне может быть используем в школе. Если
всё множество подходов к анализу произведений представить в виде 5 подходов, то в каждом из них аксиологический принцип найдёт себе применение.
1) художественное краеведение (Е.К. Дубцова [2]) - предполагает обучение литературе с привлечением материалов краеведческого характера, в том числе с включением межпредметных связей краеведческого характера. Применительно к творчеству М. Шолохова, это будут реальные или виртуальные экскурсии в станицу Вешенская, рассказ об истории, культуре и быте казаков;
2) типология жанров писательских биографий (Ю.А. Михайлова [4])
- предполагает формирование у учащихся представления о писателях как людях, способных «мыслить и страдать», переживать и совершать ошибки. Применительно к изучению творчества М. Шолохова, это может быть рассказ о семье Шолохова, об истории с авторством «Тихого Дона»;
3) диалог культур (A.A. Полякова [6]) - предполагает обучение литературе в контексте проблематики диалога культур с учетом развития аксиологического потенциала личности учащегося. Применительно к Шолохову, это может быть диалог современной и традиционной казачьей культур;
4) нравственные уроки творчества писателя (В.Б. Петров [5]) - применение аксиологического принципа обучения литературе с учетом нравственных уроков классической литературы, в частности, проблемы самореализации творческой личности. Говоря о творчестве М.Шолохова, можно извлекать нравственные уроки как из самой биографии писателя, так и из его произведений, особенно из романа «Тихий Дон»;
5) сопоставительный анализ (A.B. Лукашенко [3]) — предполагает сопоставительный анализ творчества разных писателей, либо разных периодов творчества одного писателя, помогающие осмыслить поэтику того или иного писателя, создать личностно-окрашенную модель произведения. Например, в аксиологическом аспекте можно сопоставить прозу М. Шолохова с прозой Л.Н. Толстого или же А.И. Солженицына. Можно рассматривать нравственные искания Григория Мелехова в сопоставлении с нравственными исканиями героев А. Солженицына, В. Войновича, В. Распутина и других.
Итогом формирования ценностных понятий у школьников может служить создание познавательной ценности, умения соотносить ценностные нормы и художественные особенности произведений русской литературы и переносить свои знания и умения на определение вечных вопросов, всегда волнующих и писателей, и читателей (проблемы смысла жизни, взаимоотношений человека с обществом, природой, духовные искания героев). Ценностные понятия служат в дальнейшем основой нравственного поведения подростка, а также повышают общую культуру его личности.
Преподавание литературы с использованием аксиологического принципа предполагает выработку у школьников навыка использования полученных знаний в реальной жизни. На результативность такого подхода ука-
зывают данные анкетирования. Практика использования педагогических условий формирования ценностных принципов у учащихся общеобразовательной школы показывает что фактические знания ценностных понятий увеличиваются с 60% до 89-98 %; умение находить в тексте необходимый материал - с 55% до 79-98%; использование ценностных понятий в творческих работах - с 43% до 69-98% и умение пользоваться ценностными понятиями в рассуждениях, доказательствах - с 43% до 67-98%.
Таким образом, потребность в новом педагогическом подходе, на основе которого должно строиться мировоззрение подрастающего поколения, реализуется в аксиологическом подходе к изучению литературы. В частности, в старшей школе формирование духовных ценностей можно рассматривать на прозе М.А. Шолохова, дающей читателю едва ли не самое объемное и полное в русской литературе XX века представление об огромном нравственном потенциале русского человека, русского духа. Творчество Шолохова, обращенное к «вечным» проблемам, по-новому осмысляет духовные ценности человечества.
Библиографический список
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» [Текст]. -М.; Новая школа. 1992.
2. Дубцова, Е.К. Использование межпредметных связей краеведческого характера на уроках литературы [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Е.К. Дубцова. -Самара, 2006.
3. Лукашенко, A.B. Изучение поэтики лирики Б.Л. Пастернака и ее интерпретация школьниками на уроках литературы в 11 классе средней школы [Текст]: дисс. ... канд. пед. наук/A.B. Лукашенко. — Южно-Сахалинск, 2Ö04.
4. Михайлова, Ю.А. Научно-методические подходы к изучению писательских биографий на уроках литературы в основной школе [Текст]: дисс.... канд. пед. наук / Ю.А, Михайлова. - М., 2003. - 205 с.
5. Петров, В.Б. Художественная аксиология Михаила Булгакова [Текст]: дисс. ... доктора филолог, наук. - М., 2003.
6. Полякова, A.A. Теория и практика развития аксиологического потенциала личности студента [Текст]: дисс. ... доктора пед. наук / A.A. Полякова. — Оренбург, 2002.
7. Попова, Е.В. Ценностный подход в исследовании литературного творчества [Текст]: дисс. ... доктора филол. наук. — М., 2004.
1.91