Научная статья на тему 'Формирование гражданственности студентов технического вуза строительного профиля'

Формирование гражданственности студентов технического вуза строительного профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ / СТРОИТЕЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ / CIVILITY / TECHNICAL HIGH-SCHOOL / BUILDING PROFILE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вакурова Татьяна Николаевна

В статье анализируется вопрос формирования гражданственности студентов технического вуза строительного профиля. Приведена взаимосвязанная система действий, способствующая побуждению студентов к проявлению гражданственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вакурова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming of the technical high-school of the building profile students' citizenship

This article analyses forming of the technical high-school of the building profile students' citizenship. The correlative system of the actions that promotes students' inducement to the display of the citizenship is presented.

Текст научной работы на тему «Формирование гражданственности студентов технического вуза строительного профиля»

познавательной деятельностью студентов.

Саратов, 2002.

Поступила в редакцию 23.07.2008 г.

Fokeeva Yu.A. Forming of the professional communication culture of the future interpreters within the multicultural educational environment of the higher educational establishment. In the article the peculiarity of development of intercommunication professional standards of future

interpreters in multicultural educational environment is analyzed. The problem is regarded by the example of the two largest Saratov universities. The author examines the ways of improvement of intercommunication professional standards and proposes her special technology of achievement of the appointed aim.

Key words: intercommunication standards; professional intercommunication; interpreter; multicultural educational environment.

УДК 378.669.017.4

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ

© Т.Н. Вакурова

В статье анализируется вопрос формирования гражданственности студентов технического вуза строительного профиля. Приведена взаимосвязанная система действий, способствующая побуждению студентов к проявлению гражданственности.

Ключевые слова: гражданственность; технический вуз; строительный профиль.

Формирование гражданственности личности осуществляется не только в семьях, средних общеобразовательных школах, но и продолжается в период профессиональной подготовки в среднеспециальных и высших учебных заведениях и является важнейшим этапом педагогического процесса. Анализ научной литературы по данной проблематике и опыта подготовки строителей в условиях университета архитектуры и строительства позволили нам предложить взаимосвязанную систему действий, направленную на формирование гражданственности личности.

В процессе выбора методов формирования гражданственности мы опирались на классификацию методов воспитания, выделенных в педагогической литературе. В процессе формирования гражданственности нами использовались три группы методов: методы формирования гражданского сознания личности (рассказ, объяснение, этическая беседа, внушение, пример, дискуссия), методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения (педагогическое требование, поручения, воспитывающие ситуации), методы стимулирования гражданского поведения (соревнование, поощрение, неодобрение (замечание)).

Поэтапная система действий по формированию гражданственности студентов включала в себя, в первую очередь, анкетирование преподавателей, организацию и проведение индивидуальных бесед и «круглых столов» с ними по вопросам гражданской, патриотической направленности во взаимосвязи с процессом профессиональной подготовки студентов. Нами также акцентировалось внимание преподавателей общепрофессиональных и специальных дисциплин на использовании принципа гражданственности на своих занятиях. Были задействованы кураторы, преподаватели гуманитарных и специальных дисциплин, заместители декана по учебной и воспитательной работе.

Следующим этапом по формированию гражданственности студентов является организация и проведение внеаудиторных «гражданских часов», направленных на формирование знаний обучающихся о гражданственности, гражданского сознания, гражданского мышления и включающих в себя следующие темы: «Гражданственность и гражданские обязанности», «Патриотизм, защита Отечества, государственные символы», «Кодекс поведения жителей Пензенской области», «Гуманизм, доброта, милосердие, порядоч-

ность», «Отношение к труду и его результатам, участие в социально направленной деятельности», «Нравственный идеал личности». Внеаудиторные «гражданские часы» проводились в первом семестре, которым было посвящено 12 часов занятий. Одной из распространенных форм работы являлась работа в группах, что позволяло активизировать в течение занятия всех студентов. Во время проведения «гражданских часов» нами использовалась технология развития критического мышления, которая была освоена в процессе повышения квалификации по современным педагогическим технологиям в Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского. В процессе работы со студентами использовались такие приемы, как «Мозговой штурм», «Кластер», «Эссе», «Авторский стул», метод «Шесть шляп мышления».

