Научная статья на тему 'Формирование гражданской компетенции в условиях Ассоциации «Содружество»'

Формирование гражданской компетенции в условиях Ассоциации «Содружество» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / CIVIC EDUCATION / CITIZENSHIP / NETWORKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долинина Ирина Геннадьевна, Алексеев Виктор Николаевич

Рассматриваются теоретические подходы и социальная образовательная практика формирования гражданской компетенции в условиях сетевого взаимодействия, осуществляемого Ассоциацией «Содружество».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Долинина Ирина Геннадьевна, Алексеев Виктор Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This paper describes the theoretical approaches and social educational practice form civil competence in networking, to form Аssociations «Commonwealth».

Текст научной работы на тему «Формирование гражданской компетенции в условиях Ассоциации «Содружество»»

И.Г. Долинина, Пермский национальный исследовательский политехнический университет В.Н. Алексеев,

Ассоциация «Содружество»

Формирование гражданской компетенции в условиях Ассоциации «Содружество»

Педагогика сегодня нуждается, по нашему мнению, не столько в изобретении новых средств, сколько в ясной научной теории, позволяющей в полной мере использовать имеющиеся воспитательные и обучающие средства для достижения общественно значимых целей.

Одной из таких целей является компетенция гражданственности, которая достигается гражданским образованием. Его основные цели и задачи на

современном этапе: формирование знаний о формах политической жизни и их функциях, правах человека и обязанностях граждан, осознанного отношения к духовным ценностям общества, навыков общественной деятельности (ученическое самоуправление), умений урегулировать конфликты мирным путем (уважать мнение других, принимать коллективные решения), знаний норм гражданского поведения и их соблюдение (уважение

к окружающим, толерантность) [1, с. 85].

Гражданственность - особо ценное качество образования, которое сложно достичь исключительно в стенах одного образовательного учреждения. Поэтому необходимо привлечение общественного ресурса, способного создать необходимую педагогическую среду.

Гражданственность - это нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответствен-

КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА

ИРИНА

ГЕННАДЬЕВНА ДОЛИНИНА

доктор педагогических наук, профессор кафедры философии и права Пермского национального исследовательского политехнического университета. Сфера научных интересов: демократическое образование, подготовка студентов к гражданскому участию, участие в законотворческой деятельности (в экспертизах законов, круглых столах). Автор более 100 публикаций

ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ АЛЕКСЕЕВ

преподаватель английского языка средней общеобразовательной школы № 10 г. Кунгура Пермского края, председатель Ассоциации «Содружество». Сфера научных интересов: демократическое образование, организация социальных практик. Автор более 20 публикаций

Рассматриваются теоретические подходы и социальная образовательная практика формирования гражданской компетенции в условиях сетевого взаимодействия, осуществляемого Ассоциацией «Содружество».

This paper describes the theoretical approaches and social educational practice form civil competence in networking, to form Аssociations «Commonwealth».

Ключевые слова: гражданское образование, гражданственность, сетевое взаимодействие.

Key words: civic education, citizenship, networking.

ности человека перед социумом, к которому он принадлежит (перед государством, семьей, церковью, профессиональной или иной общностью), а также в готовности отстаивать его права и интересы.

Чувство гражданственности вытекает из осознания человеком

себя как личности, самостоятельного члена общества, обладающего определенными правами и обязанностями, закрепленными в законодательстве, активно участвующего в принятии и осуществлении государственных решений и руководствующегося в повседневной жизни определенными моральными нормами и ценностями.

Научная деятельность многих ученых обусловлена актуальной необходимостью обеспечить становление гражданина современного общества России. Гражданственность существует и проявляется на трех уровнях.

Элементный уровень представляет собой совокупность понятий, идей, взглядов, оценок, которые складываются и функционируют в обыденном сознании относительно образования личности.

Концептуальный уровень включает проблемы формирования гражданственности. Это могут быть концепции построения гражданского общества, организация его существования и развития, создание системы взаимоотношений в системе «общество и государство» и др.