Формирование гражданского сознания и мышления мы осуществляли с помощью модели трех стадий «Вызов - Осмысление -Размышление (Рефлексия)», которая позволяет студентам самим определить цели, осуществлять активный поиск информации и осознанно размышлять о том, что они узнали. Данная технология разработана учеными из США (Дженни Л. Стил, Кертис С. Мередит, Чарльз Темпл, Скотт Уолтер).

На стадии «Вызова» мы создавали мотив к деятельности. Работа проводилась в микрогруппах. Мы брали определенную тему, например «Гражданственность», записывали на доске ключевое слово и вовлекали студентов в активную мыслительную деятельность («Мозговой штурм»), рисуя при этом кластер. То есть на стадии «Вызова» студенты анализировали собственные (первичные) знания по заданной теме. С помощью ключевого слова студентам необходимо было привести возникающие ассоциации, мысли, идеи. При этом они опирались на корень слова «граждан» и на его основе образовывали существительные, прилагательные и словосочетания (например, «гражданин», «гражданский», «гражданство», «гражданские

права», «гражданские обязанности» и т. д.). Поддержание интереса студентов, созданного на стадии «Вызова», осуществлялось на стадии «Осмысление», где создавались условия для активного восприятия новой информации. Студентам были розданы тексты на

тему «Гражданственность», после чего ими осуществлялся активный поиск информации. Читая текст, они пытались ответить на вопрос «А что такое гражданственность?», дополняя при этом свой кластер. На стадии «Размышления» или «Рефлексии» происходила активная перестройка представлений студентов с включением новых понятий. Преподаватель со студентами дополнял начатый на доске кластер. Студенты выражали свои мысли, аргументировали их, обменивались идеями, после чего новая информация записывалась на доске. Или же наоборот, каждая микрогруппа представляла свой красочный кластер на ватмане по заданной теме. Презентация кластера сопровождалась объяснением зафиксированных понятий и мыслей, после чего шла бурная дискуссия.

Использование модели «Вызов - Осмысление - Размышление» дает преподавателю возможность обеспечивать активную деятельность студентов, стимулировать размышление, давать возможность услышать разные мнения, помогать студентам задавать свои вопросы, способствовать самовыражению и задействовать чувства и эмоции студентов, способствовать активной дискуссии, создавать в аудитории атмосферу открытости и ответственного сотрудничества.

Результаты работы студентов представляли вид кластера, эссе, где они могли отразить свои знания, оригинальность идей, мышление. На последнем занятии были подведены итоги, разыгрывались воспитывающие ситуации гражданской направленности, например, «Вы - патриоты своей страны. Какие патриотические действия Вы совершаете?», «Моя гражданская позиция проявляется в...», «Моей личности присуще качество гражданственности, которое проявляется в... » и др. Каждой группе была дана определенная ситуация. Студенты должны были представить аудитории свои творческие работы на ватмане. Представление работы каждой группы сопровождалось бурным обсуждением.

В процессе работы на внеаудиторных «гражданских часах» наблюдалась любознательность студентов (увеличение количества вопросов), активность восприятия информации (интересная постановка проблемы, активное участие в дискуссии), личное отношение к информации гражданской направленности (выражение собственной точки

зрения, наложение новой информации на личный опыт).

Во втором семестре первого курса в целях формирования гражданственности студентов, их ценностного отношения к овладению профессией использовались возможности музея Пензенского государственного университета архитектуры и строительства.

В музее проводились лекции-беседы, также показывались фильмы для студентов первого курса, направленные на знакомство с историей данного учебного заведения; пробуждение чувства гордости за то, что они здесь учатся, приобретают профессию; раскрытие значимости профессии строителя, которая позволит сделать более красивым свой город и ту среду, в которой человек живет, работает, отдыхает; формирование добросовестного отношения строителя к своему труду, его гражданской активности. Чтению лекций было посвящено 10 часов. Студенты внимательно слушали информацию, задавали вопросы, интересовались дальнейшей судьбой выпускников-строителей, выпускников, участвовавших в военных сражениях (ВОВ, Афганские сражения), высказывали свое отношение к поступкам людей, активно участвовали в дискуссии. Некоторые студенты узнавали на фотографиях своих родственников, вносили дополнения к повествованию заведующего музеем, рассказывая в яркой эмоциональной форме о героических подвигах и достижениях своих предков, сложных жизненных ситуациях, связанных с преодолением трудностей, о некоторых интересных эпизодах из их жизни и уникальных чертах их личности, делились впечатлениями с другими студентами. Такое общение, по-нашему мнению, влияет на эмоциональную сферу личности студента, может способствовать формированию мотивации к проявлению гражданственности, ценностного отношения к людям, Родине, профессии.