Методологический уровень -это высший уровень гражданского мировоззрения, он включает основные понятия, убеждения личности относительно существования государства и общества. Особенность этих убеждений заключается в том, что они вырабатываются не просто на основе представлений и знаний, а с учетом ценностного отражения мира и человека.

В условиях становления гражданского общества новым видом неформального образования становится сетевое обучение. Оно представляет собой многомерное явление. Центр сети -это не отдельное образовательное учреждение или стандартизированная программа, а ориги-

нальные модели,авторские школы, вариативные курсы, т.е. нечто существенно отличающееся от того, что предлагает государственная система образования. В сети вообще нет организаций и организованностей в традиционном смысле, первичной клеточкой объединения выступает здесь событийная общность, сообщество.

Ассоциация «Содружество» создана в 2007 году и представляет собой культурнообразовательную инициативу с возможностью построения модели сетевого взаимодействия. Она организована как единая общественная организация на профессиональной основе. На территории пяти муниципалитетов на юго-востоке Пермского края было создано единое информационнообразовательное пространство, чтобы отслеживать преемственность в обучении школьников и студентов, вести совместную проектную деятельность, а в целом улучшить качество обучения иностранным языкам.

Появление сетевого взаимодействия в педагогической среде явилось важным результатом политики модернизации системы образования. Помимо создания единого образовательного пространства и повышения качества обучения, работа в рамках сетевого взаимодействия позволяет решать гораздо более широкие задачи.

Ассоциация (от лат. associo -присоединять) «Содружество» -это организационная форма, являющаяся добровольным объединением научно-педагогической общественности, институтов исполнительной власти в сфере образования, представителей средств массовой информации, бизнес-сообщества.

Цели Ассоциации - координация образовательной деятельности, представление и защита общих просветительских интере-

сов. Она основана на членстве. Хотя все члены Ассоциации сохраняют самостоятельность, но несут ответственность по ее обязательствам.

Деятельность Ассоциации по формировани югражданской компетенции реализуется посредством мобилизации общественного мнения по проблеме формирования гражданской компетенции в образовании, использования формальных инструментов (разработка и обсуждение проектов нормативно-правовых актов, консультирование представителей власти и экспертиза принимаемых решений, предоставление информации, участие в работе органов управления образованием), а также неформальных контактов (организация и проведение конференций, круглых столов).

Главная задача Ассоциации «Содружество»- формирование компетенции гражданственности, что и определяет особый характер отношений, связей, взаимодействий образовательных институтов, которые направлены на создание гражданского общества.

Работа Ассоциации представлена следующими формами деятельности:

- олимпиады «Гражданин мира», «Я - патриот России», «Кун-гур - моя Родина»;

- конкурсы сочинений, видеофильмов, слайд-презентаций на иностранных языках среди учащихся средних и средних специальных образовательных учреждений, например «Год семьи», «Год молодежи», «Год учителя»;

- система межрегиональных научно-практических конференций Ассоциации;

- система инновационных центров повышения квалификации педагогов;

- сотрудничество с туристическими организациями для проведения конкурсов и иной совместной деятельности: обмен информацией через веб-сайт Ассоциации и групповое взаимодействие в социальной сети «В контакте».

В задачи проводимых Ассоциацией олимпиад входят: формирование компетенции гражданственности как интегративного качества личности; развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-

исследовательской деятельности; создание необходимых условий для поддержки способностей обучающихся, готовых вступать в устную и письменную коммуникации на русском и иностранных языках (английский, немецкий); привлечение внимания участников к изучению политических, правовых и культурных аспектов современного общества.