В целях формирования гражданственности студентов в процессе профессиональной подготовки на втором курсе использовался метод создания воспитывающих ситуаций. В качестве домашнего задания студентам были даны ситуации, имеющие профессиональногражданскую направленность и способствующие формированию их ценностного отношения к овладению профессией, например, ситуация 1: «Вы выбрали профессию

строителя. Почему был сделан данный выбор? Как Вы думаете, какова роль строителя как гражданина в обществе?», ситуация 2: «Вы являетесь высококвалифицированным специалистом по направлению «Строительство». Какое социально направленное сооружение Вы бы предложили построить (или реконструировать), проявив гражданскую позицию личности?». Была организована внеаудиторная работа, которая состояла из пяти занятий по 90 мин. каждое в третьем и четвертом семестрах. На каждом занятии выступало по пять человек. Каждый студент представлял свою творческую работу в виде портфолио, которое он собирал в течение семестра: занимался поиском материала, систематизировал свои знания, выдвигал оригинальные идеи, отразил свое видение профессии гражданина-строителя. После презентации каждой творческой работы было организовано обсуждение и давалась групповая и экспертная оценка деятельности студентов. На наши занятия приглашались кураторы экспериментальных групп, деканы, заместители деканов, преподаватели. Ценностное отношение студентов к овладению своей профессией проявлялось в добросовестном выполнении порученного дела, в понимании социальной значимости своей профессии и необходимости адекватной профессиональной подготовки.

На третьем курсе студенты начинают заниматься проектированием и совершенствуют свои профессионально значимые знания, умения и навыки вплоть до завершения высшего учебного заведения. Деятельностный компонент гражданственности личности целесообразно было формировать в процессе проектирования, т. к. оно составляет основу профессиональной подготовки студентов технического вуза строительного профиля. Мы предложили разделить процесс формирования гражданственности в ходе социального проектирования на три этапа: мотивационный, операциональный и рефлексивнооценочный.

На мотивационном этапе формирования гражданственности в процессе социального проектирования мы предложили преподавателям специальных дисциплин не только помогать студентам в определении темы проекта, его цели, задач, гипотезы, используемых дидактических и методических материалов, в

обсуждении вариантов использования компьютерных программ, но и объяснять значимость профессионального труда в жизни гражданского общества, добросовестного отношения к выполнению профессионально значимых действий, значимость приумножения своим профессиональным трудом общественных благ, приводить примеры из жизненных ситуаций, раскрывать достижения отечественных ученых в области архитектуры и градостроительства, акцентировать внимание студентов на взаимосвязи профессионализма и гражданственности личности, показывать на примерах халатного отношения специалистов к проявлению профессионального долга негативные последствия от их действий. То есть на мотивационном этапе формирования гражданственности студентов в процессе социального проектирования мы предложили выделить главный ориентир деятельности будущих специалистов, выражающийся в высоком профессиональном долге, высокой гражданской активности, социальной ответственности и патриотичности.

На операциональном этапе формирования гражданственности в процессе социального проектирования организуется продуктивная творческая деятельность личности. На этом этапе мы рекомендовали преподавателям специальных дисциплин в ходе профессионально направленного взаимодействия дать установку студентам, вселяющую веру в успех и призывающую их проявлять гражданственность. В целях формирования гражданственности студентов в процессе социального проектирования мы предложили преподавателям постоянно поддерживать мотив «быть гражданином», подчеркивая при этом разницу между категориями «Я хочу» и «Я должен», уделяя внимание формированию в своей личности комплекса качеств, составляющих основу гражданственности, демонстрируя позитивное отношение к своей профессии, людям, Отечеству.

Участие студенческой молодежи в социально значимой проектной деятельности способствует, на наш взгляд, становлению деятельностного компонента гражданственности личности: осуществляются реальные действия, связанные с профессиональной позицией, формируется опыт гражданских и профессиональных действий, вырабатывается линия нравственного поведения личности,

формируется умение работать в коллективе, взаимодействовать и сотрудничать с другими людьми, формируется умение применять полученные знания с позиций гражданственности, воспитывается ответственность за результативность деятельности.