Олимпиады позволяют совершенствовать коммуникативную компетенцию вместе с ее составляющими (социокультурной, компенсаторной, учебнопознавательной компетенциями), активизировать творческую самостоятельность участников, а также способствуют развитию интереса к исследовательской деятельности, формируют интерес и мотивацию к овладению русским и иностранными языками. Они помогают овладевать умениями эффективного пользования телекоммуникационными технологиями, расширять общеобразовательный кругозор участников, интенсифицировать процесс получения исторических и обществоведческих знаний. Олимпиады также создают комфортное мотивационное пространство для будущего профессионального выбора, содействуют воспитанию ценностных ориентаций обучающихся.

При составлении заданий и оценке представленных на олимпиаду работ учитываются следующие критерии: выраженная активная гражданская позиция; умение видеть проблему и предлагать пути ее решения; научность в соответствии с современными представлениями философии, социологии и политологии; актуальность и новизна содержания работы; самостоятельность, оригинальность и творчество; глубина и полнота представленного материала; логичность, убедительность, доказательность,

обоснованность теоретических и практических выводов.

Работа с проектами занимает особое место в условиях сетевого взаимодействия, позволяя обучающимся получить знания, которые не приобретаются при использовании традиционных методов обучения. Это становится возможным потому, что обучающиеся сами делают свой выбор, проявляют инициативу и гражданскую позицию.

К проектам предъявлялись следующие требования: они должны иметь актуальную практическую направленность, готовится на основании самостоятельных исследований обучающихся, содержать элементы проектирования и предполагать пути решения проблем, способствовать налаживанию коммуникации и взаимодействия между обучающимися, давать им возможность учиться в соответствии с их способностями.

Ассоциация «Содружество» организует конкурсы среди учащихся школ и колледжей. Это конкурсы презентаций среди школьников 7-11-х классов общеобразовательных школ и учащихся колледжей. Они посвящены малым историческим городам Пермского края, купеческим династиям, известным династиям мира, интересам семьи, молодежным организациям и движениям. Все это способствует усилению интереса к своей малой родине, повышению гражданского самосознания, а в конечном итоге формированию активной жизненной гражданской позиции.

Ежегодные конкурсы письменных работ по темам «Мой дом -Россия», «Моя семья - частичка Родины», «Я горжусь своей страной» проводятся в форме писем другу из другой страны, что также является формой межкультур-ной коммуникации. Конкурсы яв-

ляются дистанционно-очнои комплексной образовательной программой. Они имеют дидактическую направленность, ориентированы на развитие компетенции гражданственности, творческих способностей, а также информационных, исследовательских и коммуникативных компетенций участников.

Ассоциация «Содружество» сотрудничает с Международной организацией «Pen-Pals International» (Австралия). Это международный клуб по переписке, который предлагает сотни адресов как отдельным лицам, так и группам взрослых и детей.

Обучающиеся переписываются со своими сверстниками из разных стран мира и испытывают повышенный интерес к изучению иностранного языка, культурных особенностей других стран. Они отчетливо понимают, что, общаясь со сверстниками из-за рубежа, они представляют свою родную страну, а это накладывает на них определенные обязательства, но в то же время дает им чувство гордости, национального самосознания, причастности к великой нации и формирует компетенцию гражданственности.

Благодаря программе «Скайп» и использованию веб-камер появилась уникальная возможность

визуального общения с иноязычными партнерами и друзьями. Сейчас все это проходит на новом, более прогрессивном уровне общения, что требует от обучающегося моментального применения его знаний.

Ассоциация «Содружество» имеет партнерские отношения с рядом аналогичных учительских организаций Норвегии, Испании, Германии и Дании. Коллеги из этих стран любезно предоставляют Ассоциации информацию о сайтах общения в социальной сети <^асеЬоок», где можно найти друзей по интересам как учителям, так и ученикам. Данные веб-адреса распространяются по всем образовательным учреждениям Ассоциации.

В процессе визуального общения обучающиеся не только ощущают свою причастность к мировому сообществу, но и находят практическое применение знаниям иностранного языка, ведя на равных диалог с представителями других стран и культур.

Литература

1. Долинина И.Г. Формирование политической культуры: опыт методологического конструирования. Пермь, 2011. 336 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.