Формирование деятельностного компонента гражданственности может осуществляться при вовлечении студентов на четвертом и пятом курсах в реальную проективную деятельность, направленную на воспитание их готовности к проявлению социально полезной и гражданской активности. Выполнение реального проекта сопровождается под руководством преподавателей-консультантов по архитектурно-строительной, расчетноконструктивной части здания; по основаниям и фундаментам; по технологии, организации, экономике строительства; экологии и безопасности жизнедеятельности, что позволяет четко организовать работу студентов и формировать у них опыт социальной деятельности. В данном случае в коллективном взаимодействии создается не только творческий характер труда, но и общая гражданская ответственность за результативность проекта. Студенты, объединяясь в группы по 5-6 человек, при выполнении проекта становятся субъектами деятельности. Межсубъектная деятельность позволяет обмениваться опытом, обогащать деятельность каждого, действовать осмысленно, проявлять взаимопомощь. Выполняя проекты объектов, предназначенных для людей, студенты не только демонстрируют профессионально значимые знания, умения и навыки, но и исходят из гражданской позиции личности, понимая, что все будет строиться для общества и должно быть надежным, комфортным, эстетичным и долговечным.

На рефлексивно-оценочном этапе формирования гражданственности личности в процессе социального проектирования мы предложили преподавателям специальных дисциплин учить студентов рефлексировать собственную проективную деятельность, оценивать ее. Подведение итогов было проведено в форме семинарских занятий, на которых студенты выступили с презентацией проектов с последующим коллективным обсуждением их. При этом была организована выставка студенческих работ.

Мы предложили также в процессе рефлексивной работы по проективной деятельности студентов обсудить некоторые вопросы профессиональной и гражданской направленности, например: «Перечислите умения, которые Вы должны были приобрести в процессе проектирования»; «В чем проявлялась Ваша гражданская позиция в процессе выполнения проекта?»; «Что послужило мотивом для выполнения реального проекта?»; «Влияет ли работа в группе на характер Вашей деятельности?»; «Была ли Ваша роль достаточно активной в процессе социального проектирования и в чем она выражалась?»; «Как повлиял процесс социального проектирования на Ваше самосовершенствование?»; «Какие качества, составляющие основу гражданственности, достаточно ярко выражались в Вашей личности в процессе социального проектирования?».

В ходе рефлексивного процесса можно было услышать разные ответы, например: «В ходе выполнения проекта моя гражданская позиция проявлялась в добросовестном труде, в активном участии в коллективном деле, в стремлении не подвести других, в получении хорошего результата, в обязательном и

ответственном отношении к делу»; «В процессе выполнения проекта важно проявить свои профессиональные знания и умения, от которых будет зависеть качественный результат работы. По нашим проектам будут возводиться социальные сооружения, мы не должны допустить непоправимых ошибок, от которых могут пострадать люди. Мы должны исходить из гражданской позиции личности и проявить чувство профессионального долга и ответственности».

Таким образом, рефлексия и самореф-лексия продуктивности работы каждого участника проектирования свидетельствовала о динамике формирования гражданственности студентов технического вуза строительного профиля.

Поступила в редакцию 2.11.2008 г.

Vakurova T.N. Forming of the technical high-school of the building profile students’ citizenship. This article analyses forming of the technical high-school of the building profile students’ citizenship. The correlative system of the actions that promotes students’ inducement to the display of the citizenship is presented.

Key words: civility; technical high-school; building profile.

УДК 614-057.875-084:378.1

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СУБЪЕКТИВНОЙ И ОБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНОК ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ»1

© В.Н. Ирхин, Ю.И. Журавлев, Н.И. Жернакова, Ж.Ю. Чефранова, И.В. Ирхина

В статье дается анализ результатов субъективной и объективной оценок здоровья студентов Белгородского государственного университета и их отношения к здоровьесберегающей инновационной образовательной программе. Представлены показатели степени осведомленности, участия и удовлетворенности студентов качеством проводимых в университете мероприятий.

Ключевые слова: анализ субъективных и объективных оценок здоровья; здоровье студентов; инновационная образовательная программа; университет.

Одной из важнейших задач современного образования является изучение отношения студентов высших учебных заведений к сво-

1 Работа выполнена при поддержке аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» № 2.2.3.3./3774 «Сохранение здоровья студентов в инновационной образовательной системе университета».

ему здоровью и формирование мотивации к здоровьесберегающему поведению [1-3]. Однако в этом направлении явно недостаточно использования только методов психологической и педагогической мотивации, которые предлагаются специалистами [4, 5], требуется также создание реальных условий для реализации установок на сохранение и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